Седьмая международная научно-практическая конференция «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: Проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сколько детей сегодня нуждаются в специальном обучении? По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно.
Advertisements

Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Петрозаводская средняя общеобразовательная школа 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированная.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДАНИИ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ БЕЛОРУКОВА ЕКАТЕРИНА КАМЕНЕВА ЕЛЕНА ГРУППА О-15.
«Дети должны учиться вместе» Инклюзивное образование.
Наступаем на те же грабли? Чувашева Е.А.. «… педагогическое образование всегда является запоздалой мыслью в любом реформаторском движении.» Майкл Фуллан.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
LOG O Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»
Презентация проекта к уроку по обществознанию в 11 классе «Проблемы современной семьи» Выполнила: Власова И. М., учитель истории МБОУ СОШ 30 г. Энгельса.
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
Права ребёнка в семье Выполнил ученик 9-го класса Серенков Иван
Тема доклада:. План доклада: Образовательная политика России в современных условиях. Модернизация языкового школьного образования. Изучение двух иностранных.
Правила приёма обучающихся в общеобразовательные учреждения Подготовили: Удовыдченко З.И., Хожаева Т.Н., Ткаченко Б.А., Баранникова В.И., Подлужный С.А.,
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Светлана Дементьева Томск 2012 Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Общешкольный экспериментальный проект «ЧИТАЮЩАЯ ШКОЛА»
МИР ЗНАКОМЫХ И НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 7 КЛАССЕ МОУ ИЛЬИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровнях Коллегия Департамента общего образования.
Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество редких (орфанных) заболеваний" (ВООЗ).
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Транксрипт:

Седьмая международная научно-практическая конференция «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: Проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе» Проблемы и перспективы образования (для) цыган В.В. Шаповал 20 февраля 2010 г.

Два образования I. Образование на цыганском языке проявляется в разрозненных усилиях отдельных представителей интеллигенции. Это экзотика, без которой можно жить. II. Образование в общем смысле дети получают в русской начальной школе. Редко кто идет дальше. Где набирается много цыганских детей, там возникают отдельные цыганские школы и классы. Чтобы было спокойнее им и их соседям.

Часть первая Образование ДЛЯ цыган в рамках особых этнических школ с преподаванием на цыганском языке хотя бы части предметов в начальной школе с целью комфортного включения ребенка в контекст учебной деятельности

в России отсутствует.

В России есть отдельные частные инициативы, ограниченные диалектной раздробленностью, межгрупповой конкуренцией, настороженностью к чужим (нецыганам-гаджé и цыганам).

Из предисловия к книге Я знаю – цыгане мне за нее не будут благодарны. Скрытные по природе и, согласно исторических причин, сами они весьма неохотно посвящают новичка в тайны своего языка, который при их теперешней, почти общей, обруселости в России, является единственным еще надежным щитом, оберегающим от любопытства постороннего все сокровенное, интимное, всю, так сказать, общность интересов их единоплеменников (Петр Патканов, 1900). Остается актуальным. К автору словарей подходят незнакомые люди с упреком: ты выдал все наши секреты…

Учебные издания начинались скромно Пособие по языку романи. Тверь, 1993 г. Автор – Джура Махотин ( ), актер и поэт. Диалект – кэлдэрарский с вкраплениями других. Копия книги с разрешения семьи размешена на:

Учебники стали шикарнее Miri szkoła. Romano elementaro przygotowany przez artystę i cygańskiego działacza Karola Parno Gierlińskiego Моя школа. Ромский букварь для польских цыган. Автор – Кароль Парнó (цыг. «Белый») Герлиньски, художник и общественный деятель. Три версии книги вышло на основных диалектах.

Пример страницы «Она моя сестра». «Он мой брат». Картинки подчеркивают этнические черты внешности. В основе письма польский алфавит. В каждой стране выбирают то письмо, которому учат в начальной школе.

Учебные издания 2007 Автор - Виктор Шаповал, нецыган, языковед. Диалект севернорусских цыган, песни, словарь. На обложке Дмитрий Михайлович Бузылев, заслуженный артист России Начало книги с разрешения издательства доступно на:

Учебные издания 2009 На Украине вышел букварь на одном из вариантов сэрвицкого диалекта. Один текст на влашском диалекте. Авторы – Сергей Григориченко и Татьяна Логвинюк. В основе письма украинская азбука.

Учебные издания Для примера часть текста про Красную Шапочку.

Часть вторая Образование цыган, в рамках обычных школ отделенных от русских детей из-за взаимного стремления к безопасности (одни считаются слишком горячими по характеру, другие [нецыгане] слишком раскованными в поведении)

Учебные издания Кэлдэрарский диалект. Для русских учителей тех школ, где на принципах сегрегации обучаются дети из чисто цыганских поселков. Таких школ около 30 в европейской части России. 2008

Учебные издания Эти школы и классы не имеют статуса этнических. В «лучшем случае» – статус коррекционных. Их давно и успешно опекает АДЦ «Мемориал» (г.Санкт-Петербург), Стефания Кулаева, Ольга Абраменко. Есть уже и студенты-цыгане. Отчеты :

В рамках той же инициативы было осуществлено единственное официальное учебное издание за последние 70 лет в России

Единственное официальное учебное издание за последние 70 лет в России 2009 Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация / Пособие для учителей общеобразоват. учреждений.- М.: ИНПО, с., табл. Диалекты ловарский и кэлдэрарский. Главная проблема – отсутствие своей школьной терминологии, основы для коммуникации в классе на родном языке.

Резюме Образование цыган организуется стихийно. Каждая семья ищет свое решение. Сегодня в школу уже не заставляют идти, как бывало раньше. Но сама жизнь требует, чтоб человек учился… долго. Годика три достаточно. Чтобы уметь: 1) считать, 2) читать, 3) расписываться. Примерно так выглядит усредненное мнение о школе.

Демография По данным переписи 2002 года, на территории Российской Федерации проживало около 183 тыс. цыган, которые, таким образом, стоят на 28-ом месте по численности среди других 128 народов РФ.

Демография В целом население России в 2002 годах уменьшилось (по сравнению с 1989) на 1,8 млн человек ( - 1,2%) и составило 145 млн. чел. Численность цыган за этот период выросла со 160 тыс. до 183 тыс. (+ 14,3%).

Перспективы Цыганское образование в РФ в диагностическом смысле является весьма показательным. Видимо, демографические и миграционные тенденции очень скоро приведут к тому, что а) более заметная часть детей будет владеть русским языком недостаточно хорошо, б) а их родители не смогут своими силами выправлять недостатки НАШЕГО начального образования. Под строкой «цыгане» в списке национальностей значатся еще 100 строк.

Проблемы Большинство людей слабо представляет себе, что такое внутриэтническая раздробленность. Племенные группы скорее готовы строить общение с нецыганами- гадже, от которых, понятно, «хорошего не жди», чем с соплеменниками из чужого клана, которые вообще…

Проблемы Вопрос о том, сколько диалектных вариантов букваря нужно создать для цыган России, не имеет ответа. Среди индологов ни один за последние 70 лет не получил квалификацию специалиста по цыганскому языку в России.

Проблемы Усилия по созданию школьных пособий с 1920-х х годов до наших дней, отдельные инициативы на местах, разрозненные малотиражные издания – все это нигде не собирается, не изучается, опыт не обобщается. В России (и не только в ней) каждое движение в сторону цыганского образования начинается с чистого листа.

Неразменные грабли, или Проклятие пионерства 1) «В Тюмени открылась единственная в России цыганская школа. Ее создал в собственном доме цыганский барон Геннадий Виноградов» (2006). В 1925 г. в районе площади Ильича в Москве тоже открывалась первая цыганская школа.

Неразменные грабли, или Проклятие пионерства 2) В городе Чудово Новгородской области есть единственная частная цыганская школа, где учатся только цыганские дети. Ее построили и оборудовали на деньги спонсора. [Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, февраль 2006 //

Неразменные грабли, или Проклятие пионерства 3) Первый в Европе цыганский букварь представлен в Луцке (Польша) Около 200 изданий, в большинстве учебные, вышли в СССР в гг. Библиография:

Неразменные грабли, или Проклятие пионерства 4) «Первый в Европе ромский букварь в скором времени появится на Волыни ( Украина )» Уже появился. Вы его видели.

Неразменные грабли, или Проклятие пионерства Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. Межкультурная русско-цыганская коммуникация / Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: ИНПО, с., табл. Издание подготовлено лабораторией культуры цыган (ромов) Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования и представляет собой первый российский опыт создания пособия, основанного на междисциплинарном подходе.

Неразменные грабли, или Проклятие пионерства Лаборатория культуры цыган (ромов) Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования – это два человека: Смирнова-Сеславинская М.В., Цветков Г.Н. При соблюдении такой же удельной концентрации на всю РФ приходилось бы всего 1560 чел. «образованцев». Дробь я, с вашего позволения, округляю.

Неудивительно, что… Большинство цыган даже не знают о существовании письменности на их языке, что и неудивительно, т.к. издание словарей, переводов на цыганский язык произведений мировой и русской классики, подготовка учебников и кадров для цыганских школ не возобновлялись с 1930-х годов. [ПРИЛОЖЕНИЕ к альтернативному докладу НПО «Об исполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств», февраль 2006 г. «О положении цыган в России» //

Предложения международных экспертов по соблюдению прав меньшинств Создать школу или классы в школах с преподаванием на цыганском языке в местах компактного проживания цыган Создать отделения в университетах или педагогических институтах по изучению цыганского языка. Подготовить учебники и методические разработки по преподаванию в школах или классах для цыган Оказывать поддержку студентам-цыганам

Какой пункт удалось реализовать? Создать школу или классы в школах с преподаванием на цыганском языке в местах компактного проживания цыган Создать отделения в университетах или педагогических институтах по изучению цыганского языка. Подготовить учебники и методические разработки по преподаванию в школах или классах для цыган Оказывать поддержку студентам-цыганам

Какой пункт удалось реализовать? Ответ: Оказывать поддержку студентам-цыганам Около 15 студентов-цыган в России каждый год начинают получать стипендии от международных фондов

Негативный опыт Европы Особо следует отметить практику присваивания цыганским детям различных диагнозов, связанных с психической неполноценностью (умственная отсталость, задержка психического развития) и перевода их в специальные классы, нередко без особых медицинских оснований.

Негативный опыт России Есть уже российский опыт Табор уходит в Страсбург: Жалоба поступила от нескольких семей, живущих в пригороде Тулы - поселке Косая Гора, неподалеку от Ясной Поляны. В течение многих лет в школе 66 существовала система сегрегации: цыганских детей сразу же отделяли от остальных и сажали в специальный класс, который считался компенсаторным. Без надежды на перевод в нормальный класс.

Другие проблемы Стороны обязуются гарантировать право любого лица, принадлежащего к национальному меньшинству, получить в кратчайший срок на языке, который оно понимает, информацию о причинах его ареста, характере и причине любого выдвинутого против него обвинения, а также вести защиту на этом языке.

Вопрос к вышесказанному Вспомните, сколько специалистов по цыганскому языку подготовлено в России за последние 70 лет?

Другие проблемы Стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право пользоваться своей фамилией (патронимом), именами и отчеством на языке этого меньшинства, а также право на их официальное признание в соответствии с условиями, предусмотренными их правовыми системами.

Другие проблемы Например, мальчик по имени Мадьяри в г. Чудово Новгородской области был записан Дмитрием, а девочка Яблоко – Фирой и т.п. Многое зависит от конкретного ЗАГСа; известны случаи, когда детей записывали Русалкой, Бабушкой, Рябиной. Но чаще цыганам просто отказывают в записи актов гражданского состояния вообще.

И т. д.

Я закончил собирать презентацию, и как раз пришло через цыганскую рассылку: Сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершов «Конёк-Горбунок», А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (на цыганском языке) Эти красочные издания в твёрдой глянцевой обложке, также станут и прекрасным подарком для Вас и Вашего ребенка! Так что народ не ждет у моря погоды.

Резюме И все же в качестве вывода хочу предложить простую картинку: подрастает масса новых россиян, которые придут в школу, «чтобы» нам стало безальтернативно ясно, насколько легко нам работалось раньше.

Спасибо! Прошу прощения за сбивчивость и виртуальность. Успехов конференции! Мой сайт о цыганах: