КУШВИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ Программа: Духовная культура Урала.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Advertisements

Автор ученик 10 класса Автор: ученик 10 класса Великанов Олег Великанов Олег Руководитель: Миронов В.В. Муниципальное образовательное учреждение Мирновская.
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Наша школа расположена на территории поселка с историческим названием Александро-Мариинский. Итак, небольшой экскурс в историю… 17 октября 1888 года.
НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5 А класс МОУ СОШ 9 им. М.В. Водопьянова Классный руководитель Дружнова О.В.
Путешествие по городу.
Белые церкви плывут в бесконечности. в бесконечности. О, кладенцы неземной чистоты! Непокорённые граждане вечности. Белые церкви-святые кресты!
МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
(История восстановления часовни в д.Поповская) МОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа» 9 «А» класс Некрасов Андрей 2009.
Урок информатики с элементами Православной Отечественной культуры Учитель информатики гимназии 56 Шарепо Алевтина Ивановна.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Храм Христа Спасителя крупнейший среди Русских Церквей. Рассчитан на человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
Престольные праздники на Смоленщине Выполнили ученики 9А класса МБОУ СОШ 27 Волынец Ангелина и Демарёв Альберт.
Россия вступает в XX век 4 класс, «Школа России».
Чертовская Ольга Алексеевна Учитель географии и православной культуры МОУ «Прохоровская гимназия» п. Прохоровка Белгородской области.
Памятник Андрею Федоровичу Дерябину, основавшему в 1807 оружейное производство в Ижевске, расположен на набережной пруда напротив входа в башню Ижевского.
Город над Томью. Новокузнецк Каждого, кто въезжает в наш город, встречает эта стела и гордая надпись: «Вас приветствует дважды орденоносный Новокузнецк».
СОБОР КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Классицизм ( от лат. classicus образцовый ), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию.
Тихо в церковь я зайду. За семью зажгу свечу. Тихо Бога попрошу : Береги их, я молю. А за себя я не прошу, да и просить не смею. Тебя, Господь, благодарю.
Транксрипт:

КУШВИНСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ Программа: Духовная культура Урала. Фото-экскурсия: Город, которого мы не знаем: утраченные памятники. Разработчик: Асадулина Екатерина Григорьевна, библиограф-краевед. г. Кушва – 2003

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА УРАЛА.

ГОРОД, КОТОРОГО МЫ НЕ ЗНАЕМ: УТРАЧЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ.

>. А.С. Пушкин.

В мае 1735 года шихтмейстер Сергей Ярцов, служивший по назначению казны на демидовских заводах для надзора за ними, вместе с приказчиком Мосоловым проводил межевание лесов. Остановившись в глухом мансийском селении на ночлег, они встретились с вогулом Чумпиным: он показал куски руды, взятые им из горы, возвышающейся над речкой Кушвой неподалеку от впадения её в полноводную Туру. Камни оказались добротным магнитным железняком. Чумпин утверждал, что руды такой там много, просил вознаграждение за открытие её казне. Осмотрев гору, Ярцов убедился в её огромном богатстве, однако решил не прерывать межевание лесов. Но тут произошла у него встреча с помощником Татищева А.Ф. Хрущевым. Увидев образцы найденной руды, Хрущев высказал недоумение нерасторопностью шихтмейстера, приказал Ярцову немедленно отправляться в Екатеринбург с донесением о новом рудном месторождении, что шихтмейстер и исполнил. 14 (25 по-новому стилю) мая 1735 года, отложив все дела. В.Н.Татищев собственноручно оформил закрепление находки за казной. Не мешкал и демидовский приказчик Мосолов, понимал: не простит ему Демидов оплошки с чудо-горой. В тот же день примчался посланец семьи Демидовых с просьбой записать месторождение за >. Но только отказом удовольствовался опоздавший гонец…

Вскоре прибыл на месторождение сам Татищев. Увиденное превзошло его ожидания. 19 сентября 1735 года он писал императрице Анне Иоанновне: > Горный начальник Татищев уже в первый свой приезд на Кушву-реку наметил место для основания завода у подножия горы. 10 ( 21 по-новому стилю) сентября 1735 года, не дожидаясь на то благословения правительства, здесь начали рубить деревья- расчищать площадку под заводские постройки и дороги. Только так, убеждал самого себя Татищев, тоже нарушая установленный порядок, можно оградить сокровище от алчного Демидова. Судьба Благодати и зарождающегося здесь селения была предрешена…

1735г. 10 (21) сентября – дата начала существования Кушвы как селения.

Дата, когда была устроена на горе Благодать часовня в честь Преображения Господня, неизвестна. Но если мы совершим экскурс в историю устроения часовен в Российском государстве, то сможем определить приблизительно время постройки этой часовни и её значение для того периода. Часовни – малые церкви без алта- рей. Они ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, строившими- ся на гробах мучеников. Таким обра- зом, часовни служили надгробными памятниками и обозначали место нахождения престолов. Кроме того, они устраивались на местах, озна- менованных какой-либо милостью Божией, или в воспоминание важных событий церковно-государственной жизни. Часовни назначаются глав- ным образом для общественных молений христиан.

В России часовни появились с водворени- ем христианской веры. Ревностные её пропо- ведники нередко на местах языческих требищ и мольбищ водружали часовни. Так, там, где в Новгороде стоял истукан Перуна, а в Ростове был чествуем Велес или Волос, были устрое- ны часовни. Отшельники строили в дебрях ча- совенки, которые иногда бывали рассадника- ми монастырей и церквей.

Строгие правила о часовнях явились в России в царствование императора Петра Первого ввиду тайного богослужения, которое раскольники совершали в часовнях. Указы 1707г. требовали, чтобы были разобраны все часовни, как раскольнические, так и православные, и не дозволяли постройку никаких часовен. Однако эти указы не везде исполнялись вследствие крайней нужды в часовнях; в некоторых местах церкви были отдалены от селений, и часовни отчасти заменяли их. Поэтому вслед за получением указа о разобрании часовен стали поступать прошения в Святейший Синод, чтобы он дозволил не разбирать часовни. В 1727г. дозволено было восстановить прежние часовни и строить новые; но в 1734г. был подтверждён указ 1707г. о нестроении новых часовен и дозволено лишь не разбирать прежние. Между тем во многих местах решились строить часовни без дозволения начальства, надеясь, вероятно, впоследствии доказать, что часовня существовала до 1734 года. Исходя из этих сведений, можно предположить, что Преображенская часовня была построена во временном отрезке с 1735г. по 1740г., так как именно с 1740 года, с момента постройки в Кушвинском заводе первой деревянной церкви, к Преображенской часовне был установлен, по преданию, крестный ход. Как видим, часовня в честь Преображения Господня была устроена в нарушение указа императора. Наверное, в этом была большая необходимость: отметить место, ознаменованное благодатью Божией, и обратить местное население в новую веру.

В 1740 году была заложена в заводе деревянная церковь во имя святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Церковь была заложена на высоком месте, на склоне горы. 10 июля1775 года заложена в Кушвинском заводе, вместо деревянной церкви и рядом с нею, каменная и 17 мая 1782г. была построена. Строилась церковь усердием и иждивением прихожан. Церковь – двухэтажная: нижняя была освящена в 1782г. во имя тех же святых и праведных Симеона и Анны; верхняя освящена в 1798г. во имя Святыя Троицы. В 1809г. Кушвинская Симеоно- Аннинская церковь переименована в Свято-Троицкий собор. 1. Место строительства первой деревянной Симеоно-Аннинской церкви,1740 г. 2. Остатки от Свято-Троицкого собора, сгоревшего в 1948 г.

В нижнем храме пристроены в последствии два придела, которые заложены были в 1870 году: южный – 6, а северный – 24 мая, и построены иждивением благотворителя (купца А.Фёдорого), пожелавшего остаться неизвестным. Приделы окончены строением в 1871 году. Южный придел был освящён в 1874году 7 июля во имя св. благоверного князя Александра Невского. Северный придел освящён 12 сентября того же года во имя святого праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца. В нижнем среднем (Симеоно-Аннинском) алтаре первоначальный иконостас был сменён в 1875 году. Вместо старого сооружён новый иконостас, выкрашенный белою краскою, с крупною вызолоченною резьбой. Вместо старых икон написаны новые в древне –греческом стиле. Сооружение иконостаса произведено было иждивением прихожан и церкви. В верхнем, Свято-Троицком, храме устроены деревянные хоры. Из замеча- тельных святынь храма следует указать на весьма чтимую прихожанами икону Божией Матери, Утоли моя печали, пожертвованную в 1880 году. Стоимость её более 1000 рублей. Замечательна также риза настоящей серебряной парчи, не сшитая, а вытканная вся. Сразу после революции собор был закрыт для службы. Одно время в нём располагалась столовая. После Великой Отечественной войны собор переоборудовали в клуб. В 1948 году должны были состояться первые послевоенные выборы. И вот в ночь перед выборами в соборе случился пожар. После этого пожара собор был разрушен окончательно.

Свято-Троицкий собор на улице Первомайской, 1809 год

Свято-Троицкий собор на улице Первомайской.

Место нахождения первой деревянной церкви после её перенесения в 1782 г.. В 1782 г., вследствие построения нового каменного храма рядом с деревянной церковью, последняя была перенесена на другую сторону реки, на кладбище, и освящена в том же 1782 году уже в честь св. Иоанна, Предтечи Господня. Церковь просуществовала в своем первоначальном виде до начала ХХ века, кроме колокольни, которую разобрали. Престол сей церкви был упразднен в 1893 году. Со времени перенесения на кладбище деревянный храм все время считался кладбищенским. В марте 1926 года храм был окончательно закрыт.

В 1872 году была заложена на самом выезде из Кушвинского завода в сторону Нижне-Тагильского завода каменная Крестовоздвиженская часовня в память освобождения крестьян от крепостной зависимости по заводам. 14 сентября был установлен крестный ход к Крестовоздвиженской часовне. Остатки Крестовоздвиженской часовни.

29 октября (по старому стилю) в Кушве был освящён новый храм во имя Архистратига Божия Михаила. Церковь построена исключительно на средства местного ревнителя благолепия храмов божьих купца М.Ф. Ушкова, при неусыпной заботливости его боголюбивой супруги. Архитектура и кладка храма необыкновенно хороши, а внутреннее убранство её- редкостное в здешних местах. Иконостас изящной работы, с крупными колон- нами и мелкой резьбой, сплошь золочён высоким червонным золотом. Иконы в нём – все московской работы, за исключением двух, каждая из которых стоимостью по рублей. Серебряные, золочёные священные сосуды и вся прочая церковная утварь – высокой художественной работы и ценности. Церковь снабжена храмосоздателем решительно всем необходимым ( даже дорогими коврами), не было пока только ризницы. Церковь ограждена каменною прекрасною оградою, имеет высокую красивую колокольню и при ней семь колоколов, подобранных по тону. Большой колокол в 210 пудов куплен на Екатеринбургской выставке 1887 года. Пол в церкви мраморный. Знатоки того времени полагали, что стоимость всей церкви простирается до 80-ти тысяч рублей. В 2002 году Михайло-Архангельская церковь отметила своё 110-летие.

У входа в церковь – аллея ог- ромных лиственниц, наиболее высоких, красивейших и дол- говечных деревьев Урала. По высоте они догоняют коло- кольню. В углах ограды церкви можно увидеть дубы. Предположитель- но- это самые северные дубы на Урале. Северная граница естест- венного произрастания дубов на Урале проходит юго-западнее Екатеринбурга. Эти же дубы были посажены устроителем церкви М.Ф.Ушко- вым и им сегодня более 100 лет. Михайло-Архангельская церковь, 1892г.

В 1893 году в память 900-летия крещения Руси, усердием местных торгов- цев в центре завода на Торговой площади была построена каменная часов- ня. Освящена во имя св. благоверного князя Владимира. 15 июля совершал- ся крестный ход к этой часовне. В 1924 г. принимается решение о закрытии часовни на Торговой площади. Сперва её намеревались снести, но затем сняли крест, удалили и использовали под торговлю печёным хлебом. Предполагаемое здание Владимирской часовни, 1893г.

Памятник Александру III, российскому императору

17 октября (30-го по-новому стилю) 1888 года в 2 часа 14 минут на 277-ой версте от Курска произошло крушение поезда, в котором ехал со своей семьёй Александр III. После крушения народ создал легенду, что царь спас своих детей и родных, удержав на плечах крышу вагона. Событие 17 октября было увековечено устройством многих благотворительных учреждений, стипендий. Кушвинцы тоже собрали деньги и заказали в Каслинский завод памятник государю с надписью: «Население Кушвинского завода незабвенному монарху в память чудесного события 17 октября 1888 года».

Красивое здание с широкой лестницей и просторными коридорами строилось как женская гимназия и было готово к 1914 году. Оставалось ещё немного, чтобы барышни поднялись по ступеням нарядной лестницы, но тут грянула первая мировая война, и классы занял искалеченный фронтовой люд.

Русско-японская война, первая русская революция, празднование 300-летия дома Романовых, а затем, как шок, первая империалистическая война – всё это стало следствием такого события наступившего XX века, которое одни называют Великой Октябрьской социалистической революцией, другие вооружённым захватом власти большевиками. И заводской посёлок затих в ожидании перемен. Правда, одни надеялись, что всё ещё утрясётся и вернётся на круги своя, других же привлекли новые лозунги о всеобщем равенстве и справедливости. Новое время принесло и новые памятники.

Не долго простояло чугунное воплощение добрых чувств. Летом 1917 года (ещё до Октябрьской революции) группа сталеваров- большевиков в один из вечеров при стечении народа при помощи верёвок сбросила императора на мостовую и отправила обломки на переплавку. Постамент оставили, предварительно содрав с него благодарственную надпись и царский вензель. В 1919 году вместо скульптуры появился деревянный глобус, символизирующий, видимо, интернационализм. А в 1923 году рабочие- металлурги на свои деньги отлили и установили бюст Карла Маркса. Памятник Карлу Марксу на площади Металлургов в Кушве.

Памятник Владимиру Ильичу Ленину… …Первого мая 1925 года в Кушве проходила праздничная демонстрация трудящихся. Празднование Первого мая в тот памятный день 1925 года проходило под знаменем укрепления международной солидарности трудящихся. И три стрелы, спускающиеся к подножию памятника, обозначали это международное единство - 3-й Интернационал Над эскизами и проектом сначала работали заводские умельцы. Но задача оказалась сложной. Заказ передали в Ленинград известному скульптору В. Козлову. Он явился автором памятника. Отливали монумент для Кушвы в натуре рабочие Каслинского завода. Многое сделал бывший подручный сталевара Василий Шульгин, известный тогда на Урале борец под кличкой «Шуль». Он провёл показательные выступления, а собранные деньги передал на памятник.

Середина 80-х годов XX века – новая волна перемен. И сейчас уже памятники советского периода стали камнем преткновения в водовороте происходящих событий. Зарыты в нашу память на века и даты, и события, и лица, а память, как колодец глубока,- попробуй заглянуть – наверняка, лицо –и то – неясно отразится. Разглядеть, что истинно, что ложно, может только беспристрастный суд. Осторожно с прошлым, осторожно, не разбейте глиняный сосуд. В. Высоцкий

В середине 90-х годов xx века с постамента, не известно по чьей воле, был убран и бюст Карла Маркса.

Та же участь постигла и памятник Владимира Ильича Ленина.

Мы не должны забывать о прошлом, и тогда богаче и многообразнее станет наше настоящее. Каждое поколение, каждый человек, каждое время вновь и вновь открывает Родину. Принимая завещанное народом, мы становимся частицей его бессмертия. Память о прошлом – гарант будущего.