14 шагов в технологии государственной аккредитации (современное состояние) Декабрь 2011 Наводнов Владимир Григорьевич доктор технических наук, профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 3) предоставление учредителю.
Показатели, устанавливающие соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учреждений высшего профессионального образования требованиям.
Федеральный закон 293 –ФЗ от года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных.
Дмитрий Кулагин Центр информатизации образования Калининградский областной институт развития образования.
Вопросы аккредитации учреждений НПО/СПО в условиях реализации государственных образовательных стандартов НПО/СПО 2-го поколения и федеральных государственных.
О ПОДГОТОВКЕ ВУЗА К АККРЕДИТАЦИИ Проректор по УР, проф. Никулина С. Ю. Ученый Совет, 18 апреля 2012г.
Сибирский федеральный университет СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ «АККРЕДИТАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТА» 22 декабря 2011 г. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.
8 ноября 2010 года N 293-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С.
Вопрос: Обязана ли образовательная организация создать и вести свой официальный сайт в сети Интернет? Ответ: - до не обязано; - с
О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» по вопросу ведения официального сайта образовательного учреждения Ларионова Г.Б., руководитель Центра.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (март 2012 года)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ ВЕДЕНИЯ САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 293-ФЗ 8 ноября 2010 г. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-
Функционирование сайта образовательного учреждения в новых условиях 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Нормативно-правовая база государственной аккредитации вузов и филиалов __________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Транксрипт:

14 шагов в технологии государственной аккредитации (современное состояние) Декабрь 2011 Наводнов Владимир Григорьевич доктор технических наук, профессор, директор Нацаккредцентра

В результате освоения Модуля «Технология государственной аккредитации» слушатель должен: Иметь представление об основных этапах технологии аккредитации Структурировать свои знания в области технологии государственной аккредитации Знать новые показатели и критерии госаккредитации Уметь найти и пользоваться необходимой нормативной, методической и технологической документацией по вопросам аккредитации

2. Принятие решения Ученым Советом о прохождении госаккредитации 5. Тестиро- вание 9. Аккредита- ционная коллегия 8. Комиссия по гос. аккредитации 7. Подготовка материалов к коллегии 6. Аккредитаци- онная экспертиза 10. Приказ 12. Последействие 13. Включение в реестр 14. Получение свидетельства New 2 3. Самообсле- дование 11. Уплата пошлины 4. Подача заявления 1. Ежегодное представление информации (МСД)

1. Ежегодное представление МСД (к текущего года) 3

(Из: «ПОРЯДОК формирования и ведения информационных систем государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, доступа к сведениям, содержавшимся в них») проект

Проверка правильности заполнения МСД с помощью программы «Моделирование показателей вуза. МСД: проверка» ( 4

2. Принятие решения Ученым Советом о прохождении государственной аккредитации

3. Самообследование В каких документах прописана? Требования к процедуре проведения? Требования к отчету? Когда и какой заполнять модуль? 18

«… отчет о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования)» (ФЗ 293, статья 32 п.2.3) 20 Минобрнауки должен разработать приказ: «Правила проведения самообследования образовательного учреждения или научной организации» (До его утверждения – письмо Рособрнадзора от )

Письмо Рособрнадзора от «… отчет о самообследовании (в формате модуля по показателям деятельности образовательного учреждения ВПО, модуль сбора данных для ОУ СПО и ДПО) и копии учебных планов по всем образовательным программам, заявленным к государственной аккредитации …»

Новое в процедуре аккредитации … обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ (ФЗ 293, статья 32 п.2.24) 20

Новое в процедуре аккредитации … обеспечение создания и ведения официального сайта ОУ в сети Интернет (ФЗ 293, статья 32 п.4) 20 ОУ обеспечивает открытость и доступность следующей информации: 1. сведения об ОУ 2. копии документов 3. отчет о результатах самообследования 4. порядок оказания платных образовательных услуг

1) сведения: о дате создания образовательного учреждения; о структуре образовательного учреждения; о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии); о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации; о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям); 49

об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся; о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования); о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям…; о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся; о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года; 50

2) копии: документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями); утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения; 3) отчет о результатах самообследования; 4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг с указанием стоимости платных образовательных услуг; 5) сведения, указанные в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях». 51

модуль по показателям вуза (модуль самообследования) Скачивается с сайта 22

Проверка правильности заполнения МПВ с помощью программы «Моделирование показателей вуза: Анализ» (

4. Подача заявления Форма заявления Перечень прилагаемых документов Куда? За сколько? По каким причинам могут отказать в приеме заявления? Получение уведомления о приеме заявления Где можно посмотреть список вузов, выходящих на предстоящую Аккредитационную коллегию? 5

Находится на сайте (вкладка: аккредитация/ комплект документов на аккредитацию/) 6

Проект

10

Письмо Рособрнадзора от Перечень документов для аккредитации программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) «Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки … проводится комиссией по аккредитационной экспертизе»

Куда подается Заявление? Адрес: , г. Москва, ул. Шаболовка, д. 33, каб. 112 Документы представляются в одном экземпляре в сброшюрованном виде в папке со сквозной нумерацией листов в Управление лицензирования и аккредитации непосредственно или почтой (с описью вложения). 12

В каких случаях могут отказать в приеме заявления на аккредитацию? Только в трех случаях: 1.Государственная аккредитация организации не отнесена к компетенции Рособрнадзора 2.У организации отсутствует лицензия 3.С момента отказа в государственной аккредитации прошло менее года 11

ФЗ 293 от Статья 33.2 п.8 Заявление о ГА и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в аккредитационный орган в форме электронных документов с использованием информационно – телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг. 15

Единый портал государственных услуг 16

13

«…Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации … не превышает 105 дней со дня приема заявления». Срок действия свидетельства о государственной аккредитации вузов – 6 лет. 17

5. Тестирование студентов Когда проводится тестирование? Кто такой «тестолог» (уполномоченный)? Красный, зеленый, синий коридоры… Какие программы тестируются в первую очередь? Какие дисциплины чаще всего тестируются? Какие документы готовятся по результатам тестирования? Что делать, если результаты оказались отрицательными? Можно ли оспорить результаты тестирования? 24

25

Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников … ФГОС, которая проводится, в том числе путем тестирования с использованием заданий стандартизированной формы (АПИМ). ( п.10 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций от 21 марта 2011 г. 184) 26

27

– помощь в подготовке студентов к тестированию и созданию внутренней системы мониторинга качества образования 30

от ГОС к ФГОС Важно! С декабря 2011 на сайте начинается пилотный проект по оценке качества подготовки студентов на соответствие требованиям ФГОС-III.

Дисциплины 12 дисциплин ВПО: история, философия, русский язык и культура речи, английский язык, экономика, экономическая теория, информатика, экология, математика, физика, химия, микроэкономика; 3 дисциплины СПО: основы философии, математика, экологические основы природопользования.

6. Аккредитационная экспертиза 31 При государственной аккредитации ОУ проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: 1.Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников ОУ …ФГОС или федеральным государственным требованиям; 2.Экспертиза показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его типа и вида …

Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной аккредитационным органом. Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе. 32

… Государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ проводится по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. 33

7. Подготовка аналитических материалов к Аккредитационной коллегии Какие документы готовятся к Аккредитационной коллегии? представление проект решения АК проект приказа 36

Новая система показателей для ОУ ВПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2011 г 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса») 1. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения по типу: соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения их реализации в образовательных учреждениях). 2. Показатели деятельности, необходимые для установления государственного статуса образовательного учреждения по виду: реализация основных профессиональных образовательных программ ВПО; реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования; реализация дополнительных профессиональных образовательных программ; выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований; осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ. 37

(Проект приказа Рособрнадзора от ) ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей деятельности, необходимые для установления государственного статуса по типу «высшее учебное заведение» 1. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения реализации в ОУ) ГОСФГОС 1.1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы: 100 % наличия обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях; 100% наличия рабочих программ дисциплин; выполнение требований к общему количеству часов теоретического обучения; выполнение требований к объему учебной нагрузки по циклам дисциплин; выполнение требований к объему учебной нагрузки по дисциплинам; наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания; 100% наличия альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы: выполнение требований по общему сроку освоения основной профессиональной образовательной программы; выполнение требований к общей трудоемкости освоения основной профессиональной образовательной программы; выполнение требований к трудоемкости освоения основной профессиональной образовательной программы за учебный год; выполнение требований к трудоемкости освоения учебных циклов и разделов; выполнение требований к общей трудоемкости дисциплины; выполнение требований к объему факультативных дисциплин за весь период обучения; выполнение требований к часовому эквиваленту зачетной единицы.

1. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения реализации в ОУ) ГОСФГОС 1.2. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы: выполнение требований к общему сроку освоения основной профессиональной образовательной программы, нед.; выполнение требований к продолжительности теоретического обучения; выполнение требований к продолжительности практики; выполнение требований к продолжительности каникул; выполнение требований к продолжительности экзаменационных сессий; выполнение требований к продолжительности итоговой государственной аттестации; выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году; выполнение требований к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы; выполнение требований к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения) Структура освоения основной образовательной программы: 100 % наличия обязательных дисциплин базовой части в учебном плане, расписании занятий; 100% наличия рабочих программ дисциплин и практик; 100% наличия формируемых компетенций соответствующего профиля в учебном плане; 100% наличия альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору.

1. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения реализации в ОУ) ГОСФГОС 1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы: выполнение требований к удельному весу занятий, проводимых в активных и интерактивных формах; выполнение требований к удельному весу занятий лекционного типа; выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения; выполнение требований к объему аудиторных учебных занятий в неделю (очная и очно-заочная формы обучения) или в учебном году (заочная форма обучения); выполнение требований к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины; выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году; выполнение требований к объему практической подготовки по дисциплине «Физическая культура»; выполнение требований к наличию или доле практических (семинарских) и (или) лабораторных занятий по дисциплинам (модулям).

1. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения реализации в ОУ) ГОСФГОС 1.3. Результаты освоения образовательной программы: доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОС для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС) не менее 60%; тематика не менее 90% курсовых работ (проектов) соответствует профилю дисциплин по каждой образовательной программе; обеспечение документами не менее 90% всех практик по образовательной программе; обеспечение документами по организации итоговой аттестации выпускников; соответствие требованиям ФГОС количества и перечня государственных экзаменов по образовательной программе; не менее 80% студентов по каждой образовательной программе имеют положительные оценки по государственным экзаменам Результаты освоения образовательной программы: доля студентов, освоивших обязательные дисциплины базовой части цикла ФГОС для каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей (далее – УГС) не менее 60%; тематика не менее 90% курсовых работ (проектов) соответствует профилю по каждой образовательной программе; обеспечение документами не менее 90% всех практик по образовательной программе; обеспечение документами по организации итоговой аттестации выпускников; не менее 80% студентов по каждой образовательной программе имеют положительные оценки по результатам итоговой государственной аттестации.

1. Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО (ГОС ВПО – до завершения реализации в ОУ) ГОСФГОС 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса: 100% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно- методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в т.ч. доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями Кадровое обеспечение учебного процесса: не менее чем у 50% преподавателей по каждой образовательной программе базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин; 100% штатных преподавателей по каждой образовательной программе принимают участие в научной и/или научно-методической деятельности.

Критерии показателей деятельности, необходимые для установления государственного статуса по виду УниверситетАкадемияИнститут 1. Реализация образовательных программ ВПО Не менее, чем по 7 УГС или Не менее, чем 50% от числа направлений подготовки (специальностей) в рамках 1 УГС (Для УГС: 01 физ.мат. науки; 02 естественные науки; 03 гуманитарные науки; 05 образование и педагогика; 06 здравоохранение; 09 культура и искусство) или Не менее, чем по 9 специальностям в рамках одного специализированного направления подготовки (по 7 специальностям в рамках специализированных направлений подготовки – Киноискусство; Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура)) По 1 или более УГС

УниверситетАкадемияИнститут 2. Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования 2.1. Не менее, чем по 4 отраслям наук, соответствующих реализуемым УГС или Не менее, чем 90% научных специальностей в рамках 1 отрасли наук, соответствующей реализуемым УГС 2.2. Процент аспирантов, защитившихся в течении 2-х лет после окончания аспирантуры (от числа поступивших), – не менее 25% 2.3. Обязательное наличие советов по присуждению ученых степеней докторов и кандидатов наук – не менее 4 По 1 или более отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС … - 25% Обязательное наличие советов по присуждению ученых степеней докторов и кандидатов наук – не менее 1

УниверситетАкадемияИнститут 3. Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ 3.1. Ежегодная реализация программ переподготовки и (или) повышения квалификации в течение 6 лет, предшествующих аккредитации, не менее чем по 2 УГС или Не менее чем по 50% направлений подготовки (специальностей) в рамках 1 УГС 3.2. Среднегодовой контингент слушателей программ переподготовки и (или) повышения квалификации с нормативным сроком не менее 72 часов – не менее 100 чел. по 1 или более УГС Не менее 50 чел. по 1 или более УГС Не менее 30 чел.

где- количество слушателей по i-ой программе - количество часов по i-ой программе - количество различных программ в течение календарного года Формула расчета среднегодового контингента слушателей программ повышения квалификации

УниверситетАкадемияИнститут 4. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований 4.1. Осуществление фундаментальных и (или) прикладных научных исследований не менее, чем по 4 отраслям наук, соответствующих реализуемым УГС или Не менее чем по 90% научных специальностей в рамках 1 отрасли наук, соответствующей реализуемым УГС По 1 или более отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС По 1 или более отраслям наук

УниверситетАкадемияИнститут 4. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований 4.2. Среднегодовой объем финансирования научных исследований по каждой из отраслей наук, соответствующих реализуемым УГС, не менее 3 млн. руб. (Для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы творческих специальностей: художественной, художественно-творческой деятельности) не менее 3 млн. руб. по всем отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС не менее чем 1,5 млн. руб.

УниверситетАкадемияИнститут 4. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований 4.3. Наличие подтвержденных в установленном законодательством порядке результатов научных** исследований не менее чем по 4 отраслям наук, соответствующих реализуемым УГС или Не менее чем по 90% научных специальностей в рамках 1 отрасли науки, соответствующей реализуемым УГС; по 1 или более отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС по осуществляемы м научным исследованиям

УниверситетАкадемияИнститут 4. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований 4.4. Проведение на базе вуза международных и (или) всероссийских научных и (или) научно-практических конференций в течение 6 лет, предшествующих аккредитации, не менее чем по 4 отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС, с изданием сборников трудов или Не менее чем по 90% научных специальностей в рамках 1 отрасли науки, соответствующей реализуемым УГС по 1 или более отраслям наук, соответствующим реализуемым УГС по осуществляемы м научным исследованиям

УниверситетАкадемияИнститут 5. Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ 5.1. Наличие результатов методической деятельности по образовательным программам в виде: - учебников, учебных пособий; - методических, педагогических школ; - повышения квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС. Наличие результатов методической деятельности по образовательным программам в виде: - учебников, учебных пособий; - методических, педагогических школ; - повышения квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС. Наличие результатов методической деятельности по образовательны м программам в виде: - учебников, учебных пособий; - повышения квалификации преподавателей.

УниверситетАкадемияИнститут Результаты художественно-творческой деятельности: Среднегодовое количество завершенных, публично представленных, опубликованных, имеющихся в виде аудио- и видеозаписей результатов профессиональной творческой деятельности преподавателей на 10 человек ППС, выполненных за период, предшествующий государственной аккредитации: не менее 5 не менее 4не менее 3 Для вузов, реализующих образовательные программы по УГС «Культура и искусство»

** Для вузов, реализующих образовательные программы по УГС «Культура и искусство» К результатам профессиональной художественно-творческой деятельности преподавателей относятся следующие творческие работы: - спектакль, цирковое и эстрадное представление, персональная выставка произведений изобразительного, декорационно-прикладного или фото искусства; - произведение изобразительного искусства; - произведение музыкального искусства; - произведение литературы и драматургии; - новая концертная программа дирижера оркестра, хора; - новая концертная программа музыканта-исполнителя; - роль/партия в спектакле, концертной композиции, фильме, цирковом и эстрадном представлении. Данные о количестве выпускников, трудоустроенных по специальности; Данные о количестве студентов и аспирантов – лауреатов международных и всероссийских конкурсов, выставок и творческих олимпиад.

Новые показатели и критерии (для определения типа по ГОС) показателиУн - тАкадемияИнс-т 1.1. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы соотв Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы соотв Результаты освоения образовательной программы Усвоение дисциплин – не менее 60%, Положительные оценки по государственным экзаменам – не менее 80% 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса соотв Кадровое обеспечение учебного процесса не менее чем у 50% преподавателей по каждой образовательной программе базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин 43

Новые показатели и критерии (для определения вида) показателиУн - тАкадемияИнс-т 1. Реализация ОП ВПО7 УГС (или 50% одной УГС) 1 УГС 2.1. ОП послевузовского образования по 4 отр. наукпо 1 отр. наук % защит. (2-х лет) аспирантов25% Наличие докторских диссоветов Ежегодная переподготовка & повышение квалификации 6 лет, 2 УГС (или 50% одной УГС) 1 УГС 3.2. Среднегодовой контингент100 чел. 50 чел. 30 чел. 43

показателиУн - тАкадемияИнс-т 4.1. Выполнение фундаментальных и (или) прикладных НИР по 4 отр. наук (или 90% научных спец. одной УГС) по 1 отр. наук Среднегодовой объем НИРN*3 млн.руб. 3 млн.руб. 1.5 млн.руб Наличие (подтвержденных в установленном законодательством порядке) результатов научных исследований по 4 отр. наук (или 90% научных спец. одной УГС) по 1 отр. наукналичие 4.4. Конференции (международные & всероссийские) с изданием сборников трудов по 4 отр. наук (или 90% научных спец. одной УГС) по 1 отр. наукналичие 5. Метод. деятельность - учебники, учебные пособия, УМКД - методические, педагогические школы - ПК по каждому УГС наличие по каждой УГС наличиеНаличие (кроме мет., пед. школ) 43 продолжение

ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (на примере института) Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн. руб.) Объем НИР на единицу ППС Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС Наличие результатов научных исследований (подтвержденных в законодательном порядке) по 1 отрасли науки / Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППИ) Количество монографий (на 100 человек ППС) Наличие ( Количество ) учебников, учебных пособий и УМКД ( на 100 человек ППС ) (наличие по каждой УГС) Реализация программ переподготовки (или) повышение квалификации, 6 лет, по 1 УГС Процент ППС с учеными степенями и/или званиями Процент в ППС докторов наук, профессоров Соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин, % Процент штатных преподавателей, принимающих участие в научной и/или научно-методической деятельности, % Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР, ед. Конференции на базе вуза (с изданием сборников), ед. Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.), 6 лет Количество защит диссертаций на 100 человек ППС + Наличие методических, педагогических школ + Повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС Процент штатных преподавателей 0 4 1, , ,85 0,63 0,48 1,0 0,1 50,5 7,7 1,5 50 1,0 8,5 55 0,15 1,2 0,8 2,0 2,5 5,0

Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн. руб.) Объем НИР на единицу ППС Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС Наличие результатов научных исследований (подтвержденных в законодательном порядке) по 1 отрасли науки / Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППИ) Количество монографий (на 100 человек ППС) Наличие ( Количество ) учебников, учебных пособий и УМКД ( на 100 человек ППС ) (наличие по каждой УГС) Реализация программ переподготовки (или) повышение квалификации, 6 лет, по 1 УГС Процент ППС с учеными степенями и/или званиями Процент в ППС докторов наук, профессоров Соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин, % Процент штатных преподавателей, принимающих участие в научной и/или научно-методической деятельности, % Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР, ед. Конференции на базе вуза (с изданием сборников), ед. Число отраслей наук по специальностям аспирантуры, ед. Процент аспирантов, защитившихся в срок (2-х лет после окончания), % Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.), 6 лет Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента Количество защит диссертаций на 100 человек ППС Диссертационный совет Процент штатных преподавателей + Наличие методических, педагогических школ + Повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (на примере академии) , , ,5 1,5 10 9, ,0 50 1,0 2,01 4,2 1,78 1,77 3,5 1,5 1,1 0,69 0, 8 0,3 2,2

0 4 Среднегодовой объем финансирования научных исследований (млн. руб.)* Объем НИР на единицу ППС Объем фундаментальных и прикладных научных исследований на единицу ППС Наличие результатов научных исследований (подтвержденных в законодательном порядке) по 4 отраслям науки / Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППИ) Количество монографий (на 100 человек ППС) Наличие ( Количество ) учебников и учебных пособий ( на 100 человек ППС ) (наличие по каждой УГС) Реализация программ переподготовки (или) повышение квалификации, 6 лет, по 2 УГС Процент ППС с учеными степенями и/или званиями Процент в ППС докторов наук, профессоров Число профилей реализуемых основных ОП Соответствие базового образования ППС профилю преподаваемых дисциплин, % Процент штатных преподавателей, принимающих участие в научной и/или научно-методической деятельности, % Число отраслей науки, в рамках которых выполняются НИР, ед. Конференции на базе вуза (с изданием сборников) по 4 отраслям наук, ед. Число отраслей наук по специальностям аспирантуры, ед. Число УГС реализуемых основных образовательных программ, ед. Процент аспирантов, защитившихся в срок (2-х лет после окончания), % Среднегодовой контингент по программам переподготовки и (или) повышения квалификации (чел.), 6 лет, не менее 2 УГС Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента Количество защит диссертаций на 100 человек ППС Диссертационные советы Процент штатных преподавателей ,2 2,69 N×3 1,98 1,14 2,22,2 0,34 5,05,0 3,03,0 2,02,0 0,5 2, ,9 8,08,0 2, , , , ,0 5 5 ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ (на примере университета) + Наличие методических, педагогических школ + Повышение квалификации преподавателей по профилю реализуемых УГС * N - число отраслей наук, соответствующих реализуемых УГС

Физико-математические науки Химические науки Биологические науки Технические науки Сельскохозяйственные науки Исторические науки и археология Экономические науки Философские науки Филологические науки Юридические науки Педагогические науки Медицинские науки Искусствоведение Психологические науки Социологические науки Политология Культурология Науки о земле Классификатор отраслей наук (Паспорта специальностей ВАК в соответствии с приказом Минобрнауки России от 25 февраля 2009 г. 59 (в ред. от 11 августа 2009 г.) Физико-математические науки Естественные науки Гуманитарные науки Социальные науки Образование и педагогика Здравоохранение Культура и искусство Экономика и управление Информационная безопасность Сфера обслуживания Сельское и рыбное хозяйство Геодезия и землеустройство Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника Металлургия, машиностроение и материалообработка Авиационная и ракетно-космическая техника Оружие и системы вооружения Морская техника Транспортные средства Приборостроение и оптотехника Электронная техника, радиотехника и связь Автоматика и управление Информатика и вычислительная техника Химическая и биотехнологии Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров Архитектура и строительство Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды Классификатор УГС

Чего нет в показателях госаккредитации Воспитательная деятельность вуза Востребованность выпускников Квалификация профессорско- преподавательского состава Внутривузовская система гарантии качества

8. Комиссия по госаккредитации Состав комиссии? Кем создаются? Персоналии? 47

Комиссия по государственной аккредитации учреждений высшего профессионального образования (состав 3 человека). Комиссия по государственной аккредитации учреждений среднего профессионального и дополнительного образования (состав 3 человека). 49

9. Аккредитационная коллегия Кем создается? Персоналии? Совещательный орган или орган, принимающий решения? 50

Аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению … при: 1)выявлении недостоверной информации в документах …, 2)наличии отрицательного заключения по аккредитационной экспертизе. 51

10. Приказ 56

Сколько будет стоить аккредитация? (п.1 статьи части второй Налогового кодекса РФ) 127) За выдачу свидетельства о государственной аккредитации: ОУ ВПО – рублей плюс рублей за каждую включенную в свидетельство УГС в ОУ и каждом его филиале; ОУ ДПО – рублей; ОУ СПО – рублей; ОУ НПО – рублей; иные ОУ – рублей Уплата пошлины

Пример «средний»университет *4* = рублей График повышения стоимости 2008 г т.р г т.р г. – т.р. 56

Уплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о государственной аккредитации производится после издания приказа о государственной аккредитации, в котором Управлению лицензирования, аккредитации, признания и подтверждения документов Рособрнадзора поручается оформить и выдать организации (учреждению) в установленном порядке свидетельство (временное свидетельство) о государственной аккредитации (п.127, п.131 ст ). 60

Письмо Рособрнадзора от С 1 сентября 2011 г. Изменены реквизиты для уплаты государственной пошлины (см. раздел Аккредитация)

12. Последействие Решение аккредитационного органа … об отказе в государственной аккредитации … доводится до сведения: – образовательной организации – учредителя – органа исполнительной власти субъекта РФ – правоохранительных органов 61 (п.40 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций от 21 марта 2011 г. 184)

Возмещение убытков п. 17 статьи 50 ФЗ от ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «В случае прекращения деятельности ОУ, … в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения государственной аккредитации …учредитель обеспечивает возмещение убытков,…оплату стоимости обучения». 62

Нарушителям выдается предписание и возбуждается дело об административном правонарушении. 63

13. Включение в реестр

14. Получение свидетельства 65

Проект

Что почитать? 66

Полезные сайты Сайт Учебно-консультационного центра Сайт «Интернет - тренажеры» Сайты ФЭПО и Сайт контрольного тестирования

Полезные сайты Сайт Росаккредагентства Сайт ИМЦА (Шахты) Сайт Рособрнадзора 69

Полезные сайты Сайт Минобрнауки Сайт Нацаккредцентра и Сайт журнала «Аккредитация в образовании»

Журнал «Аккредитация в образовании» 70

Вестник аккредитации – быть в курсе всех событий 71

Вопросы для самоконтроля На основании каких причин вузу может быть отказано в приеме заявления на аккредитацию? Можно ли послать заявление и пакет документов по почте? В каких случаях аккредитационный орган отказывает образовательному учреждению в принятии документов к рассмотрению по существу? Является ли самообследование обязательной процедурой? Какие требования к официальному сайту вуза произвели на Вас самое сильное впечатление? 27

Какие компьютерные программы позволяют промоделировать лепестковые диаграммы и правильность заполнения модулей? Что является целью государственной аккредитации? На Ваш взгляд – являются ли критериальные значения показателей госаккредитации более жесткими, чем ранее? Увеличилась ли для вуза стоимость процедуры аккредитации? Какие последействия возможны по результатам прохождения процедуры госаккредитации? 27

tel.: +7 (8362) , http: Спасибо за внимание! 72