Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составлена: Шадриной Евгенией Владимировной На основе программы курса «Я выбираю профессию» Бугаковой Т.Б. и «Моя профессия» Старостиной Г.П. Муниципальное.
Advertisements

Профориентационная работа классного руководителя «Твой выбор» Автор: Порфирьева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Озерки.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Особенности работы психолога в предпрофильном классе.
Элективный курс Дорога профессионального выбора. Цель курса Помочь учащимся найти свой собственный образ «Я», Сформировать знания, умения и навыки, необходимые.
Ситуация выбора. «Хочу»Интересы,склонности. «Надо» Востребованность профессии на рынке труда «Могу»Знания,умения,навыки. Ситуация выбора. выбора.
ТОМСК КЛАССЫ 03 Цель профориентационного содействия в школе - постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно.
Психологическое сопровождение выбора профиля учащимся.
Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
Программа «Планирование карьеры» как модель психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности. Трофимова Анна Александровна заведующая Лабораторией.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
«Я и мой труд и профессия» «Я и мой труд и профессия» КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 п.Ванино Воспитатель: Кузнецова Марина Анатольевна г.
Подготовил учитель высшей категории Шалдырван Г.М. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 ст. Зеленчукской»
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Семинар для классных руководителей: «Организация профориентационной работы с учащимися 9 классов.
МБОУ«Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми В ПОИСКАХ СВОЕГО Я Программа развития самосознания учащихся 8-х классов Программу разработали:
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
Транксрипт:

Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»

Цель программы: Подготовка учащихся школы к осуществлению профессионального выбора, основанного на знании особенностей своей личности: интересов, склонностей, способностей и умении соотносить их с требованиями профессии.

Основные задачи: Определение особенностей интересов, склонностей, способностей учащихся, их профессиональных планов; Определение особенностей интересов, склонностей, способностей учащихся, их профессиональных планов; Актуализация проблемы профессионального самоопределения; Актуализация проблемы профессионального самоопределения; Расширение кругозора в мире профессий; Расширение кругозора в мире профессий; Развитие навыков самопознания; Развитие навыков самопознания; Активизация собственных позиций учащихся в ситуации выбора профессии. Активизация собственных позиций учащихся в ситуации выбора профессии.

Данная программа состоит из 3 блоков, каждый из которых выполняет определенные функции. Для определения личностных особенностей и профессиональных склонностей – 1-й блок - диагностический «Мои особенности»; Для определения личностных особенностей и профессиональных склонностей – 1-й блок - диагностический «Мои особенности»; Для получения необходимой информации о востребованности профессий, возможности образования, о составляющих труда, ошибках выбора профессии – 2-й блок «Мир профессий» (семинарский на классных часах). Для получения необходимой информации о востребованности профессий, возможности образования, о составляющих труда, ошибках выбора профессии – 2-й блок «Мир профессий» (семинарский на классных часах). Для углубления самопознания, развития определенных качеств личности, необходимых для осуществления самостоятельного выбора профессии – 3-й блок «Профессиональная карьера» - практические занятия с элементами тренинга. Для углубления самопознания, развития определенных качеств личности, необходимых для осуществления самостоятельного выбора профессии – 3-й блок «Профессиональная карьера» - практические занятия с элементами тренинга.

Тематическое планирование Блок программы врЦель разделаСодержание «Мои особенности» 2 Выявление личностных особенностей учащихся, их профессиональных интересов и склонностей. Исследование личностных особенностей учащихся, их профессиональных интересов, склонностей, мотивов выбора профессии. «Мир профессий» 4 Расширение представлений учащихся о мире профессий Обсуждение полученных результатов. Самоопределение в выборе профиля обучения (для учащихся в 9-х классов). Обсуждение с учащимися мира профессий, новых профессий, содержания профессий, требований, которые предъявляют профессии к человеку «Профессиона льная карьера» 14 Формирование способности учащихся осуществить самостоятельный выбор профессии на основе самопознания и расширенной информации о профессиях. Обыгрывание основных моментов, сопутствующих выбору профессии (возможных трудностей, особенностей поведения при приеме на работу, и т.д.), развитие навыков самопознания, умения планировать свою профессиональную карьеру, обсуждение лидерских способностей.

1 блок Диагностическая методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявская Диагностическая методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявская Опросник Дж. Голланда Опросник Дж. Голланда ДДО-30 Климов ДДО-30 Климов 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла Ценностные ориентации Рокич Ценностные ориентации Рокич

Создание мотивации на получение теории Эмоциональное отношение Планирование Принятие решений АвтономностьИнформированность

2 блок ТемаврЦель Формы и методы занятий 1. Мир профессий 1 Дать представление о многообразии мира профессий Беседа; Игровые упражнения 2. Требования профессий. Здоровье и выбор профессии 1 Сформировать у учащихся представления, о требованиях предъявляемых профессией к профессионалу. Показать учащимся необходимость учета фактора здоровья при выборе профессии Дискуссия, Игровые профориентационн ые упражнения. 3. Ошибки в ситуации выбора профессии 1 Раскрыть учащимся возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Дискуссия; Игровые упражнения 4. Состояние дел на рынке труда. 1 Создать у учащихся представления о востребованности профессий на рынке труда и возможности получения образования. Сообщения учащихся; Дискуссия.

Создание мотивации на работу в группе 1. Эмоциональный комфорт 2. Жертва и ответственный

Критерии поведения человека с позиции «жертвы» Критерии поведения человека с позиции «ответственного»

Какие выгоды я приобретаю находясь в позиции «жертвы» Какие возможности открываются передо мной когда я исхожу из позиции «ответственного»

3 блок ТемаврЦель 1. Познавая себя2 Развитие навыков самопознания, осознание сильных сторон своей личности. 2. Межличностное взаимодействие 3 Актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора. 3. Ваши деловые качества 2 Развитие навыков предпринимательской деятельности. 4. Принятие решений 2 Способствовать актуализации «Я» учащегося для развития способности брать на себя ответственность за события своей жизни 5. Профессия для меня 1 Актуализировать имеющиеся профессиональные предпочтения 6. Мое будущее 2 Освоение навыков планирования своего профессионального пути, создание позитивного настроя на будущее. 7. Временная перспектива 1 Развитие навыков целеполагания 8. Итоговое занятие 1 Получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий

Используются упражнения на самопознание 2 видов 1. саморазмышления 2. получение обратной связи

Саморазмышления Упражнение «Мои смыслы» Инструкция. Запишите, пожалуйста, вопросы: Что я даю жизни? (Творчество, работа, учеба...) Что я даю жизни? (Творчество, работа, учеба...) Что я беру от жизни? (Ценности, переживания, опыт...) Что я беру от жизни? (Ценности, переживания, опыт...) Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу. Моя позиция по отношению к судьбе. Как я отношусь к тому, как я живу. К чему я стремлюсь? К чему я стремлюсь? Что я даю труду? Что я даю труду? Что я беру у труда? Что я беру у труда? Как я отношусь к труду? Как я отношусь к труду? Запишите, пожалуйста, ответы на эти вопросы. У вас получится маленький трактат о поисках смыслов. Запишите, пожалуйста, ответы на эти вопросы. У вас получится маленький трактат о поисках смыслов.

Упражнение «Планы будущих дел» Что делать (цель)Когда (сроки)Что нужно (средства, действия) 1 2 …

Информационная карта оценки мира профессий Что мне интересно знать или делать? В какой профессии я смогу этого достичь? Что мне нужно для получения этой профессии?

Оценка профессии ПлюсМинусИнтересно 1 2 …

Оценка способностей Способности, развитые наиболее сильно Способности наименее развитые Способности, которыми хочу обладать в идеале

Оценка видов деятельности Виды деятельности, развитые наиболее сильно Виды деятельности наименее развитые Виды деятельности, которые хочу выполнять качественно

Оценка особенностей личности и черт характера Черты характера и особенности личности, которые нравятся Черты характера и особенности личности, которые не нравятся Черты характера и особенности личности, которые хочу иметь 1 2 …

Деловые качества Мыть мосты Мыть мосты Ловить снежинки и дождинки Ловить снежинки и дождинки Говорить всем где право, а где лево Говорить всем где право, а где лево

Обсуждение 1. Что помогло в убеждении 2. Что оттолкнуло 3. Какие качества продемонстрировали и за счет чего 4. Что еще можно было сделать для убеждения