Императорский Царскосельский Лицей. История Царскосельского Лицея Царскосельский Лицей – высшее привилегированное закрытое учебное заведение в России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
19 октября - День лицея. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Название, данное учебному заведению, « поражало публику в России » Не всем было известно,
Advertisements

Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А.С. Пушкин.
Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным.
Презентация по теме: «Царскосельскому Лицею-200 лет». Презентация Александра Александровича Кильдишова, ученика 8 «А» класса МОУ СОШ 3 г.Полярные Зори.
Лицейские годы А.С.Пушкина ( ) Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы; нам целый мир чужбина, Отечество нам.
Хлыстенко Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Всеволожская открытая сменная общеобразовательная школа 2» г. Сертолово 2012 г. Урок.
Лицейские годы Пушкина Царское село. Открытие лицея 19 октября 1811 года. В Актовом зале собралась царская семья с государем, высокопоставленные чиновники.
Гипотеза Мы думаем, что лицейские годы А. С. Пушкина не похожи на наши потому, что …
Царскосельский лицей.. Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого - Аристотелем.
Александр Сергеевич Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 – 29 января (10 февраля) 1837.
ПУШКИН В ЛИЦЕЕ Подготовил ученик 6 «В» класса Первухин Андрей.
Моя работа по литературе выполнил Ильченко Сергей А.С.Пушкин: «Лицей всему начало положил»Лицей.
Презентация к уроку литературы в 5 кл. Выполнена учителем Н.Л.Розенберг и учеником 5 кл. А.Копаневым, МКОУ СОШ с.Лукашкин Яр.
«Друзья мои! Прекрасен наш союз…» Литературно-музыкальная гостиная Презентация проекта.
Распорядок в лицее. 6 ч.- подъем, молитва в зале. 7-9 ч.- класс учебное занятие. 9 ч.- чай. До 10 ч.- первая прогулка ч.- класс вторая.
Сопоставление школ: Царскосельский лицей и школа- интернат 24 ОАО «РЖД»
Урок 16 Д/з § 15 (пересказ). План урока 1.Развитие образования в первой половине XIX века. 2.Развитие науки первой половины XIX века: 2.1. биология, медицина.
Царское село Императорский лицей. Лицей помещался во флигеле Екатерининского дворца.
200 лет Царскосельскому лицею Урок по курсу «Знай и люби свой родной город» для 3 – 4 классов Автор: Кривошеева Наталия Анатольевна учитель начальных классов.
Презентацию выполнила Богатырёва Татьяна Николаевна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 352 г.Санкт-Петербург А. С. Пушкин.
Транксрипт:

Императорский Царскосельский Лицей

История Царскосельского Лицея Царскосельский Лицей – высшее привилегированное закрытое учебное заведение в России для детей дворян. Основан в 1810 году в Царском Селе по указу императора Александра I; открыт 19 октября 1811г. В лицей принимались дети лет, число воспитанников составляло от 30 до 100 человек

Особенности обучения и воспитания в Императорском Царскосельском Лицее Обучение Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 года – четыре класса по полтора года). За это время изучались следующие дисциплины:

- нравственные (этика, Закон Божий); логика, правоведение, политическая экономия; - словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); - исторические (российская и всеобщая история); - физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, физическая география, статистика); - изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование; танцы, фехтование, верховая езда, плавание) - нравственные (этика, Закон Божий); логика, правоведение, политическая экономия; - словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); - исторические (российская и всеобщая история); - физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, физическая география, статистика); - изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование; танцы, фехтование, верховая езда, плавание)

Гимназия – Обучение в Лицее длилось 6 лет и делилось на 2 курса: - первый курс давал образование, равное объему изученного материала в старших классах гимназии - второй курс давал высшее университетское образование После первого курса сдавали переходные экзамены, а после второго - выпускные Публичные экзамены проводились каждые полгода всеми профессорами в присутствии директора. Отличившиеся на этих экзаменах ученики получали награды и поощрения __________________ Гимназия – государственное учебное заведение. Учебные предметы российских гимназий начала ХIХ века: российская словесность и логика, закон Божий, иностранные языки (латинский, немецкий, французский, греческий языки); математика, география, статистика физика; история; рисование и чистописание

Илья Репин. Лицейский экзамен

А.С. Пушкин. Воспоминание в Царском селе Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшей головой. Так отрок библии, безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев наконец родимую обитель, Главой поник и зарыдал. В пылу восторгов скоротечных, В бесплодном вихре суеты, О, много расточил сокровищ я сердечных За недоступные мечты, И долго я блуждал, и часто, утомленный, Раскаяньем горя, предчувствия беды, Я думал о тебе, предел благословенный, Воображал сии сады. Воображаю день счастливый, Когда средь вас возник лицей, И слышу наших игр я снова шум игривый И вижу вновь семью друзей. Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым, Мечтанья смутные в груди моей тая, Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым, Поэтом забываюсь я.

И въявь я вижу пред собою Дней прошлых гордые следы. Еще исполнены великою женою, Ее любимые сады. Стоят, населены чертогами, вратами, Столпами, башнями, кумирами богов И славой мраморной, и медными хвалами Екатерининских орлов. Садятся призраки героев У посвященных им столпов, Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев, Перун кагульских берегов. Вот, вот могучий вождь полунощного флага, Пред кем морей пожар и плавал и летал. Вот верный брат его, герой Архипелага, Вот наваринский Ганнибал.

Среди святых воспоминаний Я с детских лет здесь возрастал, А глухо между тем поток народной брани Уж бесновался и роптал. Отчизну обняла кровавая забота, Россия двинулась, и мимо нас летят И тучи конные, брадатая пехота, И пушек медных светлый ряд. ___________________ На юных ратников взирали, Ловили брани дальний звук И детские лета и…… проклинали И узы строгие наук. И многих не пришло. При звуке песней новых Почили славные в полях Бородина, На кульмских высотах, в лесах Литвы суровых, Вблизи Монмартра….

На первом этапе обучения предпочтение отдавалось словесным наукам. Самое большое количество часов в неделю было отведено грамматике, историческим наукам и иностранным языкам. На втором этапе обучения большее внимание уделялось изучению нравственных, физических и математических наук. В Лицее 6 дней в неделю были учебными. Обучение длилось почти целый год - в августе были каникулы. Учебно-воспитательный процесс в Лицее был организован грамотно: учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, поэтому у воспитанников не возникало ощущения перегруженности. А.Д. Илличевский так писал об этом: «…у нас царствует свобода, нет скучного заведения сидеть на местах… летом досуг проводим в прогулках. Зимою в чтении книг, иногда представляем театр…»

В первые годы обучения оценок в лицее не ставили. Вместо этого профессора регулярно составляли характеристики, в которых анализировали природные наклонности ученика, его поведение, прилежание, успехи. Считалось, что подробная характеристика помогала работе с учеником лучше, чем однозначная оценка

Важнейшее место в программе обучения в Императорском Царскосельском лицее отводилось глубокому изучению российской истории. Развитие патриотических чувств тесно связывалось со знанием родной страны, ее прошлого, настоящего и будущего. Большое внимание уделялось изучению жизнеописаний великих людей – считалось, что исторические примеры помогут самовоспитанию личности, научат великому служению Отечеству.

Распорядок дня воспитанников Императорского Царскосельского Лицея: 6.00 – подъем, молитва; – уроки; 9.00 – – прогулка; – уроки; – – прогулка; обед; – – чистописание или рисование; – – уроки; – чай; До – прогулка; – – повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам – танцы или фехтование); – ужин; – молитва и сон.

Воспитание В будущих государственных деятелях старались развить чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Между лицеистами взаимоотношения регулировались определенными правилами, текст которых был вывешен в коридоре 4-ого этажа. В «Правилах» указывалось, что «все воспитанники равны… а потому никто не может гордиться перед прочими чем бы то ни было, воспитанники должны жить между собой мирно и дружно»; что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику – значит, не уважать его». Благодаря этим правилам и стараниям педагогов в Лицее жил дух товарищества и сплоченности. Никто никогда не выдавал провинившихся, если он сам не признавался в содеянном. Лицеистам запрещалось ругать служителей, даже если они были крепостными людьми

Поощрения и наказания В Лицее была своя система наказаний и поощрений. Например, провинившиеся ученики сидели на задних партах в классе и во время еды, записывались на специальной черной доске белыми буквами. Лицеистов могли лишить общего стола и посадить на хлеб и воду, но такое наказание могло продолжаться не более двух дней. Иногда лицеисты могли и сами наказать провинившегося. Николай Николаевич Фиге, выпускник Императорского Царскосельского Лицея, вспоминал об этом так: «Одним из самых тяжких наказаний было отлучение от класса, когда по постановлению класса все товарищи переставали не только говорить, но и иметь общение с отдельным воспитанником». Телесные наказания в Лицее не использовались. Еще один вид лицейского наказания – лишение на один день лицейского мундира и облачение в одежду, в которой воспитанник приехал из дома

Отличившихся воспитанников поощряли. Их имя записывали на специальной белой доске золотыми буквами. Ученикам, успешным в определенной науке, дарились книги с подписью директора и профессора той науки, в которой ученик показал успехи. В конце обучения выпускники получали медали и похвальные листы

Знаменитые выпускники Императорского Царскосельского Лицея: Бакунин Александр Павлович Горчаков Александр Михайлович Дельвиг Антон Антонович Илличевский Алексей Демьянович Кюхельбекер Вильгельм Карлович Пушкин Александр Сергеевич Пущин Иван Иванович Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович и другие

Герб и Девиз Лицея Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам второго директора лицея - Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к поэзии. Над всем этим начертан лицейский девиз: « Для Общей Пользы »

Царскосельский Лицей. Рисунок А.С. Пушкина в черновике VIIглавы «Евгения Онегина», 1831

Литература Литература 1.Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811 – – СПб.: Типография В.Ф. Киршбаума 2.Руденская С.Д. Царскосельский – Александровский лицей – – 1999 г. 3. Павлова С.В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. – Паритет, Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811 – 1817 гг): Историко-педагогический очерк. – М., 1999