Метафорическая модель для славянского вида Лора А. Янда Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл, США.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Когнитивная модель для славянского вида Лора А. Янда Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл, США Университет в Тромсё, Норвегия.
Advertisements

Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
1 ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ТЕОРЕМА ОБ ИЗМЕНЕНИИ КОЛИЧЕСТВА ДВИЖЕНИЯ.
Потоки платежей, ренты. 2 Основные определения Потоком платежей будем называть последовательность (ряд) выплат и поступлений, приуроченных к разным моментам.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Интеллектуально- творческое развитие детей 2-7 лет Преподаватель кафедры ТиМДО, НИПКиПРО Плевако Лариса Александровна.
1. Значение глагола 2. Вопросы глагола 3. Изменение глагола 4. Образование глагола 5. Синтаксическая функция глагола 6. Неопределённая форма глагола.
Южаков Владимир Андреевич Лекция 1 Теория информационных процессов и систем.
Химия 2 Химия Химия – наука о веществах, их свойствах, взаимных превращениях, и процессах, их сопровождающих. одна из естественных наук.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Лекции по физике. Механика Законы сохранения. Энергия, импульс и момент импульса механической системы. Условия равновесия.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Чистыми называют вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами и состоят из молекул одного вида. Например: сахар, соль и сода.
1 Физика. 7 класс Повторительно-обобщающий урок по теме « Первоначальные сведения о строении вещества» Автор презентации: Блей Галина Николаевна МОУ Буденновская.
Лекция Julia Kjahrenova 1. Это раздел, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их молекулярного.
Подготовка к контрольной работе: основы МКТ Учитель Кононов Геннадий Григорьевич СОШ 29 Славянский район Краснодарского края.
1 Современные представления о пространстве и времени План лекции Представления о пространстве и времени Представления о пространстве и времени Предпосылки.
Первые дни ребенка в школе. Высокая стартовая готовность ребёнка к обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент – залог надёжности.
Курс: ФИЗИКА АТОМА Литература [1] Савельев И.В. «Курс общей физики» в 5 томах, т.5 [2] Матвеев А.Н. «Атомная физика» [3] Э.Вихман «Берклеевский курс физики»,
Транксрипт:

Метафорическая модель для славянского вида Лора А. Янда Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл, США

Материя, метафора, и вид Материя предстает: 1) в виде дискретных твердых тел и 2) в виде бесформенных веществ Это раздвоение материи служит донорской зоной метафоры, лежащей в основе вида Совершенный вид (СВ) уподоблен твердому телу, а несовершенный вид (НСВ) уподоблен веществу

Идеализированные когнитивные модели (ИКМ) У каждого человека есть богатый опыт обращения с твердыми телами (как на пример камни, ракушки, деревянные чурки, орехи, яблоки) и с веществами (как на пример песок, вода, воздух, дым) Если мы сравним содержание этих ИКМ с употреблением вида, то параллели оказываются поразительными

Дифференциальные признаки Предельность Целостность Определённость Внешнюю / внутренняя сторона Фигура / фон Точечность / длительность Результативность

Цель: включить все признаки во всеобъемлющую модель Признаки правильно описывают поведение вида Все признаки отдельные части для составления некоторой большой картинки, что должна быть какая-то идея, выходящая за их пределы и помогающая их всех понять

Недостатки признаков Нет ни одного признака, который мог бы решить все проблемы связанные с видом Признаки – это просто синонимы «совершенного» и «несовершенного» Признаки практически бесполезны в преподавании Признаки слишком строги для объяснения диахронических и межязыковых изменений

ВРЕМЯ – ЭТО ПРОСТРАНСТВО Языки мира концептуализуют время в терминах пространства (Haspelmath 1997) Промежутки времени понимаются как ментальные пространства (Fauconnier 1985) Существуют устойчивые пространственные метафоры для времени в славянских языках (Janda 2002)

Метафора вида Вид служит онтологической метафорой (Lakoff & Johnson 1980) для всех единиц глагольной лексики, представляя их как события/предметы События понимаются как занимающие время таким же образом, как материя занимает пространство

Метафора вида, продолжение Вид ведёт себя как система классификации для глаголов, подразделяя все глаголы по их временным «формам» на две категории: завершённые события/предметы, которые понимаются как занимающие время таким же образом, как дискретные предметы занимают пространство, и незавершённые события/предметы, которые понимаются как занимающие время так, как пространство занимает субстанция

СЕЙЧАС (круг с буквой N) Скоротечный момент настоящего Находится в том же месте, где и говорящий и ведет себя как твердое тело Эластичная смесь непосредственных воспоминаний, текущего опыта и ожидания продолжения в обозримом будущем Не всегда присутствует

Темпоральная метафора вида действует на трёх уровнях на уровне структуры самого события/предмета (A-G) на уровне структуры отношений между событиями (структура дискурса; H-K) на уровне структуры отношений между событиями и говорящим и/или слушающим (прагматическая структура; L-N)

A. (1-3) Твёрдые тела имеют присущие им форму и контуры, что предполагает: предельность, определённость, связь с прошедшим временем Вещества не имеют присущих им формы и контуров, что предполагает непредельность, неопределённость, несвязанность с началом/ концом; связь с настоящим временем

B. (4-6) Твёрдые тела могут быть разной формы, могут образовывать крайне тонкие постоянные структуры (слои), что предполагает: Пердуративные и делимитативные значения (префиксы про- и по- ); пунктуальность. Для веществ форма не релевантна; они не могут образовывать крайне тонких структур; они должны иметь толщину; они могут распространяться, что предполагает длительность, возможность быть бесконечно долгим.

C. (1, 7) Каждый твёрдый предмет уникален и дискретен, что предполагает Единичные одноразовые исполнения и достижения; целостность; суммарное сканирование; изменения во времени. Вещества однородны и непрерывны, что предполагает Длящиеся состояния и деятельности; стабильность во времени, последовательное сканирование, повторение, узуальное значение.

D. (4, 8-10) Твёрдые тела исчисляемы, измеряемы дискретными единицами, что предполагает: Употребление с некоторыми обстоятельствами в значении выполнить что-либо в определённый период времени; родительный партитивный Вещества – это неисчисляемые массы; могут заполнять пространство, что предполагает: Употребление с указанием на неопределённое время или на временные границы

E. Твёрдые тела не могут течь, литься; они поступают сразу в целом виде, что предполагает: Неразличение определённости/неопределённости; целостность, завершённость; ощущение гештальта Вещества могут течь, литься, они поступают постепенно, что предполагает Глаголы определённого /неопределённого движения, процессные значения

F. (11) Твёрдые тела непроницаемы, ощущаемы только с внешней стороны, что предполагает: Внешнюю референцию, отсутствие настоящего времени Вещества можно потрогать, можно видеть их, в них находиться что предполагает: Внутреннюю референцию, образ действия, развитие, настоящее время

G. Твёрдые тела могут превращаться в вещества а) при наблюдении многих их на расстоянии; б) при их распылении, что предполагает: глаголы СВ образуют дериваты НСВ со значением а) повторности; б) процесса Вещества a) могут затвердевать при замерзании в контейнере; б) небольшое количество может сливаться или представляться единичой частичкой (песчинка, капля воды), что предполагает: Глаголы НСВ могут образовывать дериваты СВ используя а) перфективи-рующие префиксы, организующие действие; б) семельфактивный суффикс -ну

H. (12-16) Твёрдые тела не могут занимать одного места с другими твёрдыми телами, что предполагает: Последовательное расположение глаголов СВ друг за другом и с СЕЙЧАС (твёрдое тело), что может вызвать значение будущего Вещества могут занимать одно место с твёрдыми телами и с другими веществами, что предполагает: Одновременность глаголов НСВ друг с другом, с СЕЙЧАС и с глаголами СВ; значения настоящего и сложная форма будущего

I. (17) Из твёрдых тел может быть выложена прочная булыжная мостовая, что предполагает: глаголы СВ динамичны, продвигают повествование Вещества статичны, затрудняют движение, что предполагает: Глаголы НСВ замедляют повествование, вызывают внимание к характеристикам, обстановке

J. (13, 16-18) Твёрдые тела – это перцептивно выделенные предметы, что предполагает: Фигура, выдвижение на передний план в повествовании Вещества – это перцептуально диффузные массы, что предполагает: Фон, задний план в повествовании, нейтральное общефактическое значение

K. (19-21) Твёрдые тела служат преградой или границей для веществ, что предполагает: Употребление фазовых глаголов СВ с инфинитивом НСВ; продуктивность ингрессивов (начинательного способа действия). Вещества могут быть ограничены твёрдыми телами и смешаны с другими веществами, что предполагает: Употребление инфинитивов НСВ с фазовыми глаголами; сложня форма будущего НСВ.

L. (22-28) Твёрдые тела вызывают удовлетворение, их можно держать в руках, можно ими манипулировать, что предполагает: Ощущение результата, (успешного) завершения; договорённость; способность выполнить что- либо; нейтральные императивы дают новые инструкции Вещества не вызывают удовлетворения, за них нельзя ухватиться, что предполагает: Нет ощущения результата или успешного завершения, конативные значения; импликация плохой работы, невыполнения уговора, императивы невежливой формы, выражающие фрустрацию; категоричное отрицание

M. (29-32) Твёрдые тела тверды, могут преграждать путь, при применении с силой могут вызвать боль, что предполагает: Предостережения в отрицательной форме; императивы невежливости Вещества мягкие, могут рассыпаться, разливаться, что предполагает: Обобщающее значение отрицательных императивов и инфинитивов; императивы вежливой формы

N. (33) Твёрдые тела могут спонтанно становиться сгустками вещества, что предполагает: Успешное завершение в отношении к конативным глаголам НСВ Вещества могут (как запах, осадок) говорить о прежнем наличии твёрдых тел, что предполагает: Аннулирование действия

Материя и вид В различных ситуациях различные свойства твёрдых тел и веществ по- разному выделяются и игнорируются. Подобным образом, грамматика вида предоставляет выбор возможностей в различных контекстах (а также в различных языках и в различное время), что согласуется со свойствами твёрдых тел и веществ.

Заключение Метафорическая модель: совместима с предыдущими достижениями в исследовании вида объединяет свойства вида в связные целые богатой структуры, объясняющие его различные употребления совместима с принципами когнитивной лингвистики и мотивирует видовые различия

Заключение Метафорическая модель: избегает порочного круга, когда просто создаются новые синонимы для СВ и НСВ, а также избегает использования одних абстракций для объяснения других достаточно пластична, чтобы объяснить межязыковые и диахронические различия обладает эвристической силой и для теории, и для методики преподавания языка