Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть. Сенека
Результаты опроса родителей Ступень образования Безусловна я удовлетворенн ость В основном удовлетворены Есть необходимость в существенном улучшении Не удовлетв орены Начальная школа 35%44%18%3% Основная школа 7,5%37,5%50%5% Средняя школа 5%17%63%15%
Назначение образования сегодня родители видят: в передаче детям глубоких знаний, которые обеспечат им поступление в вуз или дадут возможность реализовать себя в будущей профессии; в сформированности у ребенка представлений об общих культурных ценностях, привитии навыков коммуникативной культуры.
Для учащихся хорошее качество образования связано: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ-15%; с возможностями получения знаний, умений и навыков для ориентирования в дальнейшей жизни-15%; в сформированности нравственных качеств (например, патриотизма)-15%; с дополнительными знаниями по предметам, не входящими в школьную программу (например, экономике, право)-8 %.
Для учителей критериями нового качества образования являются: высокий уровень воспитанности и образованности учащихся-27%; умение учащихся самостоятельно применять полученные знания в дальнейшей жизни- 15%; умение учащихся находить и использовать необходимую информацию-15%; использование самим учителем образовательных технологий деятельностного типа-15%; овладение учащимися умениями учиться всю жизнь- 9%; владение учителем ИКТ-технологиями -9%; умение ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать-9%; изменение роли и статуса учителя-9%.
Круглый стол промышленников Европы «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; командный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества, дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия».
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы всеми образовательными учреждениями. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы;
Под личностными результатами в Концепции образовательных стандартов понимается сформировавшаяся система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности. 9
К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей. 10
«портрет выпускника основной школы»: любящий свое Отечество, уважающий свой народ, его культуру и традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества; активно познающий мир, осознающий ценности труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности; уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями; уважающий других людей, умеющий сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового образа жизни
Главные цель современного образования максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка 12
От чего зависит качество образования: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.); качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании) Уровня сотрудничества семьи и школы в воспитании учащихся 13
14 Уровень предметных результатов на конец 2 четверти в 3- 4 классах Класс Русский язык Математика ОбученностьКачествоОбученностьКачество 3А86 %55 %86 %59 % 3Б93 %53 %87 %56 % 4А100 %57 %93 %63 % 4Б79 %63 %90 %60 %
Уровень метапредметных личностных УУД 15 Класс Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам Определять поступок как неоднозначный 2А 38 %70%52%83% 3А 71%81%89%72%
Уровень метапредметных регулятивных УУД - Класс Формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы Действовать по плану Сверять действия с целью 2А 48%22%91%70% 3А 72%50%77%36% 4Б 89%74%99%65%
Уровень метапредметных познавательных УУД Класс Определять необходимую для решения задачи информацию Устанавливать причины событий Делать выводы на основе обобщения знаний 2А 43%100%48% 3А 27%46%40
Уровень метапредметных коммуникативных УУД Класс Вычитывать информацию, данную в явном виде Вычитывать информацию, данную в неявном виде Понимать смысл текста в целом 3А 86%34%86%
Внеурочная деятельность в школе реализуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное; общекультурное; общеинтеллектуальное; духовно-нравственное; социальное
Р.Киплинг