Православие как способ легитимации власти возможность наличия короткого периода независимости РПЦ при Владимире (митрополит Михаил) до 1037 г., когда на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Advertisements

Re:I.V.D 13 лет назад (1993) принята Конституция Российской Федерации в ходе всенародного голосования (с 1994 по 2004 год этот день являлся государственным.
15 МАРТА – ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь.
Церковь в Советской России. Церковь в е гг. Декрет «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (1918г.) Обострение отношений церкви.
ПЛАН: Формирование новой власти Первые постановления новой власти. Декрет «о земле» и «о мире» Конституция 1918 года Преобразования в социальной сфере.
Миряне последователи Христианства, члены Церкви, не являющиеся священниками не принадлежащие к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения.
История религий в России Урок 18 Рассказ о выборе веры на Руси Православное христианство в истории России (урок модуля «Основы мировых религиозных культур»
Из истории принятия Конституции К уроку обществознания «Конституция России» (9 класс) Автор: Нечаева Л.Г.
* После октябрьского переворота в России была создана новая структура, которая занялась отменами действующих органов помощи с перераспределением средств.
. . совокупность религиозных течений, утвердившихся на территории Российской Федерации. Действующая Конституция определяет Российскую Федерацию как светское.
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Церковь и власть в годы Великой Отечественной войны Работу выполнила ученица 11 «А» класса ГБОУ центр образования 1417 г. Москва Воскобойникова К. Руководитель:
Денежная реформа 1535 г. ( копейка ) Регент – Елена Глинская (до 1538 г) (боярин, князь Овчина – Телепнев – Оболенский) Иван IV(великий князь с 1553 г.)
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Развитие парламентаризма в России».
ОТКРЫТЫЙ УРОК «Развитие парламентаризма в России».
Образование Московского государства (14-15 вв.) План лекции 1) Основные центры объединения русских земель в 14 веке. 2) Освобождение Руси от монгольских.
Проект выполнен Ходченковым Валерием Мироновым Артёмом Изотовым Андреем 8В класс.
В гг. по прошению причта и старосты церковного Воскресенской кладбищенской церкви в Подольске Императорская археологическая комиссия разрешила.
«МГНОВЕНИЯ СЕМНАДЦАТОЙ ОСЕНИ. ИСТОРИЯ РОССИИ.20 ВЕК» ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ХРОНИКА.
Транксрипт:

Православие как способ легитимации власти возможность наличия короткого периода независимости РПЦ при Владимире (митрополит Михаил) до 1037 г., когда на Русь прибыл грек Феопемпт; попытки Ярослава Мудрого освободиться от византийского влияния, увенчавшиеся поставлением в 1051 г. независимого от Византии митрополита Иллариона; сначала десятина была единственным источником церковных доходов, а при Ярославе епископские кафедры стали получать доходы в качестве вершителей суда («урок»); до конца XI в. нет сведений, что епископствам, церквям или монастырям принадлежала бы земельная собственность, а ее появление на рубеже XI - XII вв. связано с влиянием византийского духовенства, стремившегося стать независимым по отношению к княжеской власти; существенное отличие РПЦ от византийской церкви состояло в малом количестве епископов: за весь домонгольский период было учреждено всего 17 епархий, в основном совпадающих с удельными княжествами; епископы с одной стороны были подчинены митрополиту, но с другой - назначались фактически местным князем, который представлял кандидатуру для утверждения собором епископов (исключением из правила были митрополит Киевский и архиепископ Новгородский); Из 68 известных монастырей домонгольского периода около 2/3 были построены князьями, боярами и богатыми горожанами, что было подражанием византийской традиции

Церковно-государственные отношения в условиях монголо-татарского ига (XIII-XIV вв.) иго отодвинуло православие в тень и оттеснило его от влияния на идеологию государства; эпоха монголо-татарского ига - «Золотой Век» Церкви, вынужденно ставшей идеологическим союзником «царя татарского»: она была освобождена от уплаты дани, церковные владения были объявлены неприкосновенными, в обмен на что следовали признание ханской власти как богоданной и призыв к повиновению ей; только в XIV в. митрополит Московский Алексий и Сергий Радонежский стали создавать контуры будущего великого государства: именно тогда боевые доспехи московитян украсила Вифлеемская звезда; московский князь начинал обретать мистические черты, превращаясь из приглашаемого светского правителя в носителя иррациональной харизмы; Дмитрий Донский довольно грубо пытался подчинить себе церковь - неудачная попытка сделать митрополитом своего духовника Митяя

РПЦ в XV в. провал попыток ввести на Руси унию (митрополит Киевский и всея Руси грек Исидор); в 1448 г. Русская церковь становится автокефальной, то есть полностью независимой и самоуправляемой; 1461 г. - Феодосий принял наименование «митрополита Московского и всея Руси»; 1468 г. – разделение Киевской митрополии на две части по линии границы между Московским и Польско-Литовским государствами (митрополит Григорий Болгарин); протест против захвата митрополичьих имений боярами и великим князем Василием II был со стороны митрополита Фотия, издавшего увещевание похитителям, в котором грозил им, в случае невозвращения Церкви имущества, отлучением; при Иване III был поднят вопрос об имуществах и правах духовенства, но великий князь не решался посягнуть на церковные имущества ввиду резкого протеста против этого со стороны митрополита Симона;. двуглавый орел – символ не только восточно-западного единства, но и единства светской и духовной власти

РПЦ в XVI в. в начале XVI в. в споре с нестяжателями (бедная и свободная от светской власти церковь) при поддержке великого князя победила концепция иосифлян (идея богатой церкви и возвеличивание роли великокняжеской власти); в конце 40-х годов XVI в. многие «местночтимые» святые были признаны общерусскими, чем был создан единый пантеон святых; Иван IV был помазан на царство по образу византийских цезарей, а за непризнание «помазанничества» царя Церковь установила анафему, возведя акт помазания в ранг церковных канонических правил; одновременно возник вопрос о соотношение полномочий цезаря и первосвященника церкви: Иван Грозный разрешил конфликт с помощью убийства первосвященника; При Иване Грозном была осуществлена централизация церковного управления: в 1551 г. Стоглавый собор унифицировал церковные обряды, но сохранил один из пережитков удельной старины (духовенство подлежало суду епископа, а не государства) и провалил правительственную программу секуляризации; Борис Годунов силой и хитростью заставил константинопольского патриарха Иеремию II согласиться на введение на Руси патриаршества, но затем Иеремию обманули и первым российским патриархом стал Иов. При этом церковный собор определил, что кандидатура патриарха подлежит утверждению царем. Тем самым введение патриаршества сузило конфессиональную свободу церкви. Тот же Годунов возвел понятие III Рима в ранг официальной государственной идеологии

РПЦ в XVII в. Церковный раскол в период семибоярщины в гг. произошло выдвижение на первый план в общественном сознании патриарха Гермогена: вторичный по отношению к царю сан патриарха был качественно возвышен Гермогеном до уровня, близкого к императорскому, чем и воспользовался позднее Филарет; критической точкой стало противостояние Алексея Михайловича и патриарха Никона в середине XVII в., когда был прямо поставлен вопрос: священство или власть?; победа светской власти над церковной была обставлена на Соборе рядом уступок по отношению к церкви: восстановлением церковного суда и упразднением Монастырского приказа

Власть и церковь в XVIII ст г. - ликвидация Патриаршества и создание Духовной коллегии, позже - Святейшего Правительствующего Синода; после Петра I произошло резкое разделение духовенства на европеизированное высшее и низшее. Одновременно духовенство по своему статусу снизилось до положения среднего слоя и замкнулось в рамках одного сословия (за счет детей духовенства); 15 июля 1726 г. - реформа Синода, согласно которой он был разделен на два апартамента и лишен титула «Правительствующий»: государство оставило за Синодом только духовные дела, а земельные дела были переданы Коллегии Экономии Синодального правления; при Анне Иоановне ряд архиереев в результате конфликта с «верховниками» приостановили принятие присяги царице: 6 из них были посажены в крепость, а 3 - смещены. С рядовыми священниками вовсе не церемонились (отдача в солдаты и наказание кнутом), в результате десятки церквей стояли без священников; в гг. Екатерина II завершила секуляризацию церковных земель: архиереи и монастыри посажены на жалованье; половина монастырей была упразднена (на их месте были образованы госпитали, сумасшедшие дома и т.п.), а 1/5 оставлена без жалования; при Екатерине II обязанностью священников стало оспопрививание и пропаганда посадок картофеля ; Павел I в указе о престолонаследии 5 апреля 1797 г. объявил себя главой православной церкви

«Ведомство вероисповедных дел» при Николае I началась подчеркнутая государственная поддержка православной церкви при усилении ее бюрократизации; за выход из православия, а главам семей - за принуждение жен отречься от него и за обращение детей в другую веру грозило наказание по суду; имение владельца крепостных, уличенного в отступлении от православия, отдавали в опеку; в 1830 г. Сперанский специально включил примечание к ст. 42 Основных законов 1832 г., оставленной без изменений в ст.64 в издании 1906 г. о том, что главой православной церкви является император. Но он был лишь «блюстителем благочестия» и не имел права менять церковные догмы; наступление на униатов: воссоединение около 1,5 млн. белорусских и литовских униатов с РПЦ (1839 г.); при обер-прокуроре С.Д. Нечаеве ( ) Синод лишился права ревизии финансов церкви, а при Н.А. Протасове ( )– из подчинения Синоду были выведены хозяйственные и учебные дела; правительство стало назначать приходскому духовенству небольшое денежное жалованье, одновременно запретив заниматься торговлей и ростовщичеством, посещать театры и увеселительные зрелища; в 1850 г. с духовенства была снята обязанность учить своих детей в духовных учебных заведениях, и предоставлено право учить их «по их способностям и дарованиям»

Церковные реформы 1860-х гг. создание приходских попечительств под руководством церковного старосты; возрождение церковных братств в целях просветительства, благотворительности, издательской и миссионерской деятельности; реформа церковных учебных заведений: право самоуправления и выборов учебного начальства; расширена самостоятельность воспитанников (библиотеки и кружки самообразования); увеличения числа общеобразовательных предметов в семинариях; право приходского духовенства избирать благочинных и собираться на епархиальные съезды; разрушение сословной замкнутости духовенства: запрещение наследственной передачи приходов сыновьям и зятьям; учреждение новых церковных газет и журналов, носящих церковно- общественный характер: поставлен вопрос о социальной роли церкви - служение миру; движение за основание церковно-приходских школ и их передача в ведение Синода; отмена преследования религиозного инакомыслия: сняты ограничения на старообрядцев, легализованы старообрядческий и гражданский браки; в Прибалтике отменена подписка с разноверных супругов об обязательном воспитании детей в православии; белое духовенство получило право участия в земских собраниях; право церкви приобретать земли; установление пенсий духовенству

Церковная политика Временного правительства – первый шаг к вневероисповедному государству объявление равенства всех религий перед законом: принцип веротерпимости в постановлении от 14 июля 1917 г. «О свободе совести»; Ликвидация должности обер-прокурора Синода; отмена обязательного преподавания Закона Божия и передача церковноприходских школ в ведение МНП; решение церковного Собора не участвовать в работе Предпарламента; добро на проведение Поместного собора, который 28 октября (10 ноября) принял решение о восстановлении Патриаршества

Наступление на РПЦ в годы Гражданской войны 26 октября (8 ноября) 1917 г. - декрет о земле ликвидировал церковно- монастырское землевладение; 7 декабря 1917 г. - декрет «О кладбищах и похоронах» лишил монастыри права участвовать в надзоре за кладбищами; 11 (24) декабря 1917 г. - декрет «О передаче дела воспитания и образования» в ведение наркомата просвещения; 18 (31) декабря 1917 г. – аннулирование действенности церковного брака; 23 января (5 февраля) 1918 г. - «Декрет СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах», объявивший об отделении церкви от государства и лишении ее прав юридического лица; все имущество церковных и религиозных обществ было объявлено народным достоянием и подлежало налогообложению аналогичному для частного предпринимательства; местным властям было разрешено закрывать храмы и прекращать деятельность религиозных обществ: в результате у РПЦ было отобрано более 6 тыс. храмов и монастырей; запрещение благотворительной деятельности всем религиозным организациям инструкцией Наркомюста от 30 августа 1918 г.; с 1918 г. началась кампания по ликвидации «святых мощей» (к 1921 г. было вскрыто более 60 мощей по всей стране); поощрение раскола среди духовенства: появление модернистских группировок («Всероссийского союза демократического православного духовенства и мирян», «Друзей церковной реформации» и пр.)

Реакция церкви события в стране ( гг.) патриарх Тихон в своем послании от 11 ноября 1917 г. обвинил большевиков в разжигании гражданской войны; в анафеме от 19 января 1918 г. патриарх говорил только о гибели безвинных людей с той и с другой стороны; церковный Собор отлучил от церкви не конкретно большевиков, а всех тех, кто терроризировал население; массовое выселение монахов в ряде мест привело к вооруженным столкновениям (например, в Александро-Свиридовском монастыре Олонецкой губернии в октябре 1918 г.); в послании патриарха от 1919 г. высказана позиция гражданской лояльности по отношению к новой власти; август 1921 г. - под председательством патриарха образован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим», распущенный постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 7 сентября 1922 г.: все собранные ценности были передан в ЦК Помгол; компромиссное послание патриарха от 19 февраля 1922 г. – согласие на «частичное изъятие», ставшее поводом для обвинений руководства церкви в нежелании помочь голодающим; послание патриарха от 28 февраля 1922 г. – осуждение декрета об изъятии церковных ценностей как «акта святотатства»; август 1923 г. - обращение Тихона к пастве о признании советской власти

Органы руководства «религиозными вопросами» в е гг. VIII (с 1922 г. - V) отдел Наркомюста, в задачи которого входило: координация работы центральных и местных органов власти, подготовка нормативных актов, регулирующих деятельность религиозных организаций, а также борьба с нарушениями законодательства о культах; на местах - отделы или подотделы при губисполкомах, а в ряде губерний - комиссариаты по церковным делам; НКВД и ГПУ; Президиум и Секретариат ВЦИК; специальная комиссия при Отделе агитации и пропаганды ЦК партии; ноябрь 1921 г. - особоуполномоченный Совнаркома по учету и сосредоточению ценностей (Л. Троцкий); «центральная тройка» - действовавший под началом Л.Д.Троцкого орган в составе представителей ВЦИК (П.П. Лебедев), Наркомюста (П.А. Красиков) и Агитпропотдела ЦК РКП(б) (Л.С. Сосновский); комиссии по учету и сосредоточению ценностей при губисполкомах; комиссия по делам религиозных культов при Президиуме ВЦИК (П. Г. Смидович), ликвидированная 16 апреля 1938 г.; к середине 1927 г. практическая государственная церковная политика сосредотачивается в руках ОГПУ и НКВД; с 1938 г. и вплоть до Великой Отечественной войны религиозной проблематикой занимался Церковный отдел, созданный на рубеже гг. в составе органов госбезопасности

Власть и церковь в гг. - курс власти на ликвидацию церкви голод как предлог для разгрома церкви: 27 декабря 1921 г. - декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях», а 2 января 1922 г. - постановление ВЦИК «О ликвидации церковного имущества»; 23 февраля 1922 г. - декрет об изъятии церковных ценностей, установивший месячный срок изъятия церковных имуществ и передачи их в органы НКФ (отход от линии возможного компромисса церкви и власти - исключение духовенства от участия в изъятии ); 20 марта 1922 г. - Постановление Политбюро об изъятии церковных ценностей, предусматривавшее создание, секретных комиссий по изъятию ценностей; послание патриарха «Ко всем верным чадам Православной Церкви», в котором он призвал противодействовать насильственному изъятию церковных ценностей; весна 1922 г столкновений верующих с властями, судебные процессы в Петрограде и Москве по делу об изъятии ценностей церкви, арест в мае 1922 г. патриарха Тихона, выпущенного на свободу только после публичного покаяния 16 июня 1923 г.; поддержка раскола церкви: в мае 1922 г. обновленческое ВЦУ («Живая церковь») во главе с епископом Антонином отстранило патриарха от управления церковью, а в мае 1923 г. Тихон был лишен сана и монашества; 1923 г. - отказ властей легализовать патриаршую церковь

Церковно-государственные отношения в гг. после смерти в 1925 г. патриарха начинается период смуты в церковной жизни и попыток поиска основ взаимоотношения церкви и власти; 1925 г. - Союз воинствующих безбожников; май 1925 г. – публикация в «Известиях» «Завещания Патриарха»; июнь 1926 г. - заместитель местоблюстителя патриаршего престола Петра митрополит Сергий обратился в НКВД с просьбой о легализации высшего церковного управления и разрешении издавать церковный журнал и представил проект обращения к всероссийской пастве, в котором подчеркивалась лояльность церкви к власти; апрель 1927 г. - возвращение арестованного Сергия в Москву: официальная регистрация патриаршего Синода и признание Сергия временной главой РПЦ; май 1927 г. – распоряжение Синода о возобновлении поминовения государственной власти; июль 1927 г. – декларация Сергия о политической лояльности властям: к 1930 г. около 37 архиереев отказались от административного подчинения митрополиту Сергию, выступая против компромиссов с властью; с лета 1928 г. служители культов стали зачисляться в «кулацко- нэпманские агенты», для священников была установлена непомерно высокая квартплата, остававшаяся такой до 1943 г.

Политика в отношении церкви в конце 1920-х – начале 1930-х 8 апреля 1929 г. - постановление ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях», исключавшее священнослужители из состава «двадцаток», запрещавшее религиозным объединениям благотворительную деятельность и частное обучение религии; Май 1929 г. - XIV Всероссийский съезд Советов изменил редакцию статьи 4 Конституции РСФСР: вместо «свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды» признавалась «свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды»; 1(14) ноября 1929 г. - постановление митрополита Сергия и Синода «О Св. Антиминсах при закрытии храмов», разрешавшее сохранение церковной жизни (походный Антиминс); в 1929 году было арестовано большинство епископов, которые не возносили молитву за государство (непоминающих), а большая часть отделившихся от митрополита Сергия группировок ушла в катакомбы; духовенство и клирики, лишенные избирательных прав или ограниченные в отдельных политических и гражданских правах, платили в казну с 1930 г. 75% с «нетрудовых доходов»; осень 1929 г. – «антиколокольная» кампания: запрет колокольного звона и снятие колоколов, а с 1930 г. – планы по сбору колокольного лома; усиление деятельности СВБ: «Борьба с религией есть борьба за социализм»; 15 февраля 1930 г. – выступление Сергия перед иностранными и советскими корреспондентами с заявлением об отсутствии гонений на РПЦ

Репрессии против церкви и религии в 1930-е гг г. – прерывание связи РПЦ с европейскими приходами; 1932 г. – принятие Союзом воинствующих безбожников 5-летнего плана: в 1-й год добиться закрытия всех духовных школ и лишить священнослужителей продовольственных карточек, во 2-й - провести массовое закрытие церквей и выслать всех служителей культа за границу, на 4-й - закрыть остающиеся храмы всех религий, в 5-й - закрепить достигнутые успехи; в начале 1930-х гг. репрессии обрушились на все конфессии, включая старообрядцев и обновленцев (в гг. число культовых зданий РПЦ сократилось на 1/3), а в 1934 г. возобновлены массовые закрытия церквей, аресты и высылки священнослужителей, членов церковноприходских советов и деятельных прихожан и, в первую, очередь, обновленцев; 1935 г. – закрытие журнала Московской Патриархии; в гг. было арестовано 70 высших чинов РПЦ; к 1941 г. РПЦ имела 3021 действующий храм, причем около 3 тыс. из них находились на территориях, вошедших в состав СССР в гг.; священнослужителей накануне войны было 6376 (в 1914 г. клир РПЦ составлял священников и диаконов); в 1938 г. в СССР не существовало ни одного монастыря. После присоединения Восточной Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии их стало 64 (в 1914 г ); от высшего духовенства в предвоенные годы осталось 4 человека: 2 епископа и 2 митрополита

РПЦ в годы Великой Отечественной войны 22 июня 1941 г. - пастырское послание митрополита Сергия – благословление на подвиг; нормализация отношений церкви с государственной властью: разрешение на открытие банковского счета было признанием церкви как юридического лица (за годы войны взнос церкви в фонд обороны превысил 300 млн руб.); 4 сентября 1943 г. – встреча Сталина с 3-мя иерархами церкви: решение созвать в Поместный собор для избрания патриарха, разрешение на открытие учебных заведений и издание ежемесячного церковного журнала; 8 сентября 1943 г. был избран патриарх – Сергий; крах обновленчества и возвращение с 1943 г. обновленцев в лоно РПЦ; после 1943 г. - Совет по делам церкви при СНК СССР вмешивался во все церковные решения, а также было принято постановление, согласно которому для восстановления прихода необходимо подать прошение в местные органы власти, которые имели право только отказать в открытии церкви

Н. Хрущев и РПЦ июль 1954 г. - постановление ЦК партии «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» подтолкнуло волну администрирования; 10 ноября 1954 г. – еще одно постановление ЦК «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», в котором грубые нападки на религию квалифицировались как несовместимые с линией партии и Конституцией СССР; в октябре 1958 г. Совмин СССР административными мерами ограничил влияние религиозных организаций путем увеличения налогов от доходов монастырей и свечного производства, закрытия части монастырей и учебных заведений, запрета поступать в монастырь лицам со среднеспециальным и высшим образованием; в сентябре 1959 г. вышел первый номер журнала «Наука и религия», в ряде вузов были созданы соответствующие кафедры, а в Институте истории АН СССР – сектор истории религии и атеизма

Взаимоотношения власти и церкви в годы «застоя» ослабление государственного давления на РПЦ; использование авторитета Церкви на международной арене; в декабре 1965 г. два Совета при СМ СССР – по делам РПЦ и по делам религиозных культов – были объединены в один Совет по делам религий при Совмине СССР; Поместный Собор 1971 г. положительно оценил поддержку церковью социалистического строя, внутренней и внешней политики Советского государства и принял документ, отменивший проклятие старообрядчества; с середины 1960-х годов развернулась работа по атеистическому просвещению населения, а в вузах вводился обязательный курс «Основы научного атеизма»

Перестройка и церковная политика поворот в отношении церкви был сделан с 1988 г. – юбилейные торжества, связанные с 1000-летием крещения Руси; осенью 1990 г. были обнародованы Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» и Закон РСФСР «О свободе вероисповедания», которые отменяли принятые ранее законы, в том числе и постановление ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 г.: упрощалась процедура регистрации религиозных обществ, расширялись рамки деятельности религиозных обществ (право осуществлять благотворительную деятельность, создавать культурные и просветительские организации и учреждать СМИ); религиозное объединение получило права юридического лица, а религиозные организации получили право собственности на культовые здания, имущество и денежные средства; налогообложение священников и граждан, работающих в религиозных объединениях, стало осуществляться наравне с рабочими и служащими государственных и общественных организаций