1 г. Москва, 25-27 мая 2010г. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ГИДРОЭНЕРГЕТИКА РОССИИ»
Advertisements

Интегрированная система управления корпоративными проектами Тандем.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Аудит системы продаж и маркетинга Консалтинговая фирма Дельта Менеджмент.
1 г. Москва, июня 2009г. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ НА КРУПНОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Акционерное общество «Новокраматорский.
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Корпоративное развитие компании: цели и задачи Летняя сессия Клуба ФИНАНСИСТ июня, Киев.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В.В.Барабанов П.М.Елизаров НИЦ CALS-технологий.
CRM БИЗНЕС СИСТЕМА. MS TelemarketingSIA "Multi Stream"2 CRM Customer Rrelationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами; Модель взаимодействия,
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Информационный менеджмент. Информация - это …. сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Разработка Производство Финансовая деятельность Административно-хозяйственнаядеятельность Компьютерная система управления качеством продукции современного.
Транксрипт:

1 г. Москва, мая 2010г. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Акционерное общество «Новокраматорский машиностроительный завод» начальник отдела информационно-аналитического обеспечения АО «Новокраматорский машиностроительный завод» ПЛЕСКАЧ Владимир Петрович ИТ - Бизнес в металлургии, машиностроении и ТЭК Международная научно-практическая конференция

2 · Дата основания - 28 сентября 1934г. · Президент АО «Новокраматорский машиностроительный завод» - Скударь Георгий Маркович · nkmz.donetsk.ua «Новокраматорский машиностроительный завод» - крупнейший инжиниринговый и производственный центр, имеющий 75-летнюю историю создания и комплексной поставки горнорудного, шахтного, металлургического, прокатного, кузнечно-прессового и подъемно-транспортного оборудования. АО «НОВОКРАМАТОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД»

3 Уникальные возможности предприятия обеспечивает замкнутый цикл производства от выплавки металла до комплексной сдачи оборудования «под ключ» заказчику, высокий интеллектуальный потенциал более 13 тыс. специалистов.

4 Принцип деятельности НКМЗ заключается в постоянном совершенствовании интеллекта, умений, технического и технологического потенциала, направленных на оснащение предприятий партнеров высокоэффективным оборудованием. Краматорск Киев УКРАИНА

5 Выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам ISO 9001, гарантирует система управления качеством, сертификационная с 1994 года независимым надзорным обществом TUV NORD.

6 Машины и оборудование, произведенные на НКМЗ работают в более чем 50 странах мира, в т.ч.: Россия, Казахстан, Беларусь, США, Китай, Франция, Италия, Австрия, Индия и других.

7 КЛИЕНТЫКЛИЕНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЦЕННОСТИ С1: Расширять присутствие на рынке, предлагать новые продукты С2: Обеспечить долю продаж постоянным клиентам до 80% С2-1: Довести эффективность заключения контрактов по запросным листам до 70% С2-2: Обеспечивать победу на тендерах не менее, чем в 80% случаях С3: Подавать наилучшие технико- экономические предложения С3-1: Предлагать наилучшие технические решения С4: Создание бренда НКМЗ мирового уровня Характеристики продукта ВзаимоотношенияИмидж С1-1: Увеличить долю экспорта в объеме продаж до 75% С1-2: Разработать и реализовать продукцию по 10 новым номенклатурам С0: Стать желаемым поставщиком индустриальной техники на мировом рынке Проект Стратегической Карты АО НКМЗ на период до 2011 года Жесткая конкуренция, высокие требования заказчиков к качеству продукции и сервису требует от предприятия постоянной ориентации на удовлетворение потребностей клиентов, а также поддержания на должном уровне своей конкурентоспособности. С3-2: Создавать совместные предприятия (консорциумы) для вхождения на рынок и закрепления на нем С3-3: Обеспечивать 100%-е выполне- ние контрактных обязательств С2-3: Обеспечивать конкурентные цены

8 Инновационная модель ускоренного эволюционного развития АО НКМЗ с целью создания конкурентоспособного элитного предприятия мирового класса В ходе реализации конкурентной стратегии предприятия особое значение приобретает информационно- аналитическая составляющая менеджмента, то есть функция или система обеспечения руководителей актуальной, ориентированной на принятие решений информацией о внешней и внутренней среде предприятия. Тенденции эволюции новых типов высокоорганизованных предприятий. Этапы организационного развития Период времени Ускоренное эволюционное развитие АО НКМЗ Дерзкая цель АО НКМЗ: «Стать равными среди лучших на мировом индустриальном рынке, производить лучшее и лучше» TQM – всеобщее управление качеством. ISO 9000 Обучающиеся организации (Learning organization LO) WCO – организации мирового класса От лучшего производства – к лучшему обслуживанию и распределению (Primarily serving organization PSO) TQM MS ISO 9000:2000 Процессоориентированная организация Самообучающаяся интеллектуальная организация. Информатизированное предприятие Элитное предприятие мирового класса Высокий уровень качества продукции, производства и труда. Повышение корпоративной культуры. Повышение производительности труда. Повышение благосостояния работников предприятия. Высокий уровень интеллектуального (научного) потенциала предприятия. Высокий уровень компетенции персонала. Высокий уровень творчества, целеустремленности, самосовершенствования, профессионального роста, создания новых ценностей, повышения эффективности во всех звеньях деятельности предприятия, общей корпоративной культуры, достойного уровня жизни работников предприятия. Высокий уровень управления и организации производства. Высокий уровень общей эффективности и производительности труда. Высокий уровень благосостояния работников предприятия. Высокий уровень удовлетворения существующих и будущих потребностей заказчика с высоким уровнем качества и сервисного обслуживания. Взаимовыгодное сотрудничество в будущем. Высокая экономическая выгода покупателя и производителя. I этап II этап III этап IV этап От лучшего высокоорганизованного производства – к лучшему сервисному обслуживанию

9 Одним из направлений реализации данной системы в НКМЗ является проведение постоянного мониторинга внешней среды. В мировой практике для реализации таких систем в компаниях создаются информационно-аналитические службы. Вашему вниманию предлагаются некоторые концептуальные моменты организации информационно- аналитической службы промышленного предприятия, а также практический опыт в организации и проведении информационно-аналитических исследований внешней среды акционерного общества НКМЗ.

10 Основные направления системы исследования и анализа информации внешней среды Информационное обеспечение жизненного цикла продукции на всех стадиях «петли качества» Информационное обеспечение жизненного цикла продукции на всех стадиях «петли качества» Конкуренты Технологии Рынок Конкуренты Технологии Рынок Создание конкурентоспособной продукции Создание конкурентоспособной продукции Сбор, и анализ стратегической информации Сбор, и анализ стратегической информации Факторы внешней среды, которые могут оказать влияние (положительное или отрицательное) на развитие предприятия Факторы внешней среды, которые могут оказать влияние (положительное или отрицательное) на развитие предприятия Повышение способ- ности руководителей и специалистов понимать изменения, требующие переосмысления подходов к организации производства Повышение способ- ности руководителей и специалистов понимать изменения, требующие переосмысления подходов к организации производства Направление Объект Цель Система управления организацией масштаба НКМЗ включает три уровня: управление ее стратегическим развитием; тактическое управление; управление текущей деятельностью предприятия. Характер информации для каждого уровня принимаемых решений значительно различается.

11 Основные направления системы исследования и анализа информации внешней среды Информационное обеспечение жизненного цикла продукции на всех стадиях «петли качества» Информационное обеспечение жизненного цикла продукции на всех стадиях «петли качества» Конкуренты Технологии Рынок Конкуренты Технологии Рынок Создание конкурентоспособной продукции Создание конкурентоспособной продукции Сбор, и анализ стратегической информации Сбор, и анализ стратегической информации Факторы внешней среды, которые могут оказать влияние (положительное или отрицательное) на развитие предприятия Факторы внешней среды, которые могут оказать влияние (положительное или отрицательное) на развитие предприятия Повышение способ- ности руководителей и специалистов понимать изменения, требующие переосмысления подходов к организации производства Повышение способ- ности руководителей и специалистов понимать изменения, требующие переосмысления подходов к организации производства Направление Объект Цель В связи с этим работу системы исследования и анализа информации внешней среды, в дальнейшем в докладе «Система» целесообразно разделить как минимум на две составляющие: - оперативно-тактическая составляющая - информационное обеспечение жизненного цикла продукции на всех стадиях «петли качества» по ISO 9001 включая: маркетинг, проектирование, разработку, сбыт и другие. Объектом данной составляющей является наблюдение за сегодняшними конкурентами, технологиями, товарами, потребностью рынка, с целью создания конкурентоспособной продукции. - стратегическая составляющая – сбор и анализ стратегической информации о глобальных процессах в экономике, политике, технологиях и т.д., которые могут оказать влияние (положительное или отрицательное) на развитие предприятия.

12 Основные направления сбора информации Система исследования информации внешней среды Каналы и источники получения информации Корпоративные базы и фонды Конкуренты Политика Государство Финансово-промышленные группы Законодательство Заказчики Деловые партнеры ПоставщикиТендеры Технологии Финансы Лучшие практики ведения бизнеса Персоны Связи с общественностью Личные контакты Печатные СМИ, радио, телевидение Электрон- ные каналы связи Заказчики, поставщики, торговые агенты, представительства Фирмы- конкуренты Ярмарки, салоны, конференции, выставки Специальные издания, банки данных Мониторинг СМИ по основным направлениям сбора информации Законодательство Паспорта предприятий- заказчиков Патентный, библиотечный фонды Технологии Президент Генеральный директор Цели, задачи Задания Запросы Цехи Информация для выбора варианта управленческого решения Службы, отделы Управления Анализ и оценка информации Систематизация информации Синтез информации (информационные варианты управленческих решений) Формы представления: аналитические обзоры, мониторинг СМИ, отчеты и др. Стратегический уровень Тактический уровень Оперативный уровень Производства В качестве основы при построении системы исследования информации внешней среды в НКМЗ использована широко применяемая в мире бизнеса модель «цели-потребности-базы». Суть данной модели состоит в следующем: на каждом уровне управления цель определяет потребность в информации, а, следовательно, область наблюдений и в результате информационные базы поддержки управленческих решений. Информация передается на каждый уровень управления всем категориями руководителей и специалистов в соответствии с их информационными потребностями.

13 Основные направления сбора информации Система исследования информации внешней среды Каналы и источники получения информации Корпоративные базы и фонды Конкуренты Политика Государство Финансово-промышленные группы Законодательство Заказчики Деловые партнеры ПоставщикиТендеры Технологии Финансы Лучшие практики ведения бизнеса Персоны Связи с общественностью Личные контакты Печатные СМИ, радио, телевидение Электрон- ные каналы связи Заказчики, поставщики, торговые агенты, представительства Фирмы- конкуренты Ярмарки, салоны, конференции, выставки Специальные издания, банки данных Мониторинг СМИ по основным направлениям сбора информации Законодательство Паспорта предприятий- заказчиков Патентный, библиотечный фонды Технологии Президент Генеральный директор Цели, задачи Задания Запросы Цехи Информация для выбора варианта управленческого решения Службы, отделы Управления Анализ и оценка информации Систематизация информации Синтез информации (информационные варианты управленческих решений) Формы представления: аналитические обзоры, мониторинг СМИ, отчеты и др. Стратегический уровень Тактический уровень Оперативный уровень Производства Систему исследования информации внешней среды можно рассматривать как набор взаимосвязанных этапов 1-5. Рассмотрим более подробно каждый из этапов. Данные Информация Использование Изучение целей. Постановка задачи. Поиск источников Построение каналов. Сбор и предвари- тельная оценка информации Формиро- вание баз данных и фондов Системати- зация, анализ, синтез информации Распростра- нение информации с учетом прав доступа

14 Система исследования информации внешней среды I этап. Изучение целей, постановка задачи, определение потребности в информации, поиск источников

15 Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Корпоративный «Научный технико-экономический совет» Филиалы НТЭС подразделений Отдел информационно- аналитического обеспечения Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Данные Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ДанныеЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации Схема взаимодействия информационно-аналитической службы с подразделениями предприятия Критичным для успешного выполнения данного этапа является определение места информационно- аналитической службы в оргструктуре компании. Специалисты отдела информационно-аналитического обеспечения и его руководитель имеют необходимые полномочия, обеспечивающие контакт с первыми руководителями предприятия (личные контакты, декадные совещания, балансовые комиссии, заседания научно-технических советов, рабочие совещания, анкетирование и др.).

16 И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й Ш У М ПРОБУЖДЕНИЕ ВНИМАНИЯ Рубрикатор информационных потребностей (помогает определять источники, выбирать полезную информацию из всего массива входящей информации, формировать базы данных и документальные фонды) ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Интегрированный банк данных Информация для принятия решений РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ Цели, потребности Ф А К Т О Р Ы В Н Е Ш Н Е Й С Р Е Д Ы И Н Ф О Р М А Ц И Я Рубрикатор информационных потребностей как информационный фильтр Одним из основных справочно-поисковых аппаратов системы исследования информации внешней среды является рубрикатор информационных потребностей руководителей предприятия, по которому происходит накопление и систематизация информационных массивов. Регулярно обновляемый рубрикатор позволяет обеспечить выполнение основного принципа при формировании баз данных и фондов: накапливаться должна только та информация, которая в дальнейшем потребуется для анализа.

17 Система исследования информации внешней среды II этап. Выбор и построение оптимальных каналов получения информации. Сбор и предварительная оценка информации Исследование информации во внешней среде осуществляется посредством постоянного отслеживания совокупности источников: нормативные акты всех ветвей власти заказчики и их деловые партнеры поставщикиторговые агентыконкуренты банковские учреждения рекламные агентства консультанты и эксперты печатные и электронные издания специальные издания и банки данных выставки, конференции, ярмарки Факторы, влияющие на полноту и качество информационного наполнения системы: максимальное использование всех каналов связи (личные контакты, ресурсы Интернет, печатные издания, радио, телевидение и пр.); наличие эффективной системы сбора и систематизации информации независимо от того по какому каналу она поступила (речь идет о разработке системы регламентов, например: положение о системе постоянного мониторинга внешней среды, положение об организации проведения патентно- информационных исследований при создании новой техники и проведении НИР и ряда других руководящих и регламентирующих документов.); создание на предприятии условий, когда сбор разнообразной полезной информации является неотъемлемой составной частью служебных обязанностей каждого сотрудника предприятия.

18 Схема взаимодействия информационно-аналитической службы с подразделениями предприятия Эффективность работ по сбору информации обеспечивает организационная структура системы. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Стратегические цели

19 В структуре НКМЗ в процессе сбора, обработки, анализа и синтеза информации заняты практически все подразделения предприятия. Технология бизнес-аналитики наиболее оптимально реализует идею повышения эффективности управления на основе принципов централизации и децентрализации в управленческих системах: путем формирования центра деловой информации (отдел информационно-аналитического обеспечения) и разветвленной сети информационно-аналитических групп подразделений. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации Информация Функциональные подразделения предприятия консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Стратегические цели Схема взаимодействия информационно-аналитической службы с подразделениями предприятия

20 Организационная структура центра деловой информации CМИ Бюро внедрения систем исследования внешней среды Бюро обработки информации и переводов Бюро анализа информации внешней среды Научно-техническая библиотека. Патентный фонд. Бюро интеллектуальной собственности и патентно- информационного обеспечения Отдел информационно-аналитического обеспечения Информационно-аналитический центр Бюро компьютерной графики и оперативной полиграфии Виртуальный коллектив переводчиков Филиалы Поставщики информационных продуктов и услуг Сервисные центры Линейные взаимосвязиФункциональные взаимосвязи Издательско- полиграфический комплекс Издательско- полиграфические центры Прессцентр НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Научный технико- экономический совет АО НКМЗ Издательско- полиграфический центр Администраторы компьютерных систем подразделений Группы информационно- аналитического обеспечения подразделений (экперты) Специалисты центра деловой информации осуществляют информационную поддержку бизнеса, организуя и обеспечивая выполнение всех составных этапов системы исследования внешней среды: формирование рубрикатора информационных потребностей, мониторинг средств массовой информации, поиск оптимальных ресурсов информации, исследование по запросам руководителей предприятия, аналитическую разведку средствами сети Интернет, формирование баз знаний и фондов, систематизацию и анализ информации, представление результатов, обучение сотрудников предприятия пользованию ресурсами.

21 В составе центра деловой информации функции по организации информационной поддержки бизнеса возлагаются на специальных работников специалистов-аналитиков (менеджеров знаний). Менеджеры знаний тесно контактируют с экспертами информационно-аналитических групп подразделений, которые оценивают и фильтруют информацию в соответствующих областях, а также консультантами (руководителями бизнес-процессов). Именно менеджеры знаний совместно с экспертами и консультантами занимаются оценкой того, какая информация и знания важны для предприятия, и отбирают материалы для помещения в корпоративные базы знаний. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний координаторы знаний менеджеры знаний Стратегические цели Схема взаимодействия информационно-аналитической службы с подразделениями предприятия

22 Обязанности административного характера, такие как управление интранетом, базами данных, обслуживание различных запросов, касающихся информационных ресурсов предприятия выполняют координаторы знаний. Корпоративная информационная система Правление Президент ЗАО НКМЗ Научный технико-экономический совет при Правлении ЗАО НКМЗ Филиалы НТЭС подразделений Центр деловой информации Информационно-аналитическая служба Функциональные подразделения предприятия Информация для принятия решений и реализации стратегии Информация Технологии, инструментарий В Н Е Ш Н Я Я С Р Е Д А ИнформацияЗапросы Технологии, инструментарий, методологическое обеспечениеУправлениеПередача информации консультанты эксперты консультанты эксперты консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний Информация консультанты эксперты Междисциплинарные координаторы знаний координаторы знаний менеджеры знаний Стратегические цели Схема взаимодействия информационно-аналитической службы с подразделениями предприятия

23 Система исследования информации внешней среды III этап. Формирование баз данных и фондов

24 BSC CAD/CAM/CAE CRM PDM/PLM SCM MRP II ERP SCADA MES Структурированные данные Неструктурированные данные Информационное пространство предприятия Аналитические приложения Коллективная работа Документооборот Авторские материалы Система бизенес-аналитики БД Хранилище данных Маркетинговые исследования Контракты Руководства Нормативная документация Производственные данные Научно- техническая информация Передовой опыт Анализ Отчеты Моделирование Базы знаний Интранет среда Интернет среда Базы данных Электронный архив документов Система корпоративного поиска Карта знаний БЗ Консолидированные данные из внешних интернет-ресурсов Поисковые системы Сайты конкурентов Сайты партнеров Сайты правительственных и общественных организаций Доски объявлений Конференции, каталоги Новости Базы данных Электронные архивы Материалы платных информационных агентств Тендеры Бизнес-справочники предприятий (организаций) Система сбора, обработки и анализа информации Корпоративный информационный портал Система информационной безопасности АРМы специалистов Удаленные АРМы Видимая часть Web Закрытая часть Web Разведка Выделение главных тем Анализ взаимосвязей Важнейшей задачей, во многом обеспечившей успех внедрения системы управления знаниями, явилось формирование информационной инфраструктуры предприятия. За последние пять лет на заводе постоянно увеличиваются темпы обновления номенклатуры продукции. В результате требования к информационной корпоративной системе многократно возросли. Стало ясно, что необходимы новые подходы, причем поддержку среди работников завоюет только такая система отбора информации, при которой труднодоступные сведения окажутся перед пользователем буквально «на расстоянии вытянутой руки». АРМы первых руководителей

25 BSC CAD/CAM/CAE CRM PDM/PLM SCM MRP II ERP SCADA MES Структурированные данные Неструктурированные данные Информационное пространство предприятия Аналитические приложения Коллективная работа Документооборот Авторские материалы Система бизенес-аналитики БД Хранилище данных Маркетинговые исследования Контракты Руководства Нормативная документация Производственные данные Научно- техническая информация Передовой опыт Анализ Отчеты Моделирование Базы знаний Интранет среда Интернет среда Базы данных Электронный архив документов Система корпоративного поиска Карта знаний БЗ Консолидированные данные из внешних интернет-ресурсов Поисковые системы Сайты конкурентов Сайты партнеров Сайты правительственных и общественных организаций Доски объявлений Конференции, каталоги Новости Базы данных Электронные архивы Материалы платных информационных агентств Тендеры Бизнес-справочники предприятий (организаций) Система сбора, обработки и анализа информации Корпоративный информационный портал Система информационной безопасности АРМы специалистов Удаленные АРМы Видимая часть Web Закрытая часть Web Разведка Выделение главных тем Анализ взаимосвязей Первый шаг мы сделали в направлении оптимизации процесса поиска информации. Для этого проанализировали: 1) насколько работники осведомлены об имеющейся на предприятии информации и 2) насколько обеспечены необходимыми инструментами для ее поиска. Обнаружилось, что у нас сложилась типичная для крупных промышленных предприятий ситуация: имелось множество информационных систем с различными интерфейсами, сформировавшихся на протяжении определенного времени; не было единых форматов отображения данных и универсальных механизмов поиска интересующих сведений. АРМы первых руководителей

26 BSC CAD/CAM/CAE CRM PDM/PLM SCM MRP II ERP SCADA MES Структурированные данные Неструктурированные данные Информационное пространство предприятия Аналитические приложения Коллективная работа Документооборот Авторские материалы Система бизенес-аналитики БД Хранилище данных Маркетинговые исследования Контракты Руководства Нормативная документация Производственные данные Научно- техническая информация Передовой опыт Анализ Отчеты Моделирование Базы знаний Интранет среда Интернет среда Базы данных Электронный архив документов Система корпоративного поиска Карта знаний БЗ Консолидированные данные из внешних интернет-ресурсов Базы данных Электронные архивы Материалы платных информационных агентств Тендеры Бизнес-справочники предприятий (организаций) Система сбора, обработки и анализа информации Корпоративный информационный портал Система информационной безопасности АРМы первых руководителей АРМы специалистов Удаленные АРМы Видимая часть Web Закрытая часть Web Разведка Выделение главных тем Анализ взаимосвязей Для оптимизации доступа к информации и унификации форматов ее хранения мы разработали модель организации информационного пространства завода, которая предполагает разделение корпоративной информационной системы предприятия на два взаимодополняющих компонента: 1) платформа, выполняющая все функции обработки данных и 2) надстройка, обеспечивающая перевод этой информации в доступную для восприятия человеком форму и в знания, используемые для создания конкурентного преимущества. Поисковые системы Сайты конкурентов Сайты партнеров Сайты правительственных и общественных организаций Доски объявлений Конференции, каталоги Новости

27 BSC CAD/CAM/CAE CRM PDM/PLM SCM MRP II ERP SCADA MES Структурированные данные Неструктурированные данные Информационное пространство предприятия Аналитические приложения Коллективная работа Документооборот Авторские материалы Система бизенес-аналитики БД Хранилище данных Маркетинговые исследования Контракты Руководства Нормативная документация Производственные данные Научно- техническая информация Передовой опыт Анализ Отчеты Моделирование Базы знаний Интранет среда Интернет среда Базы данных Электронный архив документов Система корпоративного поиска Карта знаний БЗ Консолидированные данные из внешних интернет-ресурсов Базы данных Электронные архивы Материалы платных информационных агентств Тендеры Бизнес-справочники предприятий (организаций) Система сбора, обработки и анализа информации Корпоративный информационный портал Система информационной безопасности АРМы первых руководителей АРМы специалистов Удаленные АРМы Видимая часть Web Закрытая часть Web Разведка Выделение главных тем Анализ взаимосвязей В данной модели корпоративный информационный портал является единой точкой входа в корпоративной информационной системе, которая позволяет обнаруживать и высвобождать структурированную и неструктурированную информацию из различных источников с тем, чтобы превращать ее в корпоративное знание, необходимое для принятия решений. Поисковые системы Сайты конкурентов Сайты партнеров Сайты правительственных и общественных организаций Доски объявлений Конференции, каталоги Новости

28 Укрупненная структура корпоративного информационного портала Консолидированная информация внешней среды Новости, финансовая информация, законодательство, сайты деловых партнеров, мониторинг СМИ Зеркало внешнего рекламно-коммерческого сайта НКМЗ Корпоративный уровень Стратегическая карта ЗАО НКМЗ Курс стратегического управления (учебные пособия) Концепция «Бережливое производство» Материалы НТЭС, балансовых комиссий и др. Корпоративная культура Данные корпоративных информационных систем обеспечения управления бизнес-процессов Техническая подготовка производства, производство, управление качеством, ТЭП, управление стоимостью, маркетинг, финансы, сбыт, бухгалтерский учет, управление персоналом, экономическая безопасность и др. Основное делопроизводство Приказы, распоряжения, совместные решения Научно-техническая информация Банк научно-технических знаний и нормативной документации (НТБ) Патентно-информационное обеспечение специалистов Акцент дня, новости NKMZinfo Информация о наиважнейших событиях предприятия Информация о новых поступлениях на портал Корпоративная газета «Вестник НКМЗ» Информационные сайты подразделений ПМО, ПВиЭО, ПМК, ИнП, КЦП, ИАСУ, ОМК, Гл. бухгалтерия, КУ, ОКиР, ООТиЗ, ОРПиУЗ, ОСиТД, ОЦиУС, ПЭО, ОТК и др. Информация, прошедшая анализ и синтез (знания) Информационные бюллетени мультидисциплинарных групп Информационно-аналитические обзоры Документация на объекты интеллектуальной собственности Авторские материалы Система дистанционного обучения и самообразования Методическое обеспечение процесса аттестации и сертификации специалистов /инженер-технолог, инженер- конструктор и др./ Информационная безопасность Информация для пользователей ИВС и администраторов КС Справочная информация Гос. учреждения, транспорт, связь, справочники, прогноз погоды, календарь и др. Структура и содержание портала формируются на основании анализа информационных запросов руководителей и специалистов предприятия и динамично отражает их потребности при решении стратегических, тактических и оперативных задач. Информацию корпоративной системы можно условно разделить на несколько основных групп.

29 Система исследования информации внешней среды IV ЭТАП. Анализ и синтез информации Аналитическая работа по своей методологии весьма близка к научным изысканиям. Отличие состоит только в том, что к аналитическим материалам на предприятии, помимо их достоверности и обоснованности, предъявляются жесткие требования оперативности и актуальности.

30 Модель организации проведения информационно-аналитических исследований (ТАС-модель) Информационно-аналитические исследования мы рассматриваем как динамический процесс, включающий три последовательных этапа построения информационных моделей – тезисной, аналитической, синтетической (ТАС- модель). Тезисная модель Синтетическая модель Источник информации Потребители Уяснение проблемы, разработка ее информационной структуры и рубрикатора, поиск, отбор и систематизация источников информации, оценка ее достаточности Критический анализ отобранных источников информации, разделение ее на части в соответствии с этапами дальнейшего исследования и принятыми критериями оценки В результате аналитической обработки руководителю выдается осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкованных и соотнесенных данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной задачи Аналитическая модель Тезис- ная инфор- мация А н а л и зС и н т е з Систе- мати- зация и индек- сиро- вание Руб- рика- тор БД Состояния Тенденции Прогноз Условные обозначения:- вероятная связь; - прямая связь; - обратная связь; Струк- туриза- ция пред- метных облас- тей

31 Модель организации проведения информационно-аналитических исследований (ТАС-модель) Тезисная модель Синтетическая модель Источник информации Потребители Уяснение проблемы, разработка ее информационной структуры и рубрикатора, поиск, отбор и систематизация источников информации, оценка ее достаточности Критический анализ отобранных источников информации, разделение ее на части в соответствии с этапами дальнейшего исследования и принятыми критериями оценки В результате аналитической обработки руководителю выдается осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкованных и соотнесенных данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной задачи Аналитическая модель Тезис- ная инфор- мация А н а л и зС и н т е з Систе- мати- зация и индек- сиро- вание Руб- рика- тор БД Состояния Тенденции Прогноз Условные обозначения:- вероятная связь; - прямая связь; - обратная связь; Каждый последующий этап по «прямой связи» получает результат предыдущего этапа. В то же время в соответствии с принципами системного подхода каждый последующий этап по «обратной связи» посылает на предыдущий этап «сигнал достаточности» выполненных разработок. В результате аналитической обработки руководителю выдается осмысленная информация, полученная из оцененных, истолкованных и соотнесенных данных, изложенных таким образом, что ясно видится решение конкретной поставленной задачи. Струк- туриза- ция пред- метных облас- тей

32 Система исследования информации внешней среды V этап. Подготовка и распространение Формы представления информационно-аналитических исследований Отчеты о патентно- информаци- онных исследованиях Мониторинг СМИ Бизнес-справки (для оценки состояния отдельных вопросов) Информа- ционные бюллетени Учебно- методические пособия Информационно- аналитические обзоры Др. формы В системе исследования и анализа информации внешней среды немаловажное значение играет этап подготовки и доведения собранной информации, с учетом прав доступа, до всех заинтересованных руководящих работников и специалистов предприятия. Результаты информационно-аналитических исследований, в зависимости от важности и уровня представления, оформляются в виде: отчетов о патентно-информационных исследованиях; мониторинга средств массовой информации; бизнес-справок (для оценки состояния отдельных вопросов); информационных бюллетеней; учебно-методических пособий, информационно- аналитических обзоров и других. Вышеуказанные материалы могут быть представлены в печатном или электронном виде на корпоративном портале nkmzinfo.

33 Система исследования информации внешней среды V этап. Подготовка и распространение Формы представления информационно-аналитических исследований Отчеты о патентно- информаци- онных исследованиях Мониторинг СМИ Бизнес-справки (для оценки состояния отдельных вопросов) Информа- ционные бюллетени Учебно- методические пособия Информационно- аналитические обзоры Др. формы В процессе обработки и подготовки информации, при необходимости, осуществляется перевод материалов с иностранных языков, графическое представление информации, подготовка и тиражирование печатных изданий, подготовка материалов для проведения научно-технических конференций, компьютерных презентаций и прочих форм распространения информации. Система должна не только обеспечить необходимой информацией всех заинтересованных лиц, но и одновременно обеспечить контроль за ее целевым использованием. Так информация оперативно-тактического и стратегического характера поступает к должностным лицам, занимающимся планированием и несущим ответственность за принятия решений, согласно имеющемуся у них допуску к конфиденциальной информации. Особо конфиденциальная информация выдается только первому лицу предприятия.

34 Как мы оцениваем эффективность системы исследования и анализа информации внешней среды? Сегодня данная система рассматривается как элемент обеспечения экономической безопасности предприятия. непосредственное участие руководителей основных бизнес-процессов предприятия в четком определении целей информационно-аналитических исследований; обеспечение финансирования проводимых информационно-аналитических исследований; создание эффективной методологической основы проведения информационно-аналитических исследований; тесное взаимодействие всех подразделений завода, участвующих в сборе и обработке информации внешней среды; высокий профессиональный уровень специалистов-аналитиков. Непременными условиями высокой эффективности системы являются:

35 Эффективность системы определяется по схеме «затраты-эффект» ЗАТРАТЫЭФФЕКТ 1.Научно-техническая литература, периодические и подписные издания Прибыль 2.Информационные услуги Экономия средств 3.Услуги связи, в т.ч. оплата услуг провайдера Интернет 4.Технические и программные средства обработки информации Предотвращение материального и морального ущерба 5.Прочие услуги В части эффекта выделим три основных вида: прибыль, экономия средств, предотвращение материального и морального ущерба. В целом работа системы исследования информации внешней среды предприятия дает синергический эффект, объединяя интересы обеспечения экономической безопасности предприятия с решением вопросов маркетинга, поскольку на ее основе вырабатывается эффективная экономическая политика.

36 РЕЗЮМЕ: Сегодня, на наш взгляд, в маркетинговой политике машиностроительного предприятия есть две задачи, которые решаются нами для активного участия в продажах оборудования для металлургических предприятий и горно-обогатительных комплексов: 1. Отслеживание новых технологий, создание на основе инструментов бережливого производства и инжиниринга конкурентных на мировом рынке технологических комплексов, реализующих энергосберегающие и экологически более чистые технологии, производящих продукцию исключительного качества и оснащенных средствами автоматизации технологических процессов высокого уровня. 2. Создание внутренних производственных условий, позволяющих в короткие сроки с высокой степенью надежности и качества изготовить такое оборудование с осуществлением комплексной поставки, шефмонтажем, наладкой и сдачей этого оборудования «под ключ».