Лекция 2. Структура и развитие научного знания Давыдов Виктор Николаевич проф. каф. современного естествознания и экологии ИНЖЭКОН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Наука как феномен духовной культуры. Вопросы : 1. Наука : определение, цель и задачи, основные функции. 2. Возникновение науки. 3. Проблема.
Advertisements

Введение в соционику Лыжин Сергей Анатольевич Аспирант МГОУ.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
К. Г. Юнг и его типология личности Выполнила студентка группы МК 1 курса Стороженко Анастасия.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
Подготовил Голобородько Евгений.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Проблема определения и классификации психических явлений.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Транксрипт:

Лекция 2. Структура и развитие научного знания Давыдов Виктор Николаевич проф. каф. современного естествознания и экологии ИНЖЭКОН

2 РАЗЛИЧИЯ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ И ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 1. Естественнонаучное знание объективно, гуманитарное – субъективно (носит личностный оценочный характер). 2. Гуманитарное знание исторично, естественно-научное не всегда. 3. Предмет гуманитарного познания индивидуален, предмет естественнонаучного познания типичен.

3 4. Гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе, естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем. Читатель пишет книжку, Картину пишет зритель, Вкус торту придает гурман, А вовсе не кондитер! А. Курцвейл 5. Гуманитарная культура опирается на язык образов, естественно-научная – на язык терминов и чисел.

4 ПЕРИОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР Развитие культуры в целом включает периоды интеграции и дифференциации естественно-научной и гуманитарной культур. Сегодня – фаза интеграции, включающая гуманитаризацию естествознания и пере- нос методов естествознания в гуманитар- ные области.

5 ПРОБЛЕМА РАЗРЫВА МЕЖДУ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ И ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРАМИ Впервые осмыслена английским писателем Чарльзом Перси Сноу в книге «Две культуры», изданной в 1959 г. (Российское издание: Ч.П. Сноу, Портреты и размышления, М., Изд. "Прогресс", 1985 г., стр В Интернет: e.htm).

6 РАЗРЫВ КУЛЬТУР ПОРОДИЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Естественные науки создали возможность быстрого технологического преобразова- ния мира, ответили на вопрос: как сделать? При этом не учитывался ответ гуманитар- ных наук на вопрос: какой смысл для человеческой жизни имеют эти преобразования?

7 ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1. Современное естествознание все более интересуется уникальными объектами биосферой, геосферой, Вселенной. 2. Современное естествознание становится все более эволюционным, историчным. 3. Образное мышление, интуиция все более активно используются в процессе научного познания. 4. В современном естествознании все чаще признается неизбежность влияния исследо- вателя на исследуемый объект и результат исследования.

8 ЭСТЕТИКА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Понятие о красоте универсально, предметом эстети- ческого восприятия оказываются и природа, и все виды человеческой деятельности, включая науку. Научное творчество всегда связано с эстетическими переживаниями. Самое прекрасное и глубокое переживание, выпада- ющее на долю человека, – это ощущение таинствен- ности. Оно лежит в основе всех глубоких тенденций в науке и в искусстве. Тот, кто не испытал этого ощущения, кажется мне если не мертвецом, то, во всяком случае, слепым. Альберт Эйнштейн

9 Критерий эстетичности в науке – простота объяснения сложных явлений Эстетическая значимость = Наблюдаемая сложность / Минимальная программа объяснения Какая научная теория красивее? 1. Геоцентрическая теория Птолемея позволяла рас- считывать движения планет с помощью громоздкой математической модели: каждая планета движется по эпициклу, а эпицикл вокруг Земли. 2. Гелиоцентрическая система Коперника позволя- ет обходиться в расчетах законами механики, не привлекая дополнительных предположений.

10 ЭТИКА НАУКИ Одна из особенностей современной науки – повышение внимания к этическим проблемам. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности.

11 ЭТИКА НАУКИ Основные этические нормы науки 1) бескорыстный поиск и отстаивание истины, 2) стремление обогатить науку новыми результатами, 3)добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, 4) открытость для обсуждения вопросов и научной критики, 5) свобода научного творчества, 6) социальная ответственность ученого и др.

12 ОБМАН В НАУКЕ 1) сознательно неправильная интерпретация данных, методик или анализов; 2) плагиат или другие нарушения в отношении авторского права, например фиктивное соавторство (проставление фамилии начальника в статье, даже если в действительности он не проводил никакого исследования); 3) откровенное игнорирование законов природы, например законов, относящихся к человеческому организму, рекомбинантным ДНК и т.п.

Применение методов естественных наук в гуманитарной сфере Психология: 1.Соционика. 2.Нейролингвистическое программирование (НЛП).

14 Информационный подход к описанию функционирования человеческой психики Впервые рассмотрел человеческую психику с точки зрения характера получения и перера- ботки информации швейцарский психолог Карл Густав Юнг. Он выделил 4 ответственных за это психи- ческих функции, а также разделил людей на интровертов и экстравертов («Психологичес- кие типы», 1921 г.).

15 Типология Майерс Бриггс Кэтрин (ученица Юнга) и Изабель (ее дочь) Майерс Бриггс доработали теорию Юнга и ввели в рассмот- рение также функции психики, которые находятся на втором месте по своему развитию. Это привело к выделению 16 типов людей. Они под- робно описали каждый из этих типов и разработали тест для определения типа личности, который при- меняется на практике по сей день (тест MBTI). Разработанная ими область психологии получила название типоведения.

16 Соционика В 70-е годы исследовательница из Литвы Аушра Аугустинавичюте изучила и перера- ботала положения Юнга, а также используя труды известных психологов Э.Кречмера, А.Личко и теорию информационного метабо- лизма Антония Кемпинского построила мо- дель информационного метаболизма, отража- ющую особенности психики каждого из 16 типов людей и особенности взаимодействия их друг с другом.

17 Модель информационного метаболизма Метаболизм совокупность обменных процессов между организмом и средой. Информационный метаболизм взаимообмен информацией между человеком и миром (восприя- тие, хранение, обработка, выдача информации). В психике функционируют восемь механизмов восприятия и обработки информации так назы- ваемые психические функции. Каждая функция воспринимает и обрабатывает только один аспект информационного потока.

Психические функции и их обозначения 1.Черный треугольник – интуиция возможностей (экстравертная функция); 2.Белый треугольник – интуиция времени (интровертная); 3.Черный кружок – волевая сенсорика (экстравертная); 4.Белый кружок – сенсорика ощущений (интровертная); 5.Черный квадрат – деловая логика (экстравертная); 6.Белый квадрат – логика отношений (интровертная); 7.Черный уголок – этика эмоций (экстравертная); 8.Белый уголок – этика отношений (интровертная).

Модель А 1.Программная; 2.Творческая; 3.Ролевая; 4.Болевая; 5.Суггестивная; 6.Активационная; 7.Нормативная 8.Демонстративная

Модели А различных ТИМов

21 1. Программная (базовая) функция Это самая сильная осознаваемая функция. Количество информации, получаемое и перерабаты- ваемое по аспекту данной функцией больше, чем по любому другому.

22 2. Творческая функция Творческая функция несколько слабее, нежели ба- зовая. Это основной инструмент манипуляций над окружающим миром и решения задач. В отличие от базовой, она служит не отражению действительнос- ти, а ее изменению. Творческая функция часто бывает более ярко выра- жена в характере. Именно в соответствии с ней че- ловек получает свою «характеристику» у окружаю- щих людей.

23 3. Ролевая функция Функция отличается от базовой прежде всего своей слабостью. По этой функции человек стремится действовать в соответствии с запросами и стандар- тами общества. Успешность работы этой функции воспринимается как внутренний индикатор положения в обществе. Когда человек попадает в новое окружение, часто в первую очередь демонстрирует ролевую (вместе с творческой). Так, ИЭЭ (Гексли) стараются выгля- деть решительными, а ЛИИ (Робеспьер) вежливым.

24 4. Болевая функция Болевая самая слабая функция. Информация по ней воспринимается весьма искаженно и накап- ливается очень медленно. Человек избегает решать задачи по этой функции и нуждается в партнёре, ко- торый делал бы это за него. Реакции на воздействия по этой функции часто не- адекватные. Слабость этой функции осознанна, и ее тренировка важнейшая задача для человека.

25 5. Суггестивная функция Ее работа осознаётся и ощущается очень плохо. Получаемая информация оценивается довольно грубо, без погружения в детали и нюансы, некри- тично. Но информация по этой функции очень ин- тересна. Эта функция своеобразный индикатор собствен- ной значимости, и нужности другим. Если она на- полняется хорошо и качественно, то у личности растет самооценка, появляется ощущение, что она всё делает правильно, повышется активность. От- сутствие подпитки по суггестивной приводит к снижению самооценки и активности.

26 6. Активационная функция Её активность сознанием практически не контроли- руется. Через активационную функцию проявляется реакция на воздействие по суггестивной. По этой функции ожидается помощь и конструктив- ные советы, критика очень неприятна, а похвала служит лучшим комплиментом. В деятельности по этой функции индивид опирается на нормы своего окружения, легко включается в общественную деятельность.

27 7. Нормативная функция По ней индивид ограничивает свою и чужую дея- тельность до необходимого минимума до тех пор пока не станет ясно, что не действовать невозмож- но. Собственные и чужие промахи по ней оценива- ются совершенно некритично. Ее активность сознанием практически не контроли- руется. Интуиция времени у Дон_Кихота (ИЛЭ): Любит Интуиция времени у Дон_Кихота (ИЛЭ): Любит все делать в последний момент. Черная сенсорика у Дюма (СЭИ): Может уговари- вать ребёнка очень долго, но силу практически ни- когда не применяет.

28 8. Фоновая функция Эту функцию отличает способность работать сколь угодно долго. По фоновой человек демонстрирует свои способности к действию, старается качествен- но выполнить свою работу и еще помочь близким. Функция работает на признание со стороны близких людей. Действия против себя и близких получают по фоно- вой жесткий отпор.

29 Темы коротких сообщений 1) Что такое псевдонаука? Чем она отличается от науки? Псевдонаука и борьба с ней сегодня. 2) Проблема обмана в науке и ее отражение в интернет- материалах, журнальных и книжных публикациях. 3) Роль чувства прекрасного в науке в исторических примерах. 4) Соционика – синтез гуманитарного и естественно-научного знания. Возможности практического использования. 5) Пройдите тест и подготовьте короткое сообщение о своем предположительном ТИМе: 6) Проведите анализ своего текста на контент-анализаторе и подготовьте сообщение о своем предположительном ТИМе: 7) Подготовьте сообщение о различных типах межтимных отношений

30 Благодарю за внимание!

31 Психические функции по Юнгу 1. Ощущение (S) - служит для получения информа- ции через органы чувств; 2. Мышление (Т) - для анализа полученной информации; 3. Чувство (F) – для оценки информации; 4. Интуиция (N) – для обобщения полученной информации, установления ее связи с прошлым и Функции психики человека развиваются неодинаково, и как правило одна из четырех развита наиболее сильно, а остальные слабей.

Типология людей по Юнгу Кроме того, особенности восприятия опреде- ляются также тем, кто человек – интроверт или экстраверт. Таким образом получаются 8 типов людей (в результате комбинации 4-х ведущих функций психики, и экстраверсии либо интроверсии).