Методология и предварительные результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии» Проект «Образование» Мероприятия «Развитие сети национальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика оценки социальной роли университетов (на примере методологии ОЭСР) Ольга Перфильева Институт международных организаций и международного сотрудничества.
Advertisements

Методология и предварительные результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии» Проект «Образование» Мероприятия «Развитие сети национальных.
1 Роль вузов в региональном развитии Национальный фонд подготовки кадров Институт международных организаций и международного сотрудничества НИУ-ВШЭ.
Результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для взаимодействия» (на основе методологии ОЭСР)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Текущий мониторинг реализации программ развития национальных исследовательских, федеральных и национальных университетов Ведение базы данных мониторинговых.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
«Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы» Водопьянова Е.А. Эксперт проекта Основные практические результаты 1-го этапа (2009 год)
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Транксрипт:

Методология и предварительные результаты исследования «Оценка роли вузов в региональном развитии» Проект «Образование» Мероприятия «Развитие сети национальных исследовательских университетов» и «Развитие сети федеральных университетов» Перфильева О.В. ИМОМС ГУ-ВШЭ Ларионова М.В. НФПК Нагорнов В.А. ИМОМС ГУ-ВШЭ

2 Актуальность Третья роль университетов - один из ключевых показателей развития сферы высшего образования и его места в обществе в странах- членах и странах-партнерах ОЭСР Повышение вклада университетов в развитие местных сообществ, городов и территорий – одна из основных общих задач развития высшего образования в глобальном контексте

3 Международный опыт Globally Competitive, Locally Engaged, или «Обзор роли вузов в региональном развитии» - долгосрочный проект Программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР (в кооперации со Всемирным банком) Цель - разработка рекомендаций для национальных и региональных органов управления образованием по формированию и реализации политических стратегий, направленных на увеличение вклада вузов в социальное, экономическое и культурное развитие регионов Этапы и участники I этап – 14 регионов из 12 стран-членов ОЭСР (Австралия, Бразилия, Канада, Дания, Финляндия, Корея, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Англия) II этап стран-членов и стран-партнеров ОЭСР III этап –участие подтвердили Великобритания, ЮАР, Чили

4 Методика ОЭСР проекта «Обзор роли вузов в региональном развитии» Программы «Институциональное управление в высшем образовании» Проведение комплексного исследования роли вузов в развитии региона на основе: Самообследования на основе опросника, содержащего набор рекомендуемых ОЭСР тем для раскрытия, с участием всех вузов региона/города, а также других заинтересованных сторон (местных органов власти, промышленных и бизнес-кругов и т.д.). Результатом является отчет о самообследовании. Визита международной команды экспертов, результатом которого является экспертный отчет. Диссеминации результатов исследования на международных конференциях, публикация международного сопоставительного обзора. Описания социально-экономических показателей региона- участника проекта как составной части отчета самообследовании, включая описание географической, демографической ситуации в регионе, экономической и социальной базы региона

5 Актуальность для России Модернизация и продолжающееся реформирование ВО для повышения его конкурентоспособности Интернационализация ВО Необходимость гармонизации с наиболее успешным опытом зарубежных стран и сопоставимости результатов деятельности Новые проекты, значимые как с т.з. внутринациональных, так и глобальных процессов Создание ФУ – пример поиска оптимальных механизмов повышения роли вузов для развития национальной системы ВО, повышения ее конкурентоспособности, а также усиления интеграции вузов в региональное развитие

6 Анализ роли российских вузов в региональном развитии: адаптация методики Адаптация и апробация инструментария методологии ОЭСР Оценки социально-экономических эффектов участия вузов в региональном развитии Разработка рекомендаций по повышению эффективности партнерства вузов и регионов

7 Преимущества методики ОЭСР Позволяет провести комплексную оценку на основе статистического анализа и качественного социологического исследования Дает возможность объяснить сопоставимость полученных данных с данными международных оценок

8 Ограничения методики ОЭСР Ограничения на использование международной методики в оригинальном виде без адаптации Ограничения, связанные с достижением сопоставимости получаемых данных в связи с различиями в системах высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР Ограничения в применимости методики оценки для анализа сложных социально-экономических явлений и процессов в международном контексте

9 Участники анализа Федеральные университеты РФ: ЮФУ и СФУ Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный, Северо-Восточный Ведомства Экспертное сообщество

10 Что анализируем? Процессы взаимодействия вузов с регионами модели и инструменты сотрудничества ресурсы, необходимые для сотрудничества Потенциал сотрудничества

11 Предпосылки анализа Взаимодействие вузов с регионом – одно из условий их будущего развития Партнеры процессов регионального развития: вузы, региональные органы власти, предприятия и общественные организации, рынок труда и население Взаимодействие участников процессов может быть как организованным, так и не организованным, как направленным, так и ненаправленным Вузы могут играть как ведущую, так и ведомую роль в процессах регионального развития

12 Модели анализа взаимодействия вузов с регионами закрытая модель взаимодействия вуза с регионом; модель влияния национальной политики на процесс взаимодействия вуза с регионом; модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии в контексте потребностей региона

13 Методы оценки роли вузов в региональном развитии Оценка, основанная на анализе статистических данных Качественный анализ процессов взаимодействия вузов с другими субъектами социально-экономической жизни региона На практике, часто, используются как взаимодополняющие друг друга методы сбора информации

14 Модель многофункционального и многоуровнего участия вузов в региональном развитии Учитывает специфику целей и функций федеральных университетов Позволяет: Определить для университетов ключевых партнеров, направления/сферы их взаимодействия с регионами в соответствии с программами развития Проанализировать вклад университетов в развитие ключевых направлений/сфер на основе показателей эффективности программ развития университетов Выработать рекомендации для вузов, национальной системы высшего образования, органов власти по повышению эффективности программ развития федеральных университетов для отрасли и регионов, в соответствии с потребностями их развития

15 Используемый инструментарий Методология ОЭСР Самообследование на основе 1 общего опросника Визит команды экспертов и интервью (доклад по итогам) Сопоставительный доклад Диссеминация результатов исследования Методология анализа роли ФУ в региональном развитии Анализ статистики показателей развития региона и вузов Система инструментов для опросов, интервью и фокус групп с различными категориями экспертов Сопоставительный анализ Прогноз усиления роли вузов в региональном развитии Рекомендации

16 Отбор и опрос респондентов Опрос Процедуре соотнесения подверглись все семь глав опросника для самообследования, содержащие по меньшей мере около 200 вопросов. В результате были получены путеводители к интервью и фокус-группам для шести категорий участников исследования в 2 пилотных регионах. Отбор Количество экспертных интервью – 6 в каждом из 2 пилотных регионов От каждой категории экспертов для участия в интервью было отобрано по 1 респонденту от каждой группы. Количество респондентов фокус-групп составило 7-9 человек в каждом из 2 пилотных вуза.

17 История создания ФУ Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта. 7 мая 2008 года - Указ, предусматривающий создание ряда федеральных университетов 21 октября 2009 года - Президент подписал Указ «О создании федеральных университетов в Северо- Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» 13 октября 2010 года был подписан указ о создании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

География исследования ФОФУ Город Административный центр 1ЦентральныйМосква 2ЮжныйЮФУРостов-на-Дону 3Северо-ЗападныйСАФУАрхангельскСанкт-Петербург 4ДальневосточныйДФУ, СВФУВладивосток, ЯкутскХабаровск 5СибирскийСФУКрасноярскНовосибирск 6УральскийУФУЕкатеринбург 7ПриволжскийКФУКазаньНижний Новгород 8Северо-КавказскийПятигорск Расположение ФУ по отдаленности от столицы и плотности населения в регионах

Характеристика социально- экономического развития регионов Среднее ВРП по всем видам экономической деятельности, трлн рублей Средний темп роста ВРП по видам экономической деятельности, в %

20 Особенности социально- экономического развития СФО ВРП СФО по видам экономической деятельности, трлн рублей

21 ВРП ЮФО по видам экономической деятельности, трлн рублей Особенности социально- экономического развития ЮФО

22 Характеристики системы образования в региональном контексте. Место и роль ФУ Число государственных высших учебных заведений

23 Характеристики системы образования в региональном контексте. Место и роль ФУ Численность студентов государственных (муниципальных) высших учебных заведений

ЮФУСФУ ГосВУЗы НегосВУЗы ЮФУСФУ Структура студентов в 2009Структура ВУЗов в ФУ Характеристики системы образования в региональном контексте. Место и роль ФУ Характеристики систем образования не являются определяющими Образование эффективно только при реализации дополнительных факторов – качество выпускника, возможности трудоустройства, соответствующего полученным навыкам, адекватной системы поощрения, мобильности и т.д. Влияние на эти факторы - задача, и часть процесса самоидентификации ФУ

25 Особенности социально-экономического развития регионов Исследование, проведенное в ЮФУ и СФУ показало наличие взаимосвязи вузов со своим окружением в регионах, выявило направления взаимодействий, позволило оценить уровень интеграции вузов в региональное развитие. СФУ «Мы довольно серьезное место занимаем по концентрации молодежи, формируется кампус, это дополнительные рабочие места, для ближайшего района, где промышленности нет. Мы участвуем в разработке социально- экономического развития края. Ребята из Роснефтькласса приходят в лаборатории и занимаются с профессорами, аспирантами. Занимаемся подготовкой Красноярского экономического форума». «ЮФУ – один из пионеров. За этот период у нас было реализованы 2 целевые областные программы, в которых ЮФУ принимал активное участие. И доля участия была порядка 60 процентов. В дальнейшем планируем расширением взаимодействия как важнейший элемент инновационной структуры, в рамках построения именно национальной федеральной инновационной системы, а на местах - это будет построение региональной инновационной системы. Это будет основой региональной программы в рамках взаимодействия с ЮФУ»

26 Взаимодействие ФУ с стейкхолдерами

27 Наукоемкие сектора в рамках региональной экономики Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, (процент от совокупного оборота всех предприятий региона)

28 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике Наукоемкие сектора в рамках региональной экономики

29 Потенциал вклада ФУ в инновационное развитие региона Число созданных ФУ инновационных предприятий: ЮФУ 44 субъекта, действующих как НИИ, НКТБ и ТТБ Научно-технический центр инновационных технологий СФУ ведет одновременно 8 проектов Совместные проекты с инновационными предприятиями активно поддерживаются ЮФУ и СФУ

30 Характеристики рынка труда СФО и ЮФО Численность безработных, млн чел. ЮФО СФО Безработные

31 Характеристики региональных рынков труда Среднедушевые денежные доходы

32 Потенциал ФУ для развития рынка труда СФУ Заказ предприятий (для горного и газового институтов). Центр карьеры Кадровые агентства (партнерские отношения не сформированы в достаточной мере) ЮФУ Связи с предприятиями (связи не ограничены отдельными отраслями и предприятиями) Мониторинг трудоустройства (высокий потенциал, который в н.в. не развивается в нужном объеме) Кадровые агентства Информация о постоянных программах ПК и доп. образования с предприятиями округа. Выводы: Влияние на наукоемкие отрасли, ИКТ, сектор услуг и др. должно быть более значительным Связи с предприятиями – более широкие, с одной стороны гибкие, с другой стороны устойчивые ФУ не является партнером предприятий по программам ПК и доп. образования Самоидентификация (репутация) ФУ пока не сложилась

33 Взаимодействие с обществом Благоустройство города Меры, направленные на улучшение экологической ситуации Повышение уровня участия учащихся в общественной жизни Участие в культурной жизни Работа с общественными объединениями Работа с НКО

34 Средства Программы развития ЮФУ для развития общества (млн. руб.)

35 Третья роль вузов Выводы: ЮФУ взаимодействует с обществом Выделяет значительные средства на развитие этого направления Не определяет четко своей миссии в этом направлении Роль ФУ потенциально может быть значительно более важной Недостаточно обеспечено информационным и аналитическим сопровождением

Элементы модели сотрудничества ФУ с регионами ЮФУСФУ Органы власти Участие представителей органов власти в попечительском совете Взаимодействия в рамках участия вузов в областных целевых программах, в будущем способного перерасти в стратегическое взаимодействие, получающего поддержку со стороны региональной администрации (в большей части практика ЮФУ) Замещение должностей в университетах представителями региональной администрации (в ЮФУ, не на ведущих должностях) Участие представителей органов власти в попечительском совете Законодательно оформленное стратегическое взаимодействие Замещение должностей в университетах представителями региональной администрации Предприятия и МСБ Интеграция научно- исследовательских структур в структуру вуза (научный факультет и НОЦы в ЮФУ) Трудоустройство выпускников. Создание и управление целевым капиталом университета Интеграция научно- исследовательских структур в структуру вуза Трудоустройство выпускников. Создание и управление целевым капиталом университета

Элементы модели сотрудничества ФУ с регионами ЮФУСФУ Гражданское общество Взаимодействие с профессиональными ассоциациями (ЮФУ, например, Ассоциация приборостроителей) Взаимодействие по линии проф. и студкомов Создание движения студенческих отрядов (сильно развито в СФУ) Взаимодействие по линии проф. и студкомов Другие субъекты образования Взаимодействие по вопросам управления университетами, повышения их вклада в региональное развитие (формы взаимодействия: конференции и семинары). Реализация программ переподготовки преподавателей (ЮФУ до недавнего времени был одним из ключевых участников/ операторов этих программ) Соглашение с Союзом ректоров (СФУ) и взаимодействием по вопросам управления университетами, повышения их вклада в региональное развитие. Реализация программ переподготовки преподавателей

38 Какие меры наиболее эффективны для повышения вклада ФУ в развитие региона? Власть Выстраивание партнерства на всех уровнях: федеральный, округ, область, город Привлечение представителей власти в попечительские Советы ФУ Участие в целевых программах и конкурсах Предприятия и бизнес Влияние на наукоемкие отрасли, ИКТ, сектор услуг должно быть более значительным Установление связей более широких, одновременно гибких и устойчивых Роль ключевого партнера предприятий по программам доп. образования Работа по самоидентификации и информационному сопровождению Использование привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов как доп. ресурса Третий сектор Четкая миссия и программы мероприятий Работа по информационному и аналитическому сопровождению Субъекты системы образования Системное сотрудничество не только с школами, но прежде всего с институтами проф. Образования Налаживание внутрисетевого взаимодействия различных профилей на национальном, региональном и городском уровнях (распределенная система позволит максимально эффективно использовать ресурсы каждого участника для развития института и территорий).

39 Спасибо за сотрудничество