М.М. Семаго, Н.Я. Семаго г. Москва. КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (основные причины) ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (наблюдаемые отклонения)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классификация отклонений в развитии. В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но.
Advertisements

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (типология по Семаго Н.Я., Семаго М.М.) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Психологические особенности проблемных детей Авторский курс: СЕМАГО Наталья Яковлевна – кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник.
Автор- педагог-психолог Свеженцева А.Г, ГБОУ НСО ОЦДК Мастер-класс «Технология составления психологического заключения» (по методологии Н.Я и М.М Семаго)
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Психический дизонтогенез Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства и созревания.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Этапы психодиагностического процесса по Корманну Схема психодиагностического процесса по Каминскому Предварительное исследование. Постановка вопроса. Проведение.
Выполнила: Семенова Тамара 530- гр.. основные разделы психокоррекции: психокоррекция при психическом недоразвитии; психокоррекция задержанного психического.
Муниципальный семинар Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
ТИПЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ : НЕДОСТАТОЧНОЕ Проект ОМЦ _ центр « Развитие »
Специальная психология. Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Педагогическая дифференциация ЗПР от умственной отсталости в условиях общеобразовательного учреждения Областной центр диагностики и консультирования.
Дисгармоничное развитие. Дисгармоническое психическое развитие – это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность.
Основы коррекционно- развивающей работы Киселева Т.Г., канд.психол.наук, доцент.
Транксрипт:

М.М. Семаго, Н.Я. Семаго г. Москва

КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (основные причины) ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (наблюдаемые отклонения)

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА УРОВЕНЬ ПРИЧИН ОТКЛОНЕНИЙ НАБЛЮДАЕМАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ УРОВЕНЬ БАЗОВЫХ СТРУКТУР РАЗВИТИЯ

АНАЛИЗИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Регуляторно-волевая сфера Когнитивная сфера Аффективно- эмоциональная сфера ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ УРОВЕНЬ БАЗОВОЙ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛЯТОРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЕНТАЛЬНЫЕ (КОГНИТИВНЫЕ) СТРУКТУРЫ АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И СОЗНАНИЯ КАУЗАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ (ОРГАНИЧЕСКАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО- ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГОВЫХ СИСТЕМ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЕ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ АФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСОЗНАНИЕ, Я- КОНЦЕПЦИЯ

СТРУКТУРА БАЗОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ

ОСНОВНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ

ГРУППА НЕДОСТАТОЧНОГО РАЗВИТИЯ ) Парциальная несформирован- ность компонентов психической деятельности (Н31 – Н33) Недостаточное развитие (Н1 – Н3) Задержанное развитие (Н21 –Н22) Темпово задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) (Н21) Парциальная несформиро- ванность преимущественно регуляторного компонента (Н31) Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) (Н22) Парциальная несформированность смешанного типа (Н33) Тотальное недоразвитие (Н11 – Н13) Простой тип тотального недоразвития (Н11) Аффективно- возбудимый тип (Н12) Тормозимо-инертный тип (Н13) Парциальная несформиро- ванность преимущественно когнитивного компонента (Н32)

ГРУППА АСИНХРОННОГО РАЗВИТИЯ Асинхронное развитие (А1 – А3) Дисгармоническое развитие (А11 – А13) Искаженное развитие (А21 – А23) Дезинтегративный тип развития (А3) Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития (А11) Дисгармония, связанная с нарушением психического тонуса (А13) Преимущественное искажение эмоционально-аффективной сферы (А21) Преимущественное искажение когнитивной сферы (А22) Смешанные (мозаичные) типы искаженного развития (А23) Интрапунитивный тип дисгармоничного развития (А12)

ГРУППА ПОВРЕЖДЕННОГО РАЗВИТИЯ Также может относиться к категории: Недостаточное развитие (Н1-Н3); Дефицитарное развитие (Д3) Поврежденное развитие (П1 – П3) Локально поврежденное развитие (П11-П12) Психическая травма (П31-П32) Диффузно поврежденное развитие (П21-П22) Развитие в ситуации острой психической травмы (П31) Развитие в ситуации хронической психотравматизации (П32) Развитие в ситуации раннего диффузного повреждения ЦНС (П21) Развитие в ситуации позднего диффузного повреждения ЦНС (П22) Также относится к категории: Дефицитарное развитие (Д1-Д3) Развитие в ситуации раннего локального повреждения ЦНС (П11) Развитие в ситуации позднего локального повреждения ЦНС (П12)

ГРУППА ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ Дефицитарное развитие (Д1- Д4) Дефицитарность слуха (Д11) Дефицитарность иных анализатор- ных или функциональных систем (Д4) Дефицитарность зрения (Д12) Незрячие (слепые) Слабовидящие неслышащие (глухие) Слабослышие (тугоухие) Иные нарушения зрительного анализатора Дефицитарность опорно- двигательного аппарата (Д2) Детский церебральный паралич Иные нарушения опорно-двигательного аппарата Сочетанное (сложное, множественное ) дефицитарное развитие (Д3)

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА «…ПОСТАНОВКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА ЕСТЬ ОТНЕСЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА К УСТОЙЧИВОЙ СОВОКУПНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕННЫХ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СОСТОЯНИЯ ОБСЛЕДУЕМОГО». А.Ф. Ануфриев «Психологический диагноз: система основных понятий. – М.: МГОПИ, изд-во «Альфа», 1995.

Кодировка психологического диагноза Ось I : Основной психологический синдром Ось II: Уровень общего психического тонуса Ось III: Особенности профиля латеральных предпочтений { буква } хх – х.х. х. х

Ось II: общий уровень психического тонуса 0 Высокий уровень психического тонуса и достаточно высокая для данного возраста работоспособность 1 Средний уровень психического тонуса, вполне достаточная для возраста работоспособность 2 Сниженный уровень психического тонуса (психической активности), недостаточная работоспособность 3 Выражено сниженный уровень психической активности и работоспособности 4 Сниженный уровень психического тонуса при достаточной, в целом, работоспособности

Ось III: особенности профиля латеральных предпочтений 0 Профиль латеральных предпочтений преимущественно правосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий) 1 Профиль латеральных предпочтений преимущественно левосторонний (по большинству исследуемых проб и привычных действий) 2 Профиль латеральных предпочтений смешанный Возможна дальнейшая дифференциация профиля латеральных предпочтений. В этом случае может быть добавлен еще один знак.