КЛЮЧИ К ТВОРЧЕСТВУ. В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества, и рассматривается как личностная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
Advertisements

1 Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности учащихся начальной школы Рудавина Светлана Евгеньевна.
1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника.
Образовательная программа дошкольного образования « Тропинка » Под редакцией Кудрявцева В. Т.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Концептуально- технологическая модель организации педагогического процесса в формате ФГТ.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
«Формирование коммуникативных и познавательных функций у детей» Педагог-психолог Белова Т.Л.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Ерёменко Ирина Юрьевна преподаватель методики преподавания музыки ВКК ГБОУ СПО НСО «Татарское педагогическое училище»
Технологія формування творчої особистості. Лазаренко Е.Н. Педсовет
Развивающие возможности технологии 6. Развитие инноваций в образовании Традиционная модель образования Гуманистическая модель образования Инновации по.
Материалы к стандартам второго поколения. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх.
«Проблемы и перспективы профильного и предпрофильного обучения».
Организация проблемного обучения в начальной школе Организация проблемного обучения в начальной школе Автор: Зайчикова О.Е., учитель начальных классов.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
Образовательная среда и креативность: введение в проблему Автор: Ефимова Н.Н. – доцент кафедры психологии и педагогики ЧРИО.
Сковородникова Н.С., учитель первой категории, МОУ «СОШ 29 г.Орска» Орск 2010 год.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Транксрипт:

КЛЮЧИ К ТВОРЧЕСТВУ

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества, и рассматривается как личностная характеристика. В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчества, и рассматривается как личностная характеристика. Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. Креативность это общая творческая способность, процесс преобразования знаний. Креативность это общая творческая способность, процесс преобразования знаний. Некоторые исследователи остроумно заменяют «креативность» словом «творческость» Некоторые исследователи остроумно заменяют «креативность» словом «творческость»

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: - применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям; - разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: - применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям; - разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее.

Чтобы творчество учителя становилось нормой, нужно в его профессиональном пространстве создавать места «топы», где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы; где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например, на духовное и нравственное развитие ребенка. Чтобы творчество учителя становилось нормой, нужно в его профессиональном пространстве создавать места «топы», где учитель может проявить инициативу, обсудить ее с коллегами, объединиться в любые профессиональные группы; где не игнорируются те формы педагогической деятельности, которые не оказывают существенного влияния на контролируемые результаты, например, на духовное и нравственное развитие ребенка.

Основные проблемы педагогики, ориентированной на развитие творческой личности: Основные проблемы педагогики, ориентированной на развитие творческой личности: процесс становления творческой личности (Онтогенез); процесс становления творческой личности (Онтогенез); модель («портрет») творческой личности (Что развивать?); модель («портрет») творческой личности (Что развивать?); педагогические технологии и методы развития (Как развивать?). педагогические технологии и методы развития (Как развивать?). ПРОЦЕСС становления творческой личности в онтогенезе включают несколько этапов. Первый этап – пробуждения; Первый этап – пробуждения; Второй этап – подражания, имитаций; Второй этап – подражания, имитаций; Третий этап – преобразований; Третий этап – преобразований; четвертый этап – альтернатив. четвертый этап – альтернатив.

«Портрет творческой личности» - многогранен, включает различные психологические сферы и качества личности: Сфера мировоззрения; Сфера мировоззрения; Творческая мотивация; Творческая мотивация; Эстетические креативные свойства; Эстетические креативные свойства; Эмоционально-креативные свойства; Эмоционально-креативные свойства; Интеллектуально-творческие способности; Интеллектуально-творческие способности; Творческое воображение; Творческое воображение; Коммуникативно-творческие способности. Коммуникативно-творческие способности.

Педагогическими формами развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте являются уроки. Педагогическими формами развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте являются уроки. Уроки творчества в системе начального образования могут быть включены в учебный процесс по любому предмету (математика, русский язык, детская литература, музыка, изобразительное искусство). Уроки творчества в системе начального образования могут быть включены в учебный процесс по любому предмету (математика, русский язык, детская литература, музыка, изобразительное искусство). Построение уроков творчества, их содержание и тематика вариативны, предоставляют свободу выбора, индивидуальных интересов, возможности и соответствуют природе искусства, детства и творчества. Построение уроков творчества, их содержание и тематика вариативны, предоставляют свободу выбора, индивидуальных интересов, возможности и соответствуют природе искусства, детства и творчества.

В экспериментальной практике уже накоплен опыт разработки и применения эвристических педагогических технологий, которые могут быть адаптированы и применены на уроках творческого типа в начальной школе. Это: ассоциативный метод, мозговая атака, метод сценарной разработки и драматизации, морфологический анализ, метод бинарный оппозиций, исследовательский и вариативный методы, различные виды моделировании, метод активного воображения, медитативный метод, эвристическая беседа, игра и т.д. В экспериментальной практике уже накоплен опыт разработки и применения эвристических педагогических технологий, которые могут быть адаптированы и применены на уроках творческого типа в начальной школе. Это: ассоциативный метод, мозговая атака, метод сценарной разработки и драматизации, морфологический анализ, метод бинарный оппозиций, исследовательский и вариативный методы, различные виды моделировании, метод активного воображения, медитативный метод, эвристическая беседа, игра и т.д. Цели уроков творчества: пробуждение и развитие креативных свойств, духовного потенциала ребенка, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, воспитание креативного отношения к себе и окружающему миру. Цели уроков творчества: пробуждение и развитие креативных свойств, духовного потенциала ребенка, накопление опыта творческой деятельности, формирование позиции творца, воспитание креативного отношения к себе и окружающему миру.

Специфика уроков творчества наиболее рельефно проявляется в сравнении с традиционными уроками познания: Линии анализа Линии анализа Традиционный урок Урок творчества Ориентации На стандарты На вариативность Вектор времени Реконструкция прошлого Созидание будущего Мотивация Приобретение знаний Самореализация Характер информации Непротиворечивая, предлагается в «готовом» виде, манипуляции чужими идеями Альтернативная, добывается самостоятельно, продуцирование своих идей Процесс познания Усвоение стандартов, чужого опыта Преобразование, открытие Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергентное (творческое)

Линии анализа Линии анализа Традиционный урок Урок творчества Результаты Запланированы, известны Вероятностны, не известны Субъект – объектные отношения Ребенок – объект обучения Ребенок – субъект познания и творчества Технологии Имитационные, репродуктивные Проблемные, эвристические, креативные, арттехнологии Функции учителя Воздействие Взаимодействие, сопровождение Последствие Тезаурус академических знаний, алгоритмы Рефлексия актуальных достижений и мотивация перспективы Уроки творчества как открытые модели, предполагающие все новые и новые идеи, как стимулы для педагогического творчества.

Предназначено ли мне стать творцом чудес? Предназначено ли мне стать творцом чудес? Да. Да, да, и еще раз да! Да. Да, да, и еще раз да! С. Дали Креативность – это значит копать Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее… Е.П. Торранс Е.П. Торранс