1 http://som.pu.ru/about_som/depts/pa/courses/micro ec/ Путь: 1. Главная\О факультете\Кафедры\Кафедра ГМУ\Читаемые курсы\Микроэкономика (преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Advertisements

Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Раздел III: Микроэкономика Тема 4: Индивидуальный и рыночный спрос Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский оптимум 4. Условие равновесия потребителя. Потребительский.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Транксрипт:

1 ec/ Путь: 1. Главная\О факультете\Кафедры\Кафедра ГМУ\Читаемые курсы\Микроэкономика (преподаватель - Соколова Е.В.) 2. Главная\Преподаватели\Соколова Е.В.\ссылка "Микроэкономика" в разделе "Курсы, преподаваемые на факультете менеджмента".

2 Тема 2. Теория потребительского поведения и спроса

3 Спрос Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести благо при заданных условиях (цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.) –Цена спроса –Объем спроса Закон спроса Парадоксы закона спроса –Парадокс Гиффена

4 Функция спроса Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов: –Доходы –Вкусы –Цены на товары-заменители и взаимозаменяемые товары –Ожидания –Население

5 Функция спроса от цены Табличный способ Аналитический способ Графический способ Изменение спроса и изменение объема спроса

6 Предложение Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар при заданных условиях –Объем предложения –Цена предложения

7 Функция предложения Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов: –Технология –Цена факторов производства –Число продавцов –Прогнозы –Погода Изменение предложения и изменение объема предложения

8 Взаимодействие спроса и предложения Равновесный объем и равновесная цена Избыток спроса Избыток предложения

9 Теория потребительского поведения Решаемые вопросы Как формируется индивидуальный и рыночный спрос? Как будет меняться спрос под воздействием различных факторов?

10 Теория потребительского поведения Что необходимо определить Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при заданных ценах и доходе? Как изменится выбор потребителя при изменении цены одного из товаров или изменении дохода?

11 Введение Суверенитет потребителя – способность потребителя воздействовать на производителя Свобода потребительского выбора Homo economicus Парадокс ценности А.Смита

12 Бюджетное ограничение поведения потребителя Множество потребительского выбора (consumption choice set) есть совокупность всех наборов потребительских благ, доступных потребителю Что ограничивает выбор потребления наборов благ? –Имеющийся бюджет расходов, время и иные ограничения ресурсов потребления

13 Бюджетное ограничение Потребительский набор (consumption bundle), содержащий благо 1 в объеме x 1 единиц, x 2 единиц блага 2, и далее, включая x n единиц блага n, представлен как вектор x = (x 1, x 2, …, x n ). Обозначим цены рассматриваемых благ через p 1, p 2, …, pn.

14 Бюджетное ограничение ?: При каком условии потребительский набор x = (x 1, …, x n ) доступен потребителю при заданных ценах входящих в него благ p 1, …, p n ? Ответ: При условии, что p 1 x 1 + … + p n x n I, где I представляет собой величину имеющегося у потребителя дохода, который он может расходовать на приобретение благ.

15 Бюджетное ограничение Наборы, общая стоимость которых равна доходу потребителя, образуют его бюджетное ограничение (budget constraint) Бюджетное ограничение есть множество следующего вида: { (x 1,…,x n ) | x 1 0, …, x n ; p 1 x 1 + … + p n x n }

16 Бюджетное ограничение и бюджетное множество Бюджетное множество (budget set) потребителя есть совокупность всех наборов благ, которые доступны ему по совокупной стоимости их приобретения, B(p 1, …, p n, I ) = {(x 1, …, x n )| x 1 0, …, x n 0; p 1 x 1 + … + p n x n I } Бюджетное ограничение есть верхняя граница бюджетного множества

17 Бюджетное ограничение и бюджетное множество: графическое представление Наклон бюджетной линии: P x /P Y Бюджетное множество Линия бюджетного ограничения Y X I/P Y I/P X

18 Бюджетное ограничение При n = 2, когда по оси абцисс (горизонтальной) расположены значения x 1, наклон линии ограничения равен -p 1 /p 2. Что это означает с экономической точки зрения? Возрастание значения x 1 на 1 уменьшит значение x 2 на p 1 /p 2.

19 Бюджетное ограничение x2x2 x1x1 +1 -p 1 /p 2 Альтернативная стоимость дополни- тельной единицы блага 1 равна p 1 /p 2 единицам блага 2, от которых потребитель вынужден отказаться

20 Бюджетное ограничение x2x2 x1x1 Альтернативная стоимость дополните- льной единицы блага 1 равна отказу от потребления p 1 /p 2 единиц блага 2. Альтернативная стоимость дополнительной единицы блага 2 равна отказу от потребления p 2 /p 1 еди- ниц блага 1 -p 2 /p 1 +1

21 Больший доход расширяет множество доступных потребителю наборов благ Исходное бюджетное множество Новые доступные потребительские наборы x2x2 x1x1 Исходная и новая линии бюджетного ограничения парал- лельны, т.е. имеют одинаковый наклон

22 Как изменяются бюджетное множество и ограничение при уменьшении цены p 1 с p 1 до p 1 ? Исходное бюджетное множество x2x2 x1x1 I /p 2 I /p 1 Новые доступные по доходу наборы Происходит поворот линия бюджетного ограничения. Ее наклон становится более пологим: с -p 1 /p 2 до -p 1 /p 2

23 Две концепции моделирования поведения потребителя Кардиналистский подход –Количественный Ординалистский подход –порядковый

24 Экономическая рациональность Поведенческий постулат: Лицо, принимающее решение (ЛПР), всегда выбирает наиболее предпочтительную для себя альтернативу из числа доступных ему Модель выбора должна содержать: –описание системы предпочтений ЛПР –множество альтернатив, доступных ЛПР

25 Отношения предпочтения Все предлагаемые рынком наборы потребительских благ упорядочиваются потребителем по их предпочтительности –строгое предпочтение: x более предпочтителен в сравнении с y –слабое предпочтение: x не хуже, чем y –безразличие: x столь же предпочтителен, как и y

26 Рациональность отношений предпочтения Полнота (Completeness) Рефлексивность (Reflexivity) Транзитивность (Transitivity) –Монотонность –Локальная ненасыщенность –Выпуклость

27 Кривые безразличия Зафиксируем некоторый набор благ x в двухмерной системе координатЗафиксируем некоторый набор благ x в двухмерной системе координат Множество всех наборов, одинаково предпочтительных с x называется кривой безразличия, содержащей набор x; данное множество обозначим через u xМножество всех наборов, одинаково предпочтительных с x называется кривой безразличия, содержащей набор x; данное множество обозначим через u x

28 Кривые безразличия: графическое представление отношений предпочтения x2x2x2x2 x1x1x1x1 x x x x x x

29 Кривые безразличия x2x2x2x2 x1x1x1x1 zxy z x y x y z

30 Кривые безразличия x2x2 x1x1 x Все наборы, принадле- жащие u 1 строго предпочтительнее всех наборов из множества u 2 y z Все наборы из множества u 2 строго предпочтительнее наборов из u 3 u1u1 u2u2 u3u3

31 Кривые безразличия не пересекаются x2x2x2x2 x1x1x1x1 x y z u1u1u1u1 u2u2 u 1, x y. u 2, x z, y z Из определения u 1, x y. Из определения u 2, x z, откуда в силу транзитивности y z

32 Наклон кривых безразличия Товар, наличие которого в наборе в большем количестве всегда предпочтительнее меньшего, называется благом (good). Т.о., благо - это товар с положительным эффектом потребления Товар, наличие которого в наборе в меньшем количестве всегда предпочтительнее большего, называется антиблагом (bad). Т.о., анти-благо - это товар с отрицательным эффектом потребления Если в наборе присутствуют только блага, то кривая безразличия имеет отрицательный наклон по отношению к соответствующим осям

33 Наклон кривых безразличия Лучше Хуже Благо 2 Благо 1 Два блага кривая безразличия имеет отрицательный наклон

34 Наклон кривых безразличия Лучше Хуже Благо 2 Антиблаго 1 Одно благо и одно анти- благо Кривая безразличия имеет положительный наклон

35 Примеры кривых безразличия: совершенные заменители Если потребитель в любых условиях считает единицы благ 1 и 2 эквивалентными, то такие блага являются совершенными заменителями (perfect substitutes) Если набор благ состоит из совершенных заменителей, то его предпочтительность определяется общим количеством (total amount) этих благ

36 Примеры кривых безразличия: совершенные заменители x2x2x2x2 x1x1x1x u2u2 u1u1 15 8

37 Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага Если потребитель во всех ситуациях использует блага 1 и 2 в некоторой фиксированной пропорции (например, один к одному), то говорят, что такие блага являются совершенно дополняемыми (perfect complements) Предпочтительность наборов, составленных из совершенно дополняемых благ, определяется числом сочетаний (комплектов) этих благ в заданной пропорции

38 Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага x2x2x2x2 x1x1x1x1 u1u1 45 o Каждый из наборов (5,5), (5,9) и (9,5) содержит 5 комплек- тов благ 1 и 2. Поэтому данные наборы одинаково предпочтительны для потребителя

39 Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага x2x2x2x2 x1x1x1x1 u2u2 u1u1 45 o

40 Предпочтение с насыщением Набор благ, строго предпочитаемый всем другим, называется точкой насыщения (satiation point) Рассмотрим вид кривых безразличия для систем предпочтений с насыщением

41 Кривые безразличия с насыщением x2x2x2x2 x1x1x1x1 Точка насыщения

42 Кривые безразличия с насыщением x2x2x2x2 x1x1x1x1 Лучше Лучше Лучше Точка насыщения

43 Предпочтение с насыщением x2x2x2x2 x1x1x1x1 Лучше Лучше Лучше Точка насыщения Кривые безразличия

44 Summary: Кривые безразличия Определение геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать Свойства Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров Кривые безразличия не пересекаются Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон Кривые безразличия выпуклы к началу координат

45 Предельная норма замены благ MRS в точке x' характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит Геометрически MRS есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке x'YX x

46 Предельная норма замены благ Y X MRS lim {/} при 0 или иначе, dY/dX в MRS в точке x' есть lim { Y / X } при Y 0 или иначе, dY/dX в точке x Y X x

47 MRS и свойства кривых безразличия Абсолютное значение MRS убывает по мере возрастания X тогда и только тогда, когда система предпочтений потребителя выпукла Пример: Пример: предпочтения по качествам автомобиля Благо 2 Благо 1 MRS = 5 MRS = 0.5

48 Оптимум потребителя Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия –Пример: выбор потребителем качеств автомобиля Условие оптимума потребителя: MRS XY = – P x / P y

49 Выявленные предпочтения В.: Можно ли, зная выбор (оптимальный выбор) потребителя, определить его предпочтения? О.: Да, если мы располагаем информацией о достаточном количестве выборов, сделанных, когда уровни цен и дохода менялись

50 Количественный (кардиналистский) подход к определению полезности

51 Функция полезности Определение: Функцией полезности называется любая скалярная (имеющая числовые значения) функция U(X), заданная на множестве наборов благ X=(x 1,…x n ) и удовлетворяющая следующему свойству: для любых двух наборов X и Y U(X) U(Y), тогда и только тогда, когда X Y (X предпочтительнее Y)

52 Функция полезности: формальная запись где TU – общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …Q Z – объемы потребления товаров A, B,…Z в единицу времени

53 Предельная полезность Предельная полезность продукта i есть прирост полезности набора x, получаемый при изменении в нем количества продукта i на одну достаточно малую единицу при сохранении неизменными объемов других благ, т.е. Геометрически MU равна тангенсу наклона касательной к линии TU

54 Предельная полезность Например, если TU(x 1,x 2 ) = x 1 1/2 x 2 2, то

55 Предельная полезность Например, TU(x 1,x 2 ) = x 1 1/2 x 2 2, то

56 Первый закон Госсена Принцип убывающей предельной полезности Но!: во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться

57 Второй закон Госсена Формулировка условия оптимума потребителя где MU A, MU B, MU C … - предельные полезности товаров A, B, C.. - предельная полезность денег

58 Изменение оптимума потребителя при изменении различных факторов Линия «Цена-потребление» Линия «Доход-потребление» –Кривые Энгеля – кривые, характеризующие связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях

59 Реакция потребителя на изменение дохода Нормальные товары спрос меняется в том же направлении, что и доход –Товары первой необходимости –Предметы роскоши Малоценные товары (товары низшего качества) спрос меняется с противоположном от изменения дохода направлении

60 Эффект дохода и эффект замены Снижение цены на товар оказывает двоякое воздействие: –потребители получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательной способности ( реального дохода ) –станут потреблять большее количество подешевевшего товара и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже

61 Эффект замены Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным Эффект дохода Изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности ( реального дохода ), при неизменных ценах на другие товары

62 Рыночный спрос p1p1 p1p p 1 p1p1 35 p 1 Горизонтальная сумма кривых индивидуального спроса потребителей A и B 7 7

63 Эластичность Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины Точечная эластичность Дуговая эластичность

64 Интерпретация показателя эластичности Величина эластичности показывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1% Знак эластичности показывает прямую или обратную связь между показателями (–) показатели имеют обратную связь Y растет, Х падает, и наоборот (+) показатели имеют прямую связь

65 Прямая эластичность спроса по цене Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1% Qx(Px) 0 – товар Гиффена

66 Изменение эластичности при изменении цены товара =1 =0 = >1

67 Особые случаи эластичности спроса по цене P Q =0 Q*Q* P*P* =

68 Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса Наличие на рынке товаров-заменителей Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара Доля расходов потребителя на тот или иной товар Специфика рынков Период времени, прошедший с момента изменения цены Степень срочности приобретения данного товара

69 Показатели ценовой эластичности спроса для некоторых товаров (США) ТоварЭластичность спроса по цене Помидоры (свежие)4.60 Посещение ресторанов1.63 Стеклянная посуда1.34 Услуги такси1.24 ТВ- радио1.19 Мебель1.01 Жилищное строительство1.00 Алкоголь0.92 Кинотеатры0.87 Международные авиаперелеты0.77 Обувь0.70 Услуги юристов0.61 Ремонт автомобилей0.36 Медицинское страхование0.31 Бензин0.14

70 Эластичность спроса по цене и выручка производителей Неэластичный спрос Эластичный спрос MR TR Q Q P P a/ba/2b

71 Предельная выручка и прямая эластичность спроса The most powerful and useful result

72 Перекрестная эластичность спроса по цене Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены другого товара на 1% Qa(Pb) 0 – взаимозаменяемые товары Qa(Pb) =0 – независимые товары

73 Эластичность спроса по доходу Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1% Qa( I ) 0 – нормальный товар –0< Qa( I ) 1 – предмет роскоши

74 Структура совокупного потребительского спроса Потребительский спрос ФункциональныйНефункциональный Социальные эффекты Спекулятивный Нерациональный Эффект присоединения к большинству Эффект сноба Эффект Веблена

75 Структура совокупного потребительского спроса Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами, присущими самому товару Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с потребительскими свойствами самого товара

76 Структура совокупного потребительского спроса Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену

77 Структура совокупного потребительского спроса Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя