Диагностика мотивации как одного из факторов успешности обучения (на основе исследований пятиклассников МОУ школы 168)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Advertisements

У ЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ Подготовила и провела: Педагог-психолог Потапова Т.А.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МОУ «СОШ 6» КЛАЩУС НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Учебная мотивация подростков Выполнил учащийся 9 класса МОУ«Марушинская средняя (полная) общеобразовательная школа » Целинного района Алтайского края Сугоняк.
Мотивация учения. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников,
Мотивация учения – основное условие успешного обучения Все наши замыслы, все поиски и построения Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются.
Педсовет на тему: «Поиск средств и форм работы с детьми по формированию мотивов учения» Побойко Ольга Павловна, зам по УВР МОУ «Умыганская средняя общеобразовательная.
Педагогический совет Роль классного руководителя в повышении мотивации учения Балдина М.И., классный руководитель 11 в класса МОУ «СОШ 11 в класса МОУ.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ- ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Материалы для проведения педагогического совета Выполнила: Синельникова Л.М. зам. директора по УВР.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Мастер – класс педагога –психолога, учителя начальных классов МОУ «Хомутовская СОШ 2» Коврига Вероники Миколо Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Создание условий для усиления эмоционально- личностной значимости обучения.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
Транксрипт:

Диагностика мотивации как одного из факторов успешности обучения (на основе исследований пятиклассников МОУ школы 168)

Трактовка понятия «Мотивация» Мотивация – это психологическая категория, она представляет собой совокупность побуждений, которые вызывают некую активность человека и приводят его к совершению определенных конкретных действий, определяющих общую направленность личности. С точки зрения педагогики мотивация является одной из основных характеристик учебной деятельности, от которой зависит ее успешность. Многие исследователи (А.К.Маркова, Т.А.Матис и др.) определяют характер личностной мотивации как отношение к учению.

Содержательная сторона мотивации Это система побуждений, мотивов, в которых проявляются разнообразные потребности ребенка, а также интересы, цели, намерения, желания и проявления эмоций.

Проблема положительной мотивации особенно актуальна при переходе школьников от начального этапа обучения в среднее звено

Причины школьной дезадаптации чаще всего затрагивают мотивационную сферу личности, познавательные потребности и способности.

«Анкета мотивации» (по Н.Г. Лускановой) 5 основных уровней мотивации: 1. Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. 2. Хорошая школьная мотивация. 3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 4. Низкая школьная мотивация. 5. Негативное отношение к школе, т.е. школьная дезадаптация.

Учащиеся с положительной, низкой и негативной мотивацией относятся к «группе риска»

Результаты обследования по методике «Анкета мотивации» КлассВремя проведен ия Уровни учебной мотивацииГрупп а риска высокийхорошийположительныйнизкийнегативный 4-й класс Апрель 2010г. 67%33% й класс Ноябрь 2010г. 36,4%45,5%18,1%-- 5-й класс Март 2011 г. 34,7%53,3%12%--

Микросочинение на тему «Что тебе нужно, чтобы учиться еще лучше» Все пожелания детей, отраженные в микросочинениях, были разделены на 3 блока: 1 блок – учебная мотивация связана с интересом к учебе, получением новых знаний, с положительными эмоциями к обучению, с целями и установками на дальнейшую жизненную перспективу (таких не много, т.к. решать дальние абстрактные цели пятиклассники не умеют). 2 блок – мотивация – общение в школе с друзьями. В данном случае речь идет о коммуникативной стороне развития личности, а также о социальном интеллекте, который связан с воспитательным процессом общения и положительными эмоциями. 3 блок – организационные моменты и дисциплина. Дети говорили о том, что им трудно планировать свое время, шла речь о дисциплине, положительном отношении к любимым учителям и необходимости получать хорошие отметки.

После анализа сочинений было сделано 2 вывода: внимание детей в первый раз было привлечено к самоанализу успешности учебной деятельности; очень важно учителям на каждом уроке ставить положительные цели, задачи, доступные детям в соответствии с их возрастными особенностями, правильно выбирать средства для достижения этих целей, обязательно рассчитывать на успех, т.е. формировать мотив достижения успеха, а не мотив избегании неудач. Очень важно также формировать мотив аффиляции – потребность в установлении и сохранении у человека эмоционально-положительных, дружеских взаимоотношений с окружающим миром.

Изучение интересов с помощью анкеты «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?» Цель данной методики – изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности учащихся и процессов формирования познавательных интересов. Ядро личности человека – это его конкретный набор «нравится», каждый человек уникален именно потому, что больше ни у кого больше такого набора нет.

Зависимость мотивации от вероятных достижений Зависимость мотивации к деятельности (М) от вероятности неудач, недостижения цели (Р), в случае, когда мотивации избегания неудачи (Мн) преобладает в сравнении с мотивацией успеха достижения цели (Му). Зависимость мотивации к деятельности (М) от вероятности успеха достижения цели (Р), в случае преобладания мотивации успеха (Му) в сравнении с мотивами избегания неудачи (Мн).

Все вышеуказанные методики между собой коррелируются и психолог имеет возможность помочь учителю, родителям подходить к дальнейшему обучению и воспитанию детей на основе объективных данных об уровне развития мотивационной сферы, индивидуальных особенностей личности учащихся и других характеристик.

Спасибо за внимание! Приглашаем вас на открытые уроки!