Орнаментальная вышивка конца XIX начала XX веков в предметах быта Валуйского района Белгородской области. Орнаментальная вышивка конца XIX начала XX веков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Advertisements

Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Тема четверти: «Древние корни народного искусства». «Чувашский национальный орнамент» 5.
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин.
Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов.
Вышивка орнамента Конкурс «Презентация к уроку» Учитель технологии МОУ «Гимназия 2» Орлова Н. А Г. Пермь 2011 год.
Чувашский орнамент Автор: учитель информатики Творогова Н.П.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы 2 имени И.И.Тарасенко станицы Выселки муниципального образования.
Рисование орнаментов Разработала учащаяся группы 2 Скарлупинова Любовь.
Ткачева Наталья Александровна Учитель изобразительного искусства МКОУ Большовской СОШ Серафимовичского муниципального района Волгоградской области.
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
Орнаменты Древнего Египта. Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс)
Автор: Чупрова В.М. – учитель технологии Школы продуктивного образования (филиал МОУ «Лицей 40») Петрозаводск 2007г.
Материал подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «Ильинская СОШ» Жулейкина Ирина Валерьевна.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: урок-перезентация "национальные орнаменты"
Символика древних образов. Рушники Значение Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости,
Транксрипт:

Орнаментальная вышивка конца XIX начала XX веков в предметах быта Валуйского района Белгородской области. Орнаментальная вышивка конца XIX начала XX веков в предметах быта Валуйского района Белгородской области. Автор работы учитель МОУ «СОШ 1» Г. Валуйки Белгородской обл. Домарева Н.И.

« Сохранение культуры не только охрана архитектурных сооружений, музейных собраний, библиотек или архивов. Это сбережение знаний и о бытовой культуре прошлого, предметном мире и о взаимоотношениях человека с предметом...» Кирсанова Р. М.

Орнамент ( от лат. Ornamentum - украшение ) -- узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких – либо предметов или архитектурных сооружений. В словаре В. И. Даля даётся такое толкование орнамент : « Украшение, прикраса, вычуры – узоры … в шитье ; вычурать – оградить человека или вещь заговором »

Вывод: орнамент – не просто украшение, а оберег, сопровождавший славян от рождения до смерти, который, согласно повериям, ограждал дом, животных и людей от болезней, горя, ранней смерти, неурожая и всяких других бед.

Виды и символика орнамента. геометрические, растительные, зооморфные ( животные ), антропоморфные ( человекообразные ).

Геометрический орнамент один из древнейших, присущ всей славянской мифологии. Он очень прост, состоит из геометрических фигур - крестов, ромбов, квадратов, кругов, точек, прямых, пунктирных и зигзагообразных линий и т. д. Геометрический орнамент возник на заре человеческой культуры.

Растительный орнамент занимает видное место в орнаменте русской вышивки XVIII начала XX в. в. В его основе лежит стремление перенести в вышивку красоту природы. Потому растительный орнамент состоит из стилизованных растений, трав, цветов, бутонов, ягод, листьев и плодов деревьев.

Дубовые листья с желудями олицетворяли мудрость, мужскую силу, мужество. Роза – символ красоты, любви. Бархатцы почитались знаком бессмертия Барвинок – символ неувядающей жизни, верности. Рябина это символ и гарантия счастья и мира в семье. Васильки олицетворяли собой символ урожая. Лилия – это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Шиповник - неспособности противиться собственному чувству. Бессмертник верности любви. Настурция - умения хранить тайны влюбленных. Виноградная ветвь знаменовала изобилие и веселье. Кедр - долголетие, постоянство и крепость. Кипарис был символом смерти и печали. Лавр и пальма - знаком победы. Масличная ветвь - знаком мира.

В зооморфном ( зверообразном ) орнаменте присутствуют стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, обитающих в данной местности. Например, из животных изображали : коня, оленя, льва ( барса ), реже змею, лягушку, собаку, медведя.

Лев отвагу и силу, храбрость, милость и великодушие, гнев, неистовство. Змея в круг свившаяся - рассуждение, предосторожность; пресмыкающаяся - угрызения совести, печаль, зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; на жертвеннике или в руках богини - здоровье; вокруг палки обвившаяся - медицину; держащая хвост во рту - вечность. Собака - верность, память, благодарность, послушание, бдение, бесстыдство; бегущий с поднятым хвостом - победу, с поджатым - поражение. Олень, по традиционным народным верованиям, мыслился одним из перевозчиков солнца. Но чаще всего с образом оленя связывалось представление о добре, веселье и счастье. Конь считался хранителем дома.

Аист – кротость, любовь и почитание к родителям. Петух - бдение, бодрствование, неусыпность. Голубь - целость, чистоту. Два целующихся голубя с распростертыми крыльями любовь, дружбу, супружескую верность. Сова мудрость, бодрость и бдение. Журавль – благоразумие, бдение, осторожность. Лебедь – любовь и красота. Павлин распущенным хвостом гордость и тщеславие. Пеликан – чадолюбие. Ворон целитель, прорицатель; сидящий на кучке брачный союз или супружескую верность. Птица один из любимых и наиболее распространенных образов русской вышивки. И это вполне закономерно, потому что птица вбирала в себя множество различных символов, приносящих человеку добро и счастье.

Антропоморфный ( человекообразный ) орнамент это сложные композиции с женской или мужской фигурой и бытовыми сюжетами.

Символика цвета. Для южнорусского орнамента характерны цвета: красный зеленый цвет - красота, доброта, цвет природы; белый - черный - цвет земли, покоя, траура; желтый - цвет солнца, тепла, света; синий - цвет неба, воды, духовности, разума; фиолетовый (и его оттенки), символизирующий огонь, зарю... жизнь, жизнеутверждающие силы; духовное начало, чистота, снег, саван (в полотенцах - белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой); космическое начало, вселенский разум.

Орнаментальная вышивка в предметах быта и одежде Белгородской области. Народная художественная вышивка Белгородчины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждом районе она имеет свои отличия и особенности цветовой гаммы и вида орнамента. Глядя на этнографическую карту Белгородской области, мы видим, что область условно разделена на три региона: Белородско – Воронежский, Белгородско – Курский и Белгородско – Оскольский.

Так, в Белгородско – Воронежском регионе геометрической формы орнамент выполнен чёрными нитками. Несмотря на то, что преобладал чероноузорный орнамент, в некоторых сёлах в вышивку добавляли красный цвет. В Белгородско – Курском и Белгородско - Оскольском регионах – красными и красно – чёрными нитками выполнялись как геометрический, так и растительный, иногда зооморфный и антропоморфный орнамент.

Орнаментальная вышивка Валуйского района Валуйский район относится к Белгородско – Оскольскому региону, где, судя по литературным источникам, геометрический, растительный, иногда зооморфный и антропоморфный орнамент выполнялся красными и красно – чёрными нитками.

Мосина Ирина Владимировна – методист по развитию фольклора, ремёсел и празд - ников показала несколько рушников и тесьму для дежника местных мастериц первой половины XX века. На рушниках изображены цветы : розы, лилии и полевые цветы. На одном из рушников помимо крупного цветочного орнамента изображена узенькая дорожка петушков. На тесьме - геометри - ческий орнамент : стилизованные листья и восьмиконечный крест – символ благополучия. Несмотря на некоторые рас - хождения в мотивах, орнамент выполнен в одной цветовой гамме – красно – чёрной.

В историко – краеведческом музее посёлка Уразово Валуйского района собрана коллекция рушников и дежников конца XIX начала XX веков. Основной мотив орнамента рушников – растительный, это и реалистичные цветы, и стилизованные растения красно – чёрного цвета.

На рушниках и дежниках рукодельниц из села Солоти выполненных в конце XIX - началё XX века – растительный орнамент выполнен в красно – чёрной гамме. На предметах интерьера, вышитых в 50 годы XX века к красным и чёрным цветам добавились оттенки зелёного и синего хотя вид орнамента тот же – растительный.

Ларису Валентиновну по праву можно назвать хранительницей старины. Она не только показала, но и рассказала о вещах и предметах, которыми пользовалась ещё прабабушка её мужа – Малюкова Варвара Васильевна, родившаяся 17 декабря 1890 года в Валуйках. В семье Варвары Васильевны, как Иваненко Лариса Валентиновна и во всех семьях того времени, женщины занимались рукоделием: сами ткали холсты, изготавливали одежду, вышивали. Схемы для вышивания и нитки были редкостью, девушки обменивались друг с другом кусочками ниток, образцами вышивки, добавляя в узор свои элементы.

Бесплатные приложения к журналам и газетам XIX века.

На одном из рушников, вышитых Варварой Васильевной, орнамент взят со схемы из бесплатного приложения к журналу «Путеводный огонёк» 1909 года – грозди винограда. На схеме рисунок трёхцветный, а мастерица вышила рушник исходя из местных традиций нитками двух цветов: красным и чёрным. Орнамент другого рушника тоже растительный и выполнен в чёрно – красной гамме крестиком.

Обёртка дешевого брокаровского мыла, на которой напечатаны узоры для вышивок, разработанные профессиональными художниками г.

В семье Елены Александровны Аркатовой сохранились рушники и дежник изготовленные в селе Аркатово Валуйского района в начале XX века её прабабушкой. На них красными и чёрными нитками « болгарским крестом » вышит цветочный орнамент.

уроженка села Солоти Валуйского района 1926 года рождения, хранит рушники, изготовленные ещё её бабушкой в конце XIX века. На них растительный орнамент выполнен в технике «болгарский крест» нитками красного и чёрного цвета. Леднева Мария Трофимовна, Она рассказала о секретах окрашивания ниток растительными красителями корой деревьев, корнями, листьями, цветами, плодами многих растений. Для закрепления краски нитки запекали в ржаном тесте. Так, черный, серый цвета получали от крашения дубовой корой, а иногда просто сажей; красный из люцерны. Окрашивать нитки в другие цвета тоже умели.

Рушники изготовлены ещё в конце XIX века в селе Солоти Валуйского района

Не смотря на то, что исследуемый район относится к Белгородско – Оскольскому региону, где присутствуют все виды орнамента, в Валуйском районе в конце XIX, начале XX веков был распространён растительный орнамент, выполненный нитками красного и чёрного цвета. Излюбленным мотивом вышивок является волнистая ветка, вокруг которой располагаются стилизованные и реалистичные цветы, ягоды и листья. С течением времени древние орнаменты утратили первоначальный магический смысл, но сохранили декоративную выразительность. Вывод.

Схемы орнамента разработаны Домаревой Н.И. по вышивке старинных рушников.

Вышивка выполнена по схемам, разработанным Домаревой Н.И.