Снижение уровня агрессии у детей с помощью арт-терапии Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 МОСКВА 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ». В настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении,
Advertisements

Агрессия … Агрессия «-» Поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам (живым существам или неодушевлённым предметам), приносящее физический ущерб.
Комплексный подход в работе педагога – психолога по профилактике деструктивной агрессии в МБДОУ.
Причины агрессии (родительское собрание) МБОУ СОШ 2 г. Киржач педагог-психолог: Головий О.И.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Агрессия в дошкольном возрасте Педагог-психолог МКДОУ 42 Григорьева Анна Владимировна.
Факторы, понижающие уровень риска и обеспечивающие безопасность ребенка: профилактика жестокого обращения с детьми: как работать с агрессивными детьми.
ГБДОУ 52 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САВЕЛЬЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА 2015.
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
«Если ребенок стал агрессивным». Цель: знакомство с понятием «агрессия» Обучение детей эффективным способам общения;Обучение детей эффективным способам.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
1. Гнев мобилизует энергию человека. 2. Вселяет в него уверенность и повышает способность к самозащите. 3. Гнев помогает отстаивать свои права и психологическую.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей.
Способы воспитательного воздействия на человека Методы воспитания.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Детская агрессия: что делать? Верная указка не кулак, а ласка. Народная мудрость.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ УЧЕНИКОВ Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют.
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Транксрипт:

Снижение уровня агрессии у детей с помощью арт-терапии Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 МОСКВА 2012

Агрессия - очень частое явление в современном обществе. Агрессивные проявления, например, жестокость и насилие, если не стали нормой жизни, то, по крайней мере, рассматриваются как важная составная ее часть. Агрессия (от латинского «agressio» нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т. д.

Однако это определение - не единственное, принятое в науке. Современные исследователи Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают следующие основные подходы к определению сущности агрессии. Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу». Л.Берковиц определяет агрессию как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред другому». М. Раттер относит агрессивность к «социально неодобряемой форме поведения, которая высказывает себя в плохих отношениях с окружающими, проявляющимися в драках, ссорах, нетерпимом отношении друг к другу, демонстративном неповиновении, разрушительных действиях и лживости».

Агрессия и агрессивность Агрессивное поведение человека иногда определяется как "агрессия", а иногда - как "агрессивность". Нередко "агрессия" и "агрессивность" рассматриваются как синонимы. Однако, как считает Т.Г.Румянцева, необходимо разграничивать «агрессию» как специфическую форму поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности: «Агрессия – это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность – это некая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека». Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей.

Считается, что агрессия - это следствие действия разного рода причин. Агрессию могут спровоцировать: 1) наследственно-характерологические факторы (наследственно- конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно- возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников); 2) биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие); 3) некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.); 4) влияние социального окружения

Социальные источники агрессии, пожалуй, самые действенные факторы в современном мире. Это особенно отчетливо проявляется в детском возрасте, когда роль социального окружения велика. В детском возрасте поведение родителей, более старших детей, сверстников является примером для ребенка. Среди семейных факторов агрессии Р.Бэрон, Д.Ричардсон называют реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами. Р. Бэрон, помимо этого, дополняет данный перечень указанием на состав семьи и говорит о том, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

При каких же условиях у детей возникает агрессия? 1) Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку => вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей => ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни. 2) Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания => уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям => вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности. 3) Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение => вседозволенность => проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты. 4) Родители не дают возможности ребенку проявить способность к самостоятельному выбору, не позволяют ребенку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева => ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции => деструктивная агрессивность => насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева. 5) Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей или по поводу педагогического стиля в школе и т. д.) => у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед => вероятно, что ребёнок возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения => проявления агрессии. 6) Конфликты между родителями, развод => демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

Помимо этого, обстоятельствами, провоцирующими агрессию, (в детском возрасте) являются: Желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание); Ущемление достоинств другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей для конструктора, мальчик начинает кричать: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»); Стремление защититься и отомстить; Стремление быть главным (после неудачной попытки занять первое место в строю мальчик отталкивает опередившего, хватает его за волосы и пытается стукнуть головой о стену); Стремление получить желанный предмет (прямое насилие над сверстником из-за игрушки). Кроме социальных, мощными детерминантами агрессии могут являться личностные черты, индивидуальные установки и склонности, которые остаются неизменными вне зависимости от ситуации. В качестве усиливающих проявления агрессии личностных особенностей выступают боязнь общественного неодобрения, раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях.

А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии: 1) физическая (физические действия против кого-либо); 2) вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.); 3) косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.); 4) раздражение (вспыльчивость, грубость); 5) негативизм (оппозиционная манера поведения). Можно выделить также «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.

Агрессия может быть и таких видов: 1.Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. 2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность. 3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.

А.А.Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии: направленность агрессии: на предметный или животный мир, на другого, на себя; наблюдаемость ненаблюдаемость: как скрытое или открытое проявление агрессии; временные признаки, т.е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии; пространственные признаки в семье, на работе, на улице и пр.; по особенностям психических действий физическая, вербальная; по социальной опасности агрессивных действий: 1) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности за подобное поведение; 2) делинквентные формы агрессивного поведения, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение.

В поведении человека могут присутствовать одновременно несколько видов агрессии. Следует признать, что, хотя агрессия стереотипно воспринимается как негативное явление, у нее есть и позитивные стороны. В частности, агрессивное поведение помогает человеку защитить себя, настоять на том, что важно. Агрессия также может способствовать развитию лидерских качеств. Хотя агрессия может иметь для человека положительное значение, в подавляющем большинстве случаев она все же оказывает негативное влияние. Именно поэтому очень важно снижать и предотвращать агрессию. Так как агрессию вызывают разные причины, то и направления снижения агрессии множественны. В детском возрасте, например, психокоррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; 2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; 3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях; 4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.

Снижение гнева является важным шагом на пути регуляции агрессии. В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей (затем и на воспитателей), которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. Если ребенок все время будет сталкиваться с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае, как полагает В.Оклендер, невыраженная эмоция остается внутри ребенка, мешая здоровому росту. На этом этапе и зарождается пассивно-агрессивная форма поведения. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самый неподходящий момент (например, когда мама попросит его одеваться быстрее, т. к. они опаздывают в детский сад). Восхождение по «лестнице гнева», технология ее прохождения от негативных способов выражения гнева (пассивно-агрессивное поведение и пр.) до позитивных способов выражения гнева (вежливость, стремление найти решение и пр.) представлена в книге Росса Кэмпбелла. Но для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения. Другой способ выражения гнева это перенос чувств на неопасные объекты. Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с нарушениями интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», мягкие модули, спортивный инвентарь и т. д. Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми.

Если обучить агрессивного человека приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, то это тоже может помочь снижению агрессии. Агрессивным людям (и прежде всего, детям) зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории людей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения. Особенно важно, чтобы методами саморегуляции овладел ребенок, проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, беспокойность. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки» (Н.Л.Кряжева). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди это поза выдержанного человека». М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка. Через некоторое время или при работе с детьми старшего возраста вместо использования наглядного знака можно использовать условный знак (например, щелчок пальцами).

Агрессивные реакции может порождать незнание человеком (в первую очередь, ребенком) правил и норм общения. В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации, связанные с проявлением различных коммуникативных умений. И.Н.Агафонова выделяет такие базовые коммуникативные умения: - приветствие и прощание; - обращение; - просьба о поддержке, помощи, услуге; - оказание поддержки, помощи, услуги; - благодарность; - отказ. Также существуют процессуальные коммуникативные умения: говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться. У детей с агрессивным поведением наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных умений: одни из них могут быть не развиты, не применяются ребенком (например, просьба о поддержке, помощи, услуге), а другие, наоборот, превалируют (например, умение командовать), хотя последнее часто не проявляется как коммуникативное умение, а скорее является желаемым и привычным для ребенка стилем поведения. Все перечисленное говорит о необходимости специальной работы, направленной на развитие компетентности в общении детей с проявлениями агрессии.

Агрессивное поведение может быть связано с отсутствием чувства эмпатии. Эмпатия представляет собой нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)... Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. А.В.Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. (В качестве примера можно привести знакомую всем картину: стоит одному полутора-трехлетнему малышу расплакаться, как его «поддержат» своим дружным ревом все окружающие его сверстники, будь то в раздевалке детского сада или на детской площадке.) По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента: когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации); эмоциональный (я сочувствую ему); поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чув­ствах другого, улучшит его состояние). В повседневной жизни все три компонента слиты. Например, мы видим плачущего ребенка. Мы знаем, что он испытывает отрицательную эмоцию (обиду, страх, боль и т. д.), нам его жалко (сочувствие), мы его успокаиваем (выясняем причину и устраняем ее, т. е. что-то делаем). Да и при организации нравственного развития личности ребенка эти компоненты не всегда можно разделить. Считается, что развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

Арт-терапия Арт-терапия (лат. ars искусство, греч. therapeia лечение) – это вид терапии, которая использует искусство как терапевтический фактор. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Изначально под термином «арт-терапия» понимается использование искусств визуального ряда: все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия, ведомое рисование и др.); мозаика и коллажи; работа с гримом и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»); инсталляция; все виды лепки; художественное фотографирование и еще огромное количество видов художественного творчества. Сейчас к школам и направлениям арт-терапии присоединяют такие креативные терапии как музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, библиотерапия, сказкотерапия. Представители арт-терапии делятся на два основных направления: использующие в своей практике готовые произведения искусства (картины, музыку и т.п.) и использующие самостоятельное творчество клиентов. Арт- терапия используется при работе с детьми, взрослыми, пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, познания себя, творческого развития и реализации своих возможностей. Кроме того, арт- терапия может быть дополнением к любым другим методам и направлениям психотерапии, традиционным и нетрадиционным системам исцеления и оздоровления, образования и воспитания, а может сама дополняться множеством самых разнообразных техник и приемов.

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Фактор художественной экспрессии. Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей человека посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов. Художественная экспрессия является не одномоментным актом, но развернутым во времени процессом, включающим несколько основных этапов. Хотя создание конкретного образа также представляет собой многоступенчатый процесс, говоря о художественной экспрессии в контексте арт-терапевтической работы мы имеем в виду прежде всего общий процесс изменений в экспрессивном поведении человека, охватывающий весь цикл арт-терапевтической работы. Данный процесс изменений включает следующие основные этапы: Этап подготовки и соответствующей «настройки» на изобразительную деятельность Этап непосредственного и наиболее примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном поведении с минимальным осознаванием человеком психологического содержания изобразительной продукции (этап «выплескивания чувств») Этап постепенной трансформации хаотичной и малосодержательной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию (в частности, так называемые символические образы) с постепенным осознаванием человеком ее психологического содержания. Далеко не всегда этот процесс включает в себя все три этапа. Человек может остановиться на первом или втором этапе, в этом случае арт-терапевтическая работа будет малопродуктивной. Кроме того, можно говорить о разной скорости прохождения клиентом этих этапов, что определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести особенности среды и условия проведения арт-терапевтической работы; характер психотерапевтических отношений; наличие или отсутствие достаточного количества изобразительных материалов, отвечающих экспрессивным потребностям человека; продолжительность арт-терапевтических сессий и их частота и др. К внутренним относятся особенности темперамента и склада характера человека; уровень мотивации к изобразительной деятельности и психотерапевтической работе; физическое и психическое состояние человека; его ожидания от арт-терапии; наличие или отсутствие опыта художественного творчества и др.

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Фактор психотерапевтических отношений. Как следует из вышеприведенного определения арт-терапии, работа человека с изобразительными материалами протекает в присутствии соответствующим образом подготовленного специалиста, способного выступать в качестве посредника в «диалоге» человека со своей изобразительной продукцией. Таким образом, психотерапевт вступает с клиентом в определенные, опосредованные изобразительной деятельностью клиента, отношения. История развития арт-терапии свидетельствует о постепенном признании той роли, которую играют эти отношения в арт-терапевтическом процессе, и стремлением их обосновать с тех или иных позиций. Первоначально это делалось главным образом с использованием психоаналитических представлений; в дальнейшем с этой целью стали применяться иные теоретические модели, связанные с гуманистической психологией и психотерапией, групповой динамической и семейной психотерапией, социальные теории и т.д. Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан прежде всего со следующими функциями психотерапевта: Созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения человеком содержаний своего внутреннего мира – как в художественной работе, так и в иных формах экспрессивного поведения Структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определенным способам работы с ними Установлением с клиентом эмоционального резонанса (раппорта), необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, т.е. для диалога с клиентом, осуществляемого как напрямую – с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, - так и опосредованно изобразительными материалами и продукцией Использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобразительной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений. На психотерапевтические отношения оказывают влияние разные факторы – особенности личности и мировоззрения клиента и психотерапевта; их установки и взаимные ожидания от совместной работы; их пол, возраст, культурный опыт; характер проблем клиента; наличие у него опыта предыдущей психотерапевтической работы и общения с другими специалистами; взаимоотношения в семье клиента; продолжительность и условия проведения арт-терапии, частота и продолжительность сессий и используемые специалистом конкретные методы арт-терапии; социальный, политический, правовой и культурный контексты работы и др.

Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Интерпретация и вербальная обратная связь являются третьим основным фактором психотерапевтического воздействия в арт- терапии. Роль этого фактора может быть различна в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в том числе его способности к вербализации своих чувств и мыслей, а также от тех моделей работы и подходов, которых придерживается специалист. Столь же различными могут быть и конкретные формы вербального обсуждения изобразительной деятельности и продукции человека и других аспектов арт-терапевтического процесса. Как бы то ни было, их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиенту в осознании содержаний своего внутреннего мира и их связи с системой его отношений.

Групповая арт-терапия и ее формы. Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее время, что связано с возможностью проведения работы со значительно более широким кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов коррекционных воздействий. М. Либманн подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии: Она развивает ценные социальные навыки; Учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем; Дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; Позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих; Повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; Развивает навыки принятия решений.

Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в следующем: Групповая арт-терапия предполагает особую, демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависимости от психотерапевта; В большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам; Характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной работой, и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом. Групповая арт-терапия позволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их потребность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-терапии Студийная открытая группа. Слово «открытая» означает, что такая группа, как правило, не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить свои посещения. Студийной такая группа называется, потому что изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийная группа не является структурированной. Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудованных помещениях – студиях, в которых имеется определенное количество мест для художественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом, где посетители студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе. Глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится. Целью работы является свободное творческое самовыражение и проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей и фантазий.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-терапии Динамическая (аналитическая) закрытая группа. Слово «закрытая» в названии этой группы означает, что на протяжении всего процесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической (или аналитической) она называется в связи с тем, что на развитие этой формы групповой арт-терапии большое влияние оказал психодинамический подход. Степень структурированности сессий при длительной форме работы невысока. Действия членов группы предполагают значительную спонтанность и минимум директивности со стороны психотерапевта. Динамическая группа является комплексной формой групповой работы, сочетающей в себе как индивидуальную, так и совместную изобразительную деятельность членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и в ходе изобразительной работы и иных видов деятельности членов группы – игр, драматических постановок, ролевых диалогов, упражнений телесно- ориентированного характера и т.д. Ход сессий в целом не имеет какого-либо определенного плана и определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Это в значительной степени связано с тем, что данная группа, как никакая другая, представляет собой «открытую», «живую» систему с характерными для нее особенностями структурно-функциональной организации, динамикой развития и рядом факторов, детерминирующих поведение членов группы и системы в целом. В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявляющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и в создаваемых ими художественных образах. Каждый из них начинает ощущать эту культуру, реагируя на чужие работы и видя, как его работы влияют на других членов группы. В ходе работы динамической группы может возникать необходимость в использовании ведущим определенных интервенций или иных способов регулирования поведения членов группы и его удерживания в границах «психотерапевтического пространства». Такими интервенциями могут, в частности, являться: Использование психотерапевтом непосредственно в ходе художественной работы членов группы интерпретаций и вербальной обратной связи, а также проведение в конце сессий как планируемых, так и внеочередных обсуждений; Его эмоциональной присоединение в случае необходимости к тем или иным членам группы с целью их поддержки; Структурирование психотерапевтом изобразительной деятельности и поведения того или иного участника группы, в тех случаях, когда они приобретают неконтролируемый, импульсивный, хаотический или деструктивный характер; Формирование психотерапевтом определенных моделей поведения. Психотерапевт стремится следовать групповому процессу, а не инициировать его. Он использует свой авторитет для создания границ психотерапевтического пространства и определенной системы правил. В то же время он исполняет недирективную лидерскую роль, способствуя оживлению фантазий членов группы. Таким образом, его основная функция заключается в формировании и поддержании границ.

На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-терапии Тематическая группа. Тематическая группа предполагает большую степень структурированности хода сессий по сравнению как со студийной, так и с динамической группой. Это достигается главным образом за счет фокусировки внимания членов группы на какой-либо значимой для них теме или на определенных техниках изобразительного характера. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе, в то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна динамической группе. В то же время работа этой группы более динамична, чем работа студийной группы. Ее большая структурированность (по сравнению с динамической группой) оказывает тормозящее влияние на групповую динамику. Как правило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников. Внимание участников такой группы в основном ориентируется на контекст «здесь и сейчас». В ходе работы тематической группы могут использоваться не только изобразительная деятельность, но и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, как по отдельности, так и в сочетании. В целом значение фактора художественной экспрессии при использовании данного подхода несколько менее значимо, чем, например, при использовании студийного подхода. Длительность существования тематических групп гораздо меньше, чем динамических или студийных. Иногда они организуются даже как группы однократных встреч (в частности, «группы выходного дня»). Цель и содержание сессий тематических групп определяется составом ее участников, в частности, их возрастом, культурным и социальным опытом, наиболее актуальными для них проблемами и др.

При использовании тематического подхода сессии имеют трехчастную структуру и включают: Вводную часть, связанную с подготовкой членов группы к изобразительной работе или более активному взаимодействию посредством художественной экспрессии, игр или телесных упражнений; Основную часть, связанную с выбором темы и выражением участниками группы связанных с ней чувств, мыслей и образов в визуальной форме; Завершающую часть, предполагающую обсуждение рисунков либо дискуссию на ту или иную тему и краткое подведение итогов сессии. В тематической группе действия членов группы имеют менее спонтанный характер, а их изобразительная деятельность и обсуждения ориентированы главным образом на исследование вполне определенных аспектов из личного опыта и системы отношений. Поэтому действие фактора художественной экспрессии и разнообразные связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода. Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода отличается большей директивностью по сравнению с динамическим и студийным походами. Он выступает в качестве безусловного лидера, организуя деятельность членов группы, нередко выступая инициатором в выдвижении тех или иных тем и развертывании дискуссий, активно использует собственные комментарии, корригирует ложные высказывания членов группы, дает им советы, предоставляет им определенную информацию, в случае необходимости оказывает также прямую эмоциональную поддержку, убеждение, внушение и другие формы психотерапевтического воздействия.

Проведение арт-терапевтической работы со школьниками наиболее приемлемо в форме тематически-ориентированных групп. Ведущий тематической группы стремится сформировать положительную социальную культуру группы. Темы позволяют структурировать хаотические переживания участников группы и направить их энергию в определенное русло. Тематически-ориентированная группа предлагает большую степень структурированности по сравнению со студийной и аналитическими группами. Это достигается за счет использования тех или иных тем, затрагивающих общие интересы или проблемы участников группы. Тематически-ориентированную группу отличает то, что она придает значение как социальным факторам, влияющим на работу ее участников, так и внутренним факторам, связанных с эмоциональными процессами и креативностью. Так, например, аналитическая группа способствует актуализации бессознательного материала, в то время как тематический подход, связанный с использованием определенного набора тем, способствует сознательному отношению участников группы к выражению своего эмоционального состояния, независимо от того, предлагается ли тема ведущим, или она выдвигается спонтанно самими участниками. ( Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. – СПб.: Речь – 320с.). Данный способ работы стал применяться сравнительно недавно. Из работ последнего времени, посвященных их использованию, можно отнести работы М. Либманн (1984, 19870), ….На русском языке опубликованы несколько работ, в которых описываются методы, напоминающие деятельность тематически- ориентированных арт-терапевтических групп (Бурно, 1989; Хайкин, 1992). (А.И. Копытин Основы арт-терапии Спб.: Лань, с, с ).

Тематический подход к групповой арт-терапии может применяться в работе с широким кругом школьников. В зависимости от состава группы и задач работы, могут применяться те или иные темы и виды деятельности, ориентированные на развитие сенсомоторных навыков, невербального мышления, памяти и внимания детей. По утверждению М. Либманн, использование тематического подхода может быть оправданным в следующих ситуациях: - члены группы испытывают нерешительность, особенно в начале работы; - члены группы незнакомы с работой арт-терапевтических групп и ориентируются главным образом на свои впечатления от школьных уроков рисования; - члены группы чувствуют себя в группе слишком напряженно; - необходимо сплотить группу; - нужно предоставить членам группы выбор и дать возможность определить наиболее значимые для них вопросы; - требуется активизировать взаимодействие между членами группы; - необходимо вывести членов группы из состояния погруженности в свой внутренний мир и побудить к более активным совместным действиям. В ходе работы тематической группы может использоваться и изобразительная деятельность, и обсуждение рисунков, и различные телесно-ориентированные упражнения, игры и иные виды творческой экспрессии, причем как в отдельности, так и в сочетании.

Список литературы 1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. М., Прайм- Еврознак Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С.-Пб, Питер Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., Мир Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребёнка. М., Мир Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., У-Фактория Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. М., Академия развития Оклендер В. Окна в мир ребёнка. М., Класс Раттер М. Помощь трудным детям. М., Прогресс – Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. М