Основы экологического права. Основные цели экологического права, политики окружающей среды Сохранение биосферы Чистая окружающая среда Устойчивое развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Advertisements

Факторы оценки ОС Количественный фактор, определяется при аварийно-залповых выбросах, когда происходит прямое воздействие на ОС. Пространственный фактор,
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Современные проблемы развития экономики и окружающей среды Калабаева Тамара, доцент Международной Академии Бизнеса г.Алматы, Казахстан.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Экологический менеджмент. Экологический менеджмент – современная система управления природопользованием и охраной природных ресурсов. Эта система: -направлена.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ ОПЫТ РАБОТЫ АО « AES УСТЬ – КАМЕНОГОРСКАЯ ТЭЦ» (КАЗАХСТАН) ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МОНИТОРИНГУ И ОТЧЕТНОСТИ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ.
Лекция 8 Методы оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей природной среды.
О национальной политике по охране окружающей среды и изменению климата Хакдодов М. М. Тренинг по изменению климата и политике 22 ноября, 2011 г.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Транксрипт:

Основы экологического права

Основные цели экологического права, политики окружающей среды Сохранение биосферы Чистая окружающая среда Устойчивое развитие Смягчение последствий потепления климата

Принципы политики окружающей среды Сохранение Исправление и улучшение Предвидение и предотвращение Защита Загрязнитель платит Чистые технологии - BAT(PVT), BATNEEC, BPEO

Основной закон Эстонской Республики Закон об охране окружающей среде SeadusEesti looduse kaitse kohta Säästva arengu seadus Eesti keskkonnastrateegia Eesti keskkonnakava

Природные объекты Земля Недра Воды Леса Животный мир Атмосферный воздух

Природные ресурсы Исчерпаемые (земельные, лесные, минеральные, фаунистические) Неисчерпаемые (солнечная, климатические, геотермальные) Возобновляемые (лесные, фаунистические) Невозобновляемые (минеральные, водные Относительно-возобновляемые (почвенные, пресные воды)

Права граждан на здоровую окружающую среду. Права на участие в природоохранных мероприятиях, информированность... Управление в области охраны окружающей природной среды.

Министерство окружающей среды, До

Министерство окружающей среды

Охрана природной среды при хозяйственной деятельности Охрана природной среды – основной принцип деятельности любой хозяйственной единицы, т.е. этот принцип утверждает материальную заинтересованность производителя в охране окружающей среды. Экологические требования относятся ко всем стадиям хоз. процесса: доэксплаутационным эксплаутационным послеэксплаутационным.

Государственная экологическая экспертиза (alates T, kl. 10) – оценивает обоснования заказчика и определяет дальнейшие решения. Положительное заключение – финансирование, Отрицательное – запрет до устранения недостатков.

Гос. экологическую экспертизу проводят Мин. Окружающей среды и его территориальные подразделения, а также фирмы и юридические лица, которые имеют спец. лицензию. Экспертиза дает ответы на сл. вопросы: можно-ли размещать объект в конкретных условиях с учетом всех обстоятельств каковы характер, степень воздействия и последствия реализации планируемой деятельности возможны-ли меры по восстановлению и оздоровлению окружающей среды, воспроизводству ценных природных ресурсов

Предпосылки для успешной охраны природы: Мониторинг окружающей среды Наличие информации И ее доступность Активное участие и поддержка населения в решении природоохранных мероприятий

Экологическое воспитание и образование Информированность

При получении и распространении информации ориентируются На устойчивое использование природных ресурсов и природоохранные приоритеты, а также на необходимые мероприятия для решения проблем; Обеспечение населения безопасной окружающей средой и оперативной информацией ; Доступность информации для принятия решений и их возможная оценка в будущем; Приобщение общественности и улучшение экологической информированности; Информированность международных организаций.

Ответственность за экологические нарушения Удовлетворяя экономические потребности человек, как правило, наносит вред природной среде, а тем самым и своему здоровью. Хоз. деятельность неизбежно воздействует на природную среду. Эти воздействия могут быть нормативными и сверхнормативными

Характер ущерба : загрязнения природной среды нерациональное использование природных ресурсов истощение ресурсов повреждение или уничтожение природных объектов разрушение экосистем Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями

Нормирование качества окружающей природной среды Нормативы лежат в основе измерения баланса экологических и экономических интересов человека. Закон определяет меру разумного сочетания интересов – это предельно допустимые уровни антропогенных воздействий, привышение которых создает опасность для природной среды и здоровья человека.

Нормативы – предельно допустимые концентрации (ПДК): ПДК – такие концентрации вредных веществ, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства. Для поверхностной,питьевой и подземной воды Для атмосферного воздуха Для радиационного излучения

Для большинства веществ устанавливают две пороговые концентрации: минимальную при остром отравлении и минимальную при хроническом отравлении. ПДК в воздухе рабочей зоны и ПДК в атмосферном воздухе ближайшего населенного пункта, а также макс. разовые ПДК и среднесуточные ПДК

При проектировании или строительстве предприятий в районах, где воздух уже загрязнен, необходимо выбросы нормировать с учетом присутствующих примесей, т.е. фоновой концентрации (Сf) Сумма отношений концентраций загрязняющих веществ не должна превышать единицы: n Сi/(ПДКi/Сfi)1 i=1

Основные принципы разработки стандартов качества природных сред (несколько точек зрения) Любое изменение природной среды недопустимо – нулевая стратегия : излишне жесткая Нормативы должны устанавливаться в соотвествии с технологическими возможностями снижения уровня загрязнений и контроля за их содержанием в окружающей среде – Хелком установила единицу сброса фосфора со сточными водами 1.5 мг/л для стран Балтийского моря с учетом существующих технологий

Допустимый уровень загрязнения следует устанавливать таким образом, чтобы затраты на его достижение были не больше стоимости ущерба при неконтролируемом загрязнении – слишком меркантильный, т.к. отказ от борьбы с загрязнением в том случае, когда стоимость природоохранных мер больше стоимости наносимого ущерба, по существу, подвергает опасности жизнь, здоровье и благополучие человека

Стандарты должны исключать прямые или косвенные вредные воздействия на людей – нормативы почти недостижимы, что провоцирует их нарушение. Следовательно, необходима разработка таких нормативов, которые позволят обеспечить сбалансированное решение экологических и экономических задач и станут инструментом устойчивого развития общества

Стадарт природной среды Эстонский Департамент стандартов ISO – международные стандарты в области охраны природной среды ЭДК - экологически допустимые концентрации вредных веществ в окр. среде, не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем ЭДН – экологически допустимые нагрузки, мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека – инструмент устойчивого развития общества ЭДС - экологически допустимые сбросы

Некоторые организации хотят показать, что они заботятся об окружающей среде и внедряют вместе с системой управления организации и систему управления окружающей средой, (Keskkonnajuhtimissüsteem, KKJS) посредством которой контролируется и уменьшается воздействие на окр. среду... KKJS позволяет предсказать и предотвратить вредные воздействия... Конкурентность возрастает... Также – экомаркировка

В Эстонии можно выбрать между ISO и EMAS (Европейская система управления окружающей средой и аудита. (Eco-Management and Audit Scheme ehk EMAS) Предлагается организациям для оценки результативности их деятельности в области окружающей среды для улучшения этой деятельности для информированности общественности и др. заинтересованных лиц

Для внедрения ЭМАСА (EMAS) Должна организация Внедрить и проаудитировать экоуправленческую систему и ее соответствие требованиям ISO 14001; Составить природоохранный отчет ; Произвести независимую оценку отчета; Зарегистрировать утвержденный отчет; Сделать очет доступным для общественности.

ISO и EMAS Почти одинаковы, Разница - при EMAS должен быть составлен отчет о деятельности связанной с окружающей средой Отчет должен быть доступен всем

Цель экологической маркировки Развивать производство, которое в наименьшей мере вредно воздействует на окружающую среду Наиболее эффективное использование природных ресурсов Развитие осведомленности потребителей и производителей об окружающей среде Воздействовать на рынке в направлении развития природоохранных мероприятий

Экологической маркировка Присваивается безвредным к окружающей среде товарам и услугам Подтверждает их дружелюбность Европейский совет ( Зеленый цветок)

Зеленая энергия

Голубой экологический ангел Один из первых экознаков в Европеб 1977

Стран Северной Европы экознак Северный лебедь Исландия, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция

Разрешения на деятельность (Keskkonnaluba) связанную с отходами, выбросами веществ в атмосферу, в водоемы, загрязнением КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ, IPPC, Integrated Pollution Prevention and Control,

КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ (keskkonnakompleksluba) Система комплексных разрешений замещает систему разрешений на использование, загрязнение отдельных элементов (воздух, вода, почва) экосистемы; Комплекс. разрешения обязывают их ходатая предотвращать возможное загрязнение, производить мониторинг окр. среды, внедрять мероприятия по обеспечению мер безопасности на производстве; Комплекс. разрешения содержат сведения о экосистете управления организации и описание системы мониторинга; Комплекс. Разрешения предполагают Наилучшие возможные и чистые технологии и т.д.

Разрешения на использование природных рессурсов Разрешения на загрязнение

Надзор и правовая помощь Инспекции по природной среде Службы по природной среде при самоуправлениях

Плата за загрязнение (нормированное и сверхнормированное) Закон о таре, об акцизе на тару Задаток или возвратная стоимость (не менее 50 сентов)

Плата за загрязнение водоемов, подземных и поверхностных вод (EEK/t) BHT Püld Nüld HA SO Fenoolid( 1.a.) Nafta KESKKONNATASUDE SEADUS, alates 2006