UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/ Последствия миграции для стран выхода Жанет Скурл, NIDI СРЕДА 26 января Заседание 2: Последствия миграции
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Демографические последствия Рост населения: Несмотря на значительное отрицательное сальдо миграции, большинство стран, отдающих мигрантов, характеризуются демографическим ростом Пример: Ближний Восток, Северная Африка, страны Залива (MENA-20) 2000:316 миллионов 2025:492 миллиона 2050:638 миллионов
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Демографические последствия Сокращение численности населения: Некоторые из стран Восточной Европы, по меньшей мере в ближайшей перспективе, столкнутся одновременно и с демографическим спадом, и с отрицательной чистой миграцией, усиливающей негативное влияние старения и сокращение численности населения.
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Миграция и развитие: миграция развитие развитие миграция
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Стагнация экономического роста Бедность Быстрый рост населения Безработица и неполная занятость Неравномерное распределение богатства Давление на сельскохозяйственные и прочие ресурсы Глобализация Плохое управление / нарушение прав человека Конфликты с применением насилия и дефицит безопасности Традиция миграции (в отдающих странах) Причины миграции: многообразные и сложные
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Мотивы миграции индивидов часто представляют собой комплекс мотивов добровольного и вынужденного характера, которые невозможно отделить от влияния структурных условий. Кроме того, процесс принятия решения о миграции осуществляется с участием и самого индивида, и членов ее/его семьи.
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Многомерный процесс, посредством которого достигаются: более сбалансированное распределение богатства / процветания, лучшие возможности для обозримого будущего (сокращение бедности) и снижение уровня неопределенности Последствия : –Усиливает индивидуальные возможности миграции, –Но: является причиной того, что меньшее число людей захочет или будет вынуждено мигрировать Что такое развитие?
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Ранние стадии развития: возможности мигрировать доступны немногим (велики материальные и нематериальные затраты) Средние стадии развития: рост ожиданий, но, по-прежнему недостаточные возможности для их реализации в своей стране; усиление масштабов миграции, т.к. все большее число людей могут позволить себе затраты на нее. Поздние стадии развития: с ростом возможностей построения жизнеспособного будущего в своей стране потребность в миграции сокращается Процесс развития и миграция:
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Утечка умов: широко изучалась в 1960 е-1970-е и вновь привлекает внимание сегодня в качестве проблемы –В частности, согласно результатам исследования, проведенного OECD : 20-30% всех врачей-терапевтов в США, Канаде и Соединенном Королевстве получили образование за рубежом. Развивающиеся страны поставляют около 56% всех врачей- мигрантов, а получают лишь менее 11 %. –Утечка умов из России означает значительное субсидирование бюджетов наиболее развитых стран (Малаха, 2002) Приток умов: –Ожидание возможностей, которые дает миграция, может стимулировать формирование человеческого капитала. Поскольку лишь немногие мигрируют, человеческий капитал и экономический рост страны в целом могут выиграть. Трудовая миграция:
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 +Денежные переводы (избирательны по природе) +Транснациональная деятельность (эффект на местном уровне) +Перемещение квалификации и знаний +Социальное / политическое влияние мигрантов +«Выпускной клапан» (в некоторой степени) при недостатке рабочих мест и связанным с этим общественным беспокойством Положительные последствия (трудовой) миграции для развития:
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/ Утечка умов (потеря человеческого капитала, включая высококвалифицированных специалистов; потери инвестиций в образование) -Социальные: разрыв семейных связей, разрушение семейной жизни -Экспорт рабочей силы: чувствителен к экономическим колебаниям -Инфляционное влияние на местные экономики -Рост неравенств на местах -Возникновение «традиции миграции» Отрицательные последствия (трудовой) миграции для развития:
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Двойственные причины --> двойственные инструменты политики: –сокращение протекционистской политики в области торговли –стимулирование или сдерживание эмиграции (денежные переводы, утечка умов, наращивание потенциала) –программы возвратной миграции – миграция занятости; заключение (размещение) контрактов на выполнение работы за рубежом. –Создание рабочих мест; хорошее управление; соблюдение прав человека: принятие во внимание потенциально порождающий миграцию эффект (программ) развития. в т.ч. Процессы социального раскола и демократизации в т.ч. Прием беженцев на локальном / региональном уровнях
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Последствия для стран происхождения: –потеря человеческого капитала –денежные переводы Последствия для стран прибытия: –давление на ресурсы / местную экономику –приобретение человеческого капитала –конкуренция, проблемы интеграции Миграция беженцев и лиц, ищущих убежище
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Варианты политики: –Превентивная политика (стимулирование хорошего управления, соблюдения прав человека) Процесс демократизации может стимулировать миграцию (выбытие) Сотрудничество в области развития часто было сосредоточено на странах с хорошим управлением; гуманитарная помощь нацелена на страны с кризисной ситуацией Миграция беженцев и лиц, ищущих убежище
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Варианты политики : –прием / защита на территории региона (временно) – 3 надежных решения: репатриация, интеграция на местах, переселение в третью страну В настоящее время предпочтительна репатриация, однако, интеграция на местах имеет тенденцию быть фактической практикой Программы развития / прием в соседних странах может привлечь еще больше (дополнительных) мигрантов / беженцев
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Денежные переводы Инвестиции –В частности: поддержка инициатив местного развития с помощью мигрантских организаций Перемещение знаний и опыта –В частности: привлечение мигрантов к участию в программах развития Политическая мобилизация, лоббирование, –мигрантские организации в диаспоре в качестве «эмиссаров» развития Диаспора: роль мигрантских сообществ
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Использование переводов: –Расходы на ежедневное потребление, уплата долгов, расходы на жилье, образование, медицинские расходы –потребительские товары –производственная деятельность, инвестиции –финансирование конфликтов, сопряженных с насилием Иностранная валюта чрезвычайно важна для баланса платежей, однако, в то же время она усиливает инфляцию и зависимость от импорта Денежные переводы
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Аспекты политики: –Страны эмиграции заинтересованы в продолжающейся материальной зависимости /обязательствах мигрантов: политика возвращения и репатриации, а также политика ужесточения правил приема ослабляют основу для переводов –Использование переводов не обязательно соответствуют целям Программы помощи государственному развитию (Official development assistance -ODA) –Функционирование транснациональных сообществ может находиться в противоречии с политикой интеграции в странах иммиграции Денежные переводы
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Влияние возвращения на развитие: –квалификация, способности (компетенция), фаза жизни мигранта –социальная, экономическая и институциональная поддержка / контекст в стране возвращения беженцы: политический климат для урегулирования ситуации Национальные власти, как правило, проявляют ограниченный интерес к стимулированию возвращения собственных граждан: –это подрывает продолжение поступления переводов –усиливает давление на местные рынки труда Политика возвращения чаще всего инициируется странами иммиграции Возвратная миграция
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Управление или сокращение потоков миграции: –трудовой миграции –миграции в поисках убежища –сопутствующей миграции (брачная миграция и воссоединение семьи) –торговля людьми и контрабанда людей/нелегальная миграция Стимулирование временной миграции: –возвращение Стимулирование интеграции «постоянных» мигрантов Цель миграционной политики / управления
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Как примирить конфликтующие интересы (страны иммиграции – страны эмиграции – мигранты-индивиды; Программа помощи государственному развитию (ODA) - против политики приема Для политики существует множество вариантов и возможностей, но миграцией трудно «управлять», поскольку она формирует часть долгосрочного процесса развития: следовательно, в процессе разработки (определения) политики, также важнейшим является взгляд на долгосрочную перспективу Дилеммы политики
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/ Последствия миграции для стран миграционного притока
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Типы последствий: Демографические Экономические Социальные
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Демографические последствия Рост населения: Чистая миграция в значительной степени способствует росту населения во многих странах прибытия. Она отодвигает тот момент, когда население Европы и Японии начнет сокращаться.
Потоки чистой миграции в странах Европейского Союза в 2000 г.
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Старение населения: Миграция способствует замедлению процесса старения в принимающих странах. Однако она не предотвращает старения. –иммигранты тоже стареют –численность иммигрантов слишком мала
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Сценарии ООН (2000), основанные на прогнозах численности населения 1998 года для 8 стран с низкой рождаемостью (Франция, германия, Италия, Япония, Респ. Корея, Российская Федерация, Соединенное Королевство и США) и двух регионов (страны Европейского Союза и Европа), показывают: –1998 (средний вариант прогноза) : везде начнется сокращение численности населения до 2050 года, за исключением США, и повсеместно старение будет происходить быстро. –При отсутствии миграции это произойдет еще быстрее –Для поддержания неизменной численности населения, численности трудовых ресурсов или возрастной структуры, потребуется очень большой объем чистой иммиграции.
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Сценарии ООН по замещающей миграции. Среднегодовые объемы чистой миграции ( )
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Демографическая ситуация в Восточной Европе, на Балканах, в Турции и Центральной Азии (ВЕЦА-20) сходна с ситуацией в 25 странах Евросоюза. Для стран ВЕЦА в целом начало сокращения населения ожидается к 2025 году, особенно в большинстве Балканских стран, в РФ и Украине.
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Экономические последствия Экономика --> миграция –Потенциальные мигранты привлечены экономическим и перспективами Миграция --> экономика –Ведет ли миграция к замещению (вытеснению) местных работников на рынке труда и к более низким зарплатам? –Какими будут последствия для общественной финансовой системы? Источник: UN, World Economic and Social Survey, 2004; Ederveen et al., 2004)
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Влияние иммиграции на рынок труда: Исследования показывают, что это влияние варьирует в зависимости от страны, группы иммигрантов и уровня образования Миграция повышает уровень предложение труда и экономический результат («иммиграционный прирост») Как результат возросшей конкуренции, зарплаты сократились, но влияние этого обстоятельства весьма умеренное. Имеется мало подтверждений тому, что иммиграция будет влиять на уровень безработицы
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Влияние иммиграции на национальные финансы Может ли миграция смягчить финансовые последствия старения? –В среднем, при подсчете по времени жизни, мигранты вносят вклад больший, нежели на них расходуется средств, (расходы в период их юности несла страна происхождения) –но: на это влияют различия в уровне безработицы – влияние положительное в Испании, отрицательное в Нидерландах, – в большинстве исследований отмечается положительное влияние миграции на национальные финансы
UNFPA/UNECE/NIDI Training programme on international migration, Geneva, 24-28/01/2005 Проблемы политики: –Улучшение экономической интеграции мигрантов: сокращение риска безработицы Факторы, оказывающие влияние на безработицу среди иммигрантов, в т.ч. : –образование –знание иностранных языков –организация государства всеобщего благосостояния –дискриминация