Урок в современной школе Типология, структура, планирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Advertisements

«Внедрение технологии сотрудничества в практику преподавания английского языка в основной школе в рамках личностно-ориентированного обучения.» Выполнил.
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района Структура и типология современного урока.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
«…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.). Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
«Развитие профессионального роста учителя через использование новейших технологий и новых методик обучения» Педагогический совет.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Проектирование современного урока: последовательная и параллельная структуры урока.
Структура современного урока. Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими.
Учителя разные - ведь они вырастают из учеников Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
«Системно – деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств учащихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
Транксрипт:

Урок в современной школе Типология, структура, планирование

Типология урока Классические типы Нетрадиционные типы

Классические типы Вводный урок Вводный урок Тренировочный урок Тренировочный урок Контрольный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок самостоятельной работы Урок с использованием ТСО (учебный фильм, видеофильм) Урок с использованием ТСО (учебный фильм, видеофильм) Урок практической работы Урок практической работы Комбинированный урок Комбинированный урок Повторительно-обобщающий урок Повторительно-обобщающий урок

Нетрадиционные типы Урок фантазирования Урок фантазирования Урок-соревнование Урок-соревнование Урок открытых мыслей Урок открытых мыслей Урок-турнир Урок-турнир Урок-диспут Урок-диспут Урок-зачет Урок-зачет Урок творчества Урок творчества Урок-спектакль Урок-спектакль Урок-конкурс Урок-конкурс Урок-конференция Урок-конференция Интегрированный урок Интегрированный урок Урок-игра Урок-игра Урок-сказка Урок-сказка Урок взаимного обучения Урок взаимного обучения Урок-КВН Урок-КВН Урок-путешествие Урок-путешествие Аукцион знаний Аукцион знаний

Основные звенья (этапы) современного урока: 1.организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 2.проверка домашнего задания; 3.проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

Основные звенья (этапы) современного урока: 1.постановка цели занятия перед учащимися; 2.организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний; 3.первичная проверка понимания;

Основные звенья (этапы) современного урока: 1.организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу; 2.творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

Основные звенья (этапы) современного урока: 1.обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 2.контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 3.домашнее задание к следующему уроку; 4.подведение итогов урока.

Структура урока э это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; указание на то, что учащиеся должны запомнить; указание на то, что учащиеся должны запомнить; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; контроль результатов первичного запоминания; контроль результатов первичного запоминания; регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: сообщение учащимся цели предстоящей работы; сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; проверка выполненных работ; проверка выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом (если это необходимо). задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков: постановка цели урока; постановка цели урока; повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; проведение проверочных упражнений; проведение проверочных упражнений; ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; упражнения на их освоение; упражнения на их освоение; упражнения на их закрепление; упражнения на их закрепление; тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст­рукции; тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст­рукции; упражнения на перенос в сходную ситуацию; упражнения на перенос в сходную ситуацию; упражнения творческого характера; упражнения творческого характера; итог урока; итог урока; задание на дом. задание на дом.

Структура урока повторения: организация начала урока; организация начала урока; постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; задание на дом. задание на дом.

Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие рабо­ты учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие рабо­ты учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствова­ния знаний и умений. определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствова­ния знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков: организация начала урока (психологический настрой учащихся); организация начала урока (психологический настрой учащихся); сообщение темы урока и его задач; сообщение темы урока и его задач; изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии; формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии; упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; творческое применение знаний и умений; упражнение по отработке навыков; упражнение по отработке навыков; домашнее задание; домашнее задание; итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно- обобщающего урока: организационный момент; организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; оценка результатов урока; подведение итогов; подведение итогов; задание на дом (не всегда). задание на дом (не всегда).

Тип и структура урока непосредственно зависят от его цели

Мотивация Мотивация актуализация опорных знаний актуализация опорных знаний восприятие, осмысление, закрепление восприятие, осмысление, закрепление проверка усвоения проверка усвоения анализ и самоанализ Изучение и первичное закрепление новых знаний Восприятие и первичное осознание нового материала Структура урока Тип урока Цель

Мотивация Мотивация актуализация ведущих способов действий актуализация ведущих способов действий самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях самоконтроль самоконтроль контроль контроль коррекция знаний и умений Закрепление новых знаний Закрепление знаний и выработка умений по их применению Структура урока Тип урока Цель

Мотивация Мотивация актуализация комплекса знаний актуализация комплекса знаний образец комплексного применения знаний образец комплексного применения знаний самостоятельное комплексное применение знаний самостоятельное комплексное применение знаний самоконтроль самоконтроль контроль контроль коррекция Комплексное применение знаний Выработка умений самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях Структура урока Тип урока Цель

Мотивация Мотивация анализ содержания учебного материала анализ содержания учебного материала выделение главного выделение главного обобщение и системати- зация знаний и умений обобщение и системати- зация знаний и умений установление внутрипредметных и межпредметных связей установление внутрипредметных и межпредметных связей самоконтроль самоконтроль контроль контроль коррекция Обобщение и системати- зация знаний Системати- зация знаний и способов действий Структура урока Тип урока Цель

Проверка, оценка и коррекция знаний Мотивация Мотивация самостоятельное выполнение контрольных заданий самостоятельное выполнение контрольных заданий самоконтроль самоконтроль контроль контроль анализ анализ оценка и самооценка оценка и самооценка коррекция Определение уровня овладения знаниями и способами действий Структура урока Тип урока Цель

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1.Разработка системы уроков по теме или разделу. 2.Определение образовательно-воспитательно- развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 3.Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на рад законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1.Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. 2.Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 3.Нахождение связей данного материала с другими предметами, использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1.Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. 2.Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). 3.Проверка оборудования и технических средств обучения.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1.Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 2.Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. 3.Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1.Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся. 2.Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1.Продумывание форм подведения итогов урока. 2.Планирование внеклассной работы по данной теме. 3.Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Примерная схема тематического плана 1.дата; 2.номер урока по теме; 3.тема урока; 4.тип урока; 5.триединая задача урока; 6.методы обучения; 7.повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8.виды контроля знаний и обратной связи; 9.планируемые знания, умения и навыки, формирование их на уроке.

Литература 1.Скегина Н.Г. и др. Сборник практических материалов для заместителей директоров по УВР. – М.: Московское отделение Педагогического общества России, – 144 с. 2.Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование,2001. – 128 с. 3.Вощенкова Н.С. Второй этап аттестации педагогов и руководителей. – «Практика административной работы» г., с.3 4.Скрипченко Т.И. Типологический словарь уроков. – «Завуч» г., с.78