Социальная технология. Практическая этика в школьном образовании Элиасберг Наталия Ильинишна Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика этической оценки Н. И. Элиасберг В. А. Чигирев П. И. Юнацкевич
Advertisements

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Презентация модели гражданского образования МОУ «СОШ 11».
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Модель Гражданско-патриотического воспитания МОУ Методический центр в системе дополнительного педагогического образования (повышения квалификации)
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проблемы борьбы с терроризмом в контексте решения задач образования взрослых Юнацкевич Петр Иванович директор ИОВ ПАНИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Транксрипт:

Социальная технология. Практическая этика в школьном образовании Элиасберг Наталия Ильинишна Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, профессор Юнацкевич Петр Иванович доктор педагогических наук Чигирев Виктор Анатольевич доктор военных наук, профессор Санкт-Петербург2010

Цель изучения дисциплины – на базе глубокого усвоения слушателями закономерностей социальных процессов и социальной технологии школьного образования (практической этике) добиться формирования и развития у слушателей знаний и умений эффективного применения знаний практической этики в профессиональной педагогической деятельности

Курс обучения предназначен для формирования практических социальных знаний и умений в области школьного образования – практической этике. Приобретаемые знания и умения в данной области позволят слушателям модернизировать содержание и методику преподавания гуманитарных дисциплин, в том числе обществоведческого курса «Социальная практика», а также курса «Обществознание», через использование в учебном процессе социальной технологии – практической этики в школьном образовании

Задачи курса глубокое усвоение слушателями путей модернизации гуманитарных знаний и методики преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях; глубокое усвоение слушателями путей модернизации гуманитарных знаний и методики преподавания гуманитарных дисциплин в образовательных учреждениях; формирование и развитие у слушателей навыков и умений эффективного применения знаний практической этики в профессиональной педагогической деятельности; формирование и развитие у слушателей навыков и умений эффективного применения знаний практической этики в профессиональной педагогической деятельности;

Задачи курса изучение слушателями инновационного подхода к гражданско-правовому и нравственному образованию учащихся на основе преподавания практической этики изучение слушателями инновационного подхода к гражданско-правовому и нравственному образованию учащихся на основе преподавания практической этики Формирование у слушателей представлений о практической этике как способа формирования у обучаемых качеств социального субъекта, способного решать социальные задачи Формирование у слушателей представлений о практической этике как способа формирования у обучаемых качеств социального субъекта, способного решать социальные задачи

Задачи курса освоение слушателями методики обучения умению этической оценки освоение слушателями методики обучения умению этической оценки развитие у слушателей начальных навыков программирования, владения IT-технологиями и этической оценки для воспитания гражданина XXI века развитие у слушателей начальных навыков программирования, владения IT-технологиями и этической оценки для воспитания гражданина XXI века

Введение в курс

Основные понятия практической этики Глобальный экологический принцип (ГЭП) – не причинять ущерб человеку, обществу и среде обитания

Использование в практической этике нравственного принципа Нравственный принцип – это регулятор социального поведения, основанный на учете и оценке каждым социальным субъектом ущерба (вреда), наносимого той или иной деятельностью (бездеятельностью) других социальных субъектов в процессе общения (дискурса)

Нравственность – особый настрой мышления и поведения социального субъекта, позволяющий не наносить ущерб (вред) себе, окружающим, среде обитания, гармония духовных и материальных устремлений и действий, баланс прав и обязанностей социальных субъектов

Включение идеологического компонента в практическую этику Идеология нравственности – идеология, строящаяся на нравственном принципе, альтернатива идеологии обогащения любой ценой (идеологии сверхвласти денег)

Выбор предмета практической этики – нравственная проблематика Нравственная проблематика – проблематика совмещения частных и общественных интересов социальных субъектов

Определение задачи практической этики – это подержание в обществе нравственных устоев Нравственные устои – внутренняя убеждённость в необходимости совмещения частных, общественных и государственных интересов социальных субъектов

Формулировка ориентиров практической этики Нравственный компас – средство ориентации социального субъекта в обществе, поражённом жаждой обогащения любой ценой, т.е. жаждой удовлетворения только личных (часто паразитических) интересов В качестве данного средства выступает концентрация внимания массы социальных субъектов на нравственной оценке социальных действий конкретного социального субъекта, изыскивающего свой ориентир в обществе

Планируемый результат практической этики – сверхвласть нравственности Сверхвласть нравственности – господствующий в массовом сознании настрой на соблюдение нравственного принципа Духовная атмосфера общества, в которой возможны нравственное одобрение, обсуждение, осуждение, принуждение, а также созидательные предложения и решения

Участники практической этики Социальный субъект – отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, государства, корпорации и т. п.

Форма участия в практической этике – социальное действие Социальное действие – результат активности социального субъекта: намерение, заявление, решение, поступок и т.п.

Объект практической этики – профилактика социального паразитизма Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта (физического и юридического лица, группы лиц, организации, государства и т. д.), пораженного идеологией личной наживы любой ценой, следствие культа «золотого тельца», стяжательства и двойных моральных стандартов. Социальный паразит стремиться жить за счет других людей, не участвуя в созидательном труде Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры является имитация ее основной деятельности по решению социальных (актуальных для населения) задач Пути профилактики социального паразитизма – общественный контроль и массовая этическая оценка результатов деятельности социального субъекта (воспитание гражданина XXI века)

Результат свободного участия граждан в практической этике – те или иные формы гражданского согласия Гражданское согласие (позитивное или негативное) – мнение социальных субъектов, выраженное в оценочной (многобалльной) форме, по поводу действий других социальных субъектов

Форма участия граждан в практической этике – применение социальных технологий Социальные технологии – способы действий социальных субъектов, обеспечивающие их устойчивое созидательное развитие (саморазвитие) и безопасность жизнедеятельности

Первое условие реализации практической этики – наличие свободы Свобода – осознанная необходимость и возможность социального субъекта осуществлять нравственный выбор

Второе условие реализации практической этики – углубление демократии Углубление демократии – привлечение экспертного (научного) сообщества к дискурсу социальных субъектов, оценивающих с нравственных позиций результаты деятельности других социальных субъектов

Третье условие реализации практической этики – развитие гражданского общества Гражданское общество – объединение свободных, нравственных и ответственных граждан

Четвертое условие реализации практической этики – наличие единой цели гражданина и государства Единая цель гражданина и государства (человека и человечества) – построение гражданского общества, состоящего из нравственных граждан

Пятое условие реализации практической этики – наличие единства цели и метода ее достижения Единство цели и метода ее достижения: цель – построение гражданского общества, состоящего из нравственных граждан, осуществляется методом воспитания индивидуальной нравственности социальных субъектов

Шестое условие реализации практической этики – расширение демократии Расширение демократии – вовлечение как можно большего числа социальных субъектов в глобальный диалог (дискурс) по поводу всех социально-значимых решений (действий), принимаемых социальными субъектами

Седьмое условие реализации практической этики – наличие интеграции социальных и информационных технологий Интеграция социальных и информационных технологий – автоматизированная сетевая система, предназначенная для этической оценки вреда (ущерба) от действий социальных субъектов Сетевая система выполняет функции этического корректора и саморегулятора общества, является инструментом нравственного воспитания социальных субъектов

Результат интеграции социальных и информационных технологий – нравственное воспитание социальных субъектов Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие, позволяющее социальному субъекту сознательно осуществлять нравственный выбор – выбор по совести

Совесть – этический саморегулятор поведения социального субъекта как его внутренний настрой, формируемый в процессе нравственного воспитания с помощью других социальных субъектов, постоянно корректирующих поведение и самооценку воспитуемого С точки зрения социальных технологий, совесть – это тысяча нравственных свидетелей С точки зрения интеграции социальных и информационных технологий, совесть – это тысяча социальных субъектов, давших другому социальному субъекту массовую этическую оценку, визуализированную в социальной сети

Этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта Информатизация этической оценки направлена на визуализацию процесса и результата массовой этической оценки в социальных сетях нового поколения, реализующих функции воспитания гражданина XXI века

Шкала этической оценки (бинарная, десятибалльная и т.п.) – способ оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности (этичности) социального субъекта, уровня нравственности (этичности) социального субъекта

Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности, этичности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях достижения гражданского согласия

Научно-этическая система (научная этическая система) – система этических правил, основанная на нравственном принципе как безусловной фундаментальной ценности. Отражает связь нравственности (этики) с живой управленческой практикой Не противоречит ни одной из существующих религиозных этических систем (доктрин) и совместима с любым политическим строем (монархия, демократия и т.д.). Практическое использование этой системы позволяет купировать недостатки любых форм государственного устройства, при одновременном сохранении их лучших свойств

Раздел шкалы массовой этической оценки «Социально-значимое решение» Этот раздел разрабатывают эксперты, изучающие социальное значение предлагаемого решения Они выделяют в исследуемом решении следующее элементы: название, формальные выходные данные и цели документа; социальная проблема и пути ее решения, обозначенные в документе; данные о квалификации разработчиков решения, а также их фамилии, имена, отчества, почтовые и электронные адреса, контактные телефоны. Важно также указать данные рецензентов документа Данные разработчиков и рецензентов нужны общественности для дискурса по оценке ущерба, вреда, наносимого исполнением данного документа гражданам

Шкала этической оценки может состоять из делений шкалы: 0- нравственно, нет ущерба для гражданина; -1, -2, -3 - незначительный ущерб, вред для гражданина; -4, -5, -6 - ущерб, вред средней тяжести для гражданина; -7, -8, -9, существенный ущерб, вред для гражданина. Выбранное значение Шкалы этической оценки наносится на соответствующее деление Шкалы этической оценки в виде любых условных знаков или зачеркиваний в случае оценки на бумажных бланках При использовании электронных средств и работы граждан в сети, их оценка выражается в виде перемещения курсора на мониторе экрана на выбранное деление Шкалы этической оценки и сопровождается нажатием клавиши «Enter»

Гражданин, участвующий в массовой этической оценке социально-значимого решения, отражает все свои формальные данные, необходимые для дискурса по оценке ущерба, вреда, наносимого ему от исполнения данного документа. Данные о конкретном человеке необходимы для обеспечения самоконтроля гражданина за результатами собственных ответов (исключение подлога) Минимальные данные гражданина: фамилия, имя, отчество; гражданство, серия и номер паспорта; специальность, квалификация, профессия (профессии); почтовый и электронный адреса, контактный телефон

Для верификации общественного мнения приводятся данные всех граждан и значения их оценок. Это обстоятельство позволяет каждому гражданину проверить результаты собственной оценки и убедится, что его мнением никто не манипулирует

ВЫВОДЫ Без контроля со стороны других социальных субъектов любой социальный субъект начинает причинять ущерб (вред) другим социальным субъектам

ВЫВОДЫ Воспитание свободой слова позволяет развивать гражданское общество Интеграция социальных и информационных технологий позволяет обеспечить свободу слова каждому социальному субъекту

ВЫВОДЫ Культура – это возделывание, созидание социальной среды усилиями всех социальных субъектов Недопустимо ограничивать свободу слова. В сложных социально-этических условиях вновь актуально говорить о свободе слова как о важнейшей фундаментальной гуманитарной ценности

ВЫВОДЫ Интеграция социальных и информационных технологий массовой этической оценки позволяет восстановить свободу слова Данная система является этическим регулятором, она не позволяет осуществлять свободу слова в её антисоциальных или даже просто вульгарных формах Каждый социальный субъект, высказываясь по поводу деяний других социальных субъектов, будет знать, что его безнравственные оценки других также будут подвержены общественному осуждению Общественная поддержка, обсуждение и осуждение является важнейшим стимулом к осознанному нравственному поведению. Наиболее эффективно и мягко нравственное поведение обеспечивается через массовое этическое одобрение и осуждение Социальные субъекты не должны разговаривать друг с другом языком силы. Это время безвозвратно прошло Воспитание свободой гораздо гуманней и эффективней, чем воспитание насилием

ВЫВОДЫ Применение предлагаемой технологии способствует существенному снижению уровня насилия и обеспечивает переход к новой парадигме мышления, формирует свободного нравственного человека, способного к созидательному труду – гражданина XXI века

ВЫВОДЫ Интеграция социальных и информационных технологий обеспечивает непрерывный поиск истины в глобальном сетевом дискурсе Только она делает человека по настоящему свободным – ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы Формируется буквально «мыслящий» социум

Заключение Синтез социальных и информационных технологий позволяет осуществлять нравственное измерение жизни любого социального субъекта (человек, общество, государство)

Заключение Разработка социальных сетей нового поколения – это перспективное направление инновационной деятельности научных организаций, занятых исследованиями в области информатизации, образования взрослых и просветительской деятельности