Основы психодиагностики Обследование аутичных детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психиатр Волощук Оксана Васильевна. ЭйгенБлёйлер.
Advertisements

Алгоритм проведения психологического обследования.
Особые дети – особое общение. Понятие – «АУТИЗМ» Термин аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженности.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
Особенности психолого- педагогического сопровождения обучения детей с аутизмом Педагог-психолог ЦПМПК Ляш Л.И.
Учитель - дефектолог Барабанова М. Г. Инклюзивный подход в работе учителя - дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями.
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Синдром раннего детского аутизма. Ранний детский аутизм (синдром Каннера) - особая аномалия психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование.
«Хожу, где вздумается, гуляю сам по себе» Подготовили: учитель-логопед О.А. Бухтоярова учитель-дефектолог Е.В. Малахова.
* Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Синдром Аспергера. Бельгийский учёный Карл Гилберт (1989) опубликовал диагностические критерии синдрома Аспергера, которые основывались на клиническом.
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Организация психолого- педагогического сопровождения аутичного ребёнка в специальном детском саду Практический психолог Херсонского специального д/с 8.
L/O/G/O Анализ и самоанализ образовательной деятельности в соответствии с новыми стандартами.
Легкая у мственная о тсталость F -70 Составила учитель трудового обучения Иванова Т.Г.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор.
Транксрипт:

Основы психодиагностики Обследование аутичных детей

Аутизм - снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; уход от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в области детской психологии. Аутизм проявляется эмоциональной и поведенческой отгороженностью от реальности, свертыванием или полным прекращением общения, погружением в себя, либо утратой эмоциональной и коммуникативной дистанции с избыточной, недифференцированной общительностью и открытостью (аутизм наизнанку), связанными с неспособностью учитывать эмоциональные реакции собеседника, эмоциональной дефицитарностью.

Основные признаки РДА: Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими. Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими. Отгороженность от внешнего мира. Отгороженность от внешнего мира. Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада). Слабость эмоционального реагирования по отношению к близким вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада). Наблюдается недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители, придающая таким детям сходство со слепыми и глухими (псевдослепота, псевдоглухота). Наблюдается недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители, придающая таким детям сходство со слепыми и глухими (псевдослепота, псевдоглухота).

Отмечается стереотипность в поведении, что проявляется: - в стремлении сохранить постоянные, привычные условия жизни, приверженности к сохранению неизменности окружающего - в сопротивлении и страхе перед изменениями, боязни всего нового (неофобия); - в поглощенности однообразными стереотипными примитивными движениями и действиями; Отмечается особая охваченность, зачарованность какой - либо деятельностью. Отмечается особая охваченность, зачарованность какой - либо деятельностью. Весьма характерно зрительное поведение: непереносимость взгляда в глаза, бегающий взгляд, взгляд мимо или сквозь людей, фрагментарность зрительного внимания; Весьма характерно зрительное поведение: непереносимость взгляда в глаза, бегающий взгляд, взгляд мимо или сквозь людей, фрагментарность зрительного внимания; Дети активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних. Дети активно стремятся к одиночеству, чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют одних.

Особый контакт с матерью; Запаздывание моторного развития (угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжесть, запаздывание развития навыков самообслуживания) Запаздывание моторного развития (угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжесть, запаздывание развития навыков самообслуживания) опережение (или искажение) речевого развития: опережение (или искажение) речевого развития: - непосредственные и отставленные во времени эхолалии (повторение услышанных слов, фраз); - отмечаются неологизмы, скандированное произношение, рифмование, - ребенок часто говорит о себе во 2-ом или 3-ем лице (он, Вася), применяет в отношении себя глаголы в безличной форме; - не используются мимика и жесты.

Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Изучение аутичных детей имеет особые сложности из-за трудностей установления с ними контакта. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком. Формой организации обследования может быть лонгитюдное, динамическое и диагностическое обследование, но принципиальной является индивидуальная работа с каждым ребенком.

На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. На начальном этапе комплексное обследование проводится одним специалистом (психологом или педагогом), что дает ребенку возможность хотя бы немного адаптироваться к новой ситуации. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано. Другие специалисты (логопед, психиатр) должны постепенно, очень осторожно предъявлять себя ребенку, так как любое резкое движение или громко сказанное слово могут вызвать у него охранительную реакцию, и обследование будет прервано.

В целом в процедуре обследования выделяются три этапа: В целом в процедуре обследования выделяются три этапа: 1) сбор психологического анамнеза, где важнейшее значение имеют сведения о матери и других близких; 2) определение уровня нарушений эмоционально-волевой сферы; 3) изучение особенностей познавательной сферы. Аутичные дети первых двух групп (по классификации О.С. Никольской) могут быть диагностированы только в ходе продолжительного изучения, на первых двух этапах реально установить лишь тип аутистического дизонтогенеза. Дети третьей группы могут быть обследованы сразу только при появлении у них особой расположенности к специалисту. Изучение детей четвертой группы, учитывая их коммуникативные возможности, может включать сразу три этапа обследования.

Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение. Определение типа аутистического дизонтогенеза, или уровня нарушений эмоционально-волевой сферы, достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка. Затем в зависимости от демонстрируемых возможностей ребенка в ходе взаимодействия с ним строится его дальнейшее изучение. Оценивая особенности эмоционально- волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутичного ребенка, следует опираться на основные критерии, выделенные О.С. Никольской, В.В. Лебединским, М.К. Бардышевской. О.С. Никольской, В.В. Лебединским, М.К. Бардышевской.

Первый тип аутистического дизонтогенеза уровень полевой реактивности: повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов; повышенная отрешенность от окружающего мира, отказ от любых контактов; выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее); выраженная пассивность по отношению к сенсорным раздражителям (вложенный в руку ребенка предмет или игрушка выпадает из нее); отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает); отсутствие зрительного контакта (взгляд плавно ускользает); наличие «полевого» поведения; наличие «полевого» поведения; мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера; мутизм, отсутствие потребности в вербальных контактах любого характера; вычурность двигательных поз. вычурность двигательных поз.

Второй тип уровень стереотипов: Второй тип уровень стереотипов: выраженная чувствительность к внешним стимулам силе голоса, света, температуре, прикосновениям; выраженная чувствительность к внешним стимулам силе голоса, света, температуре, прикосновениям; активное отторжение мира в виде аутостимуляций; активное отторжение мира в виде аутостимуляций; обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии; обилие моторных стереотипии; наличие речевых штампов, эхолалий, речевых стереотипии; проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.); проявление требовательности к организации стереотипной среды обитания (особая избирательность в еде, в ношении только какого-то одного вида одежды и т.д.); наличие страхов; наличие страхов; автономная игра. автономная игра.

Третий тип уровень экспансии: Третий тип уровень экспансии: проявление выраженной конфликтности поведения; проявление выраженной конфликтности поведения; быстрая пресыщаемость в любой деятельности; быстрая пресыщаемость в любой деятельности; выраженная избирательность в контактах; выраженная избирательность в контактах; наличие немотивированных страхов; наличие немотивированных страхов; безадресная речь, не направленная на собеседника; безадресная речь, не направленная на собеседника; отсутствие использования местоимений первого лица; отсутствие использования местоимений первого лица; взгляд «сквозь» человека. взгляд «сквозь» человека. Четвертый тип уровень эмоционального контроля: проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах; проявление сензитивности и повышенной ранимости в контактах; потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке; потребность в положительной оценке и эмпатической поддержке; симбиотическая связь с близкими (с матерью); симбиотическая связь с близкими (с матерью); речь может носить затухающий характер; речь может носить затухающий характер; визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер. визуальный контакт не постоянен, имеет прерывистый характер.

Объективная оценка нарушений аффективной сферы требует наблюдения динамики ее развития, степени возрастания или убывания проявлений аутистических признаков, а также изменений способов адаптации ребенка. Позитивная динамика характеризуется возникновением в психике ребенка признаков аффективных механизмов более высокого уровня организации эмоционально-волевой сферы и упрощением способов компенсаторной аутостимуляции. При регрессе ребенок становится более замкнутым и отрешенным, имеющиеся связи и контакты с миром нарушаются. Ребенок переходит в группу детей с более элементарной и ригидной организацией эмоционально-волевой и коммуникативно- потребностной сфер.

Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения, адекватных их возможностям Изучение особенностей познавательной сферы аутичных детей направлено на выявление уровня их знаний и навыков и определение программ обучения, адекватных их возможностям В целом процедура обследования должна сложиться естественно, плавно перейдя из стадии установления контакта с ребенком в игру с ним. Некоторые задания могут быть предложены в виде тестовых, например, корректурная проба, шифровка и др., основная же часть диагностики строится в виде продолжения игры с ребенком. Прекращение работы может произойти не из-за переутомления, а из-за неадекватной реакции на стимульный материал немотивированного страха перед ним, поэтому рекомендуется предварительно положить некоторые пособия и тестовые задания в разных местах кабинета, чтобы ребенок к ним привык и они не казались ему чем-то новым и неизвестным.

При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов. При определении диагностического инструментария специалист должен опираться на известные в диагностической практике комплекты и наборы диагностических методик и тестовых заданий, обязательно учитывая в организации деятельности ребенка его возраст и информацию матери или близких о его предпочтениях в выборе игрушек или предметов.

Литература: Литература: Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, ТА. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза. СПб., Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М, 1997.