Интерактивное обучение как дидактическая система ТМОМ Общепедагогические основы обучения математике
План 1.Общая характеристика интерактивного обучения. 2.Цели и задачи интерактивного обучения. 3.Характеристики основных компонентов дидактической системы «интерактивное обучение»: содержание; методы; формы; средства. 4.Основные положения методики интерактивного обучения.
Общая характеристика интерактивного обучения «Inter» это «взаимный», «act» действовать. Интерактивность способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Общая характеристика интерактивного обучения Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Важным является факт, что в полноценном обучении его участники взаимодействуют стремя видами активности. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке.
Виды активности присущие обучению Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д. Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д. Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока (занятия). Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цели интерактивного обучения реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности; формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся; усиление мотивации к изучению предмета; создание комфортной, благоприятной атмосферы на уроке; исключение монологического преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; отработка в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.
Задачи интерактивного обучения Интерактивное обучение решает одновременно три задачи: познавательную, которая связана с учебной ситуацией и овладением учебной информацией; коммуникативно-развивающую, которая связана с выработкой основных навыков общения внутри и за пределами конкретной группы; социально-ориентационную, которая связана с воспитанием гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида в сообществе.
Для реализации целей и задач интерактивного обучения необходимо внести определенные изменения во все основные компоненты дидактической системы обучения: содержание, методы и приемы, организационные формы, средства.
Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.
Виды интерактивных заданий задания для работы в малых группах; обучающие игры; социальные проекты; обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем; разрешение учебных проблем; творческие задания.
Творческое задание - основа любого интерактивного метода Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Признаки творческого задания не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения.
Например Аналитическое чтение Прочитать учебный текст и выбрать наиболее важные с точки зрения математического содержания предложения и абзацы. Выбранные фрагменты в краткой форме зафиксировать на закладке именно в том месте, где они встретились в тексте. Обсудить результат в группе (или с соседом по парте).
Например Составление задач Учащимся 5 или 6 класса при изучении темы «Проценты» может быть предложено задание: найти рекламное объявление, содержащее понятие процента, на его основе составить и решить задачу, близкую к реальной жизненной ситуации в своей семье, оформить на листах стандартного размера для последующего переплета всех задач в задачник.
Задача Буратино решил поставить папе Карло пластиковое окно. В газете он увидел несколько объявлений (приводятся из газеты два рекламных объявления фирм, изготавливающих окна). Недостающую информацию о стоимости окна он нашел в Интернете ( приводится дополнительная информация в виде прайс- листа одной из фирм). В фирме «EXPROF» окно стоит 5475 рублей, а в фирме «Стиль» окно стоит 6132 рубля. Но фирма «EXPROF» предлагает скидку 5%, а фирма «Стиль» - 10%. В какой фирме выгоднее заказать окно?
Интерактивные методы и приемы обучения Метод способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии «интеракции» можно выделить два корня «интер» между, «акция» усиленная деятельность между кем-либо. Таким образом, интерактивные методы это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.
Суть различий пассивных и активных методов
Примеры интерактивных приемов и методов Разбивка на кластеры – это педагогический прием, который помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер не является схематизацией какого-либо объекта. Он, скорее всего, отражает то, как работает наше мышление. Кластер – это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер – это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить. В российской практике называется «смысловой гроздью».
Методика работы с кластером Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма. Начните записывать слова или словосочетания, которые приходят к вам на ум в связи с данной темой. Выпишите столько идей, сколько вы сможете генерировать, пока не закончиться время или пока не будут исчерпаны Ваши идеи.
Правила составления кластера Записывайте все, что вы генерируете, не судите о качестве идей, просто их записывайте. Не обращайте внимание на орфографию, оформление и другие факторы, сдерживающее письмо. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не переставайте писать до тех пор, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить к вам, но порисуйте рядом, пока идеи вновь не станут приходить к Вам на ум.
Примеры интерактивных приемов и методов INSERT ( Interaktive Notation System for Enhaced Reading and Thinking) Используется для работы с информационными и познавательными текстами. Позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения. Дает возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения. В русскоязычном варианте часто именуется как чтение с условными значками.
Маркировка текста Для маркировки текста используется, как правило, 5 значков: « V » - я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали и пр.; «+» - узнал, это новое, это что надо добивать в багаж собственных знаний; «-» - это противоречит тому, что я знаю, я не согласен с этим; «?» - я хочу об этом узнать подробнее, требуется уточнение информации; «!» - это важно запомнить
Маркировочная таблица «ИНСЕРТ» По завершению работы с маркировкой текста на этапе подведения итогов работы учащиеся могут выполнить работу по систематизации и рефлексии изученного, заполнив таблицу. «V»«V» «+»«-»«?»«!»
Формы интерактивного обучения Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности Групповая форма обучения - самостоятельное выполнение задания и его проверка в группе, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. Преимущества групповой формы организации учебной деятельности: работают все ученики и при затруднениях получают своевременную помощь от старшего или педагога. Недостатки: возможны конфликты, шум во время работы.
Виды групповой формы обучения дифференцированно – групповая – в этом случае группы формируются по уровню подготовленности школьников, и каждая получает задание соответствующего уровня сложности; кооперировано – групповая - в этом случае общее задание делится на число групп, и каждая группа получает определенную часть, по завершению первого этапа работы создаются новые группы, и начинается взаимообмен полученными заданиями.
Формы интерактивного обучения Коллективный способ обучения - эта такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого. Преимущества КСО: каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет постоянный контроль за выполнением задания, исключается возможность ошибки, ученики получают индивидуальную помощь от своих товарищей, идет взаимообучение. Сложности организации работы в режиме КСО: движение в классе, шум, подготовка большого числа раздаточного материала для работы.
Основные отличия форм и методов активного обучения принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся; достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность; самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий; создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;
Основные отличия форм и методов активного обучения непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися; изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта; субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.
Средства интерактивного обучения Средства обучения это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Интерактивные средства обучения – средства, при которых возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между участниками учебного процесса или между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Типология средств обучения Классические средства печатные учебники и учебные пособия по типу книги для чтения или хрестоматии; наглядно-демонстрационные средства обучения; учебные приборы; технические средства обучения; спортивное оборудование и тренажеры. Интерактивные средства печатные учебники и учебные пособия по типу интеллектуального самоучителя; мультимедийные учебники; мультимедийные образовательные программы; компьютер; интерактивные доски (панели, планшеты) ; медиавизор.
Учебник в интерактивном обучении остается средством фиксации социального и научного опыта, предназначенного для усвоения подрастающим поколением; является одновременно и средством передачи информации другому человеку – ученику, поэтому основной учебный материал должен быть представлен в диалоговой форме; учебные задания включают элементы проблематизации тех или иных аспектов учебного материала. Интерактивный учебник – это учебник-собеседник.
Интерактивный урок это один из видов современных уроков и служит он преимущественно для формирования навыков самостоятельной творческой работы, учит вырабатывать свои мнения и личную позицию, содержит в себе элементы гражданского образования; это такая форма организации процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания; это такой урок, на котором новый материал преподается через активную исследовательскую работ учеников и их взаимодействие с учителем и друг с другом.
Структура интерактивного урока Одна из самых распространенных структур интерактивного урока или любого другого занятия основана на модели обучения Дэвида Колба. Согласно принципам Колба неотъемлемыми составными частями эффективного обучения являются : опыт; наблюдение; концептуализация; планирование.
Структура интерактивного урока 1. Мотивация Дидактическая задача – сфокусировать внимание обучающихся (или участников мероприятия) на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Для решения этой задачи могут быть использованы –вопрос, –цитата, –короткая история, –проблемная ситуация, небольшое задание, –разминка, и т.д. Обычно занимает не более 5% времени занятия.
Структура интерактивного урока 2. Объявление прогнозируемых результатов (учебных задач ) Дидактическая задача – обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. Для решения этой задачи целесообразно привлечь к определению ожидаемых результатов всех участников занятия или мероприятия. Занимает менее 5% времени.
Структура интерактивного урока 3. Предоставление необходимой информации Дидактическая задача – дать обучающимся достаточно информации, для того, чтобы на ее основе выполнять практические задачи. Для решения этой задачи могут быть использованы –мини-лекция, –чтение раздаточного материала, –выполнение (в целях экономии времени на уроке) опережающего домашнего задания. Может занимать примерно 10% времени занятия.
Структура интерактивного урока 4. Интерактивное задание – центральная часть занятия Дидактическая задача – практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия (решение учебных задач). Последовательность проведения этого элемента следующая: –инструктирование; –разделение на группы и/или распределение ролей и заданий; –выполнение задания учащимися в сотрудничестве друг с другом; –презентация результатов выполнения упражнения. Интерактивная часть занятия занимает обычно около 60% его времени.
Структура интерактивного урока 5. Подведение итогов Дидактическая задача – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии. Подведение итогов желательно проводить в форме вопросов обучающимся: – что нового узнали, –каким навыкам научились, –как это может пригодиться в жизни, –что было наиболее удачным, –что еще понравилось, –что нужно изменить в будущем. Для подведения итогов желательно оставлять до 20% времени занятия.
Модели интерактивного обучения Новационные модели - направленные на совершенствование имеющейся социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию активного обучения; технологию проблемного обучения; технологию эвристического обучения; технологию развития критического мышления.
Модели интерактивного обучения Инновацтонные модели - направлены на целенаправленное коренное изменение социокультуры (культуры преподавания и культуры учения). Сюда можно отнести: технологию проектного обучения; технологию игрового обучения; информационно-компьютерные технологии обучения
Основные положения методики организации интерактивного обучения Как педагогу, так и учащемуся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Используйте сначала простые интерактивные методы – работа в парах, малых группах, мозговой штурм и т.д. Интерактивные методы требуют определенного изменения жизни класса, а также большого времени для подготовки, как учащемуся, так и педагогу.
Основные положения методики организации интерактивного обучения Если применение интерактивных методов в конкретном классе ведет к иным результатам, то следует пересмотреть стратегию и осторожно подходить к использованию подобных методов; обсудить с учащимися или с коллегами –так ли вы понимаете и используете интерактивные методы? –каким образом стоит построить постепенное обучение использованию этих методов? Использование интерактивных методов – не самоцель, а средство к достижению в классе атмосферы, способствующей пониманию духа права и духа сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
Для эффективного применения интерактивных методов, в том числе, для того чтобы не превратить эти методы в бессмысленные «игры ради самих игр», педагог должен тщательно планировать свою работу: использовать такие методы, которые адекватны возрасту учащихся и их опыту работы с интерактивными методами; давать задание обучающимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные задания; отобрать для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы обучающемуся «ключ» к освоению темы; Основные положения методики организации интерактивного обучения
в течение самих интерактивных упражнений давать обучающимся время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически исполнили его; учитывать темп работы каждого учащегося и его способности; на одном занятии использовать одно (максимум – два) интерактивных метода, а не их калейдоскоп; провести неторопливое обсуждение по итогам выполнения интерактивного упражнения, в том числе актуализируя ранее изученный материал; проводить эскпресс-опросы, самостоятельные домашние работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.
Основные положения методики организации интерактивного обучения Для эффективного управления ходом процесса обучения преподаватель также должен: тщательно планировать и разрабатывать содержание и ход занятия: –определить хронометраж, роли участников, –подготовить вопросы и возможные ответы, –выработать критерии оценки эффективности занятия и т.д.;
мотивировать учащихся к изучению конкретной темы путем: –отбора наиболее интересных для учащихся случаев, проблем; –объявления ожидаемых результатов (целей) занятия и критериев оценки работы учащихся; –возвращению внимания учащихся к целям занятия и критериям оценки; предусмотреть различные приемы для привлечения и активизации внимания обучающихся, вовлечения их в работу: –грамотно распределять роли в группах, продумывая роли, в том числе, для наиболее ретивых «возмутителей» нормальной работы аудитории; –включать упражнения-разминки и т.д.
Благодарю за внимание!