Проектирование компетентностно- ориентированных основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Инженер 1 категории УМЛиМО Тетюшкина С.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН на основе Федеральных государственных.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата / магистратуры), реализуемая вузом по направлению.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Заместитель директора по УВР Климина Е.В. «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О задачах вуза в условиях перехода на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Транксрипт:

Проектирование компетентностно- ориентированных основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Инженер 1 категории УМЛиМО Тетюшкина С.А.

Федеральный Закон РФ «Об образовании» статья 9 п. 6 Под основной образовательной программой понимается комплекс (комплект) учебно- методической документации, обеспечивающий реализацию ФГОС ВПО в университете, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включающий в себя рабочий учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, методические материалы обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Организация работы по проектированию основных образовательных программ утверждение Реестра основных образовательных программ; разработка рабочего учебного плана; разработка содержательной части основной образовательной программы; разработка учебно-методических комплексов дисциплин.

Требования к разработке основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения, включая последипломный отпуск: для бакалавров 4 года, для магистров 2 года, для специалистов 5 лет. Трудоемкость (в зачетных единицах) – для бакалавров 240, для магистров – 120, для специалистов 300. Трудоемкость ООП для всех направлений/специальностей подготовки обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Трудоемкость дисциплин и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц. Для бакалавров и специалистов базовая часть циклов должна предусматривать изучение обязательных дисциплин указанных в ФГОС ВПО. ООП магистратуры предусматривает изучение общенаучного и профессионального циклов и следующих разделов: практика и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация. Практика является обязательным разделом ООП бакалавриата, магистратуры, специалитета и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. ООП университета должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия, указанные в ФГОС ВПО, по дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области, установленной ФГОС ВПО, а также по дисциплинам вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков. Оценка качества освоения ООП университета должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Итоговая государственная аттестация включает защиту: для бакалавриата - бакалаврской выпускной квалификационной работы, для магистратуры - выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации, для специалиста - выпускной квалификационной работы - дипломного проекта. Сроки освоения основных образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения могут увеличиваться относительно указанного нормативного срока на основании решения Ученого совета университета. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются соответствующими кафедрами самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Государственный экзамен для бакалавриата, магистратуры и специалитета вводится по решению Ученого совета университета, если это не противоречит п 8.6 ФГОС ВПО.

СОДЕРЖАНИЕ ООП 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) (бакалавриата / специалитета / магистратуры), реализуемая вузом по направлению подготовки ______________________ и профилю/специализации подготовки _____________________ 1.2.Нормативные документы для разработки основных образовательных программ. 1.3.Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования 1.4.Требования к абитуриенту 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ООП (БАКАЛАВРИАТА / СПЕЦИАЛИТЕТА / МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника 3.КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО 4.РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6. ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 7. ИТОГОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ 8. РАЗРАБОТЧИКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата/специалитета/магистратуры), реализуемая вузом по направлению подготовки/cпециальности _________________________________ и профилю подготовки ________________________________________ (далее – ООП ВПО) ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, а также с учетом рекомендованной профильным учебно-методическим объединением примерной основной образовательной программы.

1.2.Нормативные документы для разработки основной образовательной программы Нормативно-правовую базу разработки ООП ВПО составляют: Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года 125-ФЗ); Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года 232- ФЗ). Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71 (далее – Типовое положение о вузе); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки ________________ (бакалавриата / специалитета / магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____»__________200__ г. ____; Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная _______________ ________________ (носит рекомендательный характер); Устав ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения».

1.3.Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования Социальная роль, цели и задачи ООП ВПО по _______________________ (направление подготовки/специальности) по профилю /специализации

1.3.2.Срок освоения ООП ВПО:_________________________ (ФГОС ВПО Таблица 1) Трудоемкость ООП ВПО:_________________________ (ФГОС ВПО Таблица 1) 1.4.Требования к абитуриенту Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ ________________________ Для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме на обучение могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП ВПО могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту – наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. 1.3.Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования

2.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА (БАКАЛАВРИАТА/ СПЕЦИАЛИТЕТА/ МАГИСТРАТУРЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 2.1.Область профессиональной деятельности выпускника 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника 4 ЧАСТЬ ФГОС ВПО

3.КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА КАК СОВОКУПНЫЙ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ООП ВПО компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные и профессиональные Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Компетенции выпускника ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению Коды компетенций Название компетенции Содержание и основные характеристики компетенции. Структура компетенции. Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции выпускника 123 ОКОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА: ОК–1 … ОК–2 … … … ПКПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ПК–1 … ПК–2 … … …

В столбце 3 в части «Содержание и основные характеристики компетенции» уточнения основных характеристик компетенций для конкретного профиля/специализации Смысл компетенций может требовать уточнения в следующих случаях: - слишком широкий контекст, требующий уточнения для конкретного профиля/специализации, - слишком сложная формулировка и для лучшего понимания требуется ее упрощение/переформулировка, - смысл ряда компетенций (или используемых в их формулировках понятий) может быть разный для разных категорий пользователей: преподаватели, студенты, работодатели. Если смысл компетенции «полный» и однозначно ясен, то необходимо добавить пометку «содержание компетенции уточнения не требует».

НАПРИМЕР: Компетенц ия Содержание и основные характеристики компетенции ОК-16: Умеет работать в команде - адекватная самооценка; - соотнесение личных и групповых ценностей/интересов; - выполнение определенных ролей; - ответственность за общий результат.

Структура компетенции результаты обучения систематизируются по трем уровням освоения: знать, уметь, владеть КомпетенцияСтруктура компетенции ОК 16: Умеет работать в команде - знает основы психологии коллективной деятельности; - умеет нести ответственность за общий результат, качество и сроки выполнения заданий; умеет соотносить личностные и групповые интересы и ценности; - владеет навыками самоорганизации, коммуникации и взаимозаменяемости ролей в коллективе.

Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции выпускника «Пороговый» уровнь сформированности компетенции - уровень освоения компетенции студентами-выпускниками вуза по ООП ВПО, который планируется достичь по отношению ко всем студентам к моменту завершения ими обучения по ООП ВПО в целом. КомпетенцияХарактеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции ОК-16: Умеет работать в команде - может адаптироваться в условиях коллективной деятельности; - умеет проявлять разумную инициативу; - умеет доводить порученную работу до логического завершения с ориентацией на конечный коллективный результат; - умеет выполнять различные роли в коллективе; - имеет опыт работы в коллективе.

Рабочий учебный план Рабочий учебный план составляется и утверждается в соответствии с Регламентом разработки и утверждения рабочих учебных планов в ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» и входит как обязательный компонент в ООП.

Рабочая программа учебной дисциплины Рабочие программы учебных дисциплин должны быть разработаны в соответствии с Порядком разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины и входить, как обязательный компонент, в ООП.

Программы учебной, производственной и преддипломной практики. В соответствии с ФГОС ВПО раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. Инструкция изложения программы практик в п Положения об организации работ по проектированию ООП.

Итоговая государственная аттестация выпускников В данном разделе указываются виды итоговой государственной аттестации: защита выпускной квалификационной работы, государственный экзамен, если предусмотрен учебным планом, а также краткий перечень требований к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ и к процедуре проведения государственного экзамена.

РАЗРАБОТЧИКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Указание Ф.И.О. разработчиков на ООП, их подпись, дата утверждения.