1 2 ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Г.В. Бурменская, ф-т психологии МГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Advertisements

Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Роль взрослых в создании положительного микроклимата для детей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Январь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Психологическое сопровождение и использование индивидуально – типологических особенностей учащихся, неуспешных в учебной деятельности, в аспекте профессионального.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Актуализация проблемы девиантного материнства. 1.Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе, включая пренатальный период.
Ученика 7 класса «А» школы 574 Козловского Ивана Научный руководитель: Вечерина Н. И. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«РОЛЬ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕКЛАССНИКА»
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Транксрипт:

1

2 ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Г.В. Бурменская, ф-т психологии МГУ

3 Семья и формирование индивидуальных различий Вместо предельно глобальной категории «среда» - конкретные особенности семьи и семейного воспитания, Вместо предельно глобальной категории «среда» - конкретные особенности семьи и семейного воспитания, в центре внимания онтогенез как основной период возникновения, формирования и стабилизации индивидуальных особенностей человека. в центре внимания онтогенез как основной период возникновения, формирования и стабилизации индивидуальных особенностей человека. Такой подход к проблеме реально сближает психологию возрастного развития и психогенетику. Такой подход к проблеме реально сближает психологию возрастного развития и психогенетику.

4 Что отличает семейные отношения? Семья – сложный комплекс тесных, длительных и эмоционально насыщенных межличностных отношений. Семья – сложный комплекс тесных, длительных и эмоционально насыщенных межличностных отношений. Семья (нормативная) обеспечивает фундаментальные условия психического развития, формирования личности ребенка. Отклонения значимы и имеют весьма ощутимые последствия. Семья (нормативная) обеспечивает фундаментальные условия психического развития, формирования личности ребенка. Отклонения значимы и имеют весьма ощутимые последствия. Закономерности и индивидуально-типологические особенности развития можно и нужно анализировать в парадигме семейной системы, т.е. в рамках детско-родительских, детско-материнских, детско-отцовских, сиблинговых, прародительских и пр. отношений Закономерности и индивидуально-типологические особенности развития можно и нужно анализировать в парадигме семейной системы, т.е. в рамках детско-родительских, детско-материнских, детско-отцовских, сиблинговых, прародительских и пр. отношений

5 Привязанность ребенка к матери (ПМ) Плодотворность изучения роли семьи показывают исследования привязанности ребенка к матери. Плодотворность изучения роли семьи показывают исследования привязанности ребенка к матери. Множество доказательств разностороннего и непреходящего влияния ранних эмоциональных связей ребенка с близким взрослым на формирование его индивидуально-типологических особенностей. Множество доказательств разностороннего и непреходящего влияния ранних эмоциональных связей ребенка с близким взрослым на формирование его индивидуально-типологических особенностей. ПМ представляет значительный интерес для дифференциальной психологии развития. ПМ представляет значительный интерес для дифференциальной психологии развития. Исследования ПМ – удачная иллюстрация теоретического подхода к типологии. Исследования ПМ – удачная иллюстрация теоретического подхода к типологии. Теоретическая типология систематизирует и описывает многообразие индивидуальных свойств через выделение их генетического основания. Теоретическая типология систематизирует и описывает многообразие индивидуальных свойств через выделение их генетического основания.

6 ПМ как нормативное новообразование и основание типоло66гических различий ПМ можно рассматривать как базовое возрастное новообразование, имеющее отчетливо разные, качественно специфические формы реализации (типы привязанности). ПМ можно рассматривать как базовое возрастное новообразование, имеющее отчетливо разные, качественно специфические формы реализации (типы привязанности). Разные типы привязанности обусловливают огромную вариативность, многообразие и специфичность форм индивидуального развития в онтогенезе. Разные типы привязанности обусловливают огромную вариативность, многообразие и специфичность форм индивидуального развития в онтогенезе. Тип привязанности влияет на ход психического развития ребенка и задает его основные типологические варианты. Тип привязанности влияет на ход психического развития ребенка и задает его основные типологические варианты.

7 Теория привязанности в современной психологии За четыре десятилетия теория привязанности Дж. Боулби фактически изменила психологию развития. За четыре десятилетия теория привязанности Дж. Боулби фактически изменила психологию развития. Сегодня это направление беспрецедентно мощное по интенсивности и обширности конкретной тематики исследований. Сегодня это направление беспрецедентно мощное по интенсивности и обширности конкретной тематики исследований. Установлено, что привязанность ребенка к матери (ПМ), формируясь в младенчестве, сохраняет свою активную роль и значение на протяжении всей жизни человека – Установлено, что привязанность ребенка к матери (ПМ), формируясь в младенчестве, сохраняет свою активную роль и значение на протяжении всей жизни человека – от колыбели до ухода в мир иной… от колыбели до ухода в мир иной…

8 Что такое привязанность? Привязанность – тесная, индивидуально направленная эмоциональная связь между ребенком и его матерью. Привязанность – тесная, индивидуально направленная эмоциональная связь между ребенком и его матерью. Телесный контакт или пространственная близость служат средством обеспечения чувства защищенности, снятия тревоги и дискомфорта. Телесный контакт или пространственная близость служат средством обеспечения чувства защищенности, снятия тревоги и дискомфорта. Чувство защищенности для маленького, беспомощного ребенка – необходимое условие развития. Чувство защищенности для маленького, беспомощного ребенка – необходимое условие развития. Только в состоянии покоя и удовлетворения базовых потребностей для него начинает открываться окружающий мир как предмет активной ориентировки, а затем и освоения. Только в состоянии покоя и удовлетворения базовых потребностей для него начинает открываться окружающий мир как предмет активной ориентировки, а затем и освоения. По своим механизмам, ПМ – это сложная По своим механизмам, ПМ – это сложная СИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ. СИСТЕМА ВНУТРЕННЕЙ РЕГУЛЯЦИИ.

9 ПМ как сложная регуляторная система Компоненты системы ПМ: когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков, затем представлений и ожиданий, связанных с матерью, когнитивные компоненты в виде опознавательных признаков, затем представлений и ожиданий, связанных с матерью, эмоциональные реакции, сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка и их удовлетворении, затем +/- эмоциональный опыт, переживаемый в контексте общения с матерью, эмоциональные реакции, сигнализирующие о потребностных состояниях ребенка и их удовлетворении, затем +/- эмоциональный опыт, переживаемый в контексте общения с матерью, собственно поведенческие реакции – плач, улыбка, приближение и следование, цепляние и др., затем общение в собственном смысле слова. собственно поведенческие реакции – плач, улыбка, приближение и следование, цепляние и др., затем общение в собственном смысле слова. внутренние механизмы, связывающие все эти компоненты в единое функциональное целое, в рамках которого у ребенка формируются два базовых и изначально взаимосвязанных образа - «образ матери» и «образ Я». внутренние механизмы, связывающие все эти компоненты в единое функциональное целое, в рамках которого у ребенка формируются два базовых и изначально взаимосвязанных образа - «образ матери» и «образ Я».

10 Нормативность и своеобразие ПМ – нормативное, т.е. обязательное для всех развивающихся детей новообразование. ПМ – нормативное, т.е. обязательное для всех развивающихся детей новообразование. Но ПМ вовсе не одинакова у разных детей и взрослых! Но ПМ вовсе не одинакова у разных детей и взрослых! Три основных ТИПА привязанности (и много более частных). Три основных ТИПА привязанности (и много более частных). Надежный тип соответствует оптимальному ходу развития ребенка. Надежный тип соответствует оптимальному ходу развития ребенка. Амбивалентный и Амбивалентный и избегающий типы свойственны проблемно протекающему, дисгармоничному развитию. избегающий типы свойственны проблемно протекающему, дисгармоничному развитию.

11 На что влияет тип ПМ (в развитии детей и подростков)? Сфера общения и взаимоотношений Сфера общения и взаимоотношений гармоничный/дисгармоничный стиль общения и взаимоотношений с окружающими (внутри и за пределами семейного круга), гармоничный/дисгармоничный стиль общения и взаимоотношений с окружающими (внутри и за пределами семейного круга), общая социальная компетентность, общая социальная компетентность, отношения со сверстниками, отношения со сверстниками, способность к дружеским отношениям и др.… способность к дружеским отношениям и др.… Эмоционально-личностная сфера Эмоционально-личностная сфера характер эмоциональности (позит./негат.), характер эмоциональности (позит./негат.), эффективность регуляции эмоций, эффективность регуляции эмоций, развитие эмпатии, развитие эмпатии, особенности самосознания (самооценка, самоотношение и др.) особенности самосознания (самооценка, самоотношение и др.)

12 Сферы влияния ПМ во взрослом возрасте ПМ оказалась эффективным предиктором таких качеств, как ПМ оказалась эффективным предиктором таких качеств, как преобладание позитивной/негативной эмоциональности, преобладание позитивной/негативной эмоциональности, эмоциональный самоконтроль, эмоциональный самоконтроль, степень устойчивости к стрессу и психотравмирующим воздействиям и др. степень устойчивости к стрессу и психотравмирующим воздействиям и др. просоциальные установки и толерантность в общении, просоциальные установки и толерантность в общении, психическое здоровье и психическое здоровье и психологическое благополучие/неблагополучие, психологическое благополучие/неблагополучие, личностная автономия, личностная автономия, лидерские качества и мн. др. лидерские качества и мн. др. Единая тенденция: люди с надежным типом привязанности чувствуют себя более счастливыми и лучше реализуют себя практически в любой из сфер жизни! Единая тенденция: люди с надежным типом привязанности чувствуют себя более счастливыми и лучше реализуют себя практически в любой из сфер жизни!

13 Типы ПМ Многочисленные исследования позволили создать своего рода типологические портреты людей с разными типами ПМ. Многочисленные исследования позволили создать своего рода типологические портреты людей с разными типами ПМ.

14 Индивидуально-типологические проявления НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ Позитивно окрашенные взаимоотношения: объект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный, объект привязанности воспринимается как отзывчивый и доступный, субъект привязанности - как значимый, достойный любви и заботы. субъект привязанности - как значимый, достойный любви и заботы. Доминирующая установка: близкие отношения дают защищенность, поддержку, освобождают от тревоги и напряжения. Доминирующая установка: близкие отношения дают защищенность, поддержку, освобождают от тревоги и напряжения. В эмоциональном плане: способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств, способность к большему самораскрытию и свободному выражению чувств, нет склонности к накоплению негативных эмоций и преувеличению трудностей, нет склонности к накоплению негативных эмоций и преувеличению трудностей, отношение к другим людям более позитивно и дружелюбно. отношение к другим людям более позитивно и дружелюбно. Негативные эмоции проявляются в контролируемой и невраждебной форме. Негативные эмоции проявляются в контролируемой и невраждебной форме.

15 Индивидуально-типологические проявления НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ (продолжение) В ситуациях стресса в большей степени способны сохранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих, в большей степени способны сохранять веру в собственные силы и поддержку со стороны окружающих, воспринимать трудности как преодолимые. воспринимать трудности как преодолимые. В познавательном плане большая когнитивная открытость и гибкость, большая когнитивная открытость и гибкость, готовность признать свои ошибки, готовность признать свои ошибки, отсутствие излишней боязни критики… отсутствие излишней боязни критики…

16 Индивидуально-типологические проявления АМБИВАЛЕНТНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ Индивидуально-типологические проявления АМБИВАЛЕНТНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ Отличительные черты детей и взрослых с АМБИВАЛЕНТНЫМ типом привязанности: повышенная потребность в принятии, поддержке повышенная потребность в принятии, поддержке подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению, подтверждении своей значимости со стороны партнеров по общению, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПЕРАКТИВАЦИЯ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПЕРАКТИВАЦИЯ: сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой, сфера близких взаимоотношений пронизана неуверенностью и тревогой, память с готовностью актуализирует переживания обиды и гнева. память с готовностью актуализирует переживания обиды и гнева. В поведении повышенное внимание к объекту привязанности, повышенное внимание к объекту привязанности, стремление минимизировать дистанцию, стремление минимизировать дистанцию, добиться принятия, добиться принятия, позиция зависимости («цепляния»). позиция зависимости («цепляния»).

17 Индивидуально-типологические проявления ИЗБЕГАЮЩЕЙ ПРИВЯЗАННОСТИ Отличительные черты детей и взрослых с избегающим типом привязанности: чувство дискомфорта в близких отношениях, чувство дискомфорта в близких отношениях, ощущение уязвимости и зависимости, ощущение уязвимости и зависимости, формирование защитных механизмов, вытеснение неприятной информации, а также формирование защитных механизмов, вытеснение неприятной информации, а также ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОАКТИВАЦИЯ как снижение самой восприимчивости к негативной информации, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИПОАКТИВАЦИЯ как снижение самой восприимчивости к негативной информации, обеднение аффективной сферы, обеднение аффективной сферы, эмоциональная закрытость. эмоциональная закрытость. В поведении тенденция к дистанцированию в межличностных отношениях, тенденция к дистанцированию в межличностных отношениях, опора только на себя. опора только на себя.

18 Новые исследования ……. Исследования показывают, что тип, характер привязанности существенно влияет на степень устойчивости человека к психической травме, на его способность противостоять стрессогенным и психотравмирующим событиям. Исследования показывают, что тип, характер привязанности существенно влияет на степень устойчивости человека к психической травме, на его способность противостоять стрессогенным и психотравмирующим событиям. Подростки с надежным типом привязанности реже становятся наркозависимым, а в случае приобретения такой зависимости лучше поддаются лечению… Подростки с надежным типом привязанности реже становятся наркозависимым, а в случае приобретения такой зависимости лучше поддаются лечению… Данные свидетельствуют, что надежная ПМ – необходимое условие благоприятного варианта развития и формирования жизнестойкости, Данные свидетельствуют, что надежная ПМ – необходимое условие благоприятного варианта развития и формирования жизнестойкости, ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений. ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений.

19 Исследования ПМ на кафедре возрастной психологии МГУ В русле типологического подхода ведется цикл исследований влияния ПМ на формирование других возрастных новообразований на разных этапах онтогенеза. В русле типологического подхода ведется цикл исследований влияния ПМ на формирование других возрастных новообразований на разных этапах онтогенеза. Результаты подтверждают, что ПМ ребенка действительно выполняет роль одного из генетических оснований, разные формы (типы) которого задают особый круг индивидуально-типологических характеристик. Результаты подтверждают, что ПМ ребенка действительно выполняет роль одного из генетических оснований, разные формы (типы) которого задают особый круг индивидуально-типологических характеристик. Показано влияние ПМ на Показано влияние ПМ на особенности формирования личностной автономии, особенности формирования личностной автономии, формирование образа Я, самооценки и самоотношения младших школьников, формирование образа Я, самооценки и самоотношения младших школьников, эмпатии, психологического благополучия в целом и мн. др. аспекты развития. эмпатии, психологического благополучия в целом и мн. др. аспекты развития.

20 Исследование роли ПМ на примере особенностей мировосприятия подростков Мировоззрение - ядро индивидуального мира человека. Содержит структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек. Выполняет важную ориентирующую функцию. Мировоззрение - ядро индивидуального мира человека. Содержит структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек. Выполняет важную ориентирующую функцию. В онтогенезе мировоззрение проходит длительный путь формирования. Истоки его - в дошкольном детстве, когда у ребенка впервые возникает некий обобщенный образ окружающего мира. В онтогенезе мировоззрение проходит длительный путь формирования. Истоки его - в дошкольном детстве, когда у ребенка впервые возникает некий обобщенный образ окружающего мира. Поскольку представления о мире ребенка более диффузны и менее осознанны, используем термин «мировосприятие» (а не мировоззрение). Поскольку представления о мире ребенка более диффузны и менее осознанны, используем термин «мировосприятие» (а не мировоззрение).

21 Исследование особенностей мировосприятия подростков с разным типом ПМ (продолжение) Предмет исследования – эмоциональный аспект мировосприятия, т.е. субъективно- эмоциональное отношение детей и подростков к реалиям окружающего мира. Предмет исследования – эмоциональный аспект мировосприятия, т.е. субъективно- эмоциональное отношение детей и подростков к реалиям окружающего мира. Гипотеза: Гипотеза: тип привязанности к матери оказывает влияние на особенности мировосприятия. тип привязанности к матери оказывает влияние на особенности мировосприятия.

22 Исследование особенностей мировосприятия подростков с разным типом ПМ (продолжение) В исследовании (совместно с А.Ю. Николаевой, А.М. Анферовой и др.) приняли участие более 200 подростков от 10 до 15 лет учащиеся 57-х классов школ г. Москвы. В исследовании (совместно с А.Ю. Николаевой, А.М. Анферовой и др.) приняли участие более 200 подростков от 10 до 15 лет учащиеся 57-х классов школ г. Москвы. Метод: беседа и специально разработанный опросник относительно наиболее значимых сфер социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Метод: беседа и специально разработанный опросник относительно наиболее значимых сфер социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Определялось отношение к 1)родителям и семье в целом, 2) сверстникам, 3) друзьям, 4) учителям, 5)школе, 6) стране, 7) людям, 8) миру в целом и 9) будущему. Определялось отношение к 1)родителям и семье в целом, 2) сверстникам, 3) друзьям, 4) учителям, 5)школе, 6) стране, 7) людям, 8) миру в целом и 9) будущему. Также предлагалось сделать выбор доминирующей временной направленности: Также предлагалось сделать выбор доминирующей временной направленности: «Если бы я мог выбирать время, когда жить, я бы выбрал: 1) прошлое, 2) настоящее, 3) будущее». «Если бы я мог выбирать время, когда жить, я бы выбрал: 1) прошлое, 2) настоящее, 3) будущее».

23 Исследование особенностей мировосприятия подростков с разным типом ПМ (продолжение) Результаты показали ярко выраженные различия между подростками: Результаты показали ярко выраженные различия между подростками: 1.уверенно позитивное мировосприятие - у 30% подростков; 2.слабо позитивное мировосприятие - у 48%; 3.негативно окрашенное восприятие окружающего мира обнаружили 22%. Отчетливая связь мировосприятия подростков с надежностью их ПМ: Отчетливая связь мировосприятия подростков с надежностью их ПМ: подростки с надежной ПМ воспринимали окружающий мир более позитивно, а подростки с ненадежной ПМ более негативно. подростки с надежной ПМ воспринимали окружающий мир более позитивно, а подростки с ненадежной ПМ более негативно. корреляционная связь интегрального показателя позитивности/негативности мировосприятия и надежности ПМ составила r=0.531 (при р=0.000). корреляционная связь интегрального показателя позитивности/негативности мировосприятия и надежности ПМ составила r=0.531 (при р=0.000).

24 Мировосприятие подростков с разным типом ПМ (продолжение) Влияние надежности ПМ прослеживалась и в частных сферах мировосприятия. Влияние надежности ПМ прослеживалась и в частных сферах мировосприятия. Подростки с тревожно-избегающей или амбивалентной ПМ негативнее оценивали свое отношение не только к семье, но и школе, друзьям, дружбе и миру в целом. Подростки с тревожно-избегающей или амбивалентной ПМ негативнее оценивали свое отношение не только к семье, но и школе, друзьям, дружбе и миру в целом. Подростки с надежной ПМ воспринимали эти реалии в более позитивном свете (различия статистически значимы, результаты дисперсионного анализа составили F=7.364 при р=0.000). Подростки с надежной ПМ воспринимали эти реалии в более позитивном свете (различия статистически значимы, результаты дисперсионного анализа составили F=7.364 при р=0.000). Снижение позитивности мировосприятия как чувствительный индикатор общего неблагополучия в сфере эмоционально-личностного развития. Снижение позитивности мировосприятия как чувствительный индикатор общего неблагополучия в сфере эмоционально-личностного развития. Целесообразно использовать его в диагностике проблемных вариантов развития у детей и подростков. Целесообразно использовать его в диагностике проблемных вариантов развития у детей и подростков.

25 ПМ, мировосприятие и отношение подростков к будущему (продолжение) Вопрос о предпочтении настоящего, прошлого или будущего также показал существенные различия. Вопрос о предпочтении настоящего, прошлого или будущего также показал существенные различия. Большинство подростков с надежной ПМ уверенно выбирали настоящее и будущее. Большинство подростков с надежной ПМ уверенно выбирали настоящее и будущее. Подростки с ненадежной ПМ и эмоционально негативным мировосприятием предпочитали прошлое, несмотря на неблагополучный прошлый опыт. Подростки с ненадежной ПМ и эмоционально негативным мировосприятием предпочитали прошлое, несмотря на неблагополучный прошлый опыт. Их неудовлетворенность нынешней жизнью сочеталась с боязнью будущего и недоверием к миру. Их неудовлетворенность нынешней жизнью сочеталась с боязнью будущего и недоверием к миру.

26 ПМ и оптимизм/пессимизм Исследование связи между типом ПМ подростков и их оптимизмом/пессимизмом в отношении своего будущего. Исследование связи между типом ПМ подростков и их оптимизмом/пессимизмом в отношении своего будущего. Оптимизм/пессимизм оценивался с помощью «Обобщенной шкалы ожиданий успеха» (М. Шайер, Ч. Карвер). Оптимизм/пессимизм оценивался с помощью «Обобщенной шкалы ожиданий успеха» (М. Шайер, Ч. Карвер). Подростки оценивали вероятность своего ожидаемого успеха либо «провала», например: Подростки оценивали вероятность своего ожидаемого успеха либо «провала», например: «В будущем я ожидаю, что у меня в жизни будет больше хорошего, чем плохого», «В будущем я ожидаю, что у меня в жизни будет больше хорошего, чем плохого», «Я успешно справлюсь с возникшими трудностями» или «Я успешно справлюсь с возникшими трудностями» или «В будущем я ожидаю, что у меня будут неприятности, с которыми я не смогу справиться», «В будущем я ожидаю, что у меня будут неприятности, с которыми я не смогу справиться», «Я не добьюсь уважения других людей» и др. «Я не добьюсь уважения других людей» и др.

27 ПМ и оптимизм/пессимизм Результаты Надежность ПМ подростков обнаружила статистически значимую корреляционную связь с их оптимистичной готовностью верить в будущую успешность (r=0.369, р=0.045) Надежность ПМ подростков обнаружила статистически значимую корреляционную связь с их оптимистичной готовностью верить в будущую успешность (r=0.369, р=0.045) Чем ниже была надежность ПМ подростков, чем сильнее у них звучали пессимистичные опасения по поводу преобладания в своем будущем проблем и неудач (r= –0.465, р=0.010). Чем ниже была надежность ПМ подростков, чем сильнее у них звучали пессимистичные опасения по поводу преобладания в своем будущем проблем и неудач (r= –0.465, р=0.010).

28 Мировосприятие подростков с разным типом ПМ Благополучие/неблагополучие в системе значимых отношений ПМ оказывают генерализованное влияние на формирующуюся у детей и подростков общую картину мира, общества, человеческой жизни. Это влияние касается прежде всего ее эмоционально-смыслового аспекта. Благополучие/неблагополучие в системе значимых отношений ПМ оказывают генерализованное влияние на формирующуюся у детей и подростков общую картину мира, общества, человеческой жизни. Это влияние касается прежде всего ее эмоционально-смыслового аспекта. Дисгармоничность отношений и неудовлетворенность собой у подростков с низким уровнем надежности ПМ проецируются вовне и в будущее, окрашивая окружающий мир в негативные тона и порождая тревожно-пессимистичные ожидания. Дисгармоничность отношений и неудовлетворенность собой у подростков с низким уровнем надежности ПМ проецируются вовне и в будущее, окрашивая окружающий мир в негативные тона и порождая тревожно-пессимистичные ожидания.

29 Что дают исследования ПМ? Общий итог Реальность типологических вариантов развития на основе ПМ. Система ПМ способна задавать общее русло развития в виде того или иного индивидуально-типологического варианта. Реальность типологических вариантов развития на основе ПМ. Система ПМ способна задавать общее русло развития в виде того или иного индивидуально-типологического варианта. Надежная ПМ – необходимое условие для благоприятного развития и формирования жизнестойкости. Надежная ПМ – необходимое условие для благоприятного развития и формирования жизнестойкости. Ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений. Ненадежные типы ПМ – факторы существенного риска, предрасполагающие к широкому спектру психологических трудностей, расстройств и нарушений. Для дифференциально-психологических исследований ПМ привлекательна удачным сочетанием в себе двух базовых аспектов развития – нормативного и типологического. Для дифференциально-психологических исследований ПМ привлекательна удачным сочетанием в себе двух базовых аспектов развития – нормативного и типологического. В практическом плане учет типов ПМ необходим для индивидуализации и прицельности психологической помощи. В практическом плане учет типов ПМ необходим для индивидуализации и прицельности психологической помощи.

30