Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО в Ивановской области Комарова В. А., консультант Департамента образования Ивановской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2011 Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Advertisements

Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Комарова В.А., консультант.
Модель мониторинга ведения ФГОС НОО Ноябрь 2010 ИОП «Эврика»
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ « Родинская средняя школа 2» Таранова.
Цель: 1. Познакомить слушателей семинара с нормативно - правовой базой внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Управление введением ФГОС НОО Нормативно - правовое обеспечение Финансово - экономическое сопровождение ФГОС НОО Кадровая политика Информационное обеспечение.
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г.,
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Транксрипт:

Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО в Ивановской области Комарова В. А., консультант Департамента образования Ивановской области

Конституция Российской Федерации Согласно статье 43 Конституции, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Нормативно - правовое регулирование на федеральном уровне Стандарт вводится в систему нормативно - правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации « Об образовании » ( ст.7). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года 142 « О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов » введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Приказ Минобрнауки России от «6» октября 2009 г. 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативно - правовое регулирование на федеральном уровне Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( далее - Стандарт ) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса ; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Последовательность действий по введению ФГОС уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Региональное нормативно - правовое регулирование Приказ Департамента образования Ивановской области от « Об утверждении Положения о региональном координационно - методическом центре введения федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС ), Плана - графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования в Ивановской области »

Региональное нормативно - правовое регулирование В письме Департамента образования Ивановской области от определены пилотные площадки по введению ФГОС НОО.

Список образовательных учреждений - пилотных площадок по введению ФГОС начального общего образования МОУО Колич. ОУ Иваново3МОУ лицей 22, МОУ лицей 33, МОУ СОШ 66 Кинешма1МОУ СОШ 8 Тейково1МОУ СОШ 2 Фурманов1МОУ СОШ 1 Шуя1МОУ СОШ 7 Вичугский1МОУ Старовичугская СОШ им.Г.В.Писарева Ивановский1Богданихская МСОШ Лежневский1Лежневская МСОШ 10 Родниковский1МСОШ 4 г.Родники Юрьевецкий1Ёлнатская МСОШ ИТОГО12

Количество пилотных учреждений – 12, из них: - 2 школы повышенного статуса (лицей), - 10 ОУ; - 2 сельские школы, - 10 городских школ, в том числе в поселках городского типа Переведены на ФГОС НОО: 24 класса, 624 учащихся.

Что необходимо проанализировать на уровне ОУ, чтобы подготовиться к введению ФГОС НОО

Нормативно - правовая база ОУ Нормативно - правовая база ОУ должна обеспечивать четыре группы условий введения ФГОС. Первая группа – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ.

Нормативно - правовая база ОУ К первой группе относятся следующие требования введения ФГОС : эффективное управление ОУ с использованием информационно - коммуникационных технологий ; внедрение новых финансово - экономических механизмов ; обязательность участия обучающихся и их родителей в разработке ООП начального общего образования, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и т. д.

Нормативно - правовая база ОУ Вторая группа – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению ОУ ( речь идет преимущественно о взаимодействии ОУ с другими субъектами ). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС : выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно - полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности ОУ дополнительного образования детей ; включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды ( населенного пункта, района, города ) для приобретения опыта реального управления и действия и т. п.

Нормативно - правовая база ОУ Третья группа – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но, тем не менее, требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС как : использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа ; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников ; достижение планируемых результатов освоения ООП и т. п.

Нормативно - правовая база ОУ Четвертая группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ ( например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения ).

Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): наличие разработанной и утвержденной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения : пояснительная записка ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ; учебный план начального общего образования ; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ; программы отдельных учебных предметов, курсов ; программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ; программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы ОУ ( цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально - техническое обеспечение и т. п.); приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно - квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения ; наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками ;

Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): определение оптимальной для реализации ФГОС модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся ( например, модель взаимодействия с учреждениями ( ем ) дополнительного образования детей ); наличие плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ; повышение квалификации всех учителей начальных классов ( возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования );

Критерии готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ( ФГОС ): определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования ; обеспечение кадровыми, финансовыми, материально - техническими и иными условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Мониторинг введения ФГОС ( по аналогии с КПМО ) Модель мониторинга введения ФГОС позволит : осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровнях регионов и образовательных учреждений ; выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе ; определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС ; осуществлять разработку рекомендаций по обеспечению введения ФГОС. Цель мониторинга – проявить, реализуются ли требования к образовательной программе и к условиям реализации ФГОС и работают ли они на появление новых ( метапредметных ) образовательных результатов

Мониторинг введения ФГОС Пилотные школы впервые заполняют в 1 квартале 2011 года по первым классам, а затем вместе со всеми школами. Периодичность заполнения : 1 раз в год, сентябрь - октябрь 2011 С шаблонами региональных автоматизированных показателей можно познакомиться на главной странице сайта слой « Мониторинг введения ФГОС ».

Объекты мониторинга Система оценки метапредметных образовательных результатов Структура образовательной программы Условия обеспечения введения ФГОС НОО

Показатели по системе оценки метапредметных образовательных результатов. Данные о методической готовности к оценке метапредметных результатов Данные о планируемой системе итоговой оценки метапредметных резльтатов Данные о внесении изменений в школьное положение об оценке образовательных результатов

Показатели по структуре образовательной программы Количество часов внеурочной занятости в учебном плане Среднее количество часов внеурочной занятости на одного ученика Финансируются ли внеурочные занятия из бюджета субъекта РФ

Методическое обеспечение реализации ФГОС Наличие методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий Наличие в используемых УМК материалов по формированию универсальных учебных действий

Методическое обеспечение Промежуточные показатели : оснащенность педагогов материалами для формирования каждого из универсальных учебных действий по каждому предмету, каждого из универсальных учебных действий по классу в целом. Итоговые показатели : какую долю в регионе составляют классы, в которых по всем действиям существует нулевая, низкая, средняя, высокая и полная оснащенность.

Нормативно - правовое обеспечение Внесены ли изменения в « Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации » Внесены ли изменения в должностные инструкции учителя

Финансово - экономическое обеспечение Доведение норматива финансирования до уровня образовательного учреждения Наличие в ОУ собственного положения об оплате труда, позволяющего оплачивать внеурочные виды деятельности Наличие в ОУ собственного положения об оплате труда, позволяющего начислять стимулирующую часть заработной платы в зависимости от результативности образовательного процесса.

Информационное обеспечение Наличие информационной образовательной среды в ОУ Наличие свободного доступа в интернет Ведение электронной документации ( дневников и журналов ) Наличие Интернет - ресурсов для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения ООП ОУ ( с родителями, детьми и т. д.)

Кадровое обеспечение Наличие у педагогов и управленцев пилотных школ повышения квалификации, позволяющего реализовать требования ФГОС

Информационная поддержка ФГОС Сайт ФГОС Сайт ФГОС Сайт инновационной образовательной сети « Эврика » Сайт Департамента образования Ивановской области edu.ru/