Проблема периодизации исторического процесса Урок 25.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Advertisements

Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Презентация: «Влияние Индии на мировую культуру». Выполнила: ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина.
Крицкая Е.Р.,учитель истории. Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур. 1. Познакомить учеников с определением.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Возникновение цивилизации JVG Задание на урок Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения.
Отражение объективной действительности Отражение объективной действительности Организация и регулирование жизни людей Организация и регулирование жизни.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Учитель истории и обществознания ГОУ ЦО 1816 г. Москвы Онищенко Е.М. Идентификатор
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Транксрипт:

Проблема периодизации исторического процесса Урок 25

План 1. Учение Н.Я.Данилевского о культурно- исторических типах. 2. Концепции многообразия цивилизаций и культур. 3. Культура и цивилизация. 4. Различия Востока и Запада как цивилизационных типов. Особенности российской культуры.

Перед нами даль веков. Рождаются и распадаются империи. Сменяются культуры. Одни народы сходят с исторической арены, их сменяют другие… Наращивается богатство человечества. Но как разделить это историческое время на отдельные периоды? Согласно какой логике выделить смены эпох?

Николай Яковлевич Данилевский Русский публицист и социолог. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных культурно- исторических типов, развивающихся подобно биологическим организмам. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь её различные типы.

Теория культурно-исторических типов История человечества предстаёт как развитие отдельных, замкнутых культурно- исторических типов Культурно- исторические типы не имеют общей судьбы Н.Я.Данилевский насчитывает в истории 10 культурно- исторических типов

Концепции многообразия цивилизаций и культур Концепция О.Шпенглера Концепция А.Тойнби Концепция К.Ясперса Концепция П.А.Сорокина

Освальд Шпенглер ( ) Выдающийся немецкий философ, занимавшийся проблемами философии истории, философии культуры. В 1918 году после окончания первой мировой войны вышла его книга «Закат Европы», которая сразу завоевала необыкновенную популярность, поскольку после такой мировой катастрофы действительно казалось, что закат Европы близок. Книга, написанная ярким образным языком, с большим набором оригинальных гипотез, с ошеломляющей эрудицией автора, воспринималась как пророческий манифест. Влияние идей Шпенглера на философскую и историческую мысль ХХ века было огромным. Нет почти ни одного философа, который бы не обращался к Шпенглеру: либо яростно его опровергая, либо пытаясь развивать его дальше.

«Закат Европы» Работа О.Шпенглера «Закат Европы» (1918 – первый том, 1922 – второй) стала настоящим бестселлером. За два годы первый том выдержал 32 издания, практически сразу же был переведён в революционной России. Ажиотаж был связан с тем, что Шпенглер попытался представить мировую историю как историю абсолютно непохожих друг на друга и не связанных между собой культурных организмов.

Концепция О.Шпенглера Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур Каждая из культур возникает, стареет и умирает, между ними нет никакой преемственности От Древнего Египта нам остались одни руины: полуразрушенные пирамиды, сфинксы, но самого народа, который создал великую культуру, уже нет, он давно исчез, как исчез дух этого народа

О.Шпенглер насчитал 8 культур, существовавших в человеческой истории Египетская Индийская Вавилонская Китайская Греко-римская (аполлоновская) Византийско-арабская (магическая) Западноевропейская (фаустовская) Культура майя в Америке Русско-сибирская (ожидается)

Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни, примерно тысячу лет Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во вселенной

Каждая культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния пробуждается великая душа Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности в виде языков, народов, религий, искусств, государств, наук Когда цель достигнута и вся сумма возможностей реализована, культура вдруг застывает, отмирает, её кровь свёртывается – она становится цивилизацией

Всякая культура, как и человек, переживает возрасты У каждой культуры имеется своё детство, юность, возмужалость и старость Старость – это переход культуры в цивилизацию, это закат, смерть культуры, конец культуры

Древняя Греция – это культура Древний Рим – это цивилизация Древние римляне, в сравнении с греками, были варварами, считал Шпенглер. Бездушные, чуждые философии и искусства, ценившие одни материальные успехи, они стояли между эллинами и концом античной культуры

Цивилизация – это омертвение и тиражирование культуры. О.Шпенглер На этапе цивилизации государство и нация деградируют, народ становится толпой, города – огромными космополитичными мегаполисами, демократия вырождается в диктатуру, человек превращается в раба машин, в объект политических манипуляций и пропаганды. Именно эти упрёки Шпенглера в адрес европейской цивилизации задели всех за живое и заставили активно обсуждать судьбы культурных организмов и перспективы их изучения

Арнольд Джозеф Тойнби ( ) Знаменитый английский историк. Свою главную работу грандиозный 12-томный труд «Постижение истории» он писал почти 30 лет. Многие культурологи и историки называют его шедевром в области философии истории и кульминационным пунктом теории локальных цивилизаций. Для Тойнби характерен огромный профессиональный опыт, широчайшая эрудиция во всех областях исторической науки. Но история всегда интересовала его с философской точки зрения, он – настоящий философ истории, оказавший огромное влияние на все последующие попытки найти цель и смысл в человеческой истории.

А.Тойнби является не только продолжателем идей О.Шпенглера, но он в значительной степени развил дальше концепцию циклического развития истории, подкрепив её ещё большим историческим материалом, исследовав ещё больше стран, народов, цивилизаций В своей огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» А.Тойнби насчитывал 37 цивилизаций

Виды цивилизаций Расцветшие Неразвившиеся Застывшие

Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов – сначала природной, а потом и человеческой среды Цивилизация возникает как удачный ответ людей на вызовы социальной и природной среды Чтобы разрешить проблемную ситуацию и не погибнуть, от людей требуется творческое усилие На такое усилие способны не все, а «творческое меньшинство» Остальные, составляющие инертную массу, охотно подражают своим лидерам

Происхождение египетской цивилизации Много тысяч лет назад сильное потепление в Северной Африке, в афразийской саванне привело к иссушению земель, появилась пустыня Сахара Общины охотников и собирателей афразийской саванны, не изменив в ответ на вызов своего образа жизни, поплатились полным вымиранием Были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни

Эти общины, вдохновляемые храбростью или отчаянием, шагнули в гиблые болота вокруг реки Нил и превратили их в благодатные земли Египта Успех превзошёл самые оптимистические надежды первопроходцев. Строптивость природы была покорена трудом человека. Болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля

Происхождение древнегреческой цивилизации Древние греки, жившие в Аттике, занимались скотоводством. Но когда пастбища Аттики высохли, а обрабатываемые угодья истощились, народ перешёл от животноводства и земледелия к возделыванию оливковых плантаций. Афиняне стали менять оливковое масло на скифское зерно. Масло наливали в глиняные кувшины и транспортировали по морю, а это стимулировало гончарное производство и развивало искусство мореплавания. Начали разрабатывать серебряные рудники, потому что торговля требовала денег.

От росписи кувшинов пошла греческая живопись Когда почти не осталось деревьев, греческие скульпторы начали работать в камне, в результате родились удивительные скульптуры и Парфенон

Пример неспособности людей ответить на вызов – судьба цивилизации Майя Материальные плоды неустанных трудов древних майя практически пропали. Единственные уцелевшие памятники былой цивилизации – руины некогда грандиозных построек, которые прячутся теперь в глубинах тропического леса. Человек не смог предотвратить возвращение леса, который хладнокровно поглотил поля, площади, дома, дворцы и храмы

Стадии, через которые проходит каждая цивилизация Зарождение Рост Надлом Распад и гибель

Главный двигатель быстрого роста цивилизации Активное творческое меньшинство Именно это меньшинство вдыхает в социальную систему новую жизнь В каждой цивилизации огромные массы народа так и не выходят из состояния застоя и спячки

Александр Македонский Будда Иисус Христос Карл Великий Пётр I В современных, растущих обществах эталоном становится творческая личность, лидер, прокладывающий новый путь. Это были лидеры, вызывавшие мощные социальные движения. Их энергия заражала массы и давала толчок грандиозным преобразованиям в истории страны.

Распад начинается с загнивания творческого меньшинства Вызов, который получает распадающееся общество, в результате косности правящего меньшинства остаётся теперь без ответа Но никакая цивилизация не погибает полностью. В её рамках зарождается новая культура, чаще всего в виде новой религии На окраинах Римской империи зародились первые христианские общины, которые дали начало новой, христианской цивилизации

Питирим Александрович Сорокин ( ) Русский философ, социолог. До революции лидер левого крыла партии эсеров. После революции был схвачен ЧК, приговорён к смерти и несколько недель ожидал её. Был освобождён и после этого с огромной энергией занялся наукой. Им было опубликовано несколько книг и множество статей по вопросам социологии. Сорокин – один из основоположников теоретической социологии ХХ века. С 1920 года он профессор Петроградского университета. В 1922 году был выслан из России. С 1923 года до самой смерти жил в США, был ведущим социологом, создавшим свою школу, в которой обучались почти все видные американские социологи. Был президентом социологической ассоциации. Много раз хотел съездить на родину, но каждый раз мешали те или иные причины.

П.Сорокин выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой истории Идеациональная Идеалистическая Чувственная

Идеациональная культура Ориентирована на вневременные, вечные ценности Глубоко религиозная культура, главная ценность в которой - Бог Церковь стоит у власти, господствует строгая дисциплина в обществе, искусство носит религиозный характер Идеациональные культуры существовали в Брахманской Индии, в Греции с VIII по конец VI в. до н.э., в Европе в IX-XII вв.

Чувственная культура Культура ориентирована на материальные чувственные интересы, на удовлетворение материальных потребностей Власть принадлежит народу, господствует демократия Войны, политические и финансовые кризисы, нищета, безработица, падение нравов – это признаки чувственной культуры Элементы этой культуры зародились в XVI веке, но доминирующим и стали в Европе с конца XIX века

Идеалистическая культура Это синтез первой и второй культуры Эта культура берёт всё лучшее и является самой «лучшей» культурой для развития и прогресса людей Культура была в Греции в V-IV вв. до н.э., в XIII-XIV и в XVII-XVIII вв. в Западной Европе

Особенно явственно проявляется различие культур в искусстве Тема идеационального искусства Сверхчувственное царство Бога Герои Бог и другие божества, ангелы, святые и грешники, душа Цель искусства Приблизить верующего к Богу

Чувственное искусство Чувственное познание Живёт и развивается в мире реальных чувств: реальный портрет, реальный человек, реальные события Персонажи Фермеры, рабочие, домашние хозяйки, стенографистки Цель искусства Доставить чувственное наслаждение, развеселить, развлечь Почти всё западное искусство ХХ века - чувственное

Идеалистическое искусство Является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства Герои искусства То боги, то реальный человек в самом благородном его проявлении Типичный пример «Гамлет» или «Дон-Кихот»

Карл Ясперс ( ) Знаменитый немецкий философ, сподвижник М.Хайдеггера, весьма близкий к нему по основным философским идеям. Классик европейской философии. Написал большое количество трудов, очень популярных на Западе. Особенно известна его знаменитая трёхтомная «Философия». На русский язык недавно переведено несколько его работ, среди которых самая значительная «Философская вера».

Схема мировой истории 1.Доистория или «прометеевская эпоха» Возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнём 2.Существовавшие тысячелетия великие культуры древности Древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д. 3.Осевое времяФормирование подлинного человека 4.Научно- техническая эпоха Влияние науки и техники на современное состояние общества

Осевое время истории Около 500 лет до н.э. в истории произошёл резкий поворот, как бы повернулась ось истории Почти одновременно на Западе, в Китае и Индии возникли крупные философские школы, появились великие мыслители Конфуций и Лао- Цзы (Китай) Будда (Индия) Заратустра (Иран) Пророки Илия, Исайя, Иеремия (Палестина) Парменид, Гераклит, Платон (Греция)

Главная суть поворота Человек вдруг начал осознавать себя стоящим перед всей целостностью мира Мир вдруг распахнулся перед ним, и он отчётливо увидел в нём себя, маленького, тщедушного, увидел свои границы и почувствовал всю беспредельность окружающего Перед ним открылся ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, человек ставил радикальные вопросы, требовал освобождения и спасения

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий Человек теперь уже не замкнут в себе. В осевое время произошло открытие того, что потом стало называться личностью. Человек выходит за пределы своего существования, сознавая своё место в мире. Он может отказаться от всех благ, уйти в пустыню. Став отшельником, он может познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком

В осевое время люди впервые начинают ощущать, что в их время начинается нечто исключительное Это ведёт к пониманию того, что этому настоящему предшествовало бесконечное прошлое Происходит пробуждение исторического сознания. Человеку начинает казаться, что он живёт в самом конце истории, в период упадка

Народы, которые не восприняли идей осевого времени, остались на уровне «природного» существования: они изменяются, развиваются или деградируют, но все эти изменения совершаются очень медленно, кажется, что все эти народы спят В этом смысле развитие общества многолинейно

Культура и цивилизация Понятие цивилизации в научную лексику входит в эпоху Просвещения (XVIII век) Понятие цивилизации означало состояние общества или человека, противоположное варварству

Цивилизованное общество Цивилизованное общество – это общество, основанное на идеях свободы, справедливости, разума, закона. Стадии развития общества Цивилизация Дикость Варварство

В современном мире понятие «цивилизация» имеет и другие значения Перед нами наиболее распространённые из них

Цивилизация – синоним культуры Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг – немецкий философ Цивилизация – это синоним понятия «культура»

Цивилизация – антипод культуры Николай Александрович Бердяев – русский философ Николай Константинович Рерих русский философ Цивилизация – это антипод культуры (бездушная, мёртвая форма жизнеустройства, противостоящая культуре, как духовному, живому состоянию общества)

Цивилизация – смерть культуры Освальд Шпенглер – немецкий философ Цивилизация – это упадок культуры, этап её вырождения и умирания

Цивилизация – конкретный исторический тип общества Арнольд Джозеф Тойнби – британский философ Цивилизация – это конкретный исторический тип общества

Значения понятия «цивилизация» Цивилизация как религиозная общность Цивилизация как уровень технологического развития Цивилизация как объединённое планетарное сообщество разумных существ

Различия Востока и Запада как цивилизационных типов Джозеф Редьярд Киплинг Английский поэт и писатель «Запад есть Запад. Восток есть Восток. И им никогда не сойтись». Дж.Р. Киплинг

Основные черты западной цивилизации Динамизм, ориентация на новизну Утверждение достоинства и уважения к человеческой личности Индивидуализм, установка на автономность личности Рациональность Идеалы свободы, равенства, терпимости Уважение к частной собственности

Основные черты восточной цивилизации Высшая ценность – традиционные образы поведения Медленная смена видов деятельности, их средств и целей Отрицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм Нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно- мистическое слияние с бытием Человек абсолютно несвободен, он предопределён либо космическим законом, либо Богом Господство деспотизма

Особенности российской культуры Николай Александрович Бердяев Русский философ Наиболее полно вопрос о своеобразии российской культуры был рассмотрен в работе Н.А.Бердяева «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века».

Одна из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, - её глубокая поляризованность и противоречивость «Противоречивость и сложность русской души может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории. Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное». Н.А.Бердяев

Н.Бердяев считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремлённость в бесконечность, как и в русской равнине Русский народ не был народом культуры, основанной на упорядоченных рациональных началах. Он был народом откровений и вдохновений.

Два противоположных начала легли в основание русской души Языческая дионисийская стихия Аскетически- монашеское православие

Двойственность пронизывает все основные характеристики русского народа Деспотизм Гипертрофия государства и анархизм Вольность Жестокость Склонность к насилию и доброте Человечность Мягкость искание правды Обострённое сознание личности и безликий коллективизм Искание Бога и воинствующее безбожие Смирение и наглость Рабство и бунт