Презентация по истории России. 10 класс. Русская культура XVI-XVII вв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К УЛЬТУРА И БЫТ XVII ВЕКА. О СОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность.
Advertisements

Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Prezentacii.com.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где на протяжении 17 века произошли значительные изменения Основным строительным материалом оставалось дерево.
Культура XVI века. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется.
Культура России XVII века. Обмирщение культуры- усиление светских начал в культуре.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
XV-XVI вв. XVII в. Prezentacii.com. В этот период большое внимание уделялось искусству, особенно архитектуре. В XV-XVI вв. заложились основы архитектуры.
Московский Кремель в 17 веке Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА XVI ВЕКА Расцвет русского зодчества Презентация ученика 7 В класса Курдюкова Артема.
Культура «бунташного века». 17 век – период крушения средневековой художественной культуры Рушились традиции, еще недавно казавшиеся незыблемыми. Древняя.
Методическая разработка по истории (7 класс) по теме: Культура Руси в. в
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Культура России XVII – XVIII вв.. Литература Культура приобретает все более светский характер. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича,
Презентация к уроку истории (7 класс) на тему: Презентация к конспекту по теме "Культура России в 17 веке"
Русская культура XIV - XVII веков. Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века Заново отстраивались города Заново отстраивались города.
Транксрипт:

Презентация по истории России. 10 класс. Русская культура XVI-XVII вв. Автор: учитель истории МБОУ СОШ 2 п. Добринка Липецкой области Родионова Ирина Васильевна

XVI век-век публицистики Продолжалось формирование русской народности. Происходило объединение местных культур Создается культурная и духовная среда для появления памятников общенационального значения.

Матвей Башкин Вольнодумец, принадлежал к верхам столичного дворянства. Он отрицал церковные обряды и иконы и даже таинство исповеди. Осудил холопство, так как в его понимании оно противоречило христианским идеалам.

Феодосий Косой Беглый холоп, постригшийся в монахи. Выступал против официальной церкви и проповедовал равенство людей. Был вынужден бежать в Литву. Его учение называли «рабьим»

Иван Пересветов Ему принадлежит теория создания дворянского государства во главе с самодержавным царем. Не испытывал симпатии к боярству, верхам общества. Свой политический идеал он воплотил в образе грозного, но мудрого самодержавного владыки- Магмет-султана.

Просвещение Происходит накопление знаний среди духовенства, дворян и горожан. Процесс обучения и его содержание были одинаковы для всех : осилив азбуку, принимались за Часослов, затем следовали Псалтирь и письмо. Заканчивалось обучение пением. Премудрости математики сводились к овладению счетом, сложением и вычитанием и реже умножением и делением.

Книгопечатание 1564 год-издание Иваном Федоровым «Апостола»

Зодчество Усиление Русского государства отмечается расцветом архитектурного творчества. Со второй трети XVI в. в каменное зодчество из народной деревянной архитектуры проникает шатровый стиль. Храмы теперь венчались шатром, который определял композицию постройки. В отличие от крестово-купольных храмов, восходящих к византийской традиции, шатровые не имеют внутренних столбов, а вся тяжесть здания опирается на фундамент. Церковь теряет кубическую форму и приобретает облик «столпа» с пирамидальной вершиной. В шатровых постройках XVI- XVII вв. выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль открывал новый простор для творчества русских зодчих. Шатровый стиль запрещен церковью в 1652 году как светское влияние.

Церковь Вознесения в селе Коломенском Первый шатровый храм на Руси, воздвигнутый в 1532 году в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV.

Покровский собор. храм Василия Блаженного Расположен на Красной площади в Москве. Завоевав Казань, Иван Грозный приказал зодчим Барме и Постнику построить церковь. Построен в гг. Девять различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство.

Литература XVII века Утвердилось два течения: панегирическое и народно-обличительное. Если литературные герои предшествующего времени пребывали в неустанной молитве, их действия предопределяла божественная воля, то теперь героями становятся предприимчивые и энергичные люди, ищущие приложения сил и способностей в полезных для себя начинаниях.

Симеон Полоцкий Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовался в Москве Симеоном Полоцким. Образование получил в Киево-Могилянской академии, а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. В 1661г.Симеон переехал в Москву, где стал учителем для царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Известен как поэт, драматург и публицист. Сторонник самодержавия.

Юрий Крижанич Хорват. Прибыл в Россию в 1659 году. Написал несколько трактатов, среди которых важнейший- «Политика». Выступал за объединение славянских народов. Не осуждал крепостнических порядков, но говорил об ограничении аппетитов помещиков.

Аввакум Талантливый писатель- полемист, основоположник автобиографического жанра в России. Его «Житие» представляет народно-обличительную литературу. Это остросюжетное сочинение, где автор на примере собственной жизни, полной страданий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия. Во всех поступках вождя старообрядчества прослеживается неприятие новизны, науки, что шло из Западной Европы.

Бытовые повести «Повесть о Горе- Злочастии» «Повесть о Савве Грудцыне» «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Калязинская челобитная» Содержание бытовых повестей XVII века обнаруживает две тенденции: с одной стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой – попытки героя выйти из рамок житейской мудрости «Домостроя» заканчиваются полным крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их преодолеть.

Архитектура XVII века *На протяжении XVII века в зодчестве произошли наиболее существенные изменения. *Основным строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей. *Новое в архитектуре состояло в том, что увеличилось число зданий, воздвигаемых из кирпича. *Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали.

Царский дворец в Коломенском выдающийся памятник деревянного зодчества. Представлял собой целый городок с раскрашенными чешуйчатыми кровлями зданий с медным блестящим гребнем. Витые столбы и позолота делали его похожим на игрушку. Русский поэт Симеон Полоцкий называл дворец «восьмым чудом света»

Вознесенская церковь в Торжке 1653 год В деревянном зодчестве преобладали шатровые храмы, но наряду с ними распространение получили ярусные церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся восьмериков. Строгие пропорции придавали даже небольшому храму монументальность.

Первым по заказу Никона был построен Валдайский Иверский монастырь. Никон пытался изолировать церковное зодчество от общих тенденций развития русского искусства, но новые явления проникали в кирпичную храмовую архитектуру. В 1652 году было запрещено строительство шатровых храмов. Никон хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой монументальности, но и сам в конечном счете поддался воздействию нового.

Новоиерусалимский монастырь Не удалось Никону возродить традиции XVI века и при сооружении Новоиерусалимского монастыря. Воскресенский собор должен был воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме, куда был послан ученый-монах Арсений Суханов. Но в соответствии со вкусами XVII века собор был снаружи и внутри украшен многоцветными изразцами.

Ростовский кремль Идея превосходства духовной власти над светской выражена в этом грандиозном сооружении ростовского митрополита Ионы. Все постройки окружали внушительные стены с башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.

Монастырские ансамбли завершается их оформление, начало которым было положено в предыдущие столетия. Центром каждого были соборы, возвышавшиеся над всем комплексом. Иосифо- Волоколамский монастырь

Кирилло- Белозерский монастырь

Троице-Сергиев монастырь

Многоярусные колокольни Шестиярусная башня Новодевичьего монастыря Девятиярусная башня Иосифо- Волоколамского монастыря

Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко) Церковь Покрова Богородицы в Филях

Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений. Хамовный двор в Москве Гостиный двор в Архангельске

Сухарева башня архитектора Чоглокова Гражданское зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного назначения. В основу были положены жилые постройки, которым были приданы монументальные формы. Сухарева башня была воздвигнута для стрелецкого полка Сухарева, проявившего верность Петру во время его конфликта с Софьей.

Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в. Здание Земского приказаМонетный двор в Москве

Живопись XVII века Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата. Сюда были привлечены лучшие русские художники, а также иностранные мастера. В течении 30 лет художественную деятельность в России возглавлял Симон Ушаков.

Симон Ушаков Спас Нерукотворный Насаждение древа государства Российского

Михаил АрхангелТроица Ветхозаветная

Парсуна ( от латинского –персона, лицо) Первые русские парсуны создаются мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом.XVII векеикониконных доскахковчегом Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.XVII века

Просвещение Появление печатных букварей Букварь Василия Бурцева 1637 Букварь Кариона Истомина 1694

Учебные заведения 1665год- открыта школа, готовившая подьячих для приказов при Заиконоспасском монастыре в Москве.

Школа при Печатном дворе г

1687 год- Славяно- греко- латинское училище

Используемые интернет-ресурсы