Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 2.1. Основы семиотики лекции 1-2. 2.2. Строение знаковых систем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бытие 11 глава Заключительный урок. o Земля Сенаар. Как строяли тогда, как строят сейчас. Обжиг кирпичей как это происходит сегодня? Фото из Индии o Захотели.
Advertisements

Я мыслю – значит, существую. Рене Декарт. В чем неразрешимость ?
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Тема 4. Проксемика. Символическая природа имиджа. С точки зрения семиотики (науки о знаках) символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком.
Логические основы работы ЭВМ. Алгебра логики - наука о правильном мышлении.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить.
Основные понятия формальной логики Высказывания. Основные понятия логики Логика – наука, которая показывает, как должно совершаться мышление и каким правилам.

Предмет изучения кибернетики как теории управления.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Логические основы ПК. Понятие о науке логике Слово логика обозначает совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления или обозначает науку о.
10-11 класс.. Человек и информация Информация и общество Информатика как наука История развития Основные направления Теоретическая информатика Теории.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Транксрипт:

Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 2.1. Основы семиотики лекции Строение знаковых систем лекция 3. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ 2.3 Семиотическая концепция проектирования АСОИУ 2.4. Концептуальное проектирование Метафорическое проектирование Парадигматическое проектирование.

Лекции 1-2. ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ Семиотика как наука : Объект семиотики. Определения семиотики. Место семиотики в системе научного знания. История семиотики: Древнегреческие философы о языке. Божественная теория происхождения языка. XVII-XVIII вв. Фердинанд Де Соссюр.

Литература Основной материал лекции представлен в книгах: А. Соломоник. Семиотика и лингвистика. М.: Молодая гвардия, С. 17–33. Семиотика: Антология. Сост. Ю.С.Степанов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, С. 5–42.

СЕМИОТИКА КАК НАУКА ОБЪЕКТ СЕМИОТИКИ объекты семиотики: в языке, математике, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного, в общении животных, в жизни растений. предмет семиотики информационная система знаковая система общество природа человек (его организм, мышление, психика)

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: т.1–4. – М.: Рус. яз., 1989–1991. Семiотика – врачебная наука о признаках болезни. Советский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», – 1600 с. Семиотика – (греч. – ) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем ( гл. образом естественных и искусственных); – (мед) учение о признаках болезней (симптомах) и характерных их сочетаниях (синдромах).

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (2) Словарь по кибернетике / Под ред. В.М.Глушкова. К.: Гл. ред. Украинской Советской Энциклопедии, с. Семиотика – (от греч. – – знак, признак) наука об общих свойствах знаковых систем, т.е. систем конкретных или абстрактных объектов (знаков), с каждым из которых сопоставлено некоторое значение. К знаковым системам относятся естественные языки, искусственные языки (языки информационные, алгоритмические языки, языки программирования, языки международного общения типа ЭСПЕРАНТО), языки науки, системы сигнализации в человеческом обществе и животном мире и т.д. Семиотика включает три основных раздела: синтактика, семантика, прагматика.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМИОТИКИ (3) Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н.Караулов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Российская энциклопедия; Дрофа, – 703 с. Семиотика – (от греч. – – знак, признак) 1) Научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых(семиотических) систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы действующие в человеческом обществе (гл. обр. язык, а также некоторые явления культуры: обычаи, обряды, кино и т.д.); в природе (коммуникация в мире животных); или в самом человеке (напр. Зрительное или слуховое восприятие предметов, психологические категоризации, логические рассуждения); 2) Система того или иного объекта, рассматриваемая с т.зр. Семиотики в 1-ом значении: С. алфавита; конкретного фильма; лирики А.Блока; говорят о семиотике общества в целом и культуры. (Ю.Степанов)

ЗНАКИ И ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ЖИВОТНЫЕ ЛЮДИ СЛОЖНЫЕ И СОВЕРШЕНННЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ: человеческая речь и письмо, искусство, показания контрольных приборов, медицинская диагностика, сигнальные устройства и т.д. МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (1)

наука представлена в форме знаковых систем, человеческая цивилизация невозможна без знаков, человеческий разум неотделим от знаков, интеллект тождественен функционированию знаков. знаки изучаются с точек зрения ученых: лингвистов, логиков, философов, психологов, биологов, антропологов, психиатров, эстетиков, социологов, кибернетиков и др. НЕТ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ЗНАКОВ! МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (2)

Семиотика это наука в ряду других наук. Семиотика инструмент наук. Семиотика шаг в унификации науки, поскольку она закладывает основы любой другой частной науки о знаках такой, как лингвистика, логика, математика, риторика и эстетика. Семиотика объединяет ряды наук: МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (3) социальные, психологические, гуманитарные естественные, физико- математические, технические

ИЗУЧЕНИЕ НАУКИ ЭТО ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА НАУКИ: формальной структуры, отношений к обозначаемым объектам, отношений к пользователям языка. Семиотика создает общий язык, применимый к любому конкретному языку или знаку, а значит, применимый и к языку науки, и к особым знакам, которые в науке используются. МЕСТО СЕМИОТИКИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ (4)

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА спор между «натуралистами» и «конвенционалистами» о происхождении слов (имен) Суть спора поиск ответа на вопросы: Связаны ли имена", названия вещей, с самими вещами? Или же имена эти лишь простое соглашение (конвенция) между людьми о том, что данное имя должно означать? КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД: имена (слова) суть произвольные знаки и никак органически с обозначаемыми предметами не связаны. ИСТОРИЯ СЕМИОТИКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (1) ( гг. до Н.Э.)

Диалог «Кратил» ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (2) ( гг. до Н.Э.) Кратил: в словах отражается «естественное сходство» между формой слова и изображаемой им вещью Гермоген: «какое имя кто чему-либо установил, такое и будет правильным»

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (3) ( гг. до Н.Э.) Сократ: ЯЗЫК ЯВЛЯЕТСЯ «ИНСТРУМЕНТОМ»: 1)«Выходит, имя есть некое орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок орудие распределения нити». 2) «Следовательно, ткач будет хорошо пользоваться челноком, то есть как должно ткачу. А учитель будет хорошо пользоваться словом» 3) «Отыскав для каждого дела орудие, назначенное ему природой, человек должен и тому, из чего он создает изделие, придать не какой угодно [образ], но такой, какой назначен природой» 4)наименование вещей должно производиться «законодателем, а уж этот-то из мастеров реже всего объявляется среди людей». Ведь «законодатель... должен уметь воплощать в звуках и словах имя, причем то самое, какое в каждом случае назначено от природы» ВЕЩЬ ОТРАЖАЕТ СВОЮ ИДЕЮ, ИМЯ ЕЕ ИДЕАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: ПЛАТОН (4) ( гг. до Н.Э.) Сократ (продолжение) : «ЕСТЕСТВЕННОСТЬ» СЛОВ: Одни из них воспроизводят предмет по звуку, издаваемому предметом в реальной жизни, другие по его визуальной стороне. «ЕСТЕСТВЕННОСТЬ» СЛОВ НЕ БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО...«ты ведь не хочешь, чтобы и мы также отделались от нашего предмета, сказав, что первые имена установили боги и потому они правильны...» «естественность» имён результат огромных усилий лучших умов, направленных на поиски соответствий между лингвистическим инструментарием и обозначаемыми объектами, а в дальнейшем и их идеальными формами. Мысль Платона о знаковом континуум и иерархии знаков эпицентр современных семиотических построений

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ О ЯЗЫКЕ: АРИСТОТЕЛЬ ( гг. до Н.Э.) «De Interpretatione» (Об истолковании): «Язык результат соглашения, так как имена не возникают из природы вещей» «Речь представляет наши мысли, а письмо представляет речь» «Слова речи являются символами идей в мозгу, а написанные слова представляют речь»

БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (1) Библия: Книга Бытия 2:19 «И образовал Господь Бог из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его»

БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (2) Библия : Книга Бытия 11:1-9 «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и у всех один язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле»

БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (3) Лютер: Дар Языка утверждает высшую Правду тесной связи между языком и актом Создания. Наделение именами животных акт творения, утверждение подлинного места человека во всем этом процессе, утверждение гармонии микро и макрокосмоса и в то же время символ контроля человека, так как в именах он "познавал животных". Бомэ: «То, что Адам предстает в образе Бога, а не одного из животных, отражается в его знании природы всех существ; он ведь наделяет их именами в соответствии с их сутью, формой и содержанием. Он понимает язык природы, раскрывающийся во всей полноте в произнесенном слове; и в имени каждого существа заложена его сущность».

БОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА (4) ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ТЕОРИИ: Поиск праязыка, существовавшего до вавилонского смешения наречий. Выявление элементов праязыка, которые могли сохраниться в каждом из живых диалектов. Поиск того, какой из существующих языков ближе других стоял к первоначальному, данному Богом.

XVII-XVIII вв.: РЕНЕ ДЕКАРТ (1) ( ) «Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (Discours de la methode de bien conduire sa raison, 1730) В основе нашего мышления лежат врожденные представления: идеи числа и фигур, логические и математические понятия и формулы. Из врожденных идей возникает у человека язык: «Те, у кого мышление хорошо развито и кто правильно манипулирует своими мыслями, дабы сделать их ясными и доступными, легко может выразить желаемое, даже если он говорит только на языке Нижней Бретани и никогда не занимался риторикой»

XVII-XVIII вв.: РЕНЕ ДЕКАРТ (2) ( ) врожденные идеи результат Высшей силы предпосылки для развития языка, орудия четкого и ясного мышления Хочешь четко мыслить должен развить в себе заложенную от Бога искру! Любой живой язык инструмент для выражения заложенных заранее логических и математических предпосылок Философский язык основа нашего умственного развития он адекватно выражает самые глубинные и фундаментальные основы мысли

XVII-XVIII вв.: РЕНЕ ДЕКАРТ (3) ( ) ПОСЛЕДОВАТЕЛИ РЕНЕ ДЕКАРТА: М.Мерсен (Франция), епископ Джон Уилкинс (Англия), Лейбниц (Германия), ученые Академии в Пор-Рояле (Франция) … наше время Ноам Хомский.

XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (1) ( ) Исходные постулаты сенсуалистов: Всякое знание возникает в мозгу на базе ощущений, получаемых человеком от окружающей среды при помощи органов чувств. Вся работа мозга по ориентировке в мире, любое познание питается ощущениями извне, а вовсе не врожденными идеями. Хьюм: «Нет в мозгу ничего, кроме того, что получено в результате ощущений от наших органов чувств».

XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (2) ( ) «Опыт о человеческом разуме», глава 3. «О словах» (1690). Слова представляют собой случайные и условные обозначения вещей, данных нам в ощущениях и представленных в мозгу как идеи: «Слова... не что иное, как символы наших идей. Они вовсе не отражают естественных связей между специфическими звуками и определенными идеями, ибо тогда был бы один язык для всех; они произвольно выбранные обозначения идей. Их используют как понятные символы для выражения идей; а идеи, ими выражаемые, и есть их подлинное и непосредственное наполнение».

XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (3) ( ) ЛОКК ВВЕЛ ТЕРМИН ЗНАК Знаки «символы наших идей». Идеи «подлинное и непосредственное наполнение» знака. Знаки орудие развития человека в особое высшее существо на земле. «Животные не обладают способностью к абстракции и созданию общих Идей, так как они не используют Слова или иные обобщающие знаки».

XVII-XVIII вв.: ДЖОН ЛОКК (4) ( ) ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЖОНА ЛОККА: Ф. де Соссюр основоположник семиотики. Л.Блумфильд: «Единственно справедливыми обобщениями, касающимися языка, являются выводы конкретного языкового анализа». Р.Робине: «Структуралисты так называемой «блумфильдовской» эпохи свели представления о языковых универсалиях до минимума и поставили описание наблюдаемых в языке форм во главу угла. Так они выводили частные категории и классы для каждого конкретного языка»

XVII-XVIII вв.: ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (1) ( ) «...слова вовсе не так произвольны и случайны, как это представляется некоторым, поскольку вообще нет ничего случайного в мире, и только наше незнание не позволяет иногда выяснить скрытую от нас причину». «... существует нечто естественное в связи между обозначаемыми вещами и звуковой формой слов, оно сохраняется в словах и в движениях артикуляционных органов». «Языки явно имеют естественную природу, основанную на звуках, которые наш ум воспроизводит в результате воздействия на него обозначаемого предмета». «Слова не только символы наших идей, но также и вещей».

XVII-XVIII вв.: ГОТФРИД ЛЕЙБНИЦ (2) ( ) «Даже допустив, что языки наши существенно изменились, мы не можем не согласиться, что в их основе лежит что- то примитивное, первоначальное. Это отражается даже в новых словах, которые вроде бы родились случайно, но в результате некоторых физических причин». Лейбниц занимался этимологией языков: от китайского, языков Азии на Востоке до баскского на Западе и даже языков субтропической Африки. Цель: найти «некий философский язык», который бы «помог в анализе нашего мышления». Такой язык мог уже существовать в природе, или быть изобретен.

XVII-XVIII вв.: ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (1) ( ) «Очерк о происхождении человеческого знания» (Essai sur L'origine des connoissances humaines, 1746) У людей есть две предпосылки для мышления: «сила привычки и сила размышления... Сила привычки достаточна для удовлетворения всего абсолютно необходимого при сохранении вида. Инстинкт состоит из привычки и не включает размышление... Сила размышления, имеющаяся у нас помимо привычки, отвечает за наше мышление» «мышление...это не более, чем знание того, как оперировать процессом рассуждения». Оно базируется на «связи идей», которая осуществляется при помощи общих знаков: «...язык наиболее яркий пример таких связей, и его мы составляем произвольно». МЫ САМИ СОЗДАЕМ ЯЗЫК ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

XVII-XVIII вв.: ЭТЬЕН КОНДИЛЬЯК (2) ( ) Виды знаков: 1. Случайные (непроизвольные) знаки, возникающие стихийно. 2. «Естественные» знаки «крики, коими природа наделила нас, чтобы выражать радость, страх, боль, огорчения и т.д.». 3. Утвержденные, произвольные знаки «кои мы избрали для себя, и которые имеют лишь конвенциональную связь с нашими идеями». «Намеренное использование даже нескольких простых знаков расширяет возможность Мозга и способность к размышлению; а это, в свою очередь, улучшает сами знаки, увеличивает их число и делает их применение привычным для нас. Мозг и использование знаков будут развиваться к взаимной выгоде и в направлении прогресса обоих слагаемых». «Если идеи, составляющие мысль, возникают в мозгу симультанно, вовне они появляются последовательно; именно наш язык снабжает нас инструментом анализа наших мыслей».

ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (1) ( ) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Первое положение. «Знак» не только то, что представляет нечто иное (а не самое себя), но еще и связь между двумя вещами: «Лингвистический знак объединяет... понятие и акустический образ». То, что отображается в знаке signifie (обозначаемое), его акустический образ signifiant (то, что обозначает). «Язык можно сравнить с бумажным листом. Мысль составляет одну сторону листа, а звуковой образ вторую. Так же, как нельзя взять ножницы и разрезать одну сторону, не повредив вторую, в языке невозможно изолировать звуковую сторону от содержательной, мысль отделить от звучания».

ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (2) ( ) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Второе положение. Языковой знак произволен, и развертывается линеарно. «Слово произвольный знак и нуждается в пояснении. Нельзя понимать его так, как будто бы сигнал полностью зависел от выбора говорящего (мы увидим, что пользователь языком не волен произвольно изменить знак, установленный в лингвистическом сообществе). Это означает, что знак немотивирован, произволен по отношению к обозначаемому, что между ними нет естественной связи».

ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (3) ( ) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Третье положение. Все знаки языка образуют систему (семиотическую систему): «Язык это система, в которой все элементы тесно связаны между собой, и значение каждого элемента зависит от симультанного соотношения других элементов». «Язык это система сопоставимых весов, не определяемая ничем, кроме временного соотношения значений своих компонентов... в каждый момент она зависит от соотнесенных между собой компонентов системы».

ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (4) ( ) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Четвертое положение. Существуют два подхода в изучении языка: диахронный (исторический) и синхронный. Принципиально возможно выделить второй подход: Язык в каждый данный момент система в сиюминутном равновесии всех ее элементов. «Всегда и всюду существует этот сложный баланс слов, поддерживающих Друг друга во взаимном переплетении. Иначе говоря, язык больше форма, чем содержание».

ФЕРДИНАНД ДЕ СОССЮР (5) ( ) ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: Пятое положение. Лингвистика может рассматриваться как часть науки, которую можно назвать semiology (современное название семиотика) и которая «будет изучать природу знаков и законы ими управляющие» Главный вклад Соссюра в лингвистику:...«если мне в какой-то мере удалось более точно определить место лингвистики среди других дисциплин, это произошло потому, что я соединил ее с семиотикой».