Групповая работа в школе Учитель начальных классов СОШ 35 Никонорова Татьяна Геннадьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Групповая работа как форма деятельностного метода в обучении.
Advertisements

Технологии групповой работы в начальной школе Проект разработала учитель начальных классов Косырева Инга Викторовна, поселок Теплоозерск, средняя школа.
Организация групповой работы на уроках При работе в группах: Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая.
Групповая форма работы Из опыта работы учителя начальных классов Горковченко Татьяны Юрьевны Горковченко Татьяны Юрьевны.
Групповая работа на уроках в начальных классах Составила : учитель начальных классов МОУ СОШ 20 г. Пласта Сапунова Н. В.
Доклад учителя начальных классов МБОУ «Усадовская СОШ» Мефёд Майи Владимировны Особенности групповой и парной работы на уроке в условиях ФГОС НОО уроке.
Групповая работа, как один из способов развития УУД младших школьников Подготовила: Чумакова Л.В. (руководитель ПС МОУ БураннаяНОШ)
31 января 2013 год. Формы работы Работа в группах Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах.
Отчёт по самообразованию Коллективные формы работы на уроках Учитель начальных классов Герун И. И. МОУ Шацкая СОШ.
Организация групповой работы. Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Каменская СОШ» Атлас Татьяна Леонидовна.
РАБОТА В ГРУППАХ Акеньшина Л.А., учитель начальных классов.
Организация групповой работы.. Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит.
Выполнила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ д. Екатериновка Покшиванова Лариса Валентиновна.
Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман.
«Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Подготовила учитель начальных классов: Сулименко С.А.
Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано.
Организация групповой и парной работы на уроках в условиях ФГОС Составила: Ялакова М.Г. учитель математик МБОУ «СОШ с. Ивановка Базарно- Карабулакского.
В организации обучения в сотрудничес тве Нурмухаметова А.А. 1.
Организация групповой работы на уроках в начальной школе.
Групповая форма работы - это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности –
Транксрипт:

Групповая работа в школе Учитель начальных классов СОШ 35 Никонорова Татьяна Геннадьевна

Чем привлекательна групповая работа?! Что она дает каждому ребенку?!. Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в общую работу класса.. Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в общую работу класса. 2. Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. 2. Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах. 3. Возможность обрести опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу учения: цель работы - планирование ее - рефлексия. 3. Возможность обрести опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу учения: цель работы - планирование ее - рефлексия. 4. Активизирует мыслительную деятельность каждого ученика. 4. Активизирует мыслительную деятельность каждого ученика.

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП По желанию Его успешно можно применять в том случае, если педагог хорошо знает класс и понимает, что стоит за делением учащихся на группы по желанию. Или в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а процесс. Такое обучение действительно часто проходит проще и комфортнее в группе эмоционально близких людей.) Случайным образом Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону), подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить). Временами участникам таких объединений приходится брать на себя обязательства и функции, не свойственные им: руководить (тем, кто привык быть исполнителем), продуцировать идеи (тем, кто привык действовать по шаблону), подчиняться требованиям другого (тем, кто привык всегда и везде руководить). Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно с помощью имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Поэтому иногда приходится осваивать новые виды деятельности. В таких ситуациях далеко не всегда все проходит гладко. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий. Участники как бы попадают в безвыходное положение: им нужно с помощью имеющихся человеческих ресурсов решить учебную задачу. Поэтому иногда приходится осваивать новые виды деятельности. В таких ситуациях далеко не всегда все проходит гладко. Возможны конфликты, решать которые участникам должен помогать грамотный ведущий. Иногда в силу стойкого противостояния участников друг другу будет правильно несколько изменить состав такой «случайной группы». Иногда в силу стойкого противостояния участников друг другу будет правильно несколько изменить состав такой «случайной группы». В целом этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед ведущим стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. В целом этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед ведущим стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае ведущий должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

По определенному признаку Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так можно разделиться по первой букве имени (гласная согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся людей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела конкуренции). Любое разделение на группы так или иначе создает противопоставление «мы» «они». Этот способ в большей степени, чем другие. Поэтому он может быть интересен в одних ситуациях и опасен в других. Если есть время, деление на группы по определенному признаку можно организовать для участников в форме решения совместной задачи. Руководитель сам делит участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача участников понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса.

По выбору «лидера» «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». Можно прибегнуть и к следующей процедуре: когда «не разобранными» остаются последние 2–3 человека в классе, ведущий объявляет своеобразный аукцион. Он заявляет, что цена каждого игрока резко возрастает к концу и теперь «лидеры» должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Участники же, выслушав их, сами определят группу, в которую они пойдут. Таким образом, вокруг непопулярных членов группы возникает ажиотаж. Можно прибегнуть и к следующей процедуре: когда «не разобранными» остаются последние 2–3 человека в классе, ведущий объявляет своеобразный аукцион. Он заявляет, что цена каждого игрока резко возрастает к концу и теперь «лидеры» должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Участники же, выслушав их, сами определят группу, в которую они пойдут. Таким образом, вокруг непопулярных членов группы возникает ажиотаж.

По выбору педагога В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу. В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу. Мы уже говорили о том, что детей и подростков нужно специально обучать навыкам групповой работы. В том числе и способам формирования групп. Высший пилотаж это когда сами ученики способны назвать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной учебной задачи. Мы уже говорили о том, что детей и подростков нужно специально обучать навыкам групповой работы. В том числе и способам формирования групп. Высший пилотаж это когда сами ученики способны назвать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной учебной задачи.

как осуществить подбор детей в группы При формировании групп старалаться учитывать и темперамент учеников. Если в группу объединять сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая. Если холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции. Найдут "общий язык" или будут разборки, дисциплины не будет. Если меланхолик + меланхолик -стимулирования не будет. Усидчивы, но нет взаимопонимания. Если флегматик + флегматик, будет заторможенность, не будет эмпатии. Итак, лучшие пары для совместной работы, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик. При формировании групп старалаться учитывать и темперамент учеников. Если в группу объединять сангвиник + сангвиник, атмосфера будет доброжелательной, но продуктивность низкая. Если холерик + холерик, то будут слишком бурные эмоции. Найдут "общий язык" или будут разборки, дисциплины не будет. Если меланхолик + меланхолик -стимулирования не будет. Усидчивы, но нет взаимопонимания. Если флегматик + флегматик, будет заторможенность, не будет эмпатии. Итак, лучшие пары для совместной работы, по мнению психологов: сангвиник + флегматик, холерик + меланхолик, сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик.

Как соединять детей в группы? Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться. Самому слабому ученику нужен не только "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения). Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).

Основные противопоказания Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока". Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: "Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока". Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь). Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь). Нельзя занимать совместной работой детей более минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. Нельзя занимать совместной работой детей более минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен "шумомер"-звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка) Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)

Алгоритм движения при выполнении задания в группе Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания. Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания. Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи). Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи). Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы). Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы). Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания. Совместное принятие решения. Совместное принятие решения. Анализ решения задания, его оформление. Анализ решения задания, его оформление. Проговаривание в группе выступления спикера. Проговаривание в группе выступления спикера. Представление решения спикером. Представление решения спикером.

Правила совместной работы: 1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; 2) работать по алгоритму (плану); 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца; 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы; 5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности. 1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; 2) работать по алгоритму (плану); 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца; 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы; 5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Правила этики совместной работы: Правила этики совместной работы: Учить детей поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить "мы считаем" (а не "я считаю"). Учить детей поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить "мы считаем" (а не "я считаю"). Учить детей, как узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая. Учить детей, как узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, как просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая. При анализе работы группы разбирать не содержательные ошибки (Вы неправильно составили схему), а ход взаимодействия. При анализе работы группы разбирать не содержательные ошибки (Вы неправильно составили схему), а ход взаимодействия. По окончании работы в группе рекомендуется проводить минутки рефлексии (1-2 мин). Оценки: "Как ты работал в группе?", "Какое у тебя было настроение?", "Узнал ли ты что-то новое?", "Понравилось ли тебе работать?", "А если не получилось, то почему не получилось?". По окончании работы в группе рекомендуется проводить минутки рефлексии (1-2 мин). Оценки: "Как ты работал в группе?", "Какое у тебя было настроение?", "Узнал ли ты что-то новое?", "Понравилось ли тебе работать?", "А если не получилось, то почему не получилось?".

Какие же роли могут быть в группе? Старший: 1) Организует распределение обязанностей (эксперт, консультант, рядовой и т.д.) по прямому назначению, через жеребьевку, "добровольцы" и т.д. 2) Контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы. 3) Ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы. 4) Докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания (или поручает сделать это кому-либо). Старший: 1) Организует распределение обязанностей (эксперт, консультант, рядовой и т.д.) по прямому назначению, через жеребьевку, "добровольцы" и т.д. 2) Контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы. 3) Ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы. 4) Докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания (или поручает сделать это кому-либо). Эксперт: 1) Дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность самооценки. 2) Докладывает об этом старшему. Эксперт: 1) Дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность самооценки. 2) Докладывает об этом старшему. Консультант: 1) Дает советы, рекомендации. Консультант: 1) Дает советы, рекомендации. Рядовой: 1) Выполняет задание самостоятельно, по плану, аккуратно, до конца. 2) Проверяет правильность выполнения задания. 3) Выполняет рекомендации старшего, эксперта, консультанта. 4) Отчитывается о выполненном задании (своего или всей группы). 5) Имеет право вносить предложения для улучшения работы группы. Рядовой: 1) Выполняет задание самостоятельно, по плану, аккуратно, до конца. 2) Проверяет правильность выполнения задания. 3) Выполняет рекомендации старшего, эксперта, консультанта. 4) Отчитывается о выполненном задании (своего или всей группы). 5) Имеет право вносить предложения для улучшения работы группы. чтец читает вслух; чтец читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы; секретарь - записывает что-то от лица группы; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем. хронометрист следит за временем.

оценивание учащихся во время групповой работы. Необходимо подготовить точную систему результатов работы групп. Можно учителю оценить работу каждой группы, а могут это сделать и сами ученики, если существуют какие-то четкие и объективные критерии. Иногда при организации групповой работы учитель может назначить «оценщика» или эксперта в каждой группе, иногда группа сама может выбрать «оценщика». Желательно, чтобы учащиеся, исполняющие эту роль, часто менялись, т.е. «в шкуре оценщика» попробовали себя все учащиеся. Необходимо подготовить точную систему результатов работы групп. Можно учителю оценить работу каждой группы, а могут это сделать и сами ученики, если существуют какие-то четкие и объективные критерии. Иногда при организации групповой работы учитель может назначить «оценщика» или эксперта в каждой группе, иногда группа сама может выбрать «оценщика». Желательно, чтобы учащиеся, исполняющие эту роль, часто менялись, т.е. «в шкуре оценщика» попробовали себя все учащиеся. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия!!!! …При оценке группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость… Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!! Цель, нередко добиваются весьма значительных успехов, ведь объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. Важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся ( у каждого своя «планка»). Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную ошибку (например, неверно составленную схему), а ход взаимодействия!!!! …При оценке группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость… Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!! Цель, нередко добиваются весьма значительных успехов, ведь объясняя и повторяя материал слабому, они сами лучше его усваивают и запоминают. Важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся ( у каждого своя «планка»).

Выводы Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться. Организация групповой формы работы, новые подходы во взаимоотношениях учителя и ученика позволяют на практике реализовать субъектные отношения в учебном процессе. Учитель должен помнить, что ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. По словам О. Мандельштама, "Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими". Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться. Организация групповой формы работы, новые подходы во взаимоотношениях учителя и ученика позволяют на практике реализовать субъектные отношения в учебном процессе. Учитель должен помнить, что ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. По словам О. Мандельштама, "Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими".