Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего обучения Работа учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Advertisements

Создание модели эффективного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Усякая О.В г.
Дифференциация учебной работы младших школьников Выполнила : учитель начальных классов МОУ лицея 35 г.Ставрополя Баленко Галина Ивановна.
Работа со слабоуспевающими учащимися (методические рекомендации) Учитель русского языка и литературы Решетникова Галина Николаевна МОУ: Побединская средняя.
Система домашних заданий как форма развития учебно- познавательного интереса школьников Презентацию составила зам. директора по УВР МОУ «Гауфская СОШ»
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Как подготовить конспект урока Руководитель МО учителей начальных классов МБОУ СОШ 266 Снежногорск Шайхутдинова Светлана Геннадьевна.
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем Конфуций.
Учитель математики Морозова Л.А. Индивидуальная программа самообразования тема: « Развитие познавательного интереса к математике».
Методический бюллетень из опыта работы Логуновой О.Н.
Дифференциация обучения. Дифференциация обучения - это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально- типологические особенности.
Мотивация учащихся как одно из условий успешности обучения Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Конаково Спиридонова Л.Н.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Г.Дзержинский учебный год. Регулярное применение ИКТ – путь к повышению качества знаний. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1»
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Транксрипт:

Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего обучения Работа учителя математики МОУ специальной (коррекционной) школы-интерната 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Новиковой Екатерины Николаевны

По данным НИИ детства, ежегодно рождается детей с наследственной патологией, 8 – 10 % имеют выраженную врождённую или приобретенную патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

Выделяют четыре генезисных типа задержки психического развития

ЗПР конституционального происхождения Состояние ЗПР определяется наследственностью. Дети отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, поэтому такую форму задержки обозначают, как гармонический психофизический инфантилизм.

ЗПР соматогенного происхождения Дети рождаются у здоровых родителей. ЗПР- следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, дизентерии. Длительные, тяжело протекающие, часто хронические заболевания резко снижают психический тонус детей.

ЗПР психогенного происхождения Дети имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства имеется мозговая дисфункция. Очаг формирования данной детской аномалии - неблагополучные семьи.

ЗПР церебрально-органического происхождения ЗПР обусловлено более стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причины отклонений в развитии мозга: патология беременности; алкоголизм, наркомания матери или отца; родовые патологии: недоношенность; родовая травма; асфиксия (удушье плода); тяжелые заболевания на первом году жизни; тяжелые инфекционные заболевания.

На уроках математики, как и на других уроках, необходимо создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание должно быть уделено отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.

Учебный материал по содержанию и объему должен быть посильным для учащихся. Процесс обучения необходимо сделать проще и легче путем детального объяснения и с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний.

обеспечивать возможность ученику работать в свойственном ему темпе деятельности контролировать усвоение каждой части Учителю необходимо: разбивать учебный материал на небольшие части

Я Мозг Внутренние процессы саморазвития Самопознание Самовоспитание Самоутверждение Самовыражение Самоопределение Саморегуляция Самореализация Внешние воздействия ( процессы ) Педагогическое руководство Обучение воспитание Другие влияния управление Поиск удовлетворения Среда Потребности Самосовершенствование в з начительной м ере определяется с оциальной с редой и п рименяемыми педагогическими с редствами

Целесообразно использовать на уроках: занимательные элементы разноуровневые карточки развивать задатки самосовершен ствования личности тем самым обеспечивая дифференцирова нный подход к учащимся тем самым пробуждать интерес к предмету побуждать ученика работать самому, а не только впитывать готовую информацию

Тема: «Координатная плоскость» Карточка 2 « Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами, соедините их отрезками в порядке следования. Изображение какого животного получилось ?» A (-4; 4); В (-3; 4); С (-3; 3); D (-1; 2); E (4; 1); G (7; 0); L (4; 0); К (4; -4); M (3; -4); N (3; -2); P (-1; -1); S (-1;-1); T (-1; -4); R (-2; -4); H (-2; -1); Q (-4; 1); U (-6; 1); X (-6; 2); Y (-5; 2); 7 (-4; 3)

Дети любят самостоятельные и исследовательские работы в форме игры «Дешифровщик» - выполнив математическое задание, дети составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором рассказал учитель. Задания такого типа позволяют реализовывать межпредметные связи и развивают общую эрудицию учащихся.

Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей » Как называется одно из государств полуострова Индокитай? ( Лаос)( Лаос) 1) 27,5+х=41,83 К –69,33 Л –14,33 Р –14,78 С –13,78 2) Х-0,07=1,5 А –1,57 И –1,12 О –1,43 У –2,2 3) Х+17,51=21,12 М – 38,63 П – 2,61 Т – 4,39 О – 3,61 4) 8,127-х=5,548 Н – 13,675 С – 2,579 Р – 3,421 В – 3,579

Задание на корректировку восприятия Найти и исправить ошибки, если они есть в следующих действиях: а)3, = 4,0; б) ,1 = 100; в)16,6 - 5 = 16,1; г) 25,16 + 0,4 =25,56.

Можно использовать задания,решение которых будет соответствовать определенному цвету картинки

Задание на анализ отношений Слова из данного ниже списка расставьте в окошки схемы на Треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник.

Задание на классификацию Даны три ряда чисел. Укажите, по какому правилу составлен каждый ряд чисел, и продолжите его еще на три числа в соответствии с этим правилом. а)1, 3, 5, 7, 9, 11,.... б)2, 4, 6, 8, 10… в) 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 13….

Упражнения для усвоения учащимися 5-6 классов приемов составления задач 1.Составьте задачу, обратную следующей: «На одной ферме 847 коров, а на другойна 309 коров больше. Сколько коров на двух фермах?» 2.Составьте задачу по краткой записи: Зт на 1 т больше, чем в 2 раза меньше, чем 3.Составьте задачи по выражениям: a)1264 b) c)(18 79 – 1264): 3

4.«Купили 3 кг картофеля, 3 кг свеклы, 4 кг моркови, 5 кг яблок, 6 кг капусты,2 кг груш и 4 кг слив. Сколько было куплено килограммов овощей и сколько килограммов фруктов?» Составьте задачу, решаемую тем же способом, но с другим сюжетом. 5.Составьте задачи, при решении которых: a).по известным частям находят целое; b).по целому и его частям находят другую часть. 6.Составьте задачи, используя слова: a)«ехали, проехали, осталось»; b)«было, изменили, стало»; c)«дороже» «дешевле»; d)«легче» «тяжелее».

При изучении отдельных тем возможно применение эвристического метода обучения. Учащимся не сообщают готовых, подлежащих самостоятельному «открытию» правил - сохраняется видимость игры, что позволяет поддерживать у ребенка иллюзию собственного открытия истины.

Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию ученого. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.

Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы всех анализаторов Если вызвать интерес к изучаемой теме то учащиеся хорошо усвоят материал и надолго его запомнят! В кабинете должно быть много подсобного материала из бумаги, картона, проволоки, пластилина и т.п.

Учащиеся охотно выполняют задания на компьютере Например: Отметить числа на координатной прямой Отметить точки по заданным координатам Определить координаты точек, задающих рисунок Сравнить числа Выполнить действия Найти числа, противоположные данным

Блицопрос Фронтальный опрос Опрос- «вертушку» с консультантам и Работу парами или в группе Самостоятель ную работу Тестирование Контроль и оценка знаний важнейший момент в организации учебного процесса

Чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока, общую оценку целесообразно выставлять в конце урока. В течение урока каждый ученик получает три-четыре отметки, оценку «2» практически не получает никто из учащихся. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся.

Способы облегчения трудных заданий: дополнительные наводящие вопросы; опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы приемы-предписания с указанием последовательности операций, ; помощь в выполнении определенных операций; образцы решения задач; поэтапная проверка задач, упражнений.

Необходимо требовать от учащихся самостоятельное почтение и осмысление задания к упражнению (не только при решении задач, но и при выполнении различных видов примеров). Ребенок дожжен стараться сам разобраться и понять задание, и обращаться к учителю лишь за помощью, а не за конкретным ответом на вопрос «Что надо делать?».

Учить проверять качество своей работы ( как по ходу ее выполнения так и по конечному результату ) Учить проверять качество своей работы ( как по ходу ее выполнения так и по конечному результату ) Развивать потребность детей в самоконтроле ( формировать осознанное отношение к выполняемой работе ) Развивать потребность детей в самоконтроле ( формировать осознанное отношение к выполняемой работе ) Работая с детьми с ЗПР учителю нужно Для этого на уроках следует отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания

Созданию ситуации для переноса знаний в измененные условия Учитель создает условия, способствующие следующему Принятию ребенком целей предстояще й работы

Микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке ( выслушать устное задание еще раз ) Дополнительный контроль за занятостью ребенка ( при признаках усталости смена деятельности на другую, более легкую ) Использование разнообразных видов занятий, игровых моментов Применение красочного наглядного дидактического материала Организация самопланирования и самопроверки, оречевление учеником своей деятельности Средства педагогической поддержки детей с ослабленным вниманием, памятью :

Заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке Шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР Избегать ощущения скуки монотонности посредством включения разных видов деятельности Создавать ситуации успеха в учебной деятельности Формировать чувство уверенности в себе,, объективной самооценки и радости Снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, насмешку, угрозы и т. д Стремиться исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить ; Для формирования положительного отношения к учению учитель должен : Снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, насмешку, угрозы и т. д Стремиться исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить ; Снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, насмешку, угрозы и т. д

.Нестандартные виды домашних заданий, как элемент технологии саморазвития личности. Определяющие требования к домашним заданиям : - аккуратность, - самостоятельность их выполнения.. Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае, если они самостоятельно продуманы, усвоены путем преодоления некоторых трудностей. Самостоятельный поиск решения воспитывает у учащихся - убежденность в знаниях, уверенность в своих силах, - формирует потребность самостоятельно заниматься учебной деятельностью, - воспитывает навыки самообразования. В процессе самостоятельной домашней работы каждый школьник осуществляет самоконтроль, что предполагает развитие умений анализировать свои знания, находить недочеты и ошибки и затем исправлять их.

Индивидуальное домашнее задание (карточка) Постройте фигуру по точкам Вариант 1Вариант 2 A (6; 6) B (3; 7) C ( 0; 8) D (-3; 5) E (-6; 3) F (-8; 5) G (-5; 7) D (-3, 5) K (-15;-7) L (-10;-5) M ( -6;-5) N ( -3;-6) O ( -1;-10) P ( 5;- 10) R ( 6; -6) N (-3; -6)