Структурное подразделение начального общего образования ГОУ МЦ СУО Программа формирования УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Универсальные учебные действия ст. преподаватель кафедры ФО Е. В. Сверкунова.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Структурное подразделение начального общего образования ГОУ МЦ СУО Программа формирования УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ обучающихся

КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Умение учиться

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА Формирование УУД, обеспечивающих школьникам: Умение учиться Способность к саморазвитию Способность к самосовершенствованию

Что понимать под терминами «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»?

Понятие «универсальные учебные действия» Термин УУД (в широком значении) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Компоненты учебной деятельности 1. Познавательные и учебные мотивы 2. Учебная цель 3. Учебная задача 4. Учебные действия и операции Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностных оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий 1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности. 2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Программа формирования УУД Личностные самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные управление своей деятельностью контроль и коррекция инициативность и самостоятельность Познавательные работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символичес-ких средств, общих схем решения выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие Коммуникативные речевая деятельность навыки сотрудничества

Личностные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности): * самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), т.е. принятие ребенком социальной роли ученика; * смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь?»); * нравственно-этическая ориентация, т.е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка).

Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопределение. 1. Внутренняя позиция школьника: - Положительное отношение к школе. - Чувство необходимости учения. - Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. - Предпочтение классных коллективных знаний индивидуальным занятиям дома. - Предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметка) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). 2. Самооценка: - Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика. - Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». - Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». - Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

Критерии оценивания личностных универсальных действий Смыслообразование. 1. Мотивация учебной деятельности: - Сформированность познавательных мотивов. - Интерес к новому. - Интерес к способу решения и общему способу действия - Сформированность социальных мотивов. - Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. - Сформированность учебных мотивов. - Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. - Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности К ним относятся: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, связанных с этим затрат времени. Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия (в случае расхождения с эталоном, реальным действием, и его результатом). Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в случае мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней). План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соответствии с определенными условиями. Контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений). Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причины неудачи, отношение к успеху и неудаче). Мера разделенности действия (совместное или разделенное). Темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Регулятивные учебные действия, отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): - Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - Преодоление импульсивности, непроизвольности; - Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; - Умение адекватно воспринимать оценку и отметку своей работы; - Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в р учебной деятельности; - Умение различать объективную трудность поставленной учебной задачи и субъективную сложность. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей: - Целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей; - Формирование основ оптимистического восприятия мира.

Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. 1. Общеучебные универсальные действия: - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств. - Структурирование знаний. - Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. - Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, официально-делового стилей. - Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание последовательности деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - Моделирование (знако -символические действия) – преобразование объекта из чувственной сферы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (графики, схемы и т.п.)

Логические универсальные действия: - Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). - Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. - Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. - Подведение под понятия, выведение следствий. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Доказательство. - Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению лил деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение определить цели, функции участников, способов взаимодействия). - Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). - Разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие общего решения и его исполнение). - Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий). - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Основные критерии оценивания коммуникативного компонента УУД Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Результаты развития универсальных учебных действий Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Формирование рефлексивной адекватной самооценки Развитие основ гражданской идентичности Функционально-структурная сформированность учебной деятельности Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения Формирование внутреннего плана действия Развитие рефлексии – осознание учащимся содержания, последовательности и основания действий

Роль и место «универсальных учебных действий» в учебно- воспитательном процессе УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида УУД определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития школьника. УУД - показатели гармонического развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.

Некоторые примеры учебной деятельности. МАТЕМАТИКА Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

Некоторые примеры учебной деятельности. РУССКИЙ ЯЗЫК Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и про себя) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ направлена на получение новых образовательных результатов Развитие обучающихся: * общекультурное * личностное * познавательное Итог - Успешная самореализация личности