Создание Российской Академии наук. План лекции Исторические условия создания РАНИсторические условия создания РАН Первые учреждения РАНПервые учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реформы начала 18 века Маргарита Римша 10 класс. ПЁТР ПЕРВЫЙ ( ) Выдающийся государственный деятель Царь-реформатор Самодержец.
Advertisements

Преобразования в области культуры и быта. Образование 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В
Исторический проект. 1 этап – погружение в проект. Тема проекта: Российская империя при Петре I. Цель проекта: 1. Сформировать представления учащихся.
Просвещение и образование петровского времени. Реформы Петра в области культуры.
Эпоха просвещения в России XVIII век 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 1) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ ПЕТРЕ I 2) ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПРИ.
Культура при Петре I.. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была.
Урок окружающего мира в 4 классе по УМК «Планета знаний». Эпоха преобразований. Петр I. Реформы в Российском государстве. (презентация к уроку) Зимакова.
От пера до компьютера. Первобытные люди В примитивных, перво- бытных обществах не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,
Тесты по теме «Дворцовые перевороты».. 1. Главную роль в дворцовых переворотах играла (и): А) стрельцы; Б) представители старой родовой аристократии;
8 февраля – День российской науки Указ Президента РФ 717 от 7 июня 1999 года Об установлении Дня российской науки: Учитывая выдающуюся роль отечественной.
Академия Наук
Русская Культура XVIII века. Презентацию подготовила Джанаева Камила 10 ( профильный ) класс.
1 Отражение преемственности уровней образования в содержании основных образовательных программ (дошкольное, начальное, основное образование): состояние,
Культура России в первой четверти XVIII века. Культура – это ? Культура (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание),
Преобразования Петра I 1682 – План 1.Учеба у Запада. 2.Развитие образование. 3.Новые правительственные учреждения. 4.Фискалы и прокуратура. 5.Областное.
Наука и образование 18 века План урока: 1. Академия наук 2. Естественные науки 3. Гуманитарные науки 4. Академические экспедиции 5. Выдающиеся техники.
Образование при Петре 1. Рассматривали образование при Петре 1 РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ: КИВИЛЁВ АРТЁМ, КОСТЕНКО ИВАН, ШОРИКОВ ИВАН.
Элективный курс. 11 класс СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Что такое конституция? Конституция США. Билль о правах и его значение. Мыслители Древнего мира, Средних веков.
И.Л. Кожемяко, преподаватель ГОУ СПО «Мариинский лесотехнический техникум»

Транксрипт:

Создание Российской Академии наук

План лекции Исторические условия создания РАНИсторические условия создания РАН Первые учреждения РАНПервые учреждения РАН Социо-культурные условия формирования науки в РоссииСоцио-культурные условия формирования науки в России

Образование европейских академий 1739 г. - Мюнхенская Академия наук и т. д. конец XVI – начало XVII вв.- Флорентийская Академия дель Чименто (Италия) гг. Королевское общество(Лондон) – Английская Академия наук 1666 г. – Парижская 1700 г. – Берлинская 1724 г. – Петербургская 1739 г. – Стокгольмская Создание Российской Академии наук 3 Исторические условия создание РАН

22 января 1724 года на заседании Сената был утвержден проект положения об учреждении Академии наук 28 января 1724 года опубликован Указ Сената об учреждении Академии наук: «указал учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам и переводили бы книги» Создание Российской Академии наук 4 Исторические условия создание РАН

28 января 1724 года опубликован Указ Сената об учреждении Академии наук поэтому 8 февраля (по новому стилю) - День Российской Науки Исторические условия создание РАН Создание Российской Академии наук 5

Задачи Академии Наук Переводческая работа Академия есть научно-исследовательское и учебное учреждение: при ней университет и гимназия Петр I: «…невозможно, чтоб здесь следовать в прочих государствах принятому образу, но надлежит смотреть на состояние здешнего государства» Академия «собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные ныне обретаются, знают, но и через новые инвенты (изобретения) оные совершать и умножить тщатся» Университет «собрание ученых людей, которые наукам высоким… до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают» Создание Российской Академии наук 6 Исторические условия создание РАН

Структура Академии наук и художеств Академия (направления работы) Математический класс географии и навигации механики (2) математики и астрономии Физический класс анатомии химии ботаники теоретической и экспериментальной физики Гуманитарный класс красноречия и памятников древности древней и новой истории права, политики и этики к а ф е д р ы Исторические условия создание РАН Создание Российской Академии наук 7

Управление Академией Император - верховный руководитель академии Президент - выборный (?!) Избрание членов академии чтобы тем, которые «в науках произошли, градусы академиков давать могли» Секретарь академии ведение ученой корреспонденции Для управления материальной частью устанавливались должности директора, двух его заместителей и одного чиновника, ведавшего деньгами Создание Российской Академии наук 8 Исторические условия создание РАН

Содержание Российской Академии Особенность Петербургской академии - создана государством и находится на его содержании (Академии Западной Европы сами изыскивали для себя средства с издательской деятельности) На содержание опускались денежные средства в размере рублей в год Академикам - «довольное жалование» Исторические условия создание РАН Создание Российской Академии наук 9

Первым президентом Академии наук был назначен лейб-медик Лаврентий Лаврентиевич Блюментрост Первый президент Академии Составитель проекта положения об учреждении Академии наук Создание Российской Академии наук 10 Исторические условия создание РАН

Официальное открытие академии Фактическое открытие Петербургской академии – в сентябре 1725 года, когда состоялась первая конференция академиков Официальное открытие – в декабре 1725 года (большое публичное собрание) В течение 1724 год - переговоры с иностранными учеными о приглашении их на службу в Петербург Екатерина I Исторические условия создание РАН Создание Российской Академии наук 11

Первые (приглашенные) академики Якоб Герман (Шв.) Средний возраст академиков - 24 года Жозеф Делиль (Фр.) Георг Бюльфингер (Гер.) Христиан Мартини (Гер.) Даниил Бернулли (Шв.) Николай Бернулли (Шв.) Фридрих Майер (Гер.) Иоган Дювернуа (Гер.) Иоган Коль (Гер.) Мишель Бюргер (Гер.) Готлиб Байер (Гер.) Иоганн Бекенштейн (Гер.) Христофор Гросс (Гер.) Создание Российской Академии наук 12 Исторические условия создание РАН

Музей Кунсткамера - кабинет редкостей (организована в 1714 г.) первый в России музей Создание Российской Академии наук 13 Первые учреждения РАН

Кунсткамера диковинки природы – naturalia искусные произведения человеческих рук – artificialia разделение экспонатов по по полезности. Коллекция Альберта Себы ИСТОЧНИКИ: купленные в поездках коллекции Создание Российской Академии наук 14 Первые учреждения РАН

ИСТОЧНИКИ: купленные в поездках коллекции Коллекция Рюйша «смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом» Кунсткамера Создание Российской Академии наук 15 Первые учреждения РАН

Монстр Фома был коротышкой (126 см). На руках и на ногах росло по два пальца, похожих на клешни рака. ИСТОЧНИКИ: находки и наблюдения населения Живые экспонаты - люди-уроды (монстры) Кунсткамера Создание Российской Академии наук 16 Первые учреждения РАН

ИСТОЧНИКИ: купленные в поездках коллекции Готторпский глобус снаружи внутри Кунсткамера Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 17

Указ 1718 г. : "Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди...", посуду, оружие, -- словом, все, что "зело старо и необыкновенно" велено было приносить ИСТОЧНИКИ: находки населения Кунсткамера ИСТОЧНИКИ: экспедиции Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 18

1713 г. - Ботанический сад в Петербурге 1824 г. - Ботанический музей Академии наук Ботанический сад Никитский ботанический сад (с 1812 г.) Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 19

основана в 1714 г. по указу Петра I Библиотека ИСТОЧНИКИ: библиотека Аптекарского приказа + библиотека герцога Курляндского + Готторпская библиотека (книги, полученные Петром I в дар от герцога Голштинского) в 1725 г. передана в ведение Академии наук Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 20

В настоящее время - Библиотека Российской Академии наук Библиотека Одна из крупнейших библиотек мира, главная библиотека Российской Академии наук (РАН) со статусом научно-исследовательского института в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, книговедения, научного описания рукописей, консервации и реставрации документов, безопасности библиотек и архивов. Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 21

С 1728 г. - «Комментарии Петербургской академии наук» (лат.) - одно из ведущих научных изданий Европы Типография В гг. были созданы Физический кабинет с первоклассными по тому времени приборами Минералогический кабинет и др. Как писал в 1736 г. известный французский физик Ж. Ж. Дорту де Меран: "Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за шестьдесят лет упорного труда" Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 22

Середина 1740-х Первые академики из россиян Немного позже Г.В. Рихман М.В. Ломоносов В. К. Тредиаковский С. П. Крашенинников Н.И. Попов С.К. Котельников А.П. Протасов С.Я Румовский Первые учреждения РАН Создание Российской Академии наук 23

Экология науки – это изучение культурной среды, в которой формируется и живет ученый, изучение явных и неявных правил (предпочтений) выбора будущих профессий, традиций пользования книгами и др. источниками информации; это реконструкция явных или неявных представлений о смысле жизни, об отношениях с людьми – вне круга профессиональных обязанностей и с коллегами, определенное понимание общения, видение долга и ответственности человека перед людьми и обществом. Источник - книга Н.И. Кузнецовой «Социо-культурные проблемы формирования науки в России» Москва:УРСС, 1997, 264 с. Объект рассмотрения - экология Российской науки в период ее формирования Социо-культурные условия формирования науки в России Создание Российской Академии наук 24

Стартовый период - «импорт» науки в Россию Реформы Петра I: Диагноз происходящего - преобразование древней Руси, возникновение новой культуры Замена Боярской думы Сенатом бояре не притязают на верховную власть Замена патриаршества Синодом нет политической конкуренции со стороны церкви Отделение понятия «государства» от личности правителя (он - первый слуга государства), узаконивание государства с позиций Разума, а не с религиозных позиций Создание Российской Академии наук 25 Социо-культурные условия формирования науки в России

Стартовый период. Реформы Петра I Появление Сената отделяет в сознании людей власть царя (хозяина) от власти государства - важное достижение для русского культурного сознания начала XVIII века Создание условий для развития системы светского просвещения (школы, университеты, Академия) Властителю, тирану, самодержцу нужны жрецы, хранители «сакрального знания», а не ученые-исследователи... М. Раев: Реформы управления чисто внешние? Но форма в данном случае сильно влияет на содержание! Новый «институциональный стиль» имел большое значение, в частности, для духовного развития дворянства XVIII в. Создание науки - именно в «институциональном» стиле (создано было именно учреждение) Создание Российской Академии наук 26 Социо-культурные условия формирования науки в России

Создание нового стандарта города (Санкт-Петербург) Новые акценты: в центре - не Кремль (церковь-крепость), а Адмиралтейство (выход к морям), Биржа (торговля) и т.п. Городской центр призван демонстрировать новые социальные и культурные ценности - информационную открытость и деловитость Создание Российской Академии наук 27 Социо-культурные условия формирования науки в России Стартовый период. Реформы Петра I

Академический проект царя - правитель неграмотной страны дерзнул участвовать в развитии мировой науки, а не просто учиться тому, к чему иногда веками шли на Западе Санкт-Петербург - символ того, что гений монарха в силах обогнать время, что в историю можно войти не в результате долгого созревания, а сразу, одним героическим рывком (идея, популярная в XVIII в.) Создание Российской Академии наук 28 Социо-культурные условия формирования науки в России Стартовый период. Реформы Петра I

Необходимо было преодолеть традиции древнерусской грамотности, традиции издания и пользования книгами Книгопечатание И. Федоров «Апостол» И. Федорова Покупка типографии (1711 г.) Выпуск первой газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в окрестных странах» (с 1702 г.) Переводы нужных книг Введение гражданского шрифта Создание Российской Академии наук 29 Социо-культурные условия формирования науки в России Подготовка к созданию Академии наук

Указ 1714 г. об обязательном обучении для дворян Первое время - «монстров» больше, чем «нормальных» посетителей Угощение посетителям Создание музея - Кунсткамеры Фонды росли быстро, но порядка не было Посетителей мало Создание библиотеки Развитие просвещения Обязательное обучение, домашнее и заграничное, не давало дворянству значительного запаса научных знаний; но оно приучало дворян к процессу выучки и возбуждало невольно аппетит к знанию (В.О. Ключевский) Всеобщая паника в дворянском сословии дворянин-подросток не мог жениться, пока не получил свидетельства об окончании курса в элементарной школе Создание Российской Академии наук 30 Социо-культурные условия формирования науки в России

Обсуждение проекта Академии с Х. Вольфом и Г. Лейбницем к 1721 г. у Петра I сформировался проект Академии: не слушая советов известнейших философов своего времени, он поставил задачей Академии не только «распространение» знаний, но и «усовершенствование» их. Многие передовые русские люди также считали проект Петра нереализуемым Готфрид Лейбниц Лейбниц считал Россию «непочатым полем», где можно избежать заблуждений и ошибок, допущенных Западом, в сфере организации научных исследований и преподавании наук его идеи «отвлеченные», утопические Вольф разъяснял императору, что в данный момент вместо «усовершенствования» наук, лучше пригласить профессоров для чтения лекций; нет нужды приглашать знаменитостей, для «просвещения» в Россию могут поехать люди молодые, только начинающие свою карьеру в ученом мире. Создание Российской Академии наук 31 Социо-культурные условия формирования науки в России

Особенности «стартового» периода Воплощение утопического мечтания российского императора оказалось возможным, т.к. всему проекту был придан вполне земной и конкретный характер (никакого другого пути, кроме приглашения иностранцев на академическую службу не было) В результате этого периода наука была успешно привезена в Россию (это не есть формирование собственной науки, пока) Большое значение имело честолюбие вновь прибывших молодых ученых (помогало игнорировать непривычный уклад российской жизни) Обучение «природных русских» в академии поневоле становилось приближенным к практике научных исследований Создание Российской Академии наук 32 Социо-культурные условия формирования науки в России

Создание Российской Академии наук 33 Список использованных источников 1. История биологии: В 2 т. М.: Наука. Т Т Российская Академия наук в персоналиях за 200 лет ( ) ( 3. Э. И. Колчинский. Академическая наука в Саект-Петербурге и мировая культура// Вопросы истории естествознания и техники, 1999, 1 ( 4. Летопись РАН. Т. 1 ( гг.) Наука (Санкт-Петербург), Наука/Интерпериодика МАИК, 2000 г. 996 с. 5. Н.И. Кузнецова.Социо-культурные проблемы формирования науки в России.- Москва:УРСС, 1997, 264 с.