«Школа 2100»: преемственная реализация ФГТ и ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования А.А. Вахрушев © Баласс, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная система «Школа 2100». Что такое Образовательная система «Школа 2100»? Единство более 100 ученых-авторов и 40 тысяч учителей-практиков,
Advertisements

Обеспечение преемственности дошкольного образования и начального общего образования средствами УМК ОС « Школа 2100»
ПРЕДСТАВЛЯЕТ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Современный урок Требования ФГОС. ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Технология проблемного диалога как средство достижения нового образовательного результата Заздравных Юлия Ивановна, учитель биологии лицея 22.
«Выстраивание преемственности между начальной и основной школой как одна из важнейших задач нового федерального государственного образовательного стандарта.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕН- НЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Создание развивающей образовательной среды.
Примерная основная образовательная программа НОО Требования к кадрам и т.п. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ ФГОС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОС.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ТРЕБОВАНИЯ.
О новых требованиях к осуществлению преемственности в свете ФГТ и ФГОС.
Образовательная система « Школа 2100». Что же означает название ? Век, в котором мы живем Бесконечность Живем в настоящем, готовя будущее! Школа 21.
Толмачева С.М., руководитель ШМО учителей начальных классов МОУ СОШ 9 г. Амурска 1 февраля 2012 г.
Образовательная система «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100» – одна из четырех государственных систем РФ Учебники используются в школах.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Транксрипт:

«Школа 2100»: преемственная реализация ФГТ и ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования А.А. Вахрушев © Баласс, 2012

ИЗМЕНЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ и ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: Стихийное бедствие? Мечта?

1. КОГО МЫ ХОТИМ ВЫРАСТИТЬ? Прежде чем начинать образование, давайте договоримся о целях.

Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение адаптироваться к ситуации Умение общаться Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть достойным человеком Сохранить здоровье … Федеральный государственный образовательный стандарт (с 2011 г.): РЕГУЛЯТИВНЫЕ результаты КОММУНИКАТИВНЫЕ результаты ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ результаты ЛИЧНОСТНЫЕ результаты

ФГОС (2009): личностные и метапредметные результаты Личностные - ценностно- смысловые установки, гражданская идентичность Регулятивные - направлены на организацию своей работы Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера ФГТ (2009): интегративные качества ребенка РЕЗУЛЬТАТЫ ФГТ И ФГОС физически развитый любознательный, активный эмоционально отзывчивый соблюдающий нормы и правила поведения соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения способный управлять своим поведением и планировать свои действия способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений способный решать интеллектуальные и личностные задачи имеющий первичные представления о себе и мире овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Что мешает достижению результатов, сформулированных в ФГТ? дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях; отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад; наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей; наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения. другие родители форсируют события и «готовят» своих детей к школе; у детей падает мотивация к обучению в школе; дети умеют читать и считать, но не сформированы социально- коммуникативные навыки

2. КАК ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ?

Развитие ребенка - это состояние непрерывного изменения, обновления, появления новых клеток, функций, видов деятельности Преемственность – ведущий принцип образования, обеспечивающий полноценное развитие каждой отдельной личности ребенка в образовательном процессе. Один из важнейших этапов образования – дошкольное, в период которого начинает формироваться личность ребенка, обеспечивается готовность к последующему образованию.

«Федеральный государственный стандарт начального общего образования» от , регламентируют деятельность дошкольного и начального образования Федеральные документы приказ Минобрнауки от «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования приказ Минобрнауки от «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Стандартизация систем начального общего образования и дошкольного Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральные государственные требования Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к структуре Требования к структуре основной образовательной программы Требования к условиям реализации основной образовательной программы ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

3. КАК «ШКОЛА 2100» ПОМОГАЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

КТО будет учить? Образовательная система «Школа 2100» ЗАЧЕМ учить? (цель) ЧТО изучать? (содержание)КАК учить? (технологии) Проблемный диалог (самим открывать знания) Продуктивное чтение (самостоятельно понимать смысл текстов) Оценивание успехов (адекватная самооценка) Проектная технология (самостоятельные дела) Свободный союз свободных людей, 40 тыс. педагогов; система повышения квалификации, журнал «Нач.шк.+до и после» Научная концепция: «Педагогика здравого смысла» развитие личности через культуру в деятельности УМК от д/с до старшей школы авторский коллектив © ?!

Официальное признание «Школы 2100» 2005 г.: Из заключения Российской академии образования ( ) «… авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая … реализует идеи развивающего образования от дошкольной подготовки до окончания школы» 2008 г.: Авторский коллектив «Школы 2100» - лауреат премии Правительства РФ в области образования «За теоретические разработки новой образовательной системы и их практическую реализацию»

ФГТ и ФГОС – новый образовательный результат Массовое развивающее образование «Школа 2100» и «Детский сад 2100» Функционально грамотная личность =

Условия достижения нового образовательного результата («Школа 2100» и «Детский сад 2100») Принятие всеми педагогами новых целей образования Изменение образовательного процесса (внедрение новых технологий) От «оракула» к «помощнику» Изменение содержание занятий

3.1. ИЗМЕНЯЕМ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ – ФОРМИРУЕМ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Новый результат Предметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Программа духовно- нравственного воспитания и развития В Школе

Какую особенность обнаруживаем в каждом параграфе? Пример оформления учебника 3 класса Решаем проблему, открываем новые знания Определяем проблему урокаВспоминаем то, что знаем Сравниваем свой вывод с авторским Применяем новые знания Каков смысл этих плашек? РЕГУЛЯТИВНЫЕ (определение цели, оценка её достижения)

Что обозначают кружки разного цвета около каждого задания? РегулятивныеПознавательныеЛичностныеПредметныеКоммуникативные В учебниках мы размечаем, какое задание нацелено на предметный результата, а какое еще и на метапредметный

линия формирования произвольного поведения линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) линия мотивационной готовности В ДОУ

Интеграция образовательных областей в «Детском саду 2100» позволит сформировать интегративные качества ребёнка Познание Здоровье Тема Музыка

3.2. НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития УУД Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» 3-4 кл. 1. За что люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3 кл.) 1. Перед вами план спортивного зала. Зелёным цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8м, ширина – 6 м., а размер одного коврика 1мх 1м?(Математика) Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон? Перескажи текст о Петре I. Как люди используют энергию? 1. Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой способ его использование в хозяйстве человека? (Окружающий мир, 4 кл.) В Школе

Продуктивные задания обеспечивают развитие интегративных качеств Стр. 28 Стр. 10 В ДОУ

Как найти время для достижения нового образовательного результата, если мы не успеваем осваивать даже содержание? Содержание предметов насыщено огромным количеством фактов, понятий, закономерностей Число учебных часов сокращается, а дети должны освоить те же объемы информации плюс ещё и развитие!!! 25

Обычный учебник или пособие дети должны «съесть» целиком, правда, выйдя из класса или группы, они его часто «выплёвывают». 26 На наших уроках и занятиях дети выбирают то, что им интересно. Надеемся, что они лучше усвоят то, что сами выбрали. О каком принципе работы с содержанием пособий идёт речь?

27 Минимакс – важнейший принцип работы с содержанием и одновременно способ развития познавательных УУД Учиться находить нужную информацию – «иголку в стоге сена» МИНИ спрашиваем МАКС предлагаем Пытаясь выполнить задания на МАКСИМАЛЬНОМ уровне, ребёнок попадает в зону своего ближайшего развития Каждый может найти в теме то, что интересует лично его – индивидуальная образовательная траектория Контрольные работы (только в школе)

3.3. НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками В Школе

Дидактическая (ролевая) игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин) Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин) Открытие нового знания или умения (5-7 мин) Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин) – игры по новым правилам Развивающие задания Итог занятия Дети с помощью взрослого (сами!) открывают новые знания и умения – проблемно-диалогическая технология Знакомые правила игры Мы этого не знаем, мы этого еще не умеем Знакомство с новыми правилами Знакомые правила игры В ДОУ

Проблемно- диалогический урок Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками Актуализация учениками своих знаний Поиск решения проблемы учениками Выражение решения, применение знаний учениками Технология дидактической игры в ДОУ Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин) Затруднение в игровой ситуации, заканчивающееся совместным формулированием проблемы (1-3 мин) Открытие нового знания или умения (5-7 мин) Применение нового знания (5 мин) – игра по новым правилам Развивающие задания Итог занятия

3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 32 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация (истолкование) текста 1) до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации (предвосхищения) В Школе

Технология чтения – слушания на занятиях с дошкольниками 1) работа с текстом до чтения -рассматривание обложки книги, иллюстраций -сообщение названия произведения и имени автора ответы на вопросы детей прогнозирование – о ком и о чём будем читать Цель – мотивация к чтению 2) работа с текстом во время чтения Чтение текста взрослым с остановками комментарий прочитанного Цель – усиление эмоционального восприятия текста, включение воображения 3) работа с текстом после чтения Беседа о прочитанном Воспроизведение прочитанного с помощью заданий В ДОУ

ЧТО? Все действия! Но отметка – за решение задачи КТО? Ученик + учитель в диалоге СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка ГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьника КОГДА? Текущие - по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок) ИТОГ? Предметные – по таблице результатов, общая – по всем накопленным результатам. 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ В Школе

4.4. В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ОТ «ШКОЛЫ 2100»

Дневник школьника Образовательной системы «Школа 2100» - путеводитель по личностным и метапредметным результатам В Школе

Что авторы «Школы 2100» подготовили в помощь педагогам, реализующим ФГОС? Скачать на сайте

Обучение УУД с помощью анимаций Метапред- метная диагностика Предметные контрольные (умения и уровни) Таблицы и отчёты по новым результатам ФГОС Домашние тренажеры к контрольным АПРОБАЦИЯ

Что авторы «Школы 2100» подготовили в помощь педагогам, реализующим ФГТ? Или скачать на сайте В ДОУ

САЙТ – средство оперативной поддержки Конспекты совместной образовательной деятельности С августа 2012 года – выкладываем поурочные метод. рекомендации по всем предметам для 1, 2 и 5 класса (ФГОС)

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Что будем делать? 2. Пишем свою ООП на основе ФГТ и примерных ООП 3. Выбираем «звёздочек» и апробируем ООП на примере отдельных групп (полугодие). 4. «Звёздочки» в роли тьюторов (наставников) помогают освоить ООП всем остальным педагогам (полугодие). 2. Пишем свою ООП на основе ФГОС и примерных ООП 3. Выбираем «звёздочек» и апробируем ООП на примере отдельных классов (полугодие). 4. «Звёздочки» в роли тьюторов (наставников) помогают освоить ООП всем остальным педагогам (полугодие). 1. Обсуждаем цели образования и способы их достижения 5. На следующий год запускаем механизм реализации преемственности между ДОУ и начальной школой

С января 2011 года запущен совместный эксперимент «Школа 2100» и РАО по организации преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вывод: Деятельностный, личностно ориентированный подход позволяет достичь нового образовательного результата Подробнее на сайте: