Тема 9. Нормативные и правовые основы охраны окружающей среды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
Advertisements

Раздел 3. Менеджмент экологической безопасности Тема 3.1. Государственное управление при обеспечении экологической безопасности Тема 3.2. Организация экологической.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
1 Решение проблем обеспечения экологической безопасности – как важный элемент аудиторской деятельности Председатель комиссии по аттестации и аккредитации,
Экологическое управление (управление в сфере взаимодействия общества и природы) - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных.
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОТДЕЛА ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ Ч АЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗА 2013 ГОД.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Экологический контроль. Что такое экологический контроль и каковы его виды? Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных.
Безопасность жизнедеятельности Законодательные основы БЖД.
Экологическим мониторингом – называют систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных воздействий.
Экологическое право Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и права МБОУ» Яйская СОШ2»
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ Административная и уголовная Д и с ц и п л и н а р н а я Возмещение вреда, причиненного.
ГБУ КО «РАЭБ КО» Калуга, ул.Заводская, д. 57, кабинет 100 Тел: начальник отдела - Вишняков Артем Павлович , 8 (4842) ведущий инженер.
Транксрипт:

Тема 9. Нормативные и правовые основы охраны окружающей среды

Экологическое право Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы

Источники экологического права 1. 1.Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) 2. 2.Законы и кодексы в области охраны природы 3. 3.Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования 4. 4.Нормативные акты министерств и ведомств 5. 5.Нормативные решения органов местного самоуправления +Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН +Международные конвенции, договоры, соглашения

Законы и кодексы в области ООС ФЗ «Об охране окружающей среды» 7 от г; Земельный кодекс РФ (2001); Водный кодекс РФ (2006); Лесной кодекс РФ (2006); ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (2002); ФЗ «О радиационной безопасности населения» (1995); ФЗ «О недрах» (1992); ФЗ «О животном мире» (1995); ФЗ «Об отходах производства и потребления» (1998); ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1999); ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья» (1993). Экологический кодекс

Международные конвенции и договоры Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.) в части вопросов природного наследия, Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.) в части вопросов природного наследия, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 1973 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (Вашингтон, 1973 г.), Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсар, 1971 г.), Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Рамсар, 1971 г.), Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 1946г.), Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Вашингтон, 1946г.), Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 1973 года), Соглашение о сохранении белых медведей (Осло, 1973 года), Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.) и Протокол к ней (1996 года), Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.) и Протокол к ней (1996 года), Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.) и протоколы к ней, Конвенция ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 1979 г.) и протоколы к ней, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (Париж, 1994 г.), Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (Париж, 1994 г.), Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 1989 г.), Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 1989 г.), Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985 г.) Венская конвенция об охране озонового слоя (Вена, 1985 г.) Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 года), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Монреаль, 1987 года), Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и (Нью-Йорк, 1992 года), Киотский протокол (Киото,1998 г.), Рамочная Конвенция ООН об изменении климата и (Нью-Йорк, 1992 года), Киотский протокол (Киото,1998 г.), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и многие другие. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и многие другие.

Государственные органы ООС Президент Федеральное собрание Государственная дума Представительные и исполнительные органы субъектов РФ Муниципальные органы Комплексные государственные органы Государственные органы специальной компетенции Государственные органы общей компетенции Функциональные государственные органы Отраслевые государственные органы

Государственные органы ООС Минатом России Минздрав России МВД России Комплексные государственные органы Министерство природных ресурсов РФ Санэпиднадзор РФ Росгидромет МЧС России Функциональные государственные органы Роскомзем Россельхоз Госкомрыболовство Минсельхоз РФ Отраслевые государственные органы Государственные органы специальной компетенции

Организационная структура органов власти в области природопользования и охраны окружающей среды в Томской области Федеральные органы Министерство природных ресурсов и экологии Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Областные органы Департамент ПР и ООС ОГУ «Облкомприрода» Муниципальные органы Муниципальные комитеты или инспекторы Природопользователь Министерство сельского хозяйства

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ Федеральное агентство по недропользованию - Роснедра ФедеральноеагентстволесногохозяйстваФедеральноеагентствоводныхресурсовФедеральная служба по надзору в сфере природопользования Управление по недропользованию по Томской области Комаров А.В ОГУ «Томское управление лесами» Рахманов В.А ФГБУ "Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Крутовский А.О Управление по надзору в сфере природопользования по Томской области Быков В.А Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС Отделверхнеобскогобассейновоговодного Управления по Томской области Нигороженко В.Я

Основные полномочия Росприроднадзора в области охраны окружающей среды и природопользования o o Государственный экологический контроль за объектами федерального значения; o o Выдача разрешений на: - выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду; - лимиты на размещение отходов; o o Лицензирование деятельности: - по обращению с опасными отходами; o o Экологическая экспертиза технологических объектов; o o Администрирование платежей за загрязнение окружающей среды.

Основные полномочия органов МПР в области охраны окружающей среды и природопользования Перевод лесных земель в нелесные; Проведение лесных аукционов и конкурсов; Предоставление участков лесного фонда; Согласование мест строительства. Конкурсы аукционы; Выдача, оформление и регистрация лицензий; Согласование проектной и технической документации. Наблюдение за гидрометеорологическими процессами, загрязнением ОС; Информирование органов гос. власти, организаций, население о состоянии ОС, ее загрязнении. Установление водоохранных зон; Оформление и регистрация лицензий, договоров на водопользование; Разработка и утверждение нормативов предельно нормативных сбросов. ФГБУ "Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Крутовский А.О Управление по недропользованию по Томской области Комаров А.В Отделверхнеобскогобассейнового водного управления по Томской области Нигороженко В.Я ОГУ «Томское управление лесами» Рахманов В.А

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ Федеральноеагентство по рыболовству Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ФГУ «Нижнеобьрыбвод» Рыбнадзор Охотнадзор Карантин Защита растений Селекция Агрохимия Ветеринарный надзор Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзорупо Томской области Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области Ильин А.П. На границе Внутренний Фитосанитарный надзор

Основные полномочия Россельхознадзора в области охраны окружающей среды и природопользования o o Государственная охрана охотничьих и водных биологических ресурсов; o o Выдача разрешений на: - изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, - добычу водных биологических ресурсов; - проведение мероприятий по учету, изъятию регулированию численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и водных биологических ресурсов; o o Лицензирование деятельности: - на пользование водными биологическими ресурсами; - на рыбоводство, разведение животных; o o Согласование проектной документации и иных материалов реализация которых способна повлиять на ресурсы животного мира, ( в т.ч. ОДУ, лимиты на добычу животных.)

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды А.М. Адам, т ОГУ «Облкомприрода» С.Н. Воробьев, т Губернатор В.М. Кресс Первый заместитель Губернатора О.В. Козловская, т Определяет политику Курирует направление Отвечает за направление Осуществляет деятельность Обеспечивают деятельность Администрация Томской области

Основные полномочия Департамента природных ресурсов и ООС o o Регулирование вопросов предоставления недр в пользование; o o Регулирование вопросов воспроизводства минеральной базы; o o Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды; o o Выдача лицензий на пользование общераспространенными полезными ископаемыми; o o Согласование земельных участков под проектирование (строительства, реконструкцию), приемка в эксплуатацию законченных объектов, приемка рекультивированных земель; o o Разработка нормативных актов по охране окружающей среды и природопользованию; o o Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; o o Участие в подготовке документов по переводу лесных земель; o o Согласование расчетов платежей за загрязнение окружающей среды в райцентрах области; o o Экспертное рассмотрение проектной документации; o o Организация и осуществление государственного мониторинга природных ресурсов, окружающей среды, ведение фондов информации о природных ресурсах; o o Организация охраны животного мира, ихтиофауны, регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, кадастра объектов животного мира; o o Решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений; o o Ведение Красной книги, ведение кадастра особо охраняемых природных территорий.

Отдел информационных ресурсов Отдел устойчивого развития и государственного мониторинга Административно- хозяйственный отдел ОГУ «Облкомприрода» Отдел разработки нормативной документации Отдел радиационной безопасности Отдел информационного обеспечения, воспитания и образования Отдел охраны государственных заказников СИГЭКиА (г. Томск, г. Стрежевой, г. Колпашево) Директор С.Н. Воробьев т Заместитель директора Дмитриев А.В. т Отдел программного обеспечения Заместитель директора Лунева Ю.В. т

Федеральные органы исполнительной власти: Управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Томской области Федеральное агентство по недропользованию по Томской области Федеральное агентство лесного хозяйства по Томской области Отдел верхнеобского бассейнового Управления по Томской области Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области ФГУ ФГТ станция защиты растений в Томской области Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Томской области Томская государственная межрайонная инспекция рыбоохраны Главное управление по делам ГО и ЧС Томской области Управлене по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Томской области Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Томской области «Центр Госсанэпиднадзора в Томской области» Томский отдел инспекции радиационной безопасности СМТО федеральной службы по атомному надзору Федеральные органы исполнительной власти: Управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Томской области Федеральное агентство по недропользованию по Томской области Федеральное агентство лесного хозяйства по Томской области Отдел верхнеобского бассейнового Управления по Томской области Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области ФГУ ФГТ станция защиты растений в Томской области Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Томской области Томская государственная межрайонная инспекция рыбоохраны Главное управление по делам ГО и ЧС Томской области Управлене по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Томской области Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Томской области «Центр Госсанэпиднадзора в Томской области» Томский отдел инспекции радиационной безопасности СМТО федеральной службы по атомному надзору Высшие учебные заведения, учреждения науки: ТГУ, Кафедра экологического менеджмента, ТГУ, кафедра биотехнологий ТПУ, кафедра геоэкологии и геохимии Высшие учебные заведения, учреждения науки: ТГУ, Кафедра экологического менеджмента, ТГУ, кафедра биотехнологий ТПУ, кафедра геоэкологии и геохимии Органы исполнительной власти Томской области: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области ОГУ «Облкомприрода» ОГУП ТЦ «Томскгеомониторинг» начальник Департамента по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области Комитета по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации области Комитета по архитектуре и градостроительству Департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации области Управление ветеринарии Администрации области Органы исполнительной власти Томской области: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Томской области ОГУ «Облкомприрода» ОГУП ТЦ «Томскгеомониторинг» начальник Департамента по работе с муниципальными образованиями Администрации Томской области Комитета по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации области Комитета по архитектуре и градостроительству Департамента строительства, архитектуры и дорожного комплекса Администрации области Управление ветеринарии Администрации области Предприятия организации, учреждения, юридические и физические лица Общественные природоохранные организации: Томское областное общество охотников и рыболовов РОО «Томская экологическая студенческая инспекция им. Л. Блинова» Общественные природоохранные организации: Томское областное общество охотников и рыболовов РОО «Томская экологическая студенческая инспекция им. Л. Блинова» Органы местного самоуправления: Комитет охраны окружающей среды Администрации ЗАТО Северск Администрация Томского района Комитет по охране окружающей среды Администрации г. Томска Органы местного самоуправления: Комитет охраны окружающей среды Администрации ЗАТО Северск Администрация Томского района Комитет по охране окружающей среды Администрации г. Томска Координационный экологический совет

Представительство федеральных и областных природоохранных органов на территории Томской области г. Томск г. Колпашево г. Стрежевой Росприроднадзор Департамент ПР и ООС Лаборатории ОГУ «Облкомприрода» Ростехнадзор Егеря ОГУ Облкомприрода

- Система непрерывного экологического образования Томской области Кафедра экологического менеджмента ПРЕДПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕ ТГУ, ТПУ, ТГАСУ, ТГПУ, СГМУ, ТУСУР, НГПУ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Центр экологической политики и информации Департамент общего образования ОГУ «Облкомприрода» Томская экологическая студенческая инспекция Общественные экологические организации Детские экологические клубы Администрация Томской области СТУДЕНТЫ, ШКОЛЬНИКИ ОРГАНЫ ВЛАСТИ Организации по переподготовке кадров ОГУ «Облкомприрода» присвоено звание дипломанта конкурса Национальной Экологической Премии «ЭкоМир» 2004 года в номинации «Экологическая политика». Ежегодно с 2002 года Томская область занимает 3 место в России по результатам проведения Всероссийских дней защиты от экологической опасности Более детей и подростков вовлеченных в природоохранную деятельность

Экологическое просвещение в Томской области Семинары по теме «Экологизация образовательного процесса в ДОУ»; Семинары по теме «Экологизация образовательного процесса в ДОУ»; Областной конкурс «Детский сад года – 2010», Дополнительные номинации «Центр экологического образования на селе ( в городе)»; Областной конкурс «Детский сад года – 2010», Дополнительные номинации «Центр экологического образования на селе ( в городе)»; Акции «Птичий городОК», «Дети-детям», «Марш парков», «Кедр – возрождение традиций»; Акции «Птичий городОК», «Дети-детям», «Марш парков», «Кедр – возрождение традиций»; Конференции «Юные исследователи – российской науке и технике», «Экологические проблемы нашего Причулымья», «В краю кедровом»; Конференции «Юные исследователи – российской науке и технике», «Экологические проблемы нашего Причулымья», «В краю кедровом»; Олимпиады школьников, студентов по экологии Олимпиады школьников, студентов по экологии Конкурс юных исследователей ОС, конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей», конкурс «Цветик-семицветик», конкурс детской фотографии «Мы открываем мир»; Конкурс юных исследователей ОС, конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей», конкурс «Цветик-семицветик», конкурс детской фотографии «Мы открываем мир»; Слет юных экологов «Чистая тропа», слет юных экологов и биологов; Слет юных экологов «Чистая тропа», слет юных экологов и биологов; Экологические клубы, факультативы в библиотеке «Экобукварь», «Эльф», «Школа экологической культуры», «Экология и здоровье»; Экологические клубы, факультативы в библиотеке «Экобукварь», «Эльф», «Школа экологической культуры», «Экология и здоровье»; Подготовка и организация информационных стендов, выставок книг, выставок детского творчества; Подготовка и организация информационных стендов, выставок книг, выставок детского творчества; Телепередача «Экологический дневник», радиопередача «Экология: проблемы и решения», тематические материалы в областной газете и пр. Телепередача «Экологический дневник», радиопередача «Экология: проблемы и решения», тематические материалы в областной газете и пр.

Экологическая стандартизация Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. ГОСТ «Система стандартов в области охраны окружающей природы и улучшения использования природных ресурсов», введен в действие 1977 г.

Экологическая стандартизация Пример: ГОСТ Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин 17 – номер системы (ООС) 2 – номер подсистемы (атмосфера) 2 – вид стандарта (нормы и методы измерений) 05 – номер стандарта 86 – год издания Вид стандарта: 1 – термины, классификация, определения 2 – нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивность использования природных ресурсов 3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов 4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия 5, 6 – требования к средствам контроля и защиты ОС 7 – прочие стандарты Номер подсистемы: 0 – основные положения 1 – гидросфера 2 – атмосфера 3 – почвы 4 – земли 5 – флора 6 – фауна 7 - недра

Экологическая паспортизация В соответствии с ГОСТ каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Экологический паспорт – документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на ОС, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение ОС и использование природных ресурсов. Цель паспортизации – прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Состав экологического паспорта - титульный лист; - сведения о разработчике экопаспорта; - содержание; - общие сведения о природопользователе; - эколого-экономические показатели; - сведения о выпускаемой продукции; - краткую характеристику производств; - сведения о потреблении энергоносителей; - эколого-производственные показатели; - сведения о землепользовании; - сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность; - план природоохранных мероприятий; - список использованных источников информации.

Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области ООС, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Виды: - - государственная экологическая экспертиза (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Министерство природных ресурсов); - - общественная экологическая экспертиза.

Объекты государственной экологической экспертизы Любые проектные и предпроектные документы; Любые проектные и предпроектные документы; Новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества; Новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества; Проекты стандартов и нормативов. Проекты стандартов и нормативов. Задача государственной экологической экспертизы – оценить соответствие намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям экологической безопасности

Положительные заключения ГЭЭ объектов регионального уровня в Томской области в первом полугодии 2011 года 1.Материалы комплексного экологического обследования природной территории "Лиственничное урочище", обосновывающие придание ей статуса памятника природы областного значения. 2. Материалы комплексного экологического обследования природного комплекса "Уртамовский Яр и фрагмент степи у с. Уртам", обосновывающие придание ей статуса памятника природы областного значения. 3. Материалы комплексного экологического обследования государственного комплексного охотничьего заказника местного значения "Тонгульский" на территории Зырянского района Томской области с целью создания на его территории государственного зоологического заказника областного значения "Тонгульский". 4. Материалы комплексного экологического обследования территорий (природных объектов) в Асиновском, Каргасокском, Кожевниковском, Молчановском, Томском, Чаинском районах Томской области и в г. Томске в целях придания им статуса геологических памятников природы регионального (областного) значения в части, касающейся Положения, границ и схемы памятника природы областного значения "Классические геологические обнажения под Лагерным садом на правом берегу р. Томи. 5. Материалы комплексного экологического обследования государственного зоологического заказника областного значения "Калтайский" в части, касающейся Положения, границ и схемы.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) ОВОС вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на ОС планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Процедура ОВОС предшествует проведению ГЭЭ.

Типовое содержание материалов по ОВОС намечаемой деятельности в инвестиционном проектировании 1. Общие сведения. 2. Пояснительная записка по обосновывающей документации. 3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая предлагаемый и "нулевой вариант". 5. Описание возможных видов воздействия на ОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам. 6. Описание ОС, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации. 7. ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности. 8. Меры по предотвращению и / или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на ОС. 10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа. 11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов. 12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности. 13. Резюме нетехнического характера.

Экологический менеджмент Экологический менеджмент – часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами. Экологическая политика – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологический аспект – элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с ОС.

Экологический менеджмент Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992): «экологический менеджмент следует относить к ключевой доминанте устойчивого развития и, одновременно, к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства». ГОСТ Р ИСО «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Модель системы экологического менеджмента В основе лежит «цикл PDCA» (Plan-Do-Check-Act): планирование, внедрение, проверка, действие

Эффективность функционирования системы экологического менеджмента в Томской области в 2004 г.

Экологический аудит Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р ИСО ГОСТ Р ИСО

Состав экологического аудита Анализ бухучета предприятия по экологическим показателям; Анализ бухучета предприятия по экологическим показателям; Прогноз экологических рисков и ущербов; Прогноз экологических рисков и ущербов; Инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и ОС; Инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и ОС; Разработка конкретных природоохранных мер и др. Разработка конкретных природоохранных мер и др. Экологический аудит проводится по инициативе самих предприятий на коммерческой основе и представляет собой специфическую форму производственного экологического контроля.

Экологическая сертификация Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Обязательная (новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др.), Обязательная (новая техника, отходы производства и потребления, строительные материалы и изделия и др.), Добровольная. Добровольная. Экологическая сертификация выдается на срок до 5 лет.

Экологический мониторинг Мониторинг ОС (экологический мониторинг) комплексная система наблюдений за состоянием ОС, оценки и прогноза изменений состояния ОС под воздействием природных и антропогенных факторов. Экологический мониторинг – важная часть экологического контроля.

Система экомониторинга по И.П. Герасимову Ступени мониторингаОбъекты мониторингаХарактеризуемые показатели Локальный (санитарно- гигиенический, биоэкологический) Приземный слой воздухаПДК токсичных веществ Поверхностные и грунтовые воды, промышленные и бытовые стоки и различные выбросы Физические и биологические раздражители (шумы, аллергены и пр.) Радиоактивное излучениеПредельная степень радиоизлучения Региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) Исчезающие виды животных и растений Популяционное состояние видов Природные экосистемыИх структура и нарушение АгроэкосистемыУрожайность сельскохозяйственных культур Лесные экосистемыПродуктивность насаждений

Система экомониторинга по И.П. Герасимову Ступени мониторингаОбъекты мониторингаХарактеризуемые показатели Глобальный (биосферный, фоновый) АтмосфераРадиационный баланс, тепловой перегрев, состав и запыление ГидросфераЗагрязнение рек и водоемов; водные бассейны, круговорот воды на континентах Растительные и почвенные покровы, животное население Глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных. Глобальные круговороты и баланс СО2, О2 и др. веществ

Мониторинг перекрестков г.Томска 2011 года Место замера ЗВ СО, мг/м 3 NO 2, мг/м 3 Формаль- дегид, мг/м 3 Превы шение ПДК, число раз Бензол мг/м ³ Превы шение ПДК, число раз Взвешен- ные в-ва, мг/м ³ Превы шение ПДК, число раз Водород хлористый, мг/м ³ Превы шение ПДК, число раз ПДК м.р., мг/м3 5,00,20,035 0,30 0,5 0, г. Тв.= 20°С Ветер: юго-западный, 2 м/с Ратм. = 99,9 кПа пр. Ленина - ул. Учебная 1,10,170,013-1,9956,70,40-0,2511,3 пр.Кирова- ул.Красноарме йская 1,00,110,014-1,2694,20,29-0,8194, г. Тв.= °С Ветер: северо-восточный, 2 м/с Ратм. = 99,2 кПа ул. Вокзальная - ул. 79 Гв. Дивизии 3,20,2010,010-0,178-1,292,60,4522,3 ул. Пушкина - ул. Транспортная 4,30,1960,027-0,5371,80,901,80,165- пр.Фрунзе - ул.Красноарме йская 1,80,1850,0401,10,179-0,831,70,2821, г. Тв.= °С Ветер юго-западный, 1 м/с Ратм. = 99,8 кПа пр. Мира - ул. Интернационал истов 1,20,222< 0,01-< 0,02-0,43-0,6343,2

Информация по качеству топлива в г. Томске на Наименование АЗСНаименование топлива Соответствие Техническому регламенту от ООО « Сибирский бензин » АЗС « Чандлер Ойл », с. Зоркальцево, Томский район Бензин АИ-92соответствует ООО « Томскнефтепродукт » ВНК НК Роснефть, г. Северск, пр. Коммунистический,167 Дизельное топливосоответствует АЗС « Северная » ООО « Сибнефтепереработка », г. Северск, Сосновый проезд, 2 Бензин АИ-92соответствует АЗС « Газпромтрансгаз Томск » Томский район, с. Предтеченск, ул. Мелиоративная Бензин АИ-92соответствует АЗС « Лукойл » ООО « Лаки Стар », Томский район с. Рыболово Дизельное топливосоответствует АЗС 1 ООО « Авиационные услуги », аэропорт Дизельное топливосоответствует

Экологический контроль Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области ООС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области ООС.

Виды экологического контроля Государственный: государственный экологический инспектор; Производственный: эколог на предприятии Общественный: профсоюзы, общественные объединения, трудовые коллективы, отдельные граждане

Потенциальная система государственного контроля в сфере природопользования и ООС РФ Правительство Российской Федерации Федеральная служба экологической безопасности Субъекты Российской Федерации Органы местного самоуправления - государственный контроль за использованием и охраной земель; - государственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления; - экспертиза (на уровне согласования) размещения и строительства объектов местного значения - государственный экологический контроль объектов, за исключением федеральных объектов контроля; - государственный контроль в сфере природопользования: по охране недр, водных объектов, лесов, животного мира; - лицензирование и нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды; - государственная экологическая экспертиза объектов уровня субъекта РФ; - надзор за деятельностью органов местного самоуправления - выработка единой государственной политики РФ в области экологической безопасности и формирование законодательства; - установление единого порядка и методология лицензирования, нормирования, экспертизы и контроля в РФ; - разработка методического обеспечения органов власти; - государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня; - государственный экологический контроль объектов федерального уровня; - надзор за деятельностью органов власти субъектов РФ

Государственный экологический контроль, проводимый Департаментом природных ресурсов и ООС в 2010 г. Численность инспекторского состава – 51 чел.; Численность инспекторского состава – 51 чел.; Нагрузка: 64 проверки на 1 инспектора (5,3 проверки на 1 инспектора в месяц); Нагрузка: 64 проверки на 1 инспектора (5,3 проверки на 1 инспектора в месяц); Проведено 265 (из 302) плановых проверок юр. лиц и индивидуальных предпринимателей; Проведено 265 (из 302) плановых проверок юр. лиц и индивидуальных предпринимателей; Проведено 2596 инспекторских рейдов; Проведено 2596 инспекторских рейдов; Доля устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений составила 89% (при плане 84%), что на 5% больше прошлогоднего. Доля устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений составила 89% (при плане 84%), что на 5% больше прошлогоднего.

Показатели Ед. изм. ВсегоВ том числе, по ресурсам недраводаохота Выдано предписанийшт Выполнено предписанийшт Вынесено предупреждений (всего)шт.1--- Наложено административных штрафов (всего), в том числе: шт т.руб ,5 на юридических лиц на должностных лиц на граждан шт шт шт Взыскано административных штрафов (всего), в том числе: шт т.руб на юридических лиц на должностных лиц на граждан шт шт шт Передано административных дел судебным приставам шт т.руб Предъявлено претензий (исков) о возмещении вреда окружающей среде шт т.руб ,8 Взыскано претензий (исков) о возмещении вреда окружающей среде шт т.руб Предъявлено исков в суд о принятии мер по устранению нарушений шт Возбуждено уголовных дел шт.8--5 т.руб

Экологические права граждан Каждый имеет право на: благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Ст. 42 Конституции РФ

Экологические права граждан Каждый имеет право на: общее природопользование (земельный лесной, водный кодексы, ФЗ «О недрах», «О животном мире» и др.); создавать общественные объединения, фонды по ООС; принимать участие в собраниях, митингах, референдумах по ООС; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизе и участвовать в ее проведении; предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС. Ст. 11 ФЗ «Об ООС»

Экологические обязанности граждан Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам Ст. 58 Конституции РФ

Экологические обязанности граждан Личным трудом оберегать и приумножать природные богатства; Соблюдать установленные нормативы качества ОС; Сохранять природный ландшафт; Не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения (разорения) мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и других живых организмов; Соблюдать стандарты, регламентирующие условия охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, недр; Конституция РФ, ФЗ «Об ООС», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и др.

Экологические обязанности граждан Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах; Выполнять экологические предписания и постановления гос. органов; Платить налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий; Иметь необходимую экологическую подготовку Содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры. Конституция РФ, ФЗ «Об ООС», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и др.

Экологические правонарушение Экологическое правонарушение виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Загрязнение ОС; Незаконная рубка леса; Сверхнормативный выброс, сброс ЗВ; Несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ; Порча, повреждение или уничтожение природных объектов; Незаконная охота, рыболовство и т.п.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения Лишение свободы (мах 8 лет, экоцид – 20 лет) Конфискация имущества Крупный денежный штраф Дисциплинарнаяответственность ПредупреждениеВыговор Понижение в должности, в окладе Увольнение с работы и пр. Уголовнаяответственность Денежный штраф Предупреждения Общественные порицания Конфискация незаконно добытой продукции и др. Административнаяответственность Имущественнаяответственность Иски о компенсации вреда ОС могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Методы экономического регулирования в области ООС государственные прогнозы социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; Федеральные программы в области экологического развития РФ и целевые программы в области ООС субъектов РФ; разработка и проведение мероприятий по ООС в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на ОС; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на ОС; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по ООС; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на ООС; возмещение вреда окружающей среде.

Плата за негативное воздействие на ОС выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Внесение платы не освобождает предприятия от выполнения мероприятий по ООС и возмещения вреда ОС.

Принципы, лежащие в основе системы формирования платы за негативное воздействие на ОС Загрязнитель МеньшеплатишьМеньшезагрязняешь ПлатитЗагрязнитель Меньшезагрязняешь ПлатитЗагрязнитель МеньшезагрязняешьМеньшеплатишь ПлатитЗагрязнитель Меньшезагрязняешь

Система формирования платы за негативное воздействие на ОС Воздействие на ОС в пределах установленныхдопустимыхнормативоввыбросов(сбросов)загрязняющих веществ в ОС; лимитов на размещениеотходов Базовый норматив платы Пятикратное превышение базового норматива платы Двадцатипятикратное превышение базового норматива платы Воздействие на ОС в пределах установленных лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в ОС; сверхлимитное размещение отходов Воздействие на ОС сверх установленных лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в ОС; отсутствие разрешений на выброс (сброс)

Плата за негативное воздействие на ОС в Томской области в 2010 г. Поступило в бюджет РФ 407,603 млн руб, в том числе в доход областного бюджета 163,041 млн руб., в доход бюджетов муниципальных образований 163,041 млн руб.

Нормирование в области ООС ПНООЛР (5 лет) Атмосфера Проект ПДВ (5 лет) + СЭЗ Литосфера Проект НДС (не менее 15 лет) + СЭЗ Гидросфера Разрешение на образование отходов и их размещение Разрешение на выбросы ЗВ Разрешение на сбросы ЗВ Плата заобразование отходов и их размещение Плата за образование отходов и их размещение Плата за выбросы ЗВ Плата засбросы ЗВ Плата за сбросы ЗВ Проект МОДОО+ СЭЗ Лицензия на обращение с опасными отходами + Проект СЗЗ (+СЭЗ) Госпошлина 2000 руб. (с 2009 г.)