Конструирование мыследеятельностных подходов/навыков в процессе образования учителей Валдо Руттас, Эне-Сильвия Сарв Москвa 14.-15.мая 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мыслетолоки как педагогический, андрагогический процесс Валдо Руттас, Эне-Сильвия Сарв Moskva mai 2012.
Advertisements

Возможности социальных практик дополнительного образования в реализации ФГОС Герцик Юлия, директор КГБОУ ДОД «Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников»
Схема организации тьюторского сопровождения профильного обучения в старшей школе ГИМНАЗИЯ МИИТ МОСКВА, 2012.
Бойко М. А., заместитель директора по воспитательной работе.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ к.п.н., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Городской семинар учителей английского языка по проектной методике « Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Бернард Шоу.
Процедуры работы с ИОП старшеклассника МБОУ Бараитская СОШ 8.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
ПРОДУКТИВНЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Подготовил Пфафенрод М.А., рук-ль предметного сообщества учителей естественнонаучного цикла.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью обучающихся на уроках английского языка Учитель.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Семинар- практикум «Современные образовательные технологии, реализующие системно – деятельностный подход, как инструмент формирования полноценных образовательных.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Транксрипт:

Конструирование мыследеятельностных подходов/навыков в процессе образования учителей Валдо Руттас, Эне-Сильвия Сарв Москвa мая 2013

Валдо Руттас – Эне-Сильвиа Сарв Первоначальная специальность - физики НГО А1А Талгуяд Ментор, формы сотрудничества, методы и методологии для разрешения сложных, комплексных проблем Руттас, В., Сарв, Э-С. Мыслетолоки как педагогический, андрагогический процесс Институт воспитательных наук, Таллинский Университет Обл. Преподав. и исследов.: Наука и философия воспитания, учащиеся организации, теория создания знания – системный подход 2Руттас&Сарв 2013 Руттас, В., Сарв, Э-С. Мыслетолоки 356

НОВЫЕ КАПИТАЛЫ - КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ... Новые студенты = дети 2го Гутенберга (компютер + интернет + социальные паутины) => будущие учителя новых детей (рoжденные в интернет, iPad, iPphone, YouTube, Wikipedia... Blogi, … ) Руттас&Сарв 20133

Новые капиталы - культуры, человеческий, экономическии, социальный... Чем отличается новый комплекс знании (студентов-магистрантов?) от традиционного "базисного" ? Метапредметы... Общие компетенции, компетенции по областям куррикулума, сквозные темы... - а законы Ньютоа? Эйнштейна? Длина экватора? "Ренесанс и самолет"? - Руттас&Сарв 20134

МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - О ЧЕМ? РЕФЛЕКСИЯ – НА(Д) ЧЕМ? ???? Руттас&Сарв 20135

Повод для соответствующего дизайна учебного процесса по предмету в ВУЗе: Уверенность в необходимости умений, в лучшем случае - понимания (и навыков) мыследеятельностного подхода в педагогике для будущих преподавателей и руководителей образования Руттас&Сарв 20136

Мой вопрос к себе: Как в ходе обучения моим предметам в университете (в очень скромные часы) довести будущих учителей к осознанию важности мыследаятельности и рефлексии и к (хоть приученному) навыку использовать их в своей учебе и в учебном процессе с учениками? Руттас&Сарв 20137

Ответ из собственного профессионального жизненного опыта и прожитых парадигм (т е систем жизнедеятельности, акад Х Лийметс, 1980е) : создать (сконструировать) "такой" учебный процесс, надеяться, что этот "осмысляет дополнительно" и содержание и процесс других предметов в университете и в дальнейшей жизни Руттас&Сарв 20138

Некоторые принципы I актуализация жизненного опыта и широкого знания каждого – основа индивидуализации построение осложняющей групповой деятельности (как по предметному содержанию так и по мыследеятельности и рефексии) положительность, конфликт источник знания-опыта взаимодополняемсть и излишество материалoв и форм работы (учебная среда в интернете с материалами от студентов 8 лет + материалы по предмету от преподавателя в диги-пространстве...) материализация и организация проделанного- продуманного в учебном портфолио Руттас&Сарв 20139

Некоторые принципы II проектирование собственного развития (в некоторых предметах) по уровням многократная персональная рефлексия (учебный дневник... - рефлексия каждой групповой работы, процесса наблюдения, каждого кооперативного проекта, всего учебного процесса и портфолио) Руттас&Сарв

Методологическиe принципы - подбор учебных событии как конструирование системного, целостного и интенсивного творческого процесса тренинга мыследеятельности и методологического понимания этого - системный подход посредством раскрытия, сопоставления, соотношения и трансляции целостного опыта в поле теории и практик педагогики, развития организации, создания знания (contemporary learning, learning organisation, knowledge management and knowledge creation). Руттас&Сарв

Современный учебный процесс Особое составлаяющее процесса - разнообразие средств и форм организации рефлексии: для объективирования пространств мыслительной работы (например в группе на занятии, в длительном процессе составления кооперативного проекта, для рефлексивного анализа всего курса в учебном портфолио), для сознательного самоопределения, для "вида в прошлое, настоящее и в будущее". Руттас&Сарв

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ процесс курса Наука и философия воспитания, Школа как ущащаяся организация, Метод мыслетолоки и его использование в развитии образовательных институции (как е- курс и как смешанный курс). Руттас&Сарв

Процесс I (* - есть е-learning материалы): Вводное занятие, руководство по предмету, + основная схема - триполье (реальность, наука, философия воспитания) …. актуализирующая/ознакомительная групповая (спектр разно-уровневых тем) с общим заседанием и рефлексией групповые рапорты (в диги-среду предмета) и индивидуальная сводная+рефлексия (в портфолио); Интегрированно - лекции (+ слайды, Прези в диги- среде), самостоятельная пабота с литературой, диги- объектами (е-леарнинг), заданиями по предмету итп Руттас&Сарв

Процесс II Вторая групповая - семинар по литературе (9 тем по выбору, тематические группы - сформулирование собственных тезисов по теме … (3-этапное обсуждение) => схематизация основной идеи/..., (освоение ролей в гр, построения выступления, разноуровневых вопросов, рефлексии в группе) Руттас&Сарв

Процесс III Групповая по (гетеанистическому) наблюдению => перевод опыта (10 дней зарисовать природный объект) на разные уровни ощущения и осмысления мира.... * Руттас&Сарв

Процесс IV Ротатор (тема по ибразованию)*=> итоговая => темы и группы кооп проектов (полный день итоговое занятие 2 акад ч через 1-2 нед) Руттас&Сарв

Процесс V Кооперативный проект (теоретико- исследовательский, 5-6 человек, 4-6 недели)* педставление проектов (текст+слайды к выступлению+раздаточные материалы), рецензирование, оценивание, рефлексия процесса (от ротатора до выполненному и представленному курсу проекту, групповая и персональная) Руттас&Сарв

Процесс VI Заключительная схема - континуум деятельность учителя (рефлексивный подхд) - теория/исследования - философия (реальность, наука, философия воспитания) Руттас&Сарв

Процесс VII Экзамен -представление портфолио, -само- и -коллегиалное (peer-evaluation) оценивание процесса по предмету -Оценивание со стороны преподавателя. Руттас&Сарв

РОТАТОР Кульминация учебного процесса по предмету Руттас&Сарв

Cреди родствеников и истоков ОДИ Г.П. Щедровицкого 1979 Эстонские мыслетолоки 1982 Ротатор / моталки 1982 Мысле-решето 1982 Лонгитудне мыслетолоки 1979> Циклотрон 2005 Мыслетолоки в Интернете 2009 Виртуальное пространство Откпытого развития 2012 (+ P. Senge, Nonaka&Takeuchi, Palsule&Lessem, R Flood,.... Learning organisation+ knowledge management and knowledge creation+systems thinking) 22Руттас&Сарв 2013

Ротатор Общие + частные цели В основe - идея о необходимости рассмотрения любой важной для человека проблемы с разных аспектов – личный опыт, – возможные развития/тренды, – +/-, альтернативы, … с разных высот "смотровой платформы – человек – организация – общество / социум, … Руттас&Сарв

Взаимное обогощение уровней 24Руттас&Сарв 2013 Индивид Организация Общество

Ротатор Руттас&Сарв

Интенсивная спираль развития во времени и в пространстве Фаза личного опыта Самоопределение и определение проблемной области Фаза анализа на основе опыта Цель: уточненное приближен ие к действитель ности Концеп туальна я фаза Посвящен ность Рефлекси я Я – эксперт Демонстр ируй! Фаза внедрения Проектирование Планирование совместн деят-и Индив. планиров-е, причастность К осуществлению..... Руттас&Сарв

Ротация ОС 2 – оценивание/ эваьвация и дополнение прогноза Гр 3 ОС 3 - ВОЗМОЖНОСТИ И ВАРИАНТЫ ИЗМЕНЕНИЙ ГР 4 - действия ОС 4 - Возможные Реализации ОС 5 – итоговые системы, переговоры, взвешивание и составление шкалы персонального и/или институционального участия Гр - 1 ОС 1 – диагноз и тренды ГР 2 Руттас&Сарв Заполнение шкалы, вычленение итоговой системы/поля инициатив Обобщ ение и - в путь!

ОРГАНИЗАТОРЫ На каждом уровне сидит Континуатор, не ротирующий вместе с группой, а заботившийся о сохранении преемственности процесса. Каждая группа выбирает себе Редактора, задачей которого является обеспечить, чтобы в конце ротатора был хорошо оформленный итог работы группы, в т. ч. Шкала причастности 28Руттас&Сарв 2013

Роли в групповой работе Координатор (время, удел каждого) Визуализатор Аналитик - систематизатор Мемо-keeper …. Руттас&Сарв

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ротатора Вводная рефлексия Итоговые доклады редакторов групп Мыслерешето/переговоры для составления общего плана совместных действий. Оценивание предложений на основе шкалы личной/институциальной сопричастности. Рефлексия+Комментарии/заключения ведущих и участников Рефлексия континуаторов и организаторов ( об оргтехническом и методологическом разборе заботятся ведущий и континуаторы.) 30Руттас&Сарв 2013

31 Конструкция знания (Нонака, Конно) Рефлектив Я к другому р Я Группа к группе диалог деятельность

Руттас&Сарв Ступени содержательного понимания материал форма содержание Свойства состав структурафункции организация Самоорганиз системаповедение Развивающая система деятельность Саморазвивающаяся системагармония Мир, вселенная

ЧТО ДАЮТ РАЗНЫЕ (ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ) МЕТОДЫ: Руттас&Сарв

МДП Организация мыследеятельности - системный и интенсивный/творческий тренинг мыследеятельности -средство -в процессе обучения существующим предметам (и через эту - самой мыследеятельности); -для разрешения реальных или предвидимых, раскрывающихся, открываемых проблем (и через это обучение мыследеятельности); -(в развивающей-прогностической сфере) - для достижения как (новых) идеи, так и активного участия, чувства причастности. Руттас&Сарв

ДОПОЛНЕНИЯ Руттас&Сарв

Ротация – такты 1, 2, 3, 4 Об Зас 2 – эвальвация, прогнозы Гр 3 Об Зас 3 – возможности, варианты. альтернативы Гр 4+ Об Зас 4 – результаты – взвешивание. Шкала причастности. Сводное Об Зас 1 – диагноз, тренды разв. Гр 2 Руттас&Сарв Дальше – проекта, развитие Эстонии и персональное... Вводное общее заседание Гр 1 Рефл

( Содержательная) общая схема – такы I, II Инд Oрг Общ 37Руттас&Сарв Oрг ОбщИнд