Практические работы. Практическая работа 1 1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения.. 1. Принцип работы Нестора летописца.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные литературные направления Классицизм Сентиментализм Романтизм Реализм Признаки литературного направления Объединяют писателей определённой исторической.
Advertisements

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
Золотой век русской литературы. Романтизм как литературное направление начала 19 века. Материалы к уроку.
«Чувства добрые я лирой пробуждал…» Цель урока – выстроить жизненный путь и биографию Пушкина, связать этапы его жизни с лирикой поэта.
Изображение жизни и слово в искусстве романтизма М.Ю. Лермонтов, «Демон», «Мцыри». В.А.Жуковский, стихотворения. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка.
Солнце русской литературы Обзор жизни и творчества А.С. Пушкина.
Творчество В.А. Жуковского «…для меня … жизнь и поэзия - одно»
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
II половина XIX века I половина XIX века I половина XIX века До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но.
Русская литература 1-ой половины XIX века Многообразие индивидуальностей Автор : И.Н. Чукарева.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
А. С. ПУШКИН Лирика. 1.В каком издании было опубликовано первое стихотворение А. С. Пушкина? а)«Московские Ведомости» б)«Полярная звезда» в)«Колокол»
Творчество Пушкина. Подготовила Андриенко Виктория 6 «В»
Презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме: История создания комедии "Горе от ума". Презентация к уроку
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Романтизм как литературное направление. РОМАНТИЗМ течение (направление) в европейской и американской литературе и искусстве конца половины 19 века.
Сентиментализм Учитель русского языка и литературы Митусова О.Ю.
Русская литература в первой половине XIX века. Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России Огромное влияние на культуру России того.
Транксрипт:

Практические работы. Практическая работа 1 1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения.. 1. Принцип работы Нестора летописца. Творческое наследие. Анализ произведения.. 2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения. 2. «Поучение Владимира Мономаха» - основные нравственные принципы, положенные в основу произведения. 3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль. 3. «Слово о полку Игореве»: сюжет, содержание, основная мысль. 4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения. 4. «Моление Даниила Заточника». Анализ произведения.

5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина 5. Традиционное и новаторское в поэзии Г. Державина - Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила». Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хотина», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, характер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора. - Ломоносовская традиция в оде Г. Державина «На взятие Измаила». Сравнить стихотворение Державина с одой Ломоносова «На взятие Хотина», выяснить идейно-тематическую общность и различие произведений, характер развития темы и использования словесно-изобразительных средств, особенности образа автора. - Новаторство Державина в оде «Фелица»: а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социальные и нравственные идеалы, критерий оценки человека; б) новизна в образе автора и в изображении одической героини; в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина); г) художественная структура образа Мурзы. - Новаторство Державина в оде «Фелица»: а) новое понимание человека в «Фелице» и обусловленные этим социальные и нравственные идеалы, критерий оценки человека; б) новизна в образе автора и в изображении одической героини; в) появление в оде сатирического образа и изменение жанровой формы оды. Новаторство в стиле «Фелицы» («забавный русский слог» Державина); г) художественная структура образа Мурзы. - Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.). - Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», конкретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина. - Поэтическая бытопись в поэзии Державина («Приглашение к обеду», «Осень во время осады Очакова», «Евгению. Жизнь званская» и др.). - Изображение быта и природы, мастерство «словесной живописи», конкретность поэтического видения мира, философский и нравственный смысл эпикурейских мотивов у Державина.

Практическая работа 2 1. Поэтика повестей Н. Карамзина 1. Поэтика повестей Н. Карамзина Эстетическая позиция Н.Карамзина. Эстетическая позиция Н.Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» («Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница») как произведение русского сентиментализма: а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя; б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка- рамзина; в) специфика пейзажа и его функций; г) образ автора, речевой строй повествования; д) значение повести в истории русской литературы. Повесть «Бедная Лиза» («Наталья – боярская дочь», «Марфа-посадница») как произведение русского сентиментализма: а) жанр, сюжет, конфликт, их связь с представлением Карамзина о роли писателя; б) принципы и приемы раскрытия характеров: изображение труда, быта, социальной среды; внутренний мир героев, особенности психологизма Ка- рамзина; в) специфика пейзажа и его функций; г) образ автора, речевой строй повествования; д) значение повести в истории русской литературы. «Письма русского путешественника» - предромантическая повесть. Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести. «Письма русского путешественника» - предромантическая повесть. Особенности повествовательного тона, сюжета, образов героев, обстоятельств действия, пейзажа. Образ автора в повести.

2. Поэзия Жуковского 2. Поэзия Жуковского Элегия Жуковского «Вечер» Элегия Жуковского «Вечер» а) тема и лирический герой стихотворения; б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского? в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительно- выразительное значение эпитетов у Жуковского; г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского; д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер». а) тема и лирический герой стихотворения; б) значение пейзажных картин. Как они развертываются в стихотворениях: какими приемами создается эффект движения в описаниях Жуковского? в) стиль Жуковского. Передача цвета и света в их описаниях, различный характер деталей, изобразительная функция эпитетов и изобразительно- выразительное значение эпитетов у Жуковского; г) предметная точность слова у и полисемантизм Жуковского; д) Лирические лейтмотивы в элегии «Вечер». Баллада Жуковского «Эолова арфа»: а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады; б) композиция баллады; в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символическое значение вещественных деталей, роль пейзажа; г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст; д) ритмико-мелодический рисунок стиха. Баллада Жуковского «Эолова арфа»: а) особенности выражения автобиографического подтекста в сюжете баллады; б) композиция баллады; в) изображение героев в балладе. Психологический «портрет», символическое значение вещественных деталей, роль пейзажа; г) лирические лейтмотивы, их содержательный подтекст; д) ритмико-мелодический рисунок стиха.

3. Баллада Жуковского «Светлана» 3. Баллада Жуковского «Светлана» Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно- событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы. Проследить по тексту и охарактеризовать сюжетно- событийную основу баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно строки, в которых выражается его отношение к героине. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно строки, в которых выражается его отношение к героине. Картины природы и лирическое настроение. Картины природы и лирическое настроение. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы». Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы». Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха). Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха). Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.). Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.).

Практическая работа 3 I. «Мои пенаты» К. Батюшкова I. «Мои пенаты» К. Батюшкова Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшкова и ее отражение в композиции. Антитеза идеала и действительности в стихотворениях Батюшкова и ее отражение в композиции. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха. Стилистические приемы создания идеального мира: особенность лексики, образы-символы эпикурейской поэзии, значение вещественных деталей, смешение атрибутов античного и современного быта, звуковая гармонизация стиха. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова. Жанровые признаки послания в стихах Батюшкова. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворениях. Условно-литературный облик автора, его отличие от биографического облика К.Н. Батюшкова. Литературные «портреты» поэтов и писателей в стихотворениях.

III. Конфликт и образы в комедии А.С. Грибоедова III. Конфликт и образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») «Горе от ума») Вопросы: Вопросы: 1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова. 1. Театральная ситуация в России первой трети XIX века и комедия Грибоедова. 2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии. 2. Конфликт «старого» и «нового» в комедии. 3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену. 3. История создания комедии, ее путь в печать и на сцену. 4. Центральные образы «Горя от ума»: 4. Центральные образы «Горя от ума»: а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным); а) Чацкий (Чацкий и Чаадаев, истолкование образа И.А. Гончаровым и А.С. Пушкиным); б) Фамусов и Молчалин; б) Фамусов и Молчалин; в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика. в) Софья Фамусова и Владимир Ленский: сравнительная характеристика. 5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы. 5. Черты классицизма в художественной структуре комедии. Трансформация Грибоедовым канонов классицистической драмы. 6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя от ума». 6. Язык и стих комедии. Принцип языковой дифференциации персонажей. Пушкин о языке «Горя от ума».

Практическая работа 4 1. А.С.Пушкин. Начало творческого пути. 1. А.С.Пушкин. Начало творческого пути. 1. Тема вольности «Вольность», «Деревня», «К Чааадаеву». 1. Тема вольности «Вольность», «Деревня», «К Чааадаеву». 2. «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма. 2. «Руслан и Людмила» – первая русская поэма, вершина предромантизма. 2. А.С.Пушкин. Южная ссылка. 2. А.С.Пушкин. Южная ссылка. 1. («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»). 1. («Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «Я пережил свои желанья»). 2. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья- разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». 2. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Братья- разбойники», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы». 3. Историческая поэма «Полтава». 3. Историческая поэма «Полтава». 4. «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». 4. «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». 5. Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 5. Философская лирика («Анчар», «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). 3. Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин». 3. Центральный роман Пушкина «Евгений Онегин». 1. «Евгений Онегин» 1. «Евгений Онегин» 4. Драматургия Пушкина. «Борис Годунов». 4. Драматургия Пушкина. «Борис Годунов». («Подражание Корану», «Пророк»). («Подражание Корану», «Пророк»). «Борис Годунов» «Борис Годунов»

Практическая работа 5 1. Проза А.С.Пушкина. 1. Проза А.С.Пушкина. «Повести Белкина» «Повести Белкина» («Дубровский», «Капитанская дочка»). («Дубровский», «Капитанская дочка»). «История Пугачева». «История Пугачева». «Пиковая дама». «Пиковая дама». («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). («Каменный гость», «Пиковая дама», «Медный всадник»). 2. Поэты пушкинского времени 2. Поэты пушкинского времени Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»). Анакреонтические мотивы в ранней поэзии Батюшкова. («К Дашкову») и исторической элегии («Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Переход через Рейн»). Поэзия Батюшкова после 1812 года. Поэтика «южных» элегий («Умирающий Тасс», «Таврида»). Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. «Сумерки». («Осень», «Последний поэт»). Байронические мотивы лирики Е.А. Баратынского. «Сумерки». («Осень», «Последний поэт»). Поэзия Н.М. Языкова. («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). «Пловец». Поэзия Н.М. Языкова. («К Чаадаеву», «К не нашим», «Д.В. Давыдову»). «Пловец». Творчество А.А. Дельвига. Творчество А.А. Дельвига. Стихотворения П.А. Вяземского. «Русский бог». Стихотворения П.А. Вяземского. «Русский бог». 3. Е.А. Баратынский и его творчество 3. Е.А. Баратынский и его творчество Анализ стихотворения по выбору Анализ стихотворения по выбору 4. А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии. 4. А.В. Кольцов. Народность и песенность его поэзии. Анализ стихотворения по выбору. Анализ стихотворения по выбору.

Практическая работа 6 1. М.Ю. Лермонтов. Начало творческого пути. 1. М.Ю. Лермонтов. Начало творческого пути. 1. Ранняя лирика. «Московский период». («1831-го июня 11 дня»). 1. Ранняя лирика. «Московский период». («1831-го июня 11 дня»). 2. Период творческого подъёма в творчестве Лермонтова 2. Период творческого подъёма в творчестве Лермонтова Послание: монологизация жанра. Послание: монологизация жанра. Лирические циклы (ивановский, сушковский, лопухинский). Лирические циклы (ивановский, сушковский, лопухинский). 3. («Свидание», «Договор»). 3. («Свидание», «Договор»). 4. («Не верь себе…», «Есть речи – значенье…»). 4. («Не верь себе…», «Есть речи – значенье…»). 5. (Цикл «Восток»: «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Листок»). 5. (Цикл «Восток»: «Ветка Палестины», «Три пальмы», «Листок»). 6. «Бородино», «Завещание»). 6. «Бородино», «Завещание»). 7. Кавказский пленник 7. Кавказский пленник 8. (Последний сын вольности». 8. (Последний сын вольности». 9. («Литвинка»). 9. («Литвинка»). 10. Аул Бастунджи 10. Аул Бастунджи 11. Измаил-Бей 11. Измаил-Бей 12. Сашка 12. Сашка 13. Тамбовская казначейша 13. Тамбовская казначейша

3. М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». 3. М.Ю.Лермонтов. Драма «Маскарад». «Маскарад». «Маскарад». «Беглец», «Беглец», «Мцыри», «Мцыри», «Демон». «Демон». 4. Период зрелого творчества Лермонтова. 4. Период зрелого творчества Лермонтова. Мцыри Мцыри 2. Демон 2. Демон 3. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, 3. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова, 4. (Люди и страсти, Испанцы, Два брата, Странный человек). 4. (Люди и страсти, Испанцы, Два брата, Странный человек). 5. Роман Вадим. 5. Роман Вадим. 6. Княгиня Лиговская 6. Княгиня Лиговская 5. Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым 5. Эпоха создания романа «Герой нашего времени» Лермонтовым

Практическая работа 7 1. Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия. 1. Н.В. Гоголь: «Миргород», «Арабески», эстетические взгляды. Драматургия. 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1. «Вечера на хуторе близ Диканьки» 2. Сборник «Миргород» 2. Сборник «Миргород» 3. «Петербургские повести». 3. «Петербургские повести». 4. Драматургия Гоголя. «Женитьба» 4. Драматургия Гоголя. «Женитьба» 5. «Ревизор» 5. «Ревизор» 2. Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души». 2. Н.В. Гоголь: поэма «Мертвые души». 1. «Мертвые души». 1. «Мертвые души». 3. Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис. 3. Н.В.Гоголь. «Выбранные места». Духовный кризис. 1. «Повесть о капитане Копейкине 1. «Повесть о капитане Копейкине 2. «Выбранные места из переписки с друзьями» 2. «Выбранные места из переписки с друзьями» 4. Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века. 4. Возникновение «Натуральной школы» в середине 19 века. Произведения В.И.Даля по выбору. Произведения В.И.Даля по выбору. Произведения Гребенки по выбору Произведения Гребенки по выбору Произведения Герцена по выбору Произведения Герцена по выбору Характеристика творчества В.Г.Белинского Характеристика творчества В.Г.Белинского

Практическая работа 8 (Контрольная) Контрольные работы Контрольная работа 1. Контрольная работа 1. Художественные особенности лирики В.А. Жуковского (на примере стихотворения «Невыразимое»). Художественные особенности лирики В.А. Жуковского (на примере стихотворения «Невыразимое»). Вопросы: Вопросы: Система оппозиций в стихотворении: динамическое (природа) – статичное (искусство). Система оппозиций в стихотворении: динамическое (природа) – статичное (искусство). Антиномическая структура понятия «природа»: сущность и формы выражения. Антиномическая структура понятия «природа»: сущность и формы выражения. Содержание поэтического идеала Жуковского в стихотворении. Специфика его определения поэтом. Содержание поэтического идеала Жуковского в стихотворении. Специфика его определения поэтом. Лирический конфликт стихотворения (его связь с жанровым определением) и способ его разрешения. Лирический конфликт стихотворения (его связь с жанровым определением) и способ его разрешения. Список литературы: Список литературы: Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики (любое издание). Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики (любое издание). Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976; или: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»). Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976; или: Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект Пресс, 1995 (гл.: «Выразимо ли «невыразимое»). Фридлендер Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., Фридлендер Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского // Жуковский и русская культура. – Л., 1987.

НЕВЫРАЗИМОЕ НЕВЫРАЗИМОЕ Отрывок Отрывок Что наш язык земной пред дивною природой? Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья - Вечернего земли преображенья - Когда душа смятенная полна Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена,- И в беспредельное унесена,- Спирается в груди болезненное чувство, Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать - Ненареченному хотим названье дать - И обессиленно безмолвствует искусство? И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам - сей пламень облаков, Что видимо очам - сей пламень облаков, По небу тихому летящих, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов Сии картины берегов В пожаре пышного заката - В пожаре пышного заката - Сии столь яркие черты - Сии столь яркие черты - Легко их ловит мысль крылата, Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою,- Но то, что слито с сей блестящей красотою,- Сие столь смутное, волнующее нас, Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье - Сие присутствие создателя в созданье - Какой для них язык?.. Горе душа летит, Какой для них язык?.. Горе душа летит, Все необъятное в единый вздох теснится, Все необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит. И лишь молчание понятно говорит

Контрольная работа 2. Контрольная работа 2. Историзм и гуманизм Пушкина: «Капитанская дочка» Историзм и гуманизм Пушкина: «Капитанская дочка» Вопросы: Вопросы: - Причины обращения А.С. Пушкина к изучению истории – - Причины обращения А.С. Пушкина к изучению истории – Пугачевского восстания после восстания декабристов. Пугачевского восстания после восстания декабристов. - Трансформация центрального образа дворянина от «Дубровского» к «Капитанской дочке» и ее причины. - Трансформация центрального образа дворянина от «Дубровского» к «Капитанской дочке» и ее причины. - Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации. - Пугачевский бунт в оценке персонажей: Пугачева и Гринева – и автора. Калмыцкая сказка и ее интерпретации. - Пугачев «Истории Пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки». - Пугачев «Истории Пугачевского бунта» и Пугачев «Капитанской дочки». - Долг и человечность в «Капитанской дочке». - Долг и человечность в «Капитанской дочке». Список литературы: Список литературы: Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. Т.2. – Минск: Нар. асвета, – С.345–354. Цветаева М.И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М.И. Сочинения: В 2 т. Т.2. – Минск: Нар. асвета, – С.345–354.

Контрольная работа 3. Контрольная работа 3. Проблема личности и государства в «Медном всаднике» Проблема личности и государства в «Медном всаднике» А.С. Пушкина А.С. Пушкина Вопросы: Вопросы: Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику». Тема Петра I в творчестве Пушкина от «Полтавы» к «Медному всаднику». Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение. Символика образов поэмы: медный всадник (памятник) и «Медный всадник». Образ стихии и его значение. Петровские преобразования в оценке Пушкина. Петровские преобразования в оценке Пушкина. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме. Образ Евгения. Проблема личности и государства в поэме. Стиль Пушкина и сюжет поэмы. Стиль Пушкина и сюжет поэмы. Список литературы: Список литературы: Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, – С.249–251. Анненков П.В. Общественные идеалы Пушкина // Анненков П.В. Пушкин в Александровскую эпоху. – Минск: Лимариус, – С.249–251. Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., – С.171–191. Благой Д.Д. Пушкин – зодчий // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. Т.2. – М.: Худ. лит., – С.171–191. Мейлах Б.С. «... Сквозь магический кристалл...»: Пути в мир Пушкина. – М.: Высшая школа, – С.115–136. Мейлах Б.С. «... Сквозь магический кристалл...»: Пути в мир Пушкина. – М.: Высшая школа, – С.115–136. Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить...» – М.: Книга, Осповат А.Л., Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить...» – М.: Книга, 1987.

Контрольная работа 4. Контрольная работа 4. Тема игры у Пушкина и Лермонтова («Пиковая дама» и «Фаталист») Тема игры у Пушкина и Лермонтова («Пиковая дама» и «Фаталист») Вопросы: Вопросы: Карточная игра в жизни человека первой половины XIX века как поединок с Судьбой: эпиграф к первой части повести Пушкина «Пиковая дама». Карточная игра в жизни человека первой половины XIX века как поединок с Судьбой: эпиграф к первой части повести Пушкина «Пиковая дама». Судьба и Случай в «Пиковой даме»: авторская позиция Пушкина в разрешении коллизии. Роль фантастического в повести Пушкина. Судьба и Случай в «Пиковой даме»: авторская позиция Пушкина в разрешении коллизии. Роль фантастического в повести Пушкина. Судьба и Случай в «Фаталисте»: пари Вулича и Печорина. Судьба и Случай в «Фаталисте»: пари Вулича и Печорина. Пленение казака: Судьба или Случай. Пленение казака: Судьба или Случай. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии. Авторская повествовательная стратегия и авторская позиция Лермонтова в разрешении коллизии. Список литературы: Список литературы: Виролайнен М.Н. Ирония в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы пушкиноведения. – Л., – С.169–175. Виролайнен М.Н. Ирония в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» // Проблемы пушкиноведения. – Л., – С.169–175. Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе художественного слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М.: Просвещение, Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) (любое издание) (раздел «Карточная игра»). Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) (любое издание) (раздел «Карточная игра»). Смирнов А.С. Романтическая ирония как конструктивный принцип организации повествования («Фаталист» М.Ю. Лермонтова) // Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, – С.119–124. Смирнов А.С. Романтическая ирония как конструктивный принцип организации повествования («Фаталист» М.Ю. Лермонтова) // Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, – С.119–124.

Контрольная работа 5. Контрольная работа 5. «Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом «Шинель» Н.В. Гоголя как полемика с романтизмом Вопросы: Вопросы: Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели: Образ Акакия Акакиевича: литературные и культурные параллели: а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина; а) культурно-историческая семантика образа переписчика в средневековой церковной традиции и образ Башмачкина; б) Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана. б) Акакий Акакиевич и герой-«энтузиаст» Э.Т.А. Гофмана. Романтическое двоемирие в повести Гоголя. Романтическое двоемирие в повести Гоголя. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия. Сюжетная основа повести Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок» и сюжет «Шинели»: сходство и отличия. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского. Рождение и имянаречение Акакия Акакиевича – чиновника петербургского. Смысл фантастического финала повести. Смысл фантастического финала повести. Автор и герой в повести Гоголя. Автор и герой в повести Гоголя. Список литературы: Список литературы: Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (Трансформация пушкинских мотивов) // Рус. лит Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии Лотто Ч. де Лествица «Шинели» // Вопр. философии Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2–е изд., доп. М.: Худож. лит., Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2–е изд., доп. М.: Худож. лит., Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, – С.103–107. Смирнов А.С. Романтическая ирония в русской литературе первой половины XIX века и творчество Н.В. Гоголя. – Гродно: ГрГУ, – С.103–107. Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов Чижевский Д.И. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, Эпштейн М.Н. Князь Мышкин и Акакий Башмачкин (к образу переписчика) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX–XX веков. – М.: Сов. писатель, 1988.