План 1. Особенности развития человека в период ранней взрослости. 2. Границы взрослости. 3. Характеристика понятий «биологический возраст», «социальный возраст» и «психологический возраст». 4. Характерные признаки физического расцвета человека. 5. Формирование мотивации в раннем взрослом возрасте. 6. Основные психо-физиологические признаки периода ранней взрослости. 7. Социально-психологические особенности возрастного периода зрелости и старости. Педагогические аспекты работы медицинской сестры c лицами возрастной категории взрослости
1. Вітенко І.С., Борисюк А.С., Вітенко Т.І. Основи психології. Основи педагогіки: Навчально-методичний посібник. – Чернівці: Книги – ХХІ, – 200 с. 2. Волкова Н.П. Педагогіка: Посібник для студентів вищих навчальних закладів. К.: Видавничий центр Академія, с. 3. Основи психології і педагогіки : навчальний посібник / О. М. Степанов, М. М. Фіцула. - 2-ге вид., виправ., доп. – Київ : Академвидав, – 520 с. 4. Мельничук І. М. Вікова і педагогічна психологія : навч.- метод. посіб. для вивчення курсу / І. М. Мельничук. – Тернопіль : ТНЕУ, Економічна думка, – 144 с. Литература
Период ранней взрослости Используй время, так, чтобы в старости не упрекать себя за молодость, прожитую зря. Джованни Боккаччо
1) рост самостоятельности человека, его свободы и ответственности, развитие индивидуальности (неповторимости), творческого отношения к действительности и собственного жизненного пути; 2) усиление социально-духовной интегрированности человека, социальной ответственности, обогащение форм его жизнедеятельности. Направления развития личности взрослого человека
Акме – это высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора. Такое определение характеризует период взрослости как самый творческий период жизни человека, когда завершается обще соматическое развитие, физическое развитие достигает своего пика, а уровень интеллектуальных возможностей высокий. Акмеология
1) ранняя взрослость (20-45 лет); 2) средняя взрослость (40-60 лет); 3) поздняя взрослость (свыше 60 лет). Границы взрослости по Э. Эриксону
1) ранняя взрослость (20-25 лет); 2) средняя взрослость (25-40 лет); 3) поздняя взрослость (40-55 лет); 4) предпенсионный возраст (55-65 лет); 5) старение – «отдаление от дел», или «отставка» (65-70 лет); 6) старость (70 лет и более). Границы взрослости по Дж.Бромлею
1.средний возраст (зрелость): I фаза - от до 35 лет; II фаза - от 36 до лет; 2.пожилой возраст (55-60 до 70 лет); 3.старость (75-90 лет); 4.возраст долгожителей (старше 90 лет). Границы взрослости по Б. Ананьеву
указывает на соответствие состояния организма и его функциональных систем определенному моменту жизни человека Биологический возраст
указывает на уровень адаптированности человека к требованиям окружающего мира Психологический возраст
определяют, учитывая соответствие положения человека существующим в конкретном социуме нормам Социальный возраст
1) проблема профессиональной карьеры; 2) проблема воспитания детей, которая преодолевает следующие стадии: Проблемы периода ранней взрослости
а) формирование образа отцовства б) вскармливание в) формирование авторитета г) интерпретативная д) взаимозависимости ж) разлучения с детьми Стадии проблемы воспитания детей
Видение себя в контексте жизнедеятельности, видение вечных и переходных ценностей Особенности развития самосознания в раннем взрослом возрасте
1) мотивация бракосочетания 2) мотивация холостячества 3) мотивация выбора профессии 4) мотивация профессиональной деятельности Мотивации в раннем взрослом возрасте
а) прагматические интересы б) творческая самореализация; в) удовлетворение потребностей в профессиональном общении и социальных контактах; г) процессуальная мотивация Мотивы профессиональной деятельности
Обусловленное жизненными трудностями и ошибками разочарование человека в значимости культивируемых ею ценностей, норм, идеалов, которое приводит к изменению смысла его жизни, переоценки жизненных ценностей Кризис тридцати лет
Оптимальным и благоприятным для научного творчества является период и лет жизни Выдающиеся открытия совершают лица в возрасте около 40 лет Самым продуктивным относительно научного вклада, общей полезности - 47 лет. Интеллектуальные функции человека в раннем взрослом возрасте
Наивысшие показатели их развития приходятся на лет Тенденция к снижению наблюдается в лет Меньше меняется с годами образная зрительная память Развитие памяти
Практическое мышление имеет высокие показатели развития в периоды и лет Оптимумы развития теоретического мышления приходятся на 20, 23, 25, 32 года О бразное мышление достигает наивысшего развития в 20, 23, 33, 35 и 39 лет Развитие мышления в раннем взрослом возрасте
От 20 до 40 лет продолжается развитие речи, которая обогащается лексически, сложными синтаксическими структурами, становится грамматически более нормированной Развитие речи
Наступление зрелого взрослого возраста человек фиксирует, когда: 1) дети начинают покидать родительский дом; 2) занимается высшая должность в профессиональной карьере; 3) приобретается определенный статус; 4) осознается нереализованность жизненных планов. Признаки зрелого взрослого возраста
Этот психологический феномен переживается людьми, которые достигли лет и заключается в критической оценке и переоценке достигнутого в жизни Кризис середины жизни
Этот период характеризуется: - Утратой чувства молодости; - Снижением профессиональной активности; - Усилением интимности в супружеских отношениях; - Осознанием необратимости физиологических изменений; - Приспособлением к изменениям, которые происходят в организме. Признаки зрелого возраста
1) Генеративность 2) Увлеченность собой 3) Стагнация Основные проблемы зрелого взрослого возраста
- Снижение жизненных сил - Физиологические изменения - Эмоциональное оскудение житейских будней - Умственная ригидность Основные проблемы человека зрелого возраста
а) необходимость дифференциации Я б) избежать чрезмерного сосредоточения на болезнях, болях, которыми сопровождается старость в) трансцендентация Я Основные задания человека зрелого возраста
1) Гипертимный 2) Психастенический 3) Эпилептоидный 4) Нарциссический Типы акцентуации личности зрелого возраста
На развитие Я-концепции человека зрелого взрослого возраста влияет осознание им жизненных задач Я-концепция человека зрелого взрослого возраста
Мотивационный кризис – ослабление или изменение основных мотивов деятельности Признаки кризиса зрелого возраста
Развитие эмоциональной сферы человека в период зрелой взрослости происходит неравномерно и имеет некоторые особенности Эмоциональная сфера человека в период зрелой взрослости
Особенности познавательных процессов в зрелом взрослом возрасте проявляются в ослаблении психофизиологических функций Особенности познавательных процессов в зрелом взрослом возрасте
Период старости - геронтогенез начинается с 60 лет и следующие периоды: - Преклонный возраст (для мужчин лет, для женщин лет); - Старческий возраст (75-90 лет); - Возраст долгожительства (90 лет и старше). Период старости – геронтогенез
- Сохранение смысла жизни; - Настрой на отдых; - Отсутствие длительной перспективы; - Ориентация на прошлое и настоящее; - Осознание обязанности передать жизненный опыт молодому поколению; - Восприятие факта конечности собственной жизни, подготовка к смерти. Новые аспекты Я-концепции в период старости
Переход человека к старости сопровождается изменениями в его познавательной сфере, что наиболее зависит от физиологических факторов Переход человека к старости
На динамику интеллектуальной активности в старости влияют объективные (наследственность) и субъективные (физические, социальные и психологические) факторы. Факторы влияния на динамику интеллектуальной активности в старости
1) конструктивная позиция 2) зависимая позиция 3) защитная позиция 4) позиция враждебности к миру 5) позиция враждебности к себе и негативного отношения к жизни Виды приспособления к старости
- Экономическая и социальная незащищенность - Недостаточное внимание детей к своим пожилым родителям; - Противоречивость между усвоенными в предыдущие годы ценностями и теми, которые культивируются в обществе; - Манипулирование стариками со стороны политиков; - Негативное влияние средств массовой информации; - Разрушенная в семьях связь между поколениями - Отсутствие социально-психологической службы помощи. Основные факторы неудовлетворенности старостью
1) отрицание 2) гнев 3) торги 4) депрессия 5) принятие 6) отрицание смерти Стадии приспособления людей к смерти
Благодарю за внимание Лекция окончена