Презентация. Психолого - педагогические средства и формы экологического воспитания учащихся на уроках русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческая мастерская по стихотворению Сергея Есенина ЗВЕЗДЫ 6 класс.
Advertisements

Девятнадцатое марта. Классная работа. У зайчихи день рождения Друг пришел к ней с поздравленьями. Он принес букет цветов И хотел добавить слов. Ты, зайчиха,
По теме «Текст»Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет.
Мини исследование на тему : Прилагательное. Что такое имя прилагательное? Имя прилага́тельное самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы «како́й»,
Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнет перинки – Над миром пушинки.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Ремонтненская гимназия 1 С. Ремонтное год.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом.
Проблемные вопросы. Цели и гипотезы. А. Фет. Чудная картина, как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней.
Тема урока: « Самостоятельные и служебные части речи.» Голубева Наталия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУСОШ 38 г. Тулы.
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЦЕЛИ: Я «ЗНАЮ» ЭТО И МОГУ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЯТАМ В ГРУППЕ. Я «НЕ ЗНАЮ» ЭТОГО И ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ ОТ РЕБЯТ. Я МОГУ ВЫДЕЛИТЬ.
Первой приходит весна полевая. На земле чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых.
ЗАНЯТИЕЗАНЯТИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Выполнила Беспрозванных Л. А. Учитель начальных классов МОУ школа-сад 26 «Сказка»
Русская грамота. Изобразительное искусство.. Тема: Развитие речи. Сочиним рассказ «Весна пришла». Тема: Рисуем весну.
ТЕМА УРОКА: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЗАГАДКИ Не живая – а идет. Неподвижна – а ведет. Черный Ивашка, красная рубашка, Где пройдет, там след остается. Есть.
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Афанасий Фет.
Причастия И деепричастия в речи.. Серебряная сказка зимы ! Поля. Лес. В звёздные ночи лунный свет. Слова для справок : белеющие, переплетённые лентами.
Урок литературы по теме: «Русские поэты о Родине и родной природе» Автор: Болхова В.Г. Учитель русского языка и литературы, высшая. Оборудование: мобильный.
Местоимение 2 класс Мозговая атака облако Египет метро ёжик магазин обед берёза.
Весна идет!!! Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит…
ТРЕНАЖЁР ПО ЧТЕНИЮ КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ Зима ЗИМОЙ.
Транксрипт:

Презентация

Психолого - педагогические средства и формы экологического воспитания учащихся на уроках русского языка

Один китайский поэт сказал: Если вы думаете на год вперед – сейте зерна, Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья, Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитайте человека.

Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у человека культуры взаимодействия с природой. Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у человека культуры взаимодействия с природой.

Нормативно - правовая база: 1. Закон Украины об образовании (1996). 2. Постановление Кабинета Министров Украины "О Государственной национальной программе" Образование "(" Украина XXI века ")" от 3 ноября 1993 г. 3. "Информационный сборник Министерства образования и науки Украины", 7, апрель, 2002 г. Решение Коллегии министерства образования и науки Украины 13/6-19 от «О концепции экологического образования в Украине». 4. Закон Украины об охране окружающей среды (1991).

Задачи экологического воспитания Накопление, систематизация, использование экологических знаний. Воспитание любви к природе, желания беречь и приумножать ее. Формирование умений и навыков деятельности в природе. Осознание того, что мир природы является средой обитания человека. Природоохранная деятельность, предотвращение нанесения ущерба природе.

Педагогические средства формирования экологической воспитанности учащихся: Исследо- вательс- кие задачи Проведение экологичес ких игр, защита рефератов … Творчес- кие задания Частично- поисковые задачи Различные учебные задания Экологи- ческие беседы «Экологичес кие» праздники

Основная задача учителя - научить ребенка любить окружающий мир - природу. Неравнодушный к природе человек милосерден к родным, уважает старших и никогда не обидит тех, с кем общается. Следовательно, для уроков я подбираю такой материал, в котором освещается любовь человека к природе, единство человека и природы, стремление к прекрасному…

На уроке необходимо использовать частично- поисковые задания экологической направленности : * загадки; * ребусы; * кроссворды; * викторины; * интересные упражнения.

Отгадать загадки: На горе шумит, Под горой молчит. (Лес) Не море, не земля, Пароходы не плавают И ходить нельзя. (Болото) В нее льется, Из нее льется, Сама по земле плетется. (Речка)

Выполнить творческое задание. Стихотворение Есенина «Звёзды» Звездочки………., звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу… ? Частые звездочки, звездочки……….! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания……….? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце………. Звезды небесные, звезды……….? Задание : самостоятельно – «вместо поэта» - подобрать наиболее соответствую- щие тексту слова, найти синонимы.

Сверить свой вариант с авторским текстом : Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете? Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!

Игра "Вестник весны" (читаем предложения, дети выбирают продолжение) Грачи прилетели -... (первые проталины на полях принесли). Жаворонки над полями запели -... (трава зазеленела) Над цветами первые бабочки закружились -... (ласточки прилетели).

Викторина «Дуэль». 1). Место, где начинается река (исток). 2).Дом диких животных в земле (нора). 3).Суффикс прилагательного осенний (н). 4).И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (иней). 5).Окончание в слове помидоры. (ы)

Составление «экологического» словаря Пчела - от древнерусского бъчела, возникшее из звукоподражания - «гудеть, реветь», то есть пчела - это насекомое, которое шумит, жужжит. Медведь - праславянское слово, которое происходит от двух корней: * ed - тот, кто ест и med - мед. Итак, первичная этимология этого слова - «медоед».

Волк – праславянское слово, имеющее соответствия во многих европейских языках. Первичное значение - «животное, которое разрывает свою добычу». Тыква - заимствование из турецкого «харбуз», происходящее из персидского «харбуза» - «ослиный огурец».

«Мозговой штурм» : Выскажи свое мнение - "Что было бы, если...» : вдруг перестали цвести растения; исчезли лесные звери и птицы; не стало воды на земле; поменялся бы климат; люди не охраняли природу…

Найти и подчеркнуть имена прилагательные в стихотворениях А.А. Фета : «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…»: 1 вар. 2 вар. Чудная картина, Облаком волнистым Как ты мне родна: Пыль встает вдали; Белая равнина, Конный или пеший – Полная луна, Не видать в пыли! Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет И блестящий снег, На лихом коне. И саней далеких Друг мой, друг далекий, Одинокий бег. Вспомни обо мне!

Проверяем правильность выполнения задания : «Чудная картина…» и «Облаком волнистым…»: 1 вар. 2 вар. Чудная картина, Облаком волнистым Как ты мне родна: Пыль встает вдали; Белая равнина, Конный или пеший – Полная луна, Не видать в пыли! Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет И блестящий снег, На лихом коне. И саней далеких Друг мой, друг далекий, Одинокий бег. Вспомни обо мне!

Игра «Угадай зверя». Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него серая, крепкое тело с широкой грудью, длинный хвост, небольшие уши, похож на собаку. Имеет свирепый характер. (Волк). Какие слова помогли вам угадать (признать) зверя? (Дети называют имена прилагательные и объясняют, что обозначают эти прилагательные) Серый – цвет. Крепкое, широкая, длинный, небольшие– размер. Свирепый– характер.

Написать стихотворение о весне, используя слова: … тропинки …в саду … у реки … повсюду

Творческое задание: дополнить текст, ввести имена прилагательные. Наступила весна. Деревья, кустарники обрели наряд. Стало тепло. Птицы прилетели. Солнце светит веселее…

Расположить абзацы в правильном порядке. Списать текст. Подчеркнуть ранее изученные орфограммы. Зима Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью. Ребята, помогайте зимой нашим маленьким друзьям! Делайте для птиц кормушки! Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах.

Составить с данными словосочетаниями текст на тему : «Осень в лесу». Красив и печален, осенние дни, пожелтевшая листва, багряные клёны и осины, медленно кружатся в воздухе, прохлада, воздух прозрачен и чист, легко дышится, тихо.

Разгадать занимательный кроссворд про животных. По горизонтали: 5. Морская и озерная птица. 6. Дикий баран. 8. Млекопитающее семейства куньих, иначе - вонючка. 9. Бамбуковый медведь. 11. Хищная морская рыба. 13. Певчая птица. 15. Подсемейство птиц отряда попугаев. 16. Водоплавающая птица. 17. Скорлупчатое водяное насекомое, годное в пищу. 19. Подвид благородного оленя. 22. Серая птица семейства вороновых. 24. Горбатый заяц. 25. Крупный грызун. 26. Лошадь скаковой породы.

По вертикали: 1. Промысловая рыба семейства макрелещуковых.. 2. Порода собак с длинным телом. 3. Рыба; то же, что анчоус. 4. Дикая кошка. 7. Древняя венгерская порода пастушьих собак. 10. Крупная степная птица. 12. Птица семейства вороновых, похожая на сойку. 13. Озерно-речная рыба рода сигов. 14. Жесткокрылое насекомое. 18. Ценная рыба семейства карповых. 20. Вид фазанов. 21. Зверек семейства куньих; длина тела см. 22. Животное типа кишечнополостных; одиночный, способный к передвижению полип. 23. Дикая свинья.

Ответы: По горизонтали: 5. Чайка. 6. Архар. 8. Скунс. 9. Панда. 11. Акула. 13. Чиж. 15. Лори. 16. Утка. 17. Рак. 19. Марал. 22. Галка. 24. Агути. 25. Сурок. 26. Рысак. По вертикали: 1. Сайра. 2. Такса. 3. Хамса. 4. Манул. 7. Пули. 10. Дрофа. 12. Кукша. 13. Чир. 14. Жук. 18. Амур. 20. Аргус. 21. Ласка. 22. Гидра. 23. Кабан.

Письмо по памяти: А.С.Пушкин «Зимнее утро». Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит…

Сочинение-описание по картине

Тематика сочинений экологической направленности: «Зима пришла"; "Основные экологические проблемы нашего города "; "Портрет зимы (весны, лета, осени); "Значение Чернобыльской трагедии для общества "; "Природа - сказка, которую нужно читать душой"; "Люби землю и работай на ней!» и т.д.

При изучении «Синтаксиса» нужно давать учащимся для работы предложения экологического направления. Например:

Выполнить синтаксический разбор предложения. Весна в этом году холодная и дождливая. 1. Предложение простое, односоставное, назывное, распространенное, осложнено однородными членами предложения. 2. Весна - подлежащее, выражено существительным. 3. Холодная, дождливая - определение, выражено прилагательными. 4. В этом году - обстоятельство, выражено предлогом с указательным местоимением и именем существительным.

. Учебные диктанты АВГУСТ Среди многих месяцев августу принадлежит особая роль. И это вполне естественно. В течение года земледелец, если можно так сказать, работал на последний месяц лета. От того, какой соберешь урожай, зависела жизнь крестьянина, его благосостояние и будущее. Не случайно в народе говорили: «Один августовский день год кормит», поэтому земледельцы откладывали все неотложные дела, старались сосредоточить усилия только на жатве. (изучение темы «Прямая речь»)

Просмотр фильмов, клипов экологического характера

ВЫВОД Возможности экологического воспитания неисчерпаемы и его можно осуществлять на любом занятии, благодаря включению канаву уроков русского языка дидактических материалов, разных заданий и игр, которые имеют экологическое направление.

Благодарю за внимание, уважаемые коллеги!