«Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии» Руководитель: Солодкая А. А., учитель технологии Выполнила ученица 8а класса Зайцева Валерия Петрозаводск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно-исследовательская работа. «Вязаные солнышки» Выполнила Осокина Юлия Ученица 8-б класса МОУ СОШ6 города Няндома Научный руководитель учитель технологии.
Advertisements

Коренные малочисленные народы, проживающие на севере Западной Сибири. Ханты и манси традиционно занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Суровость.
Презентация по теме: Презентация "Народный Коми орнамент"
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Подарок для малыша Мир вязаной детской одежды Работа учащейся 6 «А» класса Забецкой Елизаветы Сергеевны Руководитель: Проводилова Ольга Валентиновна Конференция.
Спириденкова Елена Александровна, учитель технологии МОУ Верхнетуломская средняя общеобразовательная школа Кольский район, Мурманская область.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными.
важный атрибут национальной ненецкой мужской одежды, главной функцией которого является подпоясывание одежды, а при необходимости он удлиняет или укорачивает.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно. Ведь трикотаж не камень, нелегко сохраниться тысячелетиями. Однако древнейшие, дошедшие до нас.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
«Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства»
Вязание спицами *Шарф-снуд* Работу выполнила Рыбакова Кристина,ученица 8 Б класса,Колтушской СОШ.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
История возникновения вязания Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно, ведь трикотаж не камень, нелегко ему сохраниться тысячелетиями.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Вышивка орнамента Конкурс «Презентация к уроку» Учитель технологии МОУ «Гимназия 2» Орлова Н. А Г. Пермь 2011 год.
Подготовила Солодкая А.А., учитель технологии Петрозаводск 2011 МОУ «Средняя школа 36»
Транксрипт:

«Традиционное орнаментальное вязание рукавиц в Карелии» Руководитель: Солодкая А. А., учитель технологии Выполнила ученица 8а класса Зайцева Валерия Петрозаводск 2010 МОУ «Средняя школа 36»

Цель моей работы: Изучить народные традиции орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии.

Немного из истории вязания Вязание – один из самых старинных видов декоративно- прикладного искусства; оно существует более 3000 лет. Самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу III в. н. э. Ученые считают, что прародиной вязания был Ближний Восток. В египетских гробницах найдены экземпляры некоторых вязаных вещей IV-V вв. н. э. Самая древняя рукавица была найдена в гробнице фараона Тутанхамона. В XIII в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию.

Первая спица, скорее всего, была деревянной, просто гладкая веточка дерева. Потом количество спиц увеличилось до пяти. В прошлом спицы изготовлялись лишь из природных материалов – кости, дерева и металла. Вязаные изделия были предметами повседневного обихода, они быстро изнашивались или же их распускали и перевязывали, поэтому ранние вещи не сохранились. На Руси рукавицы известны с XIII века. Целые вязаные рукавицы найдены при раскопках в культурных слоях древнерусских городов. Нередко находят фрагменты шерстяных носков, чулок, туфель, вязаных поясов.

Наладоники Фотография музейного экспоната 530 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, Повсеместно одной иглой вязали рабочие рукавицы, которые известны под разными названиями: наладонки, надолонки, дельницы. Обычно на связанные рукавицы (дельницы) сверху надевали еще кожаные рукавицы, чтобы они не промокали и дольше носились.

Мохнатки (лохматки) - женские или мужские рукавицы для ношения в зимнее время. Они изготавливались из овчины, шкуры собаки, диких животных мехом наружу. Мохнатки шились широкими, длинными, прикрывали обычно край рукава верхней одежды. Носили их обычно поверх вязаных шерстяных рукавиц (их называли исподки или исподочки).

Мохнашки – рукавицы, связанные из конского волоса, употреблялись рыбаками при вытаскивании невода.

Исподочки - рукавицы, мужские и женские, надевавшиеся зимой. Они вязались обычно на спицах, крючком из серой, черной, белой шерсти, иногда с узором, выполненным цветной нитью – красной, зеленой, желтой, синей. По праздникам надевались орнаментированные исподочки, в будни – однотонные. В будние дни поверх исподочек надевались холщовые или кожаные рукавицы. Фотография музейного экспоната 508 из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000.

Материалы для вязания Изделия вязали, в основном, из овечьей шерсти, которая имела природные цвета: серый, черный и белый. В другие цвета (красный, синий и другие) её красили в домашних условиях купленными красками или способами своего изобретения.

Обработка пряжи Карды – специальная щетка для чесания шерсти. В Поморье их называют картами, а сам процесс картаньем. Юная пряха. Начало XX века Каждая крестьянская семья в Карелии имела в своем хозяйстве несколько овец для получения шерсти. Овец стригли, волокно чесали, а затем зимними вечерами пряли пряжу. Женщины и девушки пряли шерсть дома и на посиделках, которые заполняли каждый будничный вечер в период от Покрова до Великого поста.

Инструменты В Карелии практиковали три способа вязания: одной иглой, на спицах и вязальным крючком. Способ вязания одной иглой является одним из древних. Этим способом вязали рабочие рукавицы и носки. Мужчины вязали себе одной иглой Фотография музейного экспоната из книги Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, 2000 все, что одевали в лес, на охоту или рыбалку: носки, рукавицы, шарф, рубаху. Вязание на нескольких спицах распространено повсеместно до сих пор. Это самый древний и самый усовершенствованный вид рукоделия. Этим способом вязали рукавицы, носки, рубахи.

Обереги Оберег – это спасающий, оберегающий от несчастий. Почти все узоры в прошлом несли обереговую функцию. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, рукавиц, чулок. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно. Мотивы или элементы орнамента подсказывала человеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа. Символика геометрических мотивов: круга (ромба), креста, треугольника – одинакова у многих народов. Они означают огонь, солнце, жизнь, землю.

Узоры придавали вещам магическую силу: рукавицы должны были защищать не только от холода, но и предохраняли их носителя от злых духов и несчастий. После манжеты вывязывали обручок - перевив из двух или более ниток. Это специальный прием, при выполнении которого удваивалась сила оберега.

Узоры Карелии При вязании изделий использовали два-три цвета, как говорили по-местному, в две или три нитки (две-три шерсти, двурядки, троерядки). Полосатый узор называли «рядки». Если изделие вязали без узора, их называли нагольными. Охотничьи узоры Заячьи уши Семеричные узоры

Пестрые узоры Узор «косорядки» - зигзагообразные полосы Пестрые узоры, которые использовали мастерицы, состояли из треугольников, клеток, полос, прямых и зигзагообразных линий. До нашего времени сохранились их старинные названия: «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «елочки», «клинчики», «ячея», «очки» - клетки, «рябушки».

Образцами вязания рукавиц являются чулочная вязка, резинка и рубчик. Узоры на рукавицах равномерно заполняли всю поверхность изделия. Внутреннюю сторону рукавицы и пальцы вывязывали менее сложным узором, чем тыльную сторону. Узорные рукавицы Поморья по форме и художественным особенностям можно разбить на три группы. Классификация рукавиц Карелии (Поморье)

Первая группа Рукавицы начинаются с резинки, на кистевой части провязываются узоры, состоящие из простых геометрических мотивов. Фотография музейного экспоната 517 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, Из белых и темно-коричневых шерстяных нитей. Узор «клинчики», состоит из треугольников, раппорт 5 х 2,5. Пальцы связаны в косой ряд, вверху коричневая резинка. 13 х год Летний берег, Уна. О. Ф. Киселева (1922 г. р.). Поступили в июне 1982 года. Очищены от загрязнений. Укреплены по разрывам с восполнением утрат по узору.

Вторая группа Рукавицы начинаются обычно рубцами. За ними идут 2-3 семеричных бордюра, а в верхней части располагаются узоры, состоящие из точек и крестиков. Фотография музейного экспоната 519 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, Из белых и черных шерстяных нитей. Узор «частенький»: белые и черные клетки с косым крестом, расположенные в шашку, раппорт 3,4 х 3,2. Пальцы связаны в косой ряд, верхний край в рубичок. 12,5 х 29, год. Летний берег, Яреньга. А. В. Серухина (1908 г. р.). Поступили в 1983 году.

Третья группа Рукавицы начинаются резинкой. На тыльной стороне кистевой части располагаются крупные восьмиконечные звезды, а на внутренней – узоры из простых мотивов. Фотография музейного экспоната 524 по книге Григорьевой Г.А. «Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого музея – заповедника. Каталог». Архангельск, Из светло-серых и коричневых шерстяных нитей. На тыльной стороне вывязаны две восьмилепестковые розетки, остальная часть в шашку, пальцы в косой ряд, резинка с двумя полосами. 10,5 х 24, 1981 год, А. П. Катарина (1906 г. р. Летний берег, Летняя Золотица), Поступили в 1983 году из поселка Солонки.

Разработка вывязывание рукавиц по фотографии музейного экспоната Схема вязания пальца Схема вязания рукавицы Фотография музейного экспоната 517

Итоги работы Целью моего исследования было изучение народных традиций орнаментального вязания рукавиц на спицах в Карелии. Я начала работу с чтения литературы по данной теме, провела исследовательскую работу по традиционному вязанию рукавиц народов Русского Севера и Карелии. С помощью ИКТ разработала технологию вязания рукавиц по фотографиям экспонатов музея- заповедника на Соловецких островах.

Мои рукавицы Используя материал этого исследования, мне удалось разработать и создать коллекцию вязаных рукавиц. Я уверена, что в будущем продолжу орнаментальное вязание изделий. Считаю, что моя работа является одним из путей сохранения традиций узорного вязания на спицах в Карелии для будущих поколений.

Литература 1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск: Правда Севера, Косменко А.П. Карельское народное искусство. Петрозаводск: Карелия, Косменко А.П. Традиционный орнамент финоязычных народов Северо-западной России. Петрозаводск, Поверина Г. П. Узорные рукавички. М.: Культура и традиции, Рожков С. Рукоделие. Москва, Энциклопедия вязания. Петрозаводск, 1994.