Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог в художественной словесности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик, высказываний, адресованных собеседнику.
Advertisements

Язык драматического произведения (урок словесности в 6 классе) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 9 г.о.Коломна Московской области.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг.
Литература. 5 класс Шестнадцатое декабря. Классная работа.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Обучающий урок 1Автор - Т.Н.Самсонова, МАОУ "Сузунская СОШ 2"
Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных мыслей, чувств, суждений. Сочинение – порождение текста, письменное выражение собственных.
Двенадцатое ноября. Сочинение – рассказ по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Зима Давид Петросян Новая школа 5-3класс. Ну наконец-то!!! Наконец наступила моя любимая зима!!!
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Свойства разговорного языка. Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской области
Транксрипт:

Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог в художественной словесности.

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ТЕ ЖЕ ФОРМЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ, ЧТО И В НЕХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДАХ ПИСЬМЕННОСТИ. Разные формы словесного выражения в художественном произведении служат для создания картины жизни, для выражения мыслей и чувств автора.

Какие формы словесного выражения представлены в отрывках из рассказа « Муму » И. С. Тургенева ? На другое утро она велела позвать Гаврилу часом ранее обыкновенного. -Скажи, пожалуйста, - начала она, - как только тот, не без некоторого трепетания, переступил порог её кабинета, - что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла ? Мне спать не дала ! -Собака - с … какая - с … может быть, немого собака - с,- произнёс он не совсем твёрдым голосом. Повествование от лица автора, диалог героев.

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Описание Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью. Рассуждение

Формы словесного выражения в стихотворениях Монолог « Зимнее утро » Диалог « Бородино » Описание Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Рассуждение Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя : Богатыри – не вы ! Повествование И только небо засветилось, Всё шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй.

Какие формы словесного выражения являются главными в пьесе ? Монолог и диалог Описание Рассуждение Повествование

Познакомьтесь с эпизодом из пьесы - сказки С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев ». В этой сцене изображается урок : Профессор пытается обучать юную Королеву, а она не хочет подчиняться законам науки. Что вы можете сказать о действующих лицах эпизода ? Почему от изображённого в эпизоде события зависит весь дальнейший ход пьесы ?

Профессор. Месяцы идут один за другим. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И никогда ещё не было, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь - раньше августа. Королева. А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель ? Профессор. Это невозможно, ваше величество ! Королева. Вы – опять ? Профессор ( умоляюще ). Это не я возражаю вашему величеству. Это наука и природа ! Королева. Скажите, пожалуйста ! А если я издам такой закон и поставлю большую печать ? Профессор ( беспомощно разводит руками ). Боюсь, что и это не поможет. Но вряд ли вашему величеству понадобятся такие перемены в календаре. Ведь каждый месяц приносит нам свои подарки и забавы. Декабрь, январь и февраль – катанье на коньках, новогоднюю ёлку, масленичные балаганы, в марте начинается снеготаяние, в апреле из - под снега выглядывают первые подснежники …

Королева. Вот я и хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала. Профессор. До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких - нибудь три месяца, или девяносто дней … Королева. Девяносто ! Я не могу ждать и трёх дней. Завтра новогодний приём, и я хочу, чтобы у меня на столе были эти – как вы их там назвали ? – подснежники. Профессор. Ваше величество, но законы природы … Королева ( перебивая его ). Я издам новый закон природы !

Все эти монологи и диалоги созданы автором для решения художественной задачи Изображение характеров героев Рассказ о событиях Отражение мыслей и чувств автора Все формы словесного выражения служат материалом, из которого создаётся художественное произведение.

Практикум Познакомьтесь с размышлениями Михаила Ильича Ромма из его книги « Устные рассказы ». Ромм был замечательным рассказчиком и, по настоянию друзей, рассказывая что - то, стал включать магнитофон, а потом из этих записей составилась книга. При этом автор оставил тест таким, как он был записан на магнитофоне. Что это - диалог или монолог, разговорный или книжный язык ? По каким признакам вы это определили ? Почему автор не отредактировал текст – вероятно, выбранная им форма словесного выражения обладает своими преимуществами и именно она требуется здесь ? Так ли это ? Аргументируйте своё мнение.

Соперничество. Я не буду много говорить, но, когда Шукшин и Тарковский, которые были прямой противоположностью один другому и не очень любили друг друга, они работали рядом, это было очень полезно мастерской. Это было очень ярко и противоположно. И вокруг них группировалось очень много одарённых людей. Не вокруг них. А благодаря, скажем, их присутствию. Шукшин и Тарковский Если где - то эту сумму вопросов поднять ( сейчас я говорю неразборчиво, но важна мысль сама ), тогда получается возможность учить человека без указки, без перста : вот так надо строить мизансцену, так надо работать – как многие учат. Учат тому, что вот есть система, которой надо обучать таким - то образом. Сначала то - то, потом то - то, сначала монтаж, сначала работа с актёром и т. д. мизансцену монтаж, Значит, хорошо большей частью художники получаются тогда, как мне кажется, когда такого человека с указкой и перстом, такого учителя нет, а есть человек, который бы помогал думать. Или не мешал хотя бы думать. Который позаботился о том, чтобы была атмосфера, чтобы сам пророс росток творчества, он бы получился самостоятельно. самостоятельно.

УТОЧНИМ Мизансцена – размещение актёров на сцене в разные моменты исполнения пьесы.

УТОЧНИМ Монтаж – соединение кадров киноплёнки с отснятым материалом в одно целое.

УТОЧНИМ В. М. Шукшин и А. А. Тарковский – кинорежиссёры, вошедшие в историю киноискусства.

Вы заметили здесь слова, которые употреблены в переносном смысле : перст ( устар.) – палец и указка. Что они означают в этом тексте ? Определите главную мысль этого высказывания. Согласны ли вы с автором ?

Рассмотрите, как построен диалог в художественном произведении – повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба ». Какую роль играет форма словесного выражения : диалог героев, монолог рассказчика ? Что представляет собой авторская речь – описание, повествование или рассуждение ?