ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
Advertisements

Семинар педагогов дополнительного образования « Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования» Малова Татьяна Юрьевна.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
«Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности» мастер – класс учителя математики Косик Л.М. МОУ Голицынской сош 2 «Личностно-ориентированный.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Е.Н. Степанов, профессор Псковского областного ИПКРО.
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Личностно- ориентированное обучение и воспитание школьника.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка. Максимально выявить,
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
« Личностно - ориентированный подход к учащимся с различными учебными возможностями » МОУ СОШ с УИОП 16 Мартынова Т.Н. – руководитель кафедры.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Транксрипт:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Методы исследования Изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Изучение опыта работы. Наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Строение личностно - ориентированного подхода

Основные понятияПринципыМетоды Индивидуальность Личность Самоактуализированная личность Самовыражение Субъект Субъектность Я - концепция Выбор Педагогическая поддержка Самоактуализации Индивидуальности Субъектности Выбора Творчества и успеха Доверия и поддержки Диалога Игровые Рефлексивные Педагогической поддержки Диагностические Создания ситуации выбора и успеха

Принципы личностно- ориентированного подхода. 1. Принцип самоактуализации. 2. Принцип индивидуальности 3. Принцип субъектности. 4. Принцип выбора. 5. Принцип творчества и успеха 6. Принцип доверия и поддержки.

Понятия личностно- ориентированного подхода: - индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей; - личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности; - самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; - субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности; - Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- Выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности; - педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Самостоятельные направления: гуманно-личностные технологии; технологии сотрудничества; технологии свободного воспитания; эзотерические технологии.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Педагогика сотрудничества Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений. гуманно-личностный подход к ребенку. единство обучения и воспитания

Направления: 1.Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. 3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе. Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образование.

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместными действиями всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.

Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания - самовоспитание.

Технология поддержки ребенка на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним; учитель должен помогать учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося; учитель должен развивать в себе способность чувствовать национальный настрой группы и принимать его; учитель должен быть активным участником группового взаимодействия; учитель должен открыто выражать в классе свои чувства; должен хорошо знать самого себя и свои возможности.

Вывод Личностно - ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребенка с выявлением его индивидуальных особенностей. Оно основывается на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Личностно - ориентированное обучение предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности. Для создания условий, обеспечивающих собственную учебную деятельность обучающихся, учет и развитие индивидуальных особенностей школьников применяются личностно - ориентированные технологии обучения.

Примерная схема анализа традиционного урока:

1.Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие их особенности были учтены при планировании данного урока? 2.Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика данного урока? Каков его тип?

3. Какие задачи решались на уроке: а) образовательные, б) воспитательные, в) задачи развития? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие из них были главными, стержневыми? Как учтены в них особенности класса, отдельных групп школьников? 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?

5.На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли было главное, существенное? 6.Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения. 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

8.Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему? 9.Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя? 12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение их перегрузки? 13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации. 14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если нет, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение не реализованного?

Технологические аспекты построения личностно- ориентированного урока, его анализ В качестве принципов построения учебно- воспитательного процесса на уроке могут выступить основополагающие идеи гуманистической педагогики и психологии: 1. Принцип самоактуализации. Учитель должен верить в возможности каждого ребенка, стимулировать и поддерживать стремление учащихся проявлять и развивать свои способности, обеспечивать успешное протекание процессов самопознания и саморазвития.

2. Принцип индивидуализации. Индивидуальность является системообразующим свойствам личности, придающим ей целостность. На учебных занятиях надо создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности учащегося, формированию у него индивидуального стиля познавательной деятельности. 3. Принцип субъектности. Педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащение субъектного опыта учащихся.

4. Принцип выбора. «Я есть мой выбор», - утверждал известный французкий философ и писатель Жаль-Поль Сартр. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения. 5. Принцип творчества и успеха. Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.

6. Принцип доверия и поддержки. Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и креативные способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных и коррекции слабых сторон их личностей, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Схема анализа личностно- ориентированного урока.

Аспекты анализаВопросы для анализа 1. Мотивационно- ориентационный 1.Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы? 2. Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры учебного занятия? Стали ли они личностно значимыми для учеников? Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию и самостроительству?

2. Содержательный 1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока? 2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимо-связь учебного материала с субъектным опытом ребенка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьников? 3. Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе, выявить в нем наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи? 4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала? Какое значение он имеет для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей ребенка?

3. Организационный 1. Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащение субъектного опыта учащихся? 2. Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного занятия? 3. Стимулировал ли учитель учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида задания, формы и способов его выполнения? 4.Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии? 5.Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывались ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся? 6.Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? 7.Насколько соответствовали технологические приёмы и методы содержанию изучаемого на уроке?

4. Оценочно- результативный 1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания? 2. Способствовала ли оценочно- аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я- концепции личности учащихся, выработке у ребенка индивидуального стиля познания?

Сопоставительная характеристика личностно- ориентированного и традиционного уроков Параметры сравнения Традиционный подход Личностно - ориентированный подход 1. Теоретико- методологическая основа Идеи традиционной педагогической парадигмы. Идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии. 2. Цели использования: Образовательная Воспитательная Формирование системы знаний, умений и навыков в соответствии с заданными стандартами, нормативными документами. Воспитание качеств, соответствующих ценностям, потребностям, социальному заказу общества. Формирование системы знаний, умений, навыков, отвечающим нор-мам и потребностям, интересам, способностям ученика. Воспитание и самовоспитание в образовательном процессе комплекса качеств, обеспечивающих самореализацию личности в различных сферах деятельности. Саморазвитие личности в образовательном процессе. Создание педагогами условий для прогрессивного развития личности.

3. Субъект (объект) деятельности В качестве обучающего субъекта - учитель. Ученик (обучаемый) не может стать подлинным субъектом, взаимодействующим с учителем. Он в значительной мере является объектом воздействия (исполнителемволи учителя, действующим по его программе). Учитель и ученик находятся равноправных позициях субъектов учебного процесса, выполняющих свои функции и взаимодействующих в процессе их реализации.

4. Содержательные аспекты применения: а) деятельность учителя Анализ нормативно заданных и выдвижение собственных целей и задач обучения; перевод целей и задач на язык учащихся и формирование у них установки на усвоение соответствующих знаний, формирование умений и навыков; отбор содержания обучения; выбор форм и методов обучения, проектирование своей деятельности и деятельности учеников; выбор средств обучения, наиболее эффективных с позиции учителя; организация учебной деятельности школьников; текущий контроль и коррекция процесса обучения; итоговый контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Диагностика и анализ потребностей и возможностей учащихся; Формирование целей педагогической деятельности в соответствии с запросами, потребностями, возможностями учащихся и существующими нормативами; ориентация в целепологании на развитие личности учащихся, создание необходимых для этого условий; выбор форм, методов, средств педагогического взаимодействия, отвечающих запросам и потребностям учеников; выбор содержания с учетом интересов и потребностей учеников; помощь школьникам в самоорганизации учебной деятельности.

б) деятельность ученика Осознание и приятие целей, задач учебной деятельности, заданных учителем; осмысление и усвоение программного материала в соответствии с требованиями стандарта обучения, предъявляемыми в форме заданий учителя; самостоятельная деятельность, ограниченная заданными учителем рамками; темп изучения раздела, курса, заданный единым ритмом процесса обучения. Выдвижение собственных целей и задач учебно- познавательной деятельности, согласование их с нормативными требованиями, рекомендациями учителя; осмысление и усвоение программного материала и материала, самостоятельно выбранного для изучения на уровне, отвечающем уровню притязаний ученика; самостоятельная деятельность по выбору источников информации, уровней изучения материала, способов самоконтроля усвоения, форм оценивания; возможность овладения изучаемым материалам с различным темпом.

5. Организационно - деятельностные и отношенческие аспекты использования Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъектно-объектных отношений. Главным организатором совместной деятельности и общения выступает учитель. Взаимодействие участников урока строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъект- объектных отношений между учителем и учащимися. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом урока. Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно -субъектных помогающих отношений. Учащиеся являются полноправными организаторами урока, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении его индивидуальности. Педагог заботится о создании ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект- субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

6. Источники информацииУчитель как главный, доминирующий источник учебной информации; учебник и дидактические пособия; справочники, энциклопедии. Программа курса как организатор поиска информации; учебники, дидактические пособия, справочники, научно- популярная и другая литература. 7. Применение знаний, умений, навыков По заданию (прямому или косвенному) учителя; применение в рамках одного или нескольких смежных предметов; прямое применение научных знаний Сочетание применения знаний по заданию педагога с инициативным, отвечающим интересам ученика применением; применение в широком поле междисциплинарных связей; применение знаний с переносом из сферы в другие.

8. ОценкаИспользование пятибалльной системы отметок в качестве измерителей уровня знаний, умений и навыков; оценивание результатов деятельности; личность ученика: «двоечник», «троечник», хорошист», «отличник»; преимущественно внешнее оценивание. Использование различных вариантов оценивания, использование многобальной системы оценивания знаний, умений и навыков; количественное и качественное оценивание инициативы, творческого отношения к учению, проявляемых учеником в познавательном процессе; приоритет самооценки, взаимооценки в сочетании с внешней оценкой.

Вывод Личностно - ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно - ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель нужно продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся.

За личностно - ориентированным подходом в обучении большое будущее, потому что она преобразует как ребенка, так и учителя, формируя их творческое лицо. Процесс овладения теорией и технологиями личностно - ориентированного обучения для учителя - это один из путей открытия самого себя, необходимое условие самореализации и профессионального самосовершенствования.