Автор Иваненко Тамара Даниловна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия 10 » города Ржева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Advertisements

Александр Сергеевич Пушкин Игра по повести «Капитанская дочка»
Литературная игра по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Подготовила учитель литературы МОУ Степановской СОШ Стучкова Л.А.
Александр Сергеевич Пушкин Вопросы на знание повести «Капитанская дочка»
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для учащихся 8 класса на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 11» Захарьева.
Александр Сергеевич Пушкин Вопросы на знание повести «Капитанская дочка»
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Интеллектуальная игра.
МКОУ «Игалинская СОШ» Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Разработка Эфендиева М.М год.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Тест на знание текста романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Вечные проблемы в произведении «Капитанская дочка» Чулкова Ольга 8 а.
Повесть «Капитанская дочка» Литературная игра 2014 год.
Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Изображение народной войны и ее вождя Цель урока: проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым раскрывает характеры героев, показывает.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Главы 8–9. Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачёва. Взаимоотношения Гринёва и Пугачёва Урок 6.
Презентация к уроку (литература, 8 класс) по теме: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка"
Итоговый урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна «Размышляем над прочитанным…»
Презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему: Урок по литературе " Подготовка к написанию сочинения по повести Пушкина "Капитанская дочка".
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро Д.
Подготовка к сочинению Примерные темы сочинений: 1) Становление личности Петра Гринева. 2) Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3) «Береги честь.
Транксрипт:

Автор Иваненко Тамара Даниловна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Гимназия 10 » города Ржева

Как вы думаете, какие проблемы больше всего волновали А.С.Пушкина при создании романаКапитанская дочка?

Проблемы воспитания дворянской молодежи. Чести и долга. Роли семьи в воспитании нравственных качеств молодежи того времени.

Какую особенность в композиции произведения вы заметили? С чего начинается произведение и каждая его глава? Как эта особенность проявляется в сюжете произведения?

Произведение состоит из глав. Есть общий эпиграф. Каждая из глав произведения начинается с эпиграфа, который выражает основное содержание главы.

Назовите наказ, который дал Андрей Петрович Гринев своему сыну. Какова роль этого наказа в понимании идеи романа?

Береги платье снову, а честь смолоду. Это русская пословица, проверенная временем. Именно этому наказу в самых сложных ситуациях следовал П.Гринев.

В чем состояло принципиальное отличие образования П.Гринева от других дворянских детей?

Его обучали не гувернеры и гувернантки, а крестьянин Савельич. Именно он обучил Гринева к 12 годам русской грамоте. Петруша не изучал французский язык.

На каком году жизни П.Гринева отец принимает решение отправить его на службу? Почему он направляет сына не в Петербург, а в армию?

На 17-м году. Андрей Петрович считал, что сын должен послужить в армии, понюхать пороху, быть настоящим солдатом.

От лица какого литературного героя ведется повествование в романе?

Повествование представлено как записки Петра Гринева. Они переданы одним из его внуков.

Кому из героев романа принадлежит это портретное описание? Где и при каких обстоятельствах он упоминается? «Увидел я высокого барина, лет 35, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»

Это ротмистр Иван Иванович Зурин. Было 2 встречи: 1) В Симбирске, когда ехал на службу, остановился, чтобы купить одежду. 2) Под Оренбургом, когда Зурин пожаловал Гриневу лошадь, чтобы немедленно выехать в Белогорскую крепость.

О ком говорит автор? «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной голове его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское»

Это Емельян Пугачев

«… Вошел молодой человек невысокого роста, с лицом смирным и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» Кто это? Какая деталь портрета губительно характеризует дела этого человека?

Это Швабрин. Деталь – некрасивое лицо, свидетельство некрасивости его поступков. От оговора Маши Мироновой до предательства.

Кто это? «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши»

Это Маша Миронова, дочь коменданта крепости.

«Буди во всем воля Господня, Петр Андреевич, будьте хоть вы счастливы» Кому принадлежат эти слова? После чего они произносятся?

Это произнесла Маша Миронова после того, как Петр Гринев дал ей прочитать письмо, присланное родителями.

Разнесите качества, с помощью которых можно охарактеризовать А) Гринев Б)Швабрин 1) Доброжелательность 2) Корысть 3) Сердечность 4) Предатель 5) Клеветник 6) Рыцарь 7) Мстительность 8) Доносчик 9) Защитник 10) Искренность

А Б

«Такой невесте не надобно и приданого…» Кто из героев дал такую характеристику Маше Мироновой? Что имел в виду автор?

Это сказал Савельич. Он оценивал богатый внутренний мир героини, её умение любить и вынести все унижения, когда она отказалась быть женой Швабрина.

Чем схожи (или различны) нравы и обычаи двух семей (Мироновых и Гриневых) в произведении?

В этих семьях больше сходства: Обе служили отечеству Обычаи воспитания детей Отношение к окружающим Женщины были хранителями традиций Отличия: У Гриневых было з00 крепостных, у Мироновых - только одна Палашка.

Что послужило причиной, а что поводом к дуэли между Гриневым и Швабриным?

Швабрин насмешливо отозвался о стихах Гринева и злословил о Маши Мироновой, хотя за 2 месяца до приезда Гринева делал ей предложение. А теперь понял, что Маша Миронова благосклонно относится к Гриневу.

«Спасибо ваше благородье! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду вашу милость» Почему такие добрые слова произносит вожатый за тесный для него заячий тулуп?

Вожатый увидел в этом жесте человеческое отношение к себе. Он не «собака», не «пьяница», как говорит Савельич, а человек, которому холодно.

Какие пути привели Швабрина в Бологорскую крепость? От кого и при каких обстоятельствах мы узнаем об этом?

Швабрин был выписан из гвардии за душегубство. Мы узнаем об этом от Василисы Егоровны после несостоявшейся дуэли.

Почему так быстро была взята Белогорская крепость? В чем причины победы Пугачева?

Крепость практически не соответствовала своему назначению, плохо оснащена оружием. Пугачев имел численное превосходство. Население переходило на его сторону, потому что бунт направлен против помещиков, правительства, против угнетения народа.

«Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!» Это были последние слова капитана Миронова. Как они характеризуют Ивана Кузьмича?

Он не признал в Пугачеве государя. Он проявил верность присяге. Жил честно, скромно и смерть свою встретил достойно.

Почему Пугачев при захвате крепости пощадил Петра Гринева?

Этому способствовал Савельич, он кинулся в ноги Пугачеву, напомнив ему о случае с заячьим тулупом. Еще ему понравился честный и прямодушный ответ Гринева: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?»

Почему Гринев не принял предложение Пугачева перейти на его сторону?

Гринев – человек долга и чести. «Голова моя в твоей власти; отпустишь меня – спасибо, казнишь – Бог тебе судья» Он откровенно признается, что присягал государыне и будет бороться против него.

Что привлекло Гринева в Пугачеве?

Гринев видит в нем человека сильного, а не кровожадного вождя. Обращение Пугачева с казаками скорее товарищеское, чем начальственное, он вместе с ними поет народную песню, хотя и предполагает, что его могут предать.

Почему генерал остался глух к просьбе Гринева о спасении дочери капитана Миронова?

Генерал, считал, что это не такая уж и беда. Он неуважительно относится к любовному чувству Гринева, поэтому отказывает ему в помощи.

При каких обстоятельствах Гриневу пришлось нарушить воинский долг и обратиться к Пугачеву за помощью?

После того, как Гринев получил записку от Маши Мироновой, что она находится в руках у Швабрина, а в Оренбургской ставке ему не дали подкрепления, чтобы освободить Машу.

Как герои пришли к счастью? Почему при встрече с императрицей Маша Миронова произнесла: «Я приехала просить милости, а не правосудия»

Труден был путь их к счастью. После вмешательства Пугачева Маша и Савельич уехали в имение родителей Гринева. А после ареста Гринева отважилась на встречу с императрицей.

Конец игры. Подведем итоги.