Октябрь 2008 Финансовый кризис. Реакция рынка мясопереработки Актуальное состояние, анализ опыта 1998 года и прогноз.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мясная отрасль в 2008 году краткосрочные перспективы.
Advertisements

Аналитический обзор рекламного рынка. Outdoor в сравнении с другими медиа. Сергей Шумовский, ведущий специалист компании «ЭСПАР-Аналитик» Лого.
Российский рынок одежды ВЫПОЛНИЛ : ПИЛЮГИН ГЕОРГИЙ УДС 21.1/Б-16.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Стерник Г.М., профессор кафедры «Экономика и управление городским строительством» РЭА им. Г.В.Плеханова, главный аналитик Российской Гильдии риэлторов.
Уроки финансового кризиса для России Экономическая экспертная группа Москва, апрель 2010 XI Международная конференция ГУ-ВШЭ Е.Т.ГУРВИЧ.
Сергей Саликов, Генеральный директор холдинга АНКОР Кадровая политика транспортной отрасли в новой экономический реальности Прогноз 2010.
1 Макроэкономика и фармрынок в штормовой период Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины.
В структуре экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия из Республики Беларусь на долю экспорта мясопродуктов приходится около 20%. Среднегодовой.
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
Доля М.Видео на рынке 12% Сегменты рынка БТЭ Доля рынка М.Видео.
Характеристика производства безалкогольных напитков в Беларуси Выполнил Якушев И., 4 к., 5 гр.
Десятая ежегодная конференция ЗАО "Сегодня-Пресс-Воронеж" мая 2007 г.
Колбаса барометр благополучия населения! Рынок глазами дилетанта.
Экономические реформы в России. Этапы развития 1.Либерализация цен 2.Либерализация внешней торговли 3.Приватизация.
Актуальность работы в том, что высокая степень интенсивности конкурентной борьбы на рынке легковых автомобилей в условиях активизации международных компаний,
Инфляция предполагает повышение цен. Случаи повышения цен: Повышение цен сезонного характера ( в предверии праздника возникает повышенный спрос на значительную.
Вторая Всероссийская конференция «Реалии и перспективы российского мебельного рынка: о чем говорят маркетинговые исследования» «ЕВРОЭКСПОМЕБЕЛЬ – 2006»,
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
Стерник Г.М., профессор кафедры «Экономика и управление городским строительством» РЭА им. Г.В.Плеханова, главный аналитик Российской Гильдии риэлторов.
Транксрипт:

Октябрь 2008 Финансовый кризис. Реакция рынка мясопереработки Актуальное состояние, анализ опыта 1998 года и прогноз

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 2 Актуальная ситуация

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 3 Уровень потребления мяса в России остается ниже нормы Даже при условии сохранения благоприятной ситуации для развития рынка потребление мяса в России достигнет европейского уровня только в следующем десятилетии По состоянию на 2008 год рынок мяса оценивается в 8,1 млн.тн в год 2006 (факт)

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 4 Население «стареет»: к 2010 году 33% составят люди в возрасте 50+ Согласно данным по актуальной численности населения к 2010 году структура изменится Поскольку сейчас доля детей и подростков значительно меньше взрослых, средний возраст увеличится MM MM 0-9 Дети Возраст: Тины Взрослые Взрослые Изменение MM

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 5 Доходы населения в большинстве регионов невысоки Источник - Госкомстат

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 6 Кризис

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 7 Показатели благосостояния населения в гг. В период кризиса происходит резкий спад благосостояния населения – рост инфляции и снижение реальных личных доходов приводит к «обеднению» населения, значительному сокращению покупательской способности заработной платы Изменение условий жизни ведет к изменению потребительского поведения и привычек покупок в отношении как продовольственных товаров, так и продуктов питания Динамика реальных личных доходов (1998=100) Инфляция (1998=100) 240%

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 8 Основные последствия кризиса 1998 В результате кризиса реальные личные доходы населения сократились за год почти на четверть Потребительские расходы населения сократились на 10-20% В структуре потребления произошло значительное смещение в сторону более дешевых отечественных товаров В послекризисный период доля сбережений в доходах населения близка к нулевой отметке Состоятельные слои населения сокращают текущие сбережения в основном путем сокращения запасов наличной валюты, рубль обесценивается

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 9 Изменение объемов производства продуктов питания + - Наиболее доступной группой продовольственны х товаров после кризиса оказались «Дешевые углеводы» и яйцо «Белки» стали менее доступны, что оказало влияние на спад в категориях По группе «мясо» спад по итогам года составил -19%, по группе «колбасные изделия» -15% Источник - Госкомстат

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 10 Последствия кризиса 1998 для рынка мясопереработки После кризиса мясоперерабатывающие заводы были вынуждены сократить накладные расходы и перейти на более дешевые и доступные для населения продукты. Нехватка отечественного мясного сырья восполнялась все возрастающим импортом. В 1990г. Россия импортировала 10% мяса, а в 1999 г. уже более 30% Появилось большое число «подпольных» колбасных цехов, производящих колбасные изделия по более низким ценам, но сделанным в ущерб качеству Из-за снижения платежеспособности населения потребление мяса и мясопродуктов (в том числе и колбасных изделий) уменьшалось. Если в 1990 году среднестатистический гражданин съедал 75кг мяса в год, то в 1999-м всего 43 кг Скачкообразное падение доходов населения после августа'98 привело к тому, что потребительские предпочтения резко изменились: в покупках мясопродуктов люди стали покупать менее качественную продукцию с целью экономии бюджета на продукты питания Многие мясоперерабатывающие заводы перешли на "экономический ассортимент", то есть увеличили выпуск колбасы 1-го и 2-го сорта (вместо высшего сорта). Даже крупные заводы выпускали не более 100 наименований продукции Падение спроса на дорогую продукцию более всего было заметно в регионах, однако и в Москве значимо увеличилось потребление таких продуктов, как пельмени (вроде как с мясом и не дорого)

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 11 Прогноз

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 12 Кризис 2008 – вероятность возврата к модели потребления гг. Резкое обеднение населения Покупка продуктов «впрок» Экономия на всем, включая продукты питания Массовый продукт – американские окорочка Колбаса Мясо Одежда Бытовая техника Отдых в России Кредиты Машины Квартиры Отдых заграницей Отказ от кредитов Реже обновляются машины, техника Реже питание в HoReCa

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 13 Изменения в привычках покупок потребителей Опыт 1998 годаФакт 2008 года В ноябре 2008 уже начали экономить на: В % от опрошенных Тыс.тн В 1998 году наиболее доступными товарами были «Дешевые углеводы» (мука, хлеб, сахар, макароны) и яйцо «Белки» (мясо, колбаса) стали менее доступны, что оказало влияние на спад в категориях По мясу спад по итогам 1999 года составил -19%, по колбасным изделиям -15% Источники данных – Госкомстат, исследование компании Comcon

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 14 Мясо птицы – сократился только импорт Среднедушевое потребление мяса всех видов после кризиса сократилось Однако собственное производство мяса птицы не сократилось и даже увеличилось. Сокращение объемов потребления (на душу населения) произошло из-за резкого спада импорта и невозможности отечественных производителей поставить на рынок свой товар Ресурсы мяса птицы Среднедушевое потребление до/после кризиса -46% -44% -19%

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 15 Колбасные изделия – сокращение и быстрое восстановление рынка В 1998 году рынок колбасных изделий еще не был насыщен, поэтому после падения в 1999 году он начал расти высокими темпами, прибавляя по 10-20% ежегодно Ближе к 2007 году темпы роста замедлились, в 2008 прогнозировалось значительное снижение роста либо стагнация

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 16 Кризис 2008 – прогноз поведения потребителей По типам поведения в отношении покупок колбасных изделий в кризисное время потребителей можно разделить на группы: –Потребители, чье поведение остается без изменений – кризис их не затронет либо затронет слабо –Потребители, которые сократят объемы покупаемой продукции либо частоту покупок –Потребители, которые перейдут на более дешевые категории колбасных изделий (ПК/ВК вместо СК и деликатесов, вареная вместо ПК/ВК) –Потребители, которые перейдут на более дешевые товары в потребляемой категории По состоянию на ноябрь 2008 года соотношение между ними составляло 50%-30%-5%-15%, однако ожидается, что за время кризиса это соотношение изменится в сторону увеличения последних трех групп и уменьшения первой (см.рисунок) В покупках колбасных изделий не будет изменений % Станут покупать меньше, реже, в более дешевых местах Откажутся от регулярного потребления колбасных изделий Перейдут на покупку более дешевых товаров в категории 10% 15% 50% Модели потребительского поведения, в %

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 17 Прогноз структурных изменений на рынке колбасных изделий: в % отношении премиальные сегменты сократятся сильнее, чем базовые Смещение предпочтений потребителей в более низкий ценовой сегмент Вареная – небольшой спад, т.к. во многих семьях она традиционно присутствует в рационе питания, не смогут заменить другими продуктами; могут перейти на более дешевые марки, экономить на других продуктах, но колбасу покупать будут Сосиски/сардельки – имеют потенциал для поддержания объемов – они могут служить основным блюдом к гарниру, дешевле мяса, котлет, быстры и удобны в приготовлении ПК, ВК – сокращение за счет снижения частоты потребления; сократится объем покупок таких колбас «на каждый день», останутся ситуации праздников, особых случаев СК, деликатесы – наиболее сильное сокращение; большинство потребителей СК перейдут на более бюджетные ВК, т.к. смогут тратить меньше на продукт приличного качества Ветчины – рынок сильно уйдет в экономный ценовой сегмент, распространение получат недорогие продукты из мяса птицы Паштеты – неоднозначная тенденция; с одной стороны – сокращение как непрактичного добавления к рациону; с другой стороны – дешевле вареной колбасы и может стать заменителем ее на бутербродах

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 18 Риски наиболее проблемных регионов и присутствие в них ПРОДО Многопрофильные (металлургические) Нефтегазовые Диверсифицированные с сырьевыми и обрабатывающими отраслями Импортозамещающие Крупнейшие агломерации Источник данных – газета «Ведомости» от г. Регионы присутствия ПРОДО

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 19 Розница – концентрация розничных сетей, увеличение доли продовольственных рынков Сети, сильно зависимые от заемных средств, могут обанкротиться и быть выкупленными более крупными игроками По мнению аналитиков на рынке останутся 10 сетей - они будут контролировать 50% рынка розничной торговли (сейчас на их долю приходится только 13%) Увеличение доли сетей произойдет за счет поглощения крупными сетями локальных операторов. Таким образом, реализуются планы сетей по региональной экспансии, инвестиции будут идти больше на покупку мелких игроков, а не на строительство собственных торговых площадей Получат свое развитие продовольственные рынки, поскольку потребитель пойдет туда за недорогими, но качественными продуктами (морковь, картофель, свекла, летом овощи и фрукты) Через рынки могут также реализовываться мясо, мясо птицы, колбасные изделия (специализированные павильоны от производителей) «Откат» развития розницы более характерен будет для регионов, чем для Москвы, т.к. здесь уже сосредоточены все транснациональные игроки Структура «цивилизованной» розницы, 2007 Источник – DISCOVERY Research Group Доля ТОП-10 игроков

Октябрь 2008 Прогноз рынка мясопереработки 20 Варианты развития на 2009 год Пессимистичный прогноз –Кризис затронет как производителей (не смогут закупать необходимое сырье), так и потребителей (перейдут на более дешевые товары) Спад по птице -20%. Спад произойдет за счет сокращения импорта, российское производство останется на прежнем уровне, рынок быстро восстановится при условии открытия новых производств Спад по колбасным изделиям -10%. Вдвое сократятся объемы потребления конченых колбас, деликатесов, увеличится на 5% потребление вареной колбасы, сосисок, сарделек, паштетов, недорогих ветчин Оптимистичный прогноз –Ситуация быстро стабилизируется; благосостояние населения и производство пострадает в меньшей степени; рынок продолжит поступательное развитие: Рост по птице +10%. Импорт будет отступать в связи с введением запретов, часть потребителей переключится на птицу как на более рациональный источник белка по сравнению с более дорогим мясом Рост по колбасным изделиям +0%. В структуре потребления по категориям произойдет перераспределение, однако объемы потребления не снизятся Возможности для развития категорий –В ситуации возникновения кризиса на рынке повысится востребованность таких категорий как: Яйцо (источник белка); фарши (как заменитель мяса), пельмени, консервы