Давыдов Виктор Николаевич, д.п.н., г. Санкт-Петербург Научная составляющая в детском техническом творчестве
Стадии культурного развития ребенка повторяют этапы культурного развития человечества Мифологи- ческая Ремесленная Научная Проектная
Институты культурного развития ребенка 1.Семья, дошкольные учреждения (элементы мифологической культуры); 2.Семья, УДОД(элементы ремесленной культуры); 3.Школа (элементы научной культуры); 4.УДОД (элементы проектной культуры?).
Техническое творчество школьников Техническое творчество школьников пред- ставляет собой вид деятельности, состоя- щей в решении какой-либо технической задачи, которое может включать в себя элементы как субъективной, так и объек- тивной новизны и, как правило, имеет материальное воплощение.
Творчество в сфере технических наук и техническое творчество Творчество в сфере технических наук порождает новое знание. Техническое творчество порождает новые устройства и процессы. В современных условиях оба вида творчества тесно интегрированы (создание нового изделия требует использования новых знаний).
Научная составляющая ДТТ: исследовательская и проектная деятельности 1.Почему? 2.Как сделать?
Создание электросамолета фирмой Sonexстало возможным благодаря использованию в аккумуляторах новых электрохимических процессов
Организационные формы ДТТ технические кружки по предметам общеобразовательного цикла; научно-технические творческие объединении (молодёжные конструкторские бюро, школы по направлениям, научно-технические общества, клубы по интересам и др.); спортивно-технические кружки (объединения, секции); кружки прикладного творчества; мероприятия по пропаганде научно-технического творчества детей.
Противоречие текущего момента развития ДТТ Между необходимостью качественного развития технического творчества детей и молодежи и недостаточно эффективно используемыми возможностями преемственности основного и дополнительного образования.
Причины возникновения 1. Резко упала привлекательность профессий ученого и инженера; 2. Практически полностью исчезли технические кружки по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, и т.д.). 3. Значительно снизилась роль СМИ, научно- технических обществ (ВОИР, ВХО им. Д.И. Менделеева и др.) в пропаганде научно-технического творчества.
Возможные пути разрешения противоречия 1.Административный (влияние на деятельность СМИ, открытие новых лабораторий и направлений деятель- ности УДОД); 2.Методический (совершенствование программ педагогов).
Научно-исследовательская экспериментальная лаборатория изобретательства в г. Самара Инициатор, исполнительный директор научно-исследовательского координа- ционного объединения "Таланты России" (НИКО) Михаил Гуревич. Воспитанники лаборатории за 8 лет получили 9 патентов на изобретения.
В СПбЦДТТ В течение ряда лет реализуется новое направление деятельности (на базе ФМЛ 239) «Химия в проектах» (рук. В.Н. Давыдов). Выполнен ряд ученических проектов, отмеченных на городских конкурсах и конференциях учащихся: «Использовал ли Ганнибал эффект Ребиндера», «Огненный орган», «Химическая история зеркала» и др.
Занятия химико-проектного детского объединения
Обучающие семинары для педагогов СПбЦДТТ Рассматривались вопросы использования научных знаний в проектной деятельности обучающихся. Результат: совершенствование образова- тельных программ педагогами Центра.
Спасибо за внимание Давыдов Виктор Николаевич