Оптимальная система финансовых посредников региона на примере Республик Татарстан и Саха (Якутия) Богунова Екатерина Зимин Кирилл Патюлина Екатерина Романов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Микрофинансирование как эффективный инструмент в развитии микро- и малого бизнеса V Байкальский Экономический Форум Круглый стол «Поддержка малого и среднего.
Advertisements

Роль информационно-коммуникационных технологий в повышении инвестиционной привлекательности региона Чебоксары, 2008 г. 1 Докладчик – Заместитель Генерального.
4 октября 2011 ГОДА Стратегия 2020: вызовы развития и сценарии реализации для Дальнего Востока V ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ «круглый.
1 От микрофинансирования – к финансовым услугам «для всех» Анатолий Аксаков, Президент Ассоциации региональных банков «Россия», Заместитель председателя.
Российский Микрофинансовый Центр Результаты первого этапа проекта «Построение комплексной системы микрофинансирования в Красноярском крае, включая развитие.
Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года (проект) Первый Всероссийский Съезд Сельских Кооперативов.
Опыт развития сельских территорий и управления проблемными регионами в Германии Харальд Хоппе, Министерство инфраструктуры и сельского хозяйства, Федеральная.
О Программе «Национальная банковская система России 2010, 2020» Ассоциация российских банков Г.А. Тосунян, Ассоциация российских банков.
1 Стратегия развития банковского сектора: от государственного регулирования к государственному программированию Ассоциация региональных банков России.
Выполнил студент 4 курса Проскурин Виталий. Ульяновская область входит в состав Поволжского экономического района и Приволжского федерального округа.
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Псковской области Банковский сектор региона: посткризисный период.
1 Стратегия развития банковского сектора: от государственного регулирования к государственному программированию Анатолий Аксаков, Член Национального банковского.
КСКПК « Гарант Кубани » КСКПК « Гарант Кубани » ( кредитный ) КСПСК « Деловой партнёр » КСПСК « Деловой партнёр » ( сбытовой ) СКПК 1-го уровняСССПК 1-го.
ПРОЕКТЫ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ - «РАЗВИТИЕ ПИЛОТНЫХ СЕМЕЙНЫХ ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ ФЕРМ НА БАЗЕ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ НА ГОДЫ»
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
Задачи сельской кредитной кооперации в условиях меняющегося рынка. Роль ФРСКК в новых условиях. г.Липецк 2015 г.
Роль консультантов в процессе кредитования инвестпроектов Заместитель Генерального директора Компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг) Савельев.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Программа ОАО «РосБР» как одна из форм государственной поддержки микрофинансирования.
19 мая 2007 года, Казань1 Финансовая грамотность – инвестирование – кредитные рейтинги Олег Иванов, Вице-президент Ассоциации региональных банков России.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Транксрипт:

Оптимальная система финансовых посредников региона на примере Республик Татарстан и Саха (Якутия) Богунова Екатерина Зимин Кирилл Патюлина Екатерина Романов Андрей Филатов Дмитрий

Содержание 1. Оптимальная система финансовых посредников в РФ 2. Республика Татарстан 2.1. Основные характеристики 2.2. Текущая финансовая инфраструктура 2.3. Основа системы финансовых посредников 3. Республика Саха (Якутия) 3.1. Основные характеристики 3.2. Текущая финансовая инфраструктура 3.3. Основа системы финансовых посредников 4. Характеристика законодательства 5. Выводы 6. Список используемой литературы

1.Институты финансового посредничества в России Кредитные организации Кредитные кооперативы 3-го уровня (кооперативные банки) Кредитные кооперативы 2-го уровня Кредитные кооперативы 1-го уровня Филиалы Россельхозбанка Кредитные с/х кооперативы 2-го уровня Кредитные с/х кооперативы 1-го уровня Федеральные МФО* Региональные МФО МФО Отделения Почты России Ломбарды Электронные платежные системы Потребители финансовых услуг (физические лица, малый и средний бизнес и пр.) Розничные агенты Операторы мобильной связи *МФО – микрофинансовые организации (в соответствии с проектом ФЗ «О микрофинансовых организациях»)

2.1. Республика Татарстан (РТ). Основные характеристики Плотность населения – 55,4 чел. на кв. км. Основа экономики – промышленность и с/х. По стоимости валовой с/х продукции РТ занимает 2- ое место после Краснодарского края (124 млрд. руб против 192,2 млрд. руб.) РТ входит в число 6 лучших регионов РФ вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской, Свердловской и Ярославской областями*. * Согласно рейтингам эффективности региональных социально- экономических показателей, проведенным независимыми федеральными органами Источник: Официальный сервер Республики Татарстан.

2.1. Тенденции развития РТ Политика оптимизации производственной инфраструктуры. Так, в РТ находится крупнейшая в РФ особая экономическая зона «Алабуга», совокупные затраты на инфраструктуру которой к 2011 г. составят более 10 млрд. руб. Политика «привлечения инвестиций». В частности, была разработана стратегия по формированию имиджа РТ. Результат – благоприятная среда для бизнеса. Так, доля малого и среднего бизнеса в ВРП РТ по итогам 2008 г. составила 25,8% Источник: Официальный сервер Республики Татарстан.

2.1. Особенности бизнеса в РТ Культура ведения бизнеса в РТ больше тяготеет к тесным, долгосрочным связям между контрагентами. Значительная часть бизнеса сосредоточена вокруг крупных хозяйственных комплексов (ОАО «Камаз», ОАО «Татнефть» и проч.) Отмечается высокая степень вертикальной интеграции производства [Молчанов (2008)]. Таким образом, система финансовых посредников должна быть тесно связана с промышленными структурами.

2.2. Финансовая инфраструктура РТ. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы (СКК) По состоянию на в РТ было создано 35 СКК. Заемные средства за 2 года получили 22 тыс.фермеров на сумму 3,7 млрд.руб. [Игнатьева(2008)] Модель формирования СКК в РТ – европейская («снизу»): 1.создание СКК на местах 2.организация ими регионального СКК 2-го уровня [Панаедова, Панаедов (2007), с. 7]. Все это свидетельствует о наличии реальной потребности в подобных институтах

2.2. Финансовая инфраструктура РТ. Кредитные организации Таким образом, можно говорить о существенной роли региональных банков (банков, зарегистрированных в данном регионе и их филиалов) в финансовой системе РТ (67,8%) Банки РТФилиалы банков РТ Филиалы банков других регионов Кол- во %21,546,332,2

2.3. Основа системы финансовых посредников РТ Ядром системы финансовых посредников РТ должны стать региональные банки ввиду следующих причин: банки как никакие другие финансовые институты имеют тесную взаимосвязь с промышленными структурами региональные банки получили достаточное развитие в регионе данным институтам присущи гибкость и знание местной специфики Основная проблема – недостаточная капитализация региональных банков

3.1. Республика Саха (Якутия) – РС(Я). Основные характеристики Плотность населения – 0,3 чел на кв. км. Структура экономики – индустриально- аграрная, ее основа – промышленность, прежде всего – горнодобывающая (добыча алмазов, золота, угля). Также развиты ТЭК и с/х. Активное развитие промышленности привело к крайне неравномерному, очаговому характеру развития республики. В РС (Я) находится всего 20 населенных пунктов с населением более 7 тыс. чел.

3.1. Инфраструктурные проблемы РС(Я) Якутия – самый изолированный и труднодоступный регион России: более чем для 80% территории РС(Я) единственный транспортный путь – река Лена [Чернобылец (2009), с. 114]; более 90% территории региона находится в зоне сезонного транспортного обслуживания [Алексеев (2009), с. 122]; В 26 из 34 районов доставка почты осуществляется воздушным транспортом [Интернет-сайт Почты России].

3.2. Финансовая инфраструктура РС(Я). Кредитные организации в РС(Я) зарегистрировано 5 банков общее количество банков и их филиалов – 48, из них 15 –филиалы Сбербанка. 73% банков и их филиалов расположены в 7 крупнейших населенных пунктах региона, услуги которых доступны около 45% населения Источник: Интернет-сайт Банка России

3.2. Финансовая инфраструктура РС(Я). Сельскохозяйственные кредитные кооперативы (СКК) В регионе действует 182 ССК Создан залоговый фонд АПК для обеспечения доступности кредитов, а также информационно- консультационная служба по вопросам с/х кредитования Источник: О ходе реализации нацпроекта «Развитие АПК»

3.3. Основа системы финансовых посредников РС(Я) Основной фактор – географическая доступность финансового посредника. Поэтому основу системы должны составлять следующие институты: Основные операторы: МТС и Мегафон. Зона покрытия очень небольшая, в основном крупные города Почта России представлена 434 отделениями, 337 из которых находятся в сельской местности Кредитные кооперативы 2-го уровня Кредитные кооперативы 1-го уровня Отделения почты России Операторы мобильной связи Электронные платежные системы Кредитные с/х кооперативы 2-го уровня Кредитные с/х кооперативы 1-го уровня

4. Характеристика законодательства 1. Отсутствие системного подхода в законодательном регулировании кредитной кооперации. Например, кредитные кооперативы могут создаваться на основе специальных законов или на основе ГК РФ, если они не отвечают требованиям специального законодательства. 2. Наличие специальных законов о кредитной кооперации (о жилищно-накопительных кооперативах, кредитных потребительских кооперативах граждан, сельских кредитных потребительских кооперативах) оправдано в силу серьезной отраслевой специфики. 3. Почта России, являясь самым крупной розничной сетью, могла бы стать хорошим поставщиком финансовых (в т.ч. кредитных) услуг. Однако, законодательство серьезно ограничивает данный потенциал.

5. Выводы 1. К разработке оптимальной системы финансовых посредников территориального образования необходимо подходить с учетом географических, социально- экономических и прочих существенных его особенностей. 2. Не всегда устоявшаяся система финансовых посредников, представленная исключительно банками, является оптимальной и достаточной.

5. Выводы (окончание) 3. Необходимо создание согласованного законодательства о кредитной кооперации, построенного на единых принципах. 4. Требуется рассмотрение возможности вовлечения Почты России в более активную финансовую деятельность. 5. Необходимо расширение зоны покрытия мобильной связью регионов с проблемной инфраструктурой, в т.ч. за счет государственных (региональных) средств.

6. Список использованной литературы 1. Проект ФЗ «О кредитной кооперации» 2. Проект ФЗ «О микрофинансовых организациях» 3. Концепция развития финансового рынка России до 2020 года. Повышение доступности финасовых услуг, Москва, Иванов О. Финансовые услуги для малообеспеченных слоев населения в России: новый вызов в эпоху экономического бума. 5. Алексеев Г. Экспертное мнение первого заместителя председателя правительства Республики Саха (Якутия) // Эксперт. – – 20 (658). – С Панаедова Г.И., Панаедов Г.И. Микрофинансирование в глобальном мире: международный опыт и российские реалии // Финансы и кредит. – – 24 (264). – С. 2-9.

6. Список использованной литературы 7. Игнатьева И. Татарстан занимает одно из лидирующих мест по развитию фермерских хозяйств, 6 марта 2008 г., «Татар- информ». Доступ к электронной версии: inform.ru/news/2008/03/06/101444/ inform.ru/news/2008/03/06/101444/ 8. Чернобылец А. Переформатирование региона // Эксперт. – – 20 (658). – С О ходе реализации нацпроекта «Развитие АПК». Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Интернет-ресурс: Официальный Интернет-сайт Республики Татарстан: Интернет-сайт Банка России: Интернет-сайт Почты России:

Богунова Екатерина: Зимин Кирилл: Патюлина Екатерина: Филатов Дмитрий: Куратор группы – Романов Андрей: