Обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 1 Рыночные отношения в экономике 1.Экономические системы. 2.Рынок и его роль в экономической жизни. 3.Рыночные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономические системы Традиционная экономика На основе традиций, передающихся из поколения в поколение Командная (централизованная), директивная, плановая.
Advertisements

Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Рыночные отношения в экономике План: 1. Рынок и его виды 2. Закон спроса и предложения 3. Структура и инфраструктура рынка 4. Современный рынок План: 1.
Рыночные отношения в экономике Prezentacii.com. Содержание : Виды экономических систем Основные составляющие рынка Рыночная структура и инфраструктура.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Особым образом упорядоченная совокупность связей И отношений Между производителем и потребителем Благ и услуг благ.
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
11 класс Раскрыть основные черты рыночной экономики Тип урока : комбинированный.
Рыночная структура и инфраструктура Структура рынка: по объектам: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала, рынок информации и т. д.; по субъектам:
Рынок и конкуренция Конкуренция равнозначна награде для тех, кто производит лучшие товары по более низким ценам. И. Бентам.
Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
- экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
Экономическая сфера жизни общества. Каковы основные сферы жизни общества? Каковы основные сферы жизни общества? Что включает в себя экономическая сфера?
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Домашнее задание: §3 © Ковалькова Н.Н 1. Фондовый рынок. 2. Конкуренция и монополия. 3. Современный рынок.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность.
Рыночная экономика. РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е. место встречи продавцов и покупателей. РЫНОК - рыночная площадь, место торговли, т.е.
1. Рынок, его виды и основные функции 2. Характерные черты рыночной экономики 3. Конкуренция и её виды 4. Менеджмент 5. Маркетинг.
Транксрипт:

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 1 Рыночные отношения в экономике 1.Экономические системы. 2.Рынок и его роль в экономической жизни. 3.Рыночные структуры. 4.Конкуренция и монополия.1 5.Современный рынок. 6.Становление рыночной экономики в России.

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 2 Экономические системы ТрадиционнаяТрадиционная Командно-административная (централизованная)Командно-административная (централизованная) РыночнаяРыночная СмешаннаяСмешанная

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 3 Традиционная экономика Производство обмен, распределение доходов базируются на освященных временем обычаяхПроизводство обмен, распределение доходов базируются на освященных временем обычаях Виды хозяйственной деятельности и позиции в экономике часто передаются по наследству или определяются принадлежностью к группеВиды хозяйственной деятельности и позиции в экономике часто передаются по наследству или определяются принадлежностью к группе Технический прогресс, вступающий в противоречие с традиционным укладом жизни, ограниченТехнический прогресс, вступающий в противоречие с традиционным укладом жизни, ограничен

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 4 Командно-административная (централизованная) Собственником средств производства и ресурсов является государствоСобственником средств производства и ресурсов является государство Все решения о производстве принимаются государством, решения о потреблении принимаются как государством, так и частными лицами и фирмамиВсе решения о производстве принимаются государством, решения о потреблении принимаются как государством, так и частными лицами и фирмами Государство полностью регулирует все экономические процессыГосударство полностью регулирует все экономические процессы Правильность/неправильность принятых решений выражается в улучшении или ухудшении экономического положения различных слоев населенияПравильность/неправильность принятых решений выражается в улучшении или ухудшении экономического положения различных слоев населения Уровень зарплаты и цен определяется государством, есть черный рынок товаров и услугУровень зарплаты и цен определяется государством, есть черный рынок товаров и услуг

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 5 Рыночная экономика Преобладает частная собственность на ресурсыПреобладает частная собственность на ресурсы Основная часть решений о производстве и потреблении принимается частными лицами и фирмами с учетом имеющихся ценОсновная часть решений о производстве и потреблении принимается частными лицами и фирмами с учетом имеющихся цен Существует конкурентная средаСуществует конкурентная среда Цены и уровень зарплаты складываются стихийно, под влиянием спроса и предложенияЦены и уровень зарплаты складываются стихийно, под влиянием спроса и предложения Государство выступает в роли частной фирмыГосударство выступает в роли частной фирмы Правильность/неправильность принятых решений выражается в доходах и убытках участников экономической деятельностиПравильность/неправильность принятых решений выражается в доходах и убытках участников экономической деятельности

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 6 Смешанная экономика Собственниками факторов производства являются как частные лица и фирмы, так и государствоСобственниками факторов производства являются как частные лица и фирмы, так и государство Решения о производстве и потреблении принимаются как частными лицами и фирмами, так и государствомРешения о производстве и потреблении принимаются как частными лицами и фирмами, так и государством Правильность/неправильность принятых решений может выражаться в доходах и убытках участников экономической деятельности, разорении части населенияПравильность/неправильность принятых решений может выражаться в доходах и убытках участников экономической деятельности, разорении части населения Государство в основном регулирует экономические процессыГосударство в основном регулирует экономические процессы Уровень зарплаты и цен складываются стихийно, по согласованию продавцов и покупателейУровень зарплаты и цен складываются стихийно, по согласованию продавцов и покупателей

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 7 Рынок Рынок С фера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и других на всех уровнях экономики С фера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и других на всех уровнях экономики Взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром механизма этого взаимодействия является цена.Взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром механизма этого взаимодействия является цена. Отдельная сфера экономикиОтдельная сфера экономики Место для осуществления торговых операцийМесто для осуществления торговых операций

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 8 Признаки рынка Нерегулируемое предложение (производитель свободно решает, что, как, сколько, для кого производить)Нерегулируемое предложение (производитель свободно решает, что, как, сколько, для кого производить) Нерегулируемый спрос (потребитель сам решает, что, где, как, сколько покупать)Нерегулируемый спрос (потребитель сам решает, что, где, как, сколько покупать) Нерегулируемая (свободная) цена зависит от спроса и предложенияНерегулируемая (свободная) цена зависит от спроса и предложения

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 9 Финансовый рынок Рынок товаров и услуг Рынок факторов производства Рынок денег Рынок капиталов Рынок земли Рынок труда Рынок ценных бумаг Рынок кредитов Рынок средств производства Рынки

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 10 Признаки свободного рынка Неограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок любого производителя товаров и услугНеограниченное число его субъектов и свободный доступ на рынок любого производителя товаров и услуг Наличие у каждого участника конкурентной рыночной системы полного объема информации о ситуации на рынкеНаличие у каждого участника конкурентной рыночной системы полного объема информации о ситуации на рынке Наиболее эффективная организация и технология производства, мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услугНаиболее эффективная организация и технология производства, мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг Распределение рыночного продукта между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую рыночную ценуРаспределение рыночного продукта между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую рыночную цену Невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителямиНевозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 11 Взаимовлияние спроса и предложения Спрос – общественная потребность, выраженная в денежной форме и обеспеченная платежными средствами, размеры спроса зависят от уровня денежных доходов населения и сумм, выделяемых производителями на приобретение средств производства. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке Влияет на спрос (формирует его) путем формирования ассортимента товаров и услуг, их цен Определяет предложение через готовность оплатить производимые товары и услуги. Чем больше спрос, тем больше цена товара при устойчивом производстве

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 12 Факторы, определяющие спрос Ценовой фактор (цена товара или услуги) Ценовой фактор (цена товара или услуги) ЦенаЦена – количество денег, других товаров и услуг, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Цена Неценовые факторы: Неценовые факторы: Численность потенциальных покупателейЧисленность потенциальных покупателей Величина дохода населенияВеличина дохода населения Пристрастия и потребности покупателей в зависимости от возраста, религии, пола, климата, моды и рекламыПристрастия и потребности покупателей в зависимости от возраста, религии, пола, климата, моды и рекламы Наличие заменителей товара или услугиНаличие заменителей товара или услуги Ожидаемое поведение ценыОжидаемое поведение цены Государственная политикаГосударственная политика

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 13 Сильные стороны рыночного регулирования Рациональное распределение ресурсов между различными сферами деятельности Рациональное распределение ресурсов между различными сферами деятельности Гибкость и высокая адаптивность производства и потребления к изменяющимся условиям на основе информации о динамике спроса и предложения Гибкость и высокая адаптивность производства и потребления к изменяющимся условиям на основе информации о динамике спроса и предложения Свобода выбора и действий производителей и потребителей Свобода выбора и действий производителей и потребителей Повышение качества товаров и услуг Повышение качества товаров и услуг Стимулирование внедрения достижений научно- технического прогресса Стимулирование внедрения достижений научно- технического прогресса Бездефицитность рынка, удовлетворение разнообразных потребностей Бездефицитность рынка, удовлетворение разнообразных потребностей

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 14 Слабые стороны (изъяны) рыночного регулирования Действие рыночного механизма порождает чрезмерную дифференциацию доходов, бедность отдельных групп населения, безработицу, монополизацию экономики Действие рыночного механизма порождает чрезмерную дифференциацию доходов, бедность отдельных групп населения, безработицу, монополизацию экономики Стимулируя использование достижений науки и техники, рынок не побуждает к вложениям средств в фундаментальные научные исследования, без которых НТП не возможен Стимулируя использование достижений науки и техники, рынок не побуждает к вложениям средств в фундаментальные научные исследования, без которых НТП не возможен Деятельность участников рынка нередко ведет к загрязнению окружающей среды, к хищническому использованию невозобновляемых природных ресурсов, а рыночный механизм не стимулирует заботу об экологии Деятельность участников рынка нередко ведет к загрязнению окружающей среды, к хищническому использованию невозобновляемых природных ресурсов, а рыночный механизм не стимулирует заботу об экологии Рыночный механизм не способствует таким необходимым для общества видам деятельности, как оборона, сфера управления, образование и другие услуги коллективного пользования Рыночный механизм не способствует таким необходимым для общества видам деятельности, как оборона, сфера управления, образование и другие услуги коллективного пользования

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 15 Государственное регулирование Может компенсировать изъяны рыночного регулированияМожет компенсировать изъяны рыночного регулирования Прямое(административное): выдача лицензий на какую-либо деятельность, контроль над ценами и качеством продукции, контроль над доходами, налоговые льготы, государственные кредиты и т.п. Прямое(административное): выдача лицензий на какую-либо деятельность, контроль над ценами и качеством продукции, контроль над доходами, налоговые льготы, государственные кредиты и т.п. Косвенное: регулирование объемов денег в обращении, политика в области налогообложения, таможенных пошлин и т.п.Косвенное: регулирование объемов денег в обращении, политика в области налогообложения, таможенных пошлин и т.п.

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 16 Критерии характеристики рыночной структуры По объектам По объектам (товаров и услуг, труда и капитала, информации и т.д.) По субъектам По субъектам (покупателей, продавцов и т.д.) По географическому положению (местный, региональный и т.д.) По географическому положению (местный, региональный и т.д.) По степени ограниченности конкуренции По степени ограниченности конкуренции (свободный, монополистический и т.д.) По соответствию законодательству (легальный, нелегальный и т.д.) По соответствию законодательству (легальный, нелегальный и т.д.)

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 17 Фондовый рынок (Рынок ценных бумаг) Система экономических отношений между теми. Кто выпускает и продает ценные бумаги, и тем, кто их покупает и становится их владельцем Товар – эмиссионные бумаги. Эмиссия (выпуск ценных бумаг): Эмиссия (выпуск ценных бумаг): -Частная(выпуск акций и облигаций акционерными компаниями) -Государственная (выпуск облигаций государственных займов)

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 18 Ценные бумаги Финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителяФинансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя Товар, имеющий свою нарицательную стоимость (номинал) и представляющий собой определенную величину реального капиталаТовар, имеющий свою нарицательную стоимость (номинал) и представляющий собой определенную величину реального капитала

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 19 Ценные бумаги Акция – Акция – именная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного в виде дивидентов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации именная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного в виде дивидентов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 20 Ценные бумаги Облигация – ценная бумага на предъявителя с длительным сроком действия, закрепляющая право ее владельца на получение в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента от выпустившего ее (эмитента). ценная бумага на предъявителя с длительным сроком действия, закрепляющая право ее владельца на получение в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента от выпустившего ее (эмитента).

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 21 Ценные бумаги Казначейские обязательства государстваКазначейские обязательства государства ВекселяВекселя Сберегательные сертификатыСберегательные сертификаты ЧекиЧеки АккредитивыАккредитивы Долговые распискиДолговые расписки ЗавещанияЗавещания

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 22 Функции рынка ценных бумаг Образование и распределение средств, необходимых для инвестиций - долгосрочных вложений капитала в различные отрасли хозяйстваОбразование и распределение средств, необходимых для инвестиций - долгосрочных вложений капитала в различные отрасли хозяйства Создание условий для передела собственностиСоздание условий для передела собственности Осуществление покрытия дефицита текущего бюджетаОсуществление покрытия дефицита текущего бюджета

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 23 Фондовая биржа Основа рынка ценных бумаг, учреждение, в котором осуществляется их купля-продажа биржевыми посредниками(брокерами, маклерами)Основа рынка ценных бумаг, учреждение, в котором осуществляется их купля-продажа биржевыми посредниками(брокерами, маклерами) Специально организованный аукцион, т.е продажа с публичных торгов, при которой ценные бумаги приобретаются лицом, предложившим наивысшую ценуСпециально организованный аукцион, т.е продажа с публичных торгов, при которой ценные бумаги приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 24 Инфраструктура рынка Совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок, особую роль в которой играют банки. Совокупность институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок, особую роль в которой играют банки. банки

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 25 Конкуренция -соперничество фирм покупателей и продавцов на рынке Монополистическая Монополистическая Олигополистическая Олигополистическая Несовершенная Несовершенная Ценовая Ценовая Неценовая Неценовая

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 26 Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам либо нанесли ущерб их деловой репутации. Законодательство большинства стран запрещает недобросовестную конкуренцию и предусматривает меры борьбы с нею.

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 27 Чистая конкуренция (совершенная, идеальная) (совершенная, идеальная) - имеет место, когда на рынке большое количество продавцов и покупателей, каждый из которых не может оказывать влияния на формирование цены этого товара. Государство не принимает мер регулирования бизнеса. Продавцы и покупатели имеют широкий доступ к информации о ценах и их движении.

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 28 Причины возникновения монополии Возникновение монополии определяется целью рыночной стратегии любого предприятия/фирмы – получение наивысшей прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится исключить все факторы, понижающие цену. Поскольку чем больше производителей, тем ближе продажная цена к себестоимости. Поэтому фирма стремится монополизировать рынок, т.е. стать единственным продавцом и установить монопольную цену. Возникновение монополии определяется целью рыночной стратегии любого предприятия/фирмы – получение наивысшей прибыли. Для достижения этой цели фирма стремится исключить все факторы, понижающие цену. Поскольку чем больше производителей, тем ближе продажная цена к себестоимости. Поэтому фирма стремится монополизировать рынок, т.е. стать единственным продавцом и установить монопольную цену. Монопольная цена – рыночная цена, устанавливаемая монополистом на продаваемый или покупаемый товар и обеспечивающая возможность получения монопольной прибыли, максимально завышается.

обществознание, 11 класс учитель: Марченкова В.М. 29 Взаимодействие рынка и государства Является обязательной составляющей механизма возникновения монополии Попуститель- ство государства Поощрение государства Превосходство государства Установление естественных монополий Государственная политика не противостоит возникновению монополий Государство поощряет возникновение монополий путем установления тарифов, патентов, при реализации политики протекционизма Государственная политика допускает превосходство монополиста в технологиях, вт.ч. управленческих, что ведет к разорению остальных продавцов Установление государственных монополий (на пользование или добычу сырья, выпуск денег и т.п.)