Конференция «Реформа пассажирских железнодорожных перевозок: от проекта к реализации» июль 2006 г. Федеральная пассажирская дирекция – филиал ОАО «РЖД»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Круглый стол 6 «Реформирование пассажирского комплекса как инструмент обеспечения мобильности населения и транспортной доступности регионов»
Advertisements

Панельная дискуссия 1 «Формирование рынка транспортных услуг – цель третьего этапа реформы: средства, инструменты, перспективы»
О государственной поддержке пригородных пассажирских перевозок в 2011 году Сочи, 02 июня 2011 г.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Мусловец Александр Анатольевич НОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ МОДЕЛИ УЧАСТИЯ РЕГИОНОВ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ Заместитель Генерального.
«Развитие конкуренции на железнодорожном транспорте» Евгений Амбросов, Президент Транспортная группа FESCO.
В.И. ЯКУНИН ПРЕЗИДЕНТ ОАО «РЖД» «К эффективному развитию железнодорожной отрасли. Время согласованных действий» VII Международная конференция «Рынок транспортных.
Модератор: вице-президент ОАО «РЖД» - генеральный директор ОАО «ФПК» М.П. Акулов Сочи, 2011 г. IV Международный железнодорожный форум СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО.
Круглый стол 2 «Взаимодействие ОАО «РЖД» и операторов в условиях либерализации рынка железнодорожных перевозок»
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ, руководитель отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Государственный заказ залог развития.
Целевая модель железнодорожной отрасли. Текущая ситуация в железнодорожной отрасли Территориальная расположенность и протяженность РФ обуславливает уникальность.
Образец заголовка 1 | Тема презентации | XX/ХХ/ХХ X Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» декабрь 2012 г.
Регулируемый сегмент Page 2 ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» ОАО «Московско-Тверская ППК» ООО «Аэроэкспресс» ООО «Региональный экспресс»
Выступление президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина «О тарифной политике в области железнодорожного транспорта» (совещание по итогам работы органов государственного.
МИХАИЛ АНШАКОВ, Председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» «О совершенствовании системы субсидирования дальних перевозок»
VIII Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» Выступление первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н.Морозова г. Москва,
Реформирование рынка железнодорожного транспорта в период до 2015 года.
Организация пригородных перевозок в Республике Карелия Доклад генерального директора ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» на Совете.
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
Взаимодействие ОАО «РЖД» с компаниями-операторами Выступление Первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н.Морозова 29 октября 2008 года.
Транксрипт:

Конференция «Реформа пассажирских железнодорожных перевозок: от проекта к реализации» июль 2006 г. Федеральная пассажирская дирекция – филиал ОАО «РЖД» Федеральная пассажирская дирекция альтернативы стратегического развития

1 1 июля 2006 г. – начало хозяйственной деятельности Федеральной пассажирской дирекции - филиала ОАО «РЖД» ФПД - прообраз, бизнес-модель Федеральной пассажирской компании (ФПК). Федеральная пассажирская дирекция – это: 155 тыс. чел; вагонов; 1396 составов пассажирских поездов; более 7000 билетных касс. 138 структурных подразделений; 47 вагонных депо; 292 крупных вокзала; 295 объектов питания;

2 Проблемы пассажирского комплекса дальнего следования Вагоны: Из общего парка вагонов вагонов: 10% требуют списания по сроку службы в текущем и следующем годах, 40% вагонов – старше 20 лет, 70% парка не оборудованы системами кондиционирования воздуха. За счет средств федерального бюджета прекращена поставка новых вагонов с 1992 года. Объем закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до его минимального значения – 183 вагонов в 1998 году, в 2006 году будет приобретен 731 вагон, но и этого явно недостаточно.

3 Проблемы пассажирского комплекса дальнего следования До 2017 года необходимо закупить более 13,2 тыс. вагонов, требуемый объем инвестиций на эти цели составляет 269 млрд.руб., собственными средствами (амортизацией) мы обеспечены только на 92,8 млрд.руб. Устарела инфраструктура производственной базы по ремонту и обслуживанию пассажирских вагонов. Текущий ремонт и обслуживание большинства курсирующих в России составов пассажирских поездов производится под открытым небом. До 2011 года необходимо строительство 24 ремонтно-экипировочных депо, чтобы в РЭДах обслуживать более 50% парка вагонов нового типа.

4 Зачем государство создает ФПД (ФПК) ? сокращение и ликвидация перекрестного субсидирования создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере пассажирских перевозок переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта

5 В дальнейшем в развитии ФПК предполагается: Сохранение бюджетных субсидий на покрытие убытков (при повышении процента покрытия расходов доходами) Развитие конкуренции в высокодоходных сегментах пассажирских перевозок и неосновных прибыльных видах деятельности Выделение из ФПК прибыльных активов – Дирекции железнодорожных вокзалов Разделение ФПК на несколько компаний перевозчиков для развития внутривидовой конкуренции Сохранение в ФПК в основном социально-значимых, субсидируемых государством пассажирских перевозок, которые сегодня составляют 65% от общего объема перевозок

6 Сезонные пики спроса лето, новогодние каникулы, майские праздники Сезонные пики спроса лето, новогодние каникулы, майские праздники дополнительные расходы на приобретение и содержание подвижного состава, не позволяющие снизить постоянные издержки 40% вагонного парка используется только в периоды повышенного спроса: летние перевозки, начало/окончание новогодних каникул, некоторые поезда курортного направления назначаются 2-3 раза в год дополнительные расходы на приобретение и содержание подвижного состава, не позволяющие снизить постоянные издержки 40% вагонного парка используется только в периоды повышенного спроса: летние перевозки, начало/окончание новогодних каникул, некоторые поезда курортного направления назначаются 2-3 раза в год Дискриминационная по отношению к ОАО «РЖД» система тарификации грузобагажных перевозок Социально-ориентированная тарифная политика Ограничение скорости движения поездов Отсутствие прейскуранта на услуги инфраструктуры, локомотивов и предприятий начальных/конечных операций невозможность оперативно планировать свои расходы, которые предстоит платить владельцу инфраструктуры, тягового подвижного состава, вокзальным комплексам и т.д. ОАО «РЖД» принадлежит только 24% парка багажных вагонов, доля перевозок ОАО «РЖД» в грузообороте в 2005 году составила 5% ОАО «РЖД» принадлежит только 24% парка багажных вагонов, доля перевозок ОАО «РЖД» в грузообороте в 2005 году составила 5% тарифы в регулируемом секторе искусственно установлены ниже себестоимости низкая маршрутная скорость поездов приводит к снижению конкурентоспособности ж.д. транспорта и увеличению потребности в пассажирских вагонах средняя маршрутная скорость – 53,9 км./ч низкая маршрутная скорость поездов приводит к снижению конкурентоспособности ж.д. транспорта и увеличению потребности в пассажирских вагонах средняя маршрутная скорость – 53,9 км./ч Причины нерентабельности ФПД

7 «Концепция конкурентоспособности» «Концепция убыточности» Работа, пассажирских ж/д компаний ориентирована на разделение активов и государственное субсидирование убыточных подразделений Работа пассажирских ж/д компаний ориентирована на эффективную конкуренцию с другими видами транспорта и прибыль Международный опыт: различные подходы к организации и реформированию пассажирских железнодорожных перевозок Работа пассажирских ж/д компаний ориентирована на объединение прибыльных и убыточных активов, частичное государственное субсидирование пассажирского комплекса «Концепция сбалансированности»

8 Реализация «чистой» «концепции убыточности» ведет к снижению эффективности работы пассажирских компаний « Ловушка» постоянного повышения объемов субсидий при снижении конкурентоспособности услуги

9 Объемы бюджетного финансирования Государственная поддержка ж/д отрасли, млрд. фунтов стерлингов Государственное субсидирование Amtrak, млн. долл Динамика пассажирооборота Amtrak, млн. пассажиро-миль

10 В основу реформирования отрасли ж/д транспорта в Японии была заложена стратегия конкурентоспособности отрасли («концепция конкурентоспособности») Особенностью японской модели является отсутствие конкуренции внутри отрасли и ориентация на конкуренцию с другими видами транспорта До 1987 г. British Rail Государственный монополист British Rail Государственный монополист 1987 г. Реформирование JNR Разделение активов компании по территориальному признаку, приватизация Образована группа компаний Japan Railways (75% ж/д сетей), частные компании местного значения (25% ж/д сетей) Реформирование JNR Разделение активов компании по территориальному признаку, приватизация Образована группа компаний Japan Railways (75% ж/д сетей), частные компании местного значения (25% ж/д сетей) Снижение тарифов Постоянное повышение качества ж/д пассажирских перевозок Снижение тарифов Постоянное повышение качества ж/д пассажирских перевозок гг. Государственная монополия Japan National Railways (JNR) Долг 250 млрд.долл Низкая конкурентоспособность ж/д транспорта по сравнению с авиа и автотранспортом Государственная монополия Japan National Railways (JNR) Долг 250 млрд.долл Низкая конкурентоспособность ж/д транспорта по сравнению с авиа и автотранспортом Japan National Railways Источник: Japan Railways, аналитика Национальный института конкурентоспособности Частные компании Разделение территорий обслуживания между компаниями группы Japan Railways Разделение территорий обслуживания между компаниями группы Japan Railways

11 В результате реформирования создана основа для долгосрочного развития ж/д транспорта в Японии Источник: JR East Japan Railway company/ Annual report 2005 Масштаб работы только одной из японских компаний многократно превышает совокупный масштаб работы ж/д компаний в нескольких ведущих странах Обслуженные за год пассажиры, млрд.чел (2005г.) Великобритания 5,85 0,976 0,254 0,41 0,889 JR East США Канада Франция Конкурентоспособность ж/д транспорта в Японии на порядок выше, чем в других странах Доля ж/д перевозок в пассажирообороте страны, % (2005г.) 27 6,1 0,6 0,9 9,6 Япония Великобритания США Канада Франция

12 Российская модель управления пассажирскими ж.д. перевозками должна быть стратегически сфокусирована не столько на «внутривидовой» конкуренции, сколько на конкуренции с другими видами транспорта Нет очевидной необходимости в дальнейшем разделении активов ФПД на прибыльные и неприбыльные, оставляя в рамках ФПД только убыточные, субсидируемые государством виды деятельности Необходимо ограничить искусственное стимулирование конкуренции в прибыльных сегментах пассажирских перевозок, так как это приведет к росту убытков ФПД и увеличению государственных дотаций Ключевые выводы

13 Условия успеха ФПД Сохранение баланса прибыльных и неприбыльных видов деятельности в рамках ФПД Мотивация менеджмента и персонала к развитию компании и улучшению финансовых показателей Положительный финансовый результат деятельности (с учетом государственного заказа)

14 Новые принципы сегментации деятельности ФПД новые принципы сегментации на основании комплекса маркетинговых показателей: класс перевозок, сезонность, региональный аспект новые принципы сегментации на основании комплекса маркетинговых показателей: класс перевозок, сезонность, региональный аспект конкурентный регулируемый прибыль социальный заказ стратегия конкурентного сегмента стратегия регулируемого сегмента

15 Социальный сегмент = госзаказ Переход к модели государственного заказа на социальные перевозки, предполагающего: - выполнение фиксированного объема перевозок по фиксированным тарифам - соблюдение государственного стандарта качества социальных перевозок - государственное финансирование разницы в доходах и расходах Привлечение негосударственных компаний к государственному социальному заказу Развитие конкуренции в социальном сегменте перевозок Сокращение и ликвидация убытков ФПД от социальных перевозок

16 Прибыльный сегмент = формирование основной части прибыли компании: работа по рыночным законам свободные от регулирования тарифы высокое качество как фактор в конкурентной борьбе с другими видами транспорта активный маркетинг и продвижение своих услуг на рынке транспорта максимальное развитие прибыльных сопутствующих услуг – грузоперевозки, питание пассажиров, дополнительные услуги и т.д. Формирование прибыльности сегмента Привлечение смешанных инвестиций: государство, собственные источники, средства частных инвесторов Обновление основных фондов = повышение качества Выигрыш в конкурентной борьбе с другими видами транспорта

17 Помощь государства в финансировании закупок нового подвижного состава дефицит отраслевых средств - около 200 млрд. руб Необходимость поддержи государства в обновлении вагонного парка Обеспечение объема социальных перевозок Повышение качества перевозок в конкурентном секторе Конкурентоспособность ж.д.транспорта на рынке пассажирских перевозок в дальнем следовании

18 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание !