Дети мигрантов в России Елена Тюрюканова eturuk@hotbox.ru UNICEF.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации. Москва апреля 2011 Центр миграционных исследований Ю.Флоринская Проблемы.
Advertisements

Дмитрий Полетаев Центр миграционных исследований Дети мигрантов в московских школах.
Разработка модели адаптации мигрантов и их интегрирования в единое правовое и культурное поле крупных мегаполисов и регионов России.
Поддержка мигрантов на протяжении миграционного цикла Международная Организация по Миграции Москва 2011 Региональная программа в области трудовой миграции.
Социальная интеграция трудовых мигрантов из стран Центральной Азии в России пример Москвы и Санкт-Петербурга.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
ЦМИ Международная конференция Гендерные аспекты миграционной политики: извлеченные уроки и рекомендации апреля 2004 г. Московская обл., ст. Водники.
Фонд «Новая Евразия» Центр Миграционных исследований (ЦМИ) Круглый стол «Российская миграционная политика в период демографического спада» Москва, 17.
Программа Новосибирской области «Чужих детей не бывает»: опыт городской общественной организации Центр семейного образования и воспитания «СЕМЬЯ И ДЕТИ»
Внесемейные институты семейного воспитания детей дошкольного возраста в Санкт - Петербурге Студентка 3- го курса Ботвинченко А. С. НУГ « Семья и социальные.
Роль равных консультантов в процессе взаимодействия между НКО, медицинскими и социальными учреждениями М.В. Жукова - начальник отдела по вопросам демографии.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Безработица: причины и последствия. Структура занятости Нетрудоспособное Нетрудоспособное население Трудоспособное население (трудовые ресурсы): Добровольно.
Организация помощи беременным и молодым мамам. Актуальность проблемы Россия на сегодняшний день занимает первое место в мире по уровню абортов на душу.
КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕПЦИЯ молодежной жилищной политики в Российской Федерации Общероссийская общественная организация СОЮЗ МЖК РОССИИ.
Профилактика ранних отказов от детей Елена Ярская-Смирнова Центр социальной политики и гендерных исследований, Саратов.
Общественная организация «Пермская гражданская палата» «Общественная приемная для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации» г. Пермь, 2005 г.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ СТАРШЕГО ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ. 26 сентября 2015 г. Состав проектной команды 1. Боков.
СОЦИАЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО ( НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ « РОДИТЕЛЬСКИЙ МОСТ » НУГ «Семья и социальное неравенство» Сидоренко.
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Светлана Дементьева Томск 2012 Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Транксрипт:

Дети мигрантов в России Елена Тюрюканова UNICEF

Методология и данные Выборочный опрос трудовых мигрантов Выборочный опрос трудовых мигрантов – женщин Глубинные интервью с родителями - мигрантами Фокус-группы с женщинами – мигрантами с детьми в России

Постоянная миграция 2009 – 289 тыс. человек 2010 – 200 тыс. человек Трудовая миграция 2009 – 1,8 млн. человек 2010 – 1,6 млн. человек

Доля женщин в общей численности трудовых мигрантов (%) Источник: статистика ФМС

Женщины- трудовые мигранты по странам исхода, % Источник: статистика ФМС

Меняющийся образ «гастарбайтера» «Гастарбайтер» Мужчина, 31, семья на родине Молодая семья с ребенком Одинокая мать с ребенком Женщина, 58, пенсионерка Студент/ка Беременная женщина Мужчина, 66, пенсионер Многодетная семья с детьми Девушка, 16, не замужем Женщина, 29, семья на родине Женщина, 33, ВИЧ+

Миграция с детьми С детьми приезжают: 4% мигрантов – мужчин 14% мигрантов – женщин Около 1/3 женщин-мигрантов имеющих детей берут с собой (на момент опроса) 84% женщин, взявших с собой детей приехали полной семьей

Где находятся Ваши дети Варианты ответа% Все дети приехали со мной31 Кто-то из детей остался дома, а кто-то приехал со мной 3 Все дети остались дома63 Нет ответа3 Всего100

Социальная интеграция 11% женщин и 32% детей имеют доступ к бесплатной медицине Есть группа не посещающих школу (причина – отсутствие регистрации, медкарты, надо помогать на работе) Сначала я приехала сюда со средним ребенком в ноябре 2010 года, потом старшую привезла. Когда муж отказался помогать, привезла старшую, чтобы она мне помогала. (Аслия, Таджикистан, 40 лет) «Невидимы» для институтов социальной поддержки

Факторы Недоступность долгосрочного статуса или статуса резидента Неурегулированное правовое положение Нестабильность занятости, потеря работы - крах «Чем больше работы, тем лучше» «Нельзя болеть» Неформальность и нестабильность экономического положения «переносится» на семейные и гендерные отношения

Мои проблемы начались, когда я из роддома вышла. Я чуть не сдала ребенка [обратно] в роддом, лишь бы у него место было, чтобы не мучился на улице. Но мне как-то повезло, один парень, у него квартиранты, и он говорит мне: у меня жена домохозяйка, хочет нянькой работать. Ты не хочешь, чтобы она за твоим ребенком присмотрела, а ты бы работала? Я согласилась, но когда он узнал, что у меня денег вообще нет, он меня каждый день выгонял искать работу. Я с утра до вечера искала. Хорошо, что русские, москвичи, мне помогали, и коляску дали, и одежду давали. Я не знала, что есть организации, которые помогают таким как мы.

Миграция и неформальные семьи Масштабная миграция и увеличение доли женщин среди мигрантов привели к росту неформальных браков и распространению неформального родительства среди них. Такие неформальные семьи часто живут в ужасных условиях. Дети, которые появляются в таких семьях, зачастую являются «нежелательными», воспринимаются родителями как обуза. Иногда такие семьи заводят мигранты, особенно из стран Центральной Азии, уже имеющие одну семью на родине. Этот феномен получил название «вторая семья». Все это и в частной жизни создает вокруг мигрантов некое квази-семейное пространство, по сути такое же внеправовое, как то, которое окружает их в общественной жизни. В этих квази-пространствах не действуют обычные социальные и семейные нормы и не работают институты, царит неопределенность, социальное неблагополучие и безысходность.

Интеграция через детей Общения мало, а программа в школе постепенно затрудняется. Но сейчас лучше, потому что она все больше говорит, да и младший в сад ходит, по-русски разговаривает. И они дома уже между собой на русском говорят, и мы с ними иногда стараемся на русском дома разговаривать. Если честно, я в России чужой человек. Безопасность не чувствую. Ходишь пугаешься. Это может случиться, и это - может. Все мысли о ребенке – как он там. Дети одни гулять не ходят. Только если у меня выходной и погода хорошая, я выхожу с двумя младшими. А старшая у меня не выходит на улицу, не хочет, боится, русский язык не знает. (Аслия, Таджикистан, 40 лет)

Ксенофобия в школе Каждый 10-й отметил плохое отношение к его ребенку в школе

Миграция и беременность Материальные трудности Опасение потерять работу Страх остаться без медпомощи «Могут депортировать» Невозможность вернуться домой с ребенком Брошенные дети (203 зарегистрированных ребенка в Москве на 2010 г., чьи родители не имеют гражданства РФ)

Профиль трудовых мигранток Возраст -- 90% - старше 20 и моложе 50 лет -- средний – 35 лет, медиана – 34 года -- «после 45» – 20%, «после 50-ти» – 7% Страны происхождения -- растет миграция из стран ЦА Образование -- > 70% имеют профессиональное образование Семейное положение -- около 60% - состоят в браке, около 40% имеют детей до 16 лет

продолжение Этнический состав -- преобладают титульные группы, 15% - русские, преобладают этнически однородные семьи Знание русского языка -- из Таджикистана - более 30% знают недостаточно; из Узбекистана и Киргизии – около 20%; из стран Кавказа – 11-14%

1. Разработка и проведение политики активной интеграции детей мигрантов через российские образовательные учреждения всех уровней – от дошкольных до высших. Поощрение, а не создание искусственных препятствий тем родителям - мигрантам, кто готов доверить своих детей российской системе образования. Мигранты все разные и обладают различными потребностями, поэтому такие интеграционные программы должны быть достаточно гибкими: кому-то нужно изучение языка, кому-то – ориентации по получению образования в России и т.д. Интеграционные программы для детей должны финансироваться государством, а выполняться на местном уровне власти с участием гражданского общества. 2. Обеспечение беспрепятственного доступа к дошкольному и школьному образованию для детей мигрантов, организованного на тех же условиях, которые имеют дети российских граждан. Административные барьеры (требования регистрации, медицинского полиса и т.д.), затрудняющие доступ детей мигрантов к образованию, должны быть устранены, либо прохождение их облегчено. 3. Расширение возможностей дополнительного и бесплатного изучения русского языка для детей мигрантов; информация об этих возможностях должна быть доступна в каждом образовательном учреждении России. Ключевой фактор адаптации детей мигрантов, их успешной учёбы и дальнейшей жизни - уровень владения русским языком. 4. Противодействие сегрегации (концентрации мигрантов в «плохих» школах), созданию мононациональных школ. Регулярный обмен наилучшими практиками; широкое и открытое обсуждение мер в данной области. 5. Предоставление права детям мигрантов, независимо от их статуса, бесплатного обучения в учреждениях среднего профессионального образования в России (возможно, с обязательной отработкой на российских предприятиях 3-5 лет).

6. Предоставление права детям мигрантов, с отличием заканчивающим школы в России, участвовать в конкурсе на поступление на бесплатные отделения Вузов на тех же основаниях, что и российским гражданам. 7. Беспрепятственный и безусловный доступ к медицине для детей мигрантов, на тех же условиях, что имеют дети российских граждан. Например, на основе выдаваемого при поступлении в школу полиса обязательного медицинского страхования. Бесплатное проведение диспансеризации и вакцинации, а также иных медицинских мер, проводимых в российских образовательных учреждениях. 8. Введение льгот по получению вида на жительства и российского гражданства, как для родившихся в России детей мигрантов, так и для тех, кто заканчивает в России среднюю школу, ВУЗ или ССУЗ. 9. Обсуждение необходимых правоприменительных мер в отношении родителей-мигрантов, использующих труд детей, а также использующих детей для попрошайничества. 10. Обеспечение доступа женщин-мигрантов, независимо от страховых схем (ОМС или ДМС), к гинекологической и акушерской помощи, как для консультации и лечения, так и для ведения беременности и родов. Возврат возможности бесплатного прикрепления беременных к женским консультациям, с использованием для этого схем смешанного финансирования – средств российского и местных бюджетов, а также личных средств мигрантов. 11. Открытие специальных программ помощи одиноким мигранткам, рожающим в России детей. Открытие специальных приютов для таких мам с новорожденными детьми, привлечение к этому средств благотворительных организаций. 12. Организация доступа мигрантов, находящихся в трудной жизненной ситуации, к государственной системе социального обеспечения. 13. Создание единой базы по детям мигрантов для обеспечения их прав по получению школьного образования при перемещении по территории РФ их родителей или близких родственников, под опёкой которых они находятся. 14. Работа в диаспорах и национальных объединениях с детьми и их родителями. 15. Поддерживать работу общественных объединений, НПО, и других организаций гражданского общества, в том числе, через систему благотворительности и государственных грантов, направленную на работу с детьми мигрантов. 16. Развивать систему обмена опытом (спецсеминары для завучей, тренинги для социальных работников, волонтёров, сотрудников НПО) по работе с детьми мигрантов. 17. Проведение специальных углубленных исследований положения детей мигрантов в России.