Методологические основания ФГОС Материалы курсов ПК руководителей ОУ Липецкой области по теме по теме: «ФГОС общего образования: нормативно- методологические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября 2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного.
Advertisements

Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
НАША НОВАЯ ШКОЛА Обновление образовательных стандартов Подготовили учителя начальной школы Толоконникова Д.Ю. Донских С.О.
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Системно-деятельностный подход как основа реализации основной образовательной программы школы. Бехтянова Юлия Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ.
Научные основы системно – деятельностного подхода.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Работу выполнили: Юханова Е.Н., учитель русского языка МОУ СОШ 4 Акименко В.И., учитель.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Транксрипт:

Методологические основания ФГОС Материалы курсов ПК руководителей ОУ Липецкой области по теме по теме: «ФГОС общего образования: нормативно- методологические основания, ключевые особенности и механизмы реализации»

Содержание образования и стандарт в образовании

Федеральные компоненты ГОС первого поколения включали : обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объём учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников. Ориентация на информационно-знаниевую модель общего образования

Определение стандарта Стандарт как совокупность документов (до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, 2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Стандарт как совокупность учебно- методических средств Стандарт как совокупность обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки выпускников, максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся Стандарт как совокупность трёх систем требований: к результатам освоения основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ; к условиям реализации основных образовательных программ

Цель, смысл образования Стандарт как совокупность документов (до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, 2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) «Триединая задача»: обучение, воспитание, развитие Система основ научных знаний (по различным предметным областям) Духовно- нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Понимание результата образования Стандарт как совокупность документов (до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, 2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Результат достижение заявленных целей, ЗУН Система знаний, узкопредметных умений и навыков Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты

Предмет регулирования Стандарт как совокупность документов (до 1992 г.) Стандарт первого поколения (ГОС-1998, 2004) Стандарт второго поколения (ФГОС) Образовательны й процесс: цели, содержание и методика, система воспитательной работы Учебный процесс: перечень изучаемого учебного материала, уровень освоения изучаемого материала Образовательны й процесс: цели и результаты образования, условия, необходимые для достижения результатов

ПНПО «Образование» интеграция урочной и внеурочной деятельности; структурное и содержательное единство всех разделов основной образовательной программы образовательного учреждения; ориентированность на совокупность личностных, предметных и метапредметных результатов образовательного процесса; создание комплекса условий для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения и др.

г. утверждена НОИ «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ Основные направления развития общего образования

«Наша новая школа» поэтапное внедрение ФГОС создание (развитие) общероссийской системы оценки качества общего образования реализация моделей и механизмов учёта внеучебных достижений обучающихся

КПМО ( гг.) 1. Введение новой системы оплаты труда (далее НСОТ) 2. Переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (далее НПФ) 3. Создание региональных систем оценки качества образования (далее РСОКО) 4. Развитие сети общеобразовательных учреждений.

Мероприятия ПНП «Образование» 1. Развитие муниципальных программ детей дошкольного возраста 2. Развитие дистанционного образования детей-инвалидов 3. Вознаграждение за классное руководство 4. Современная школа

ФЦПРО ( гг.) Мероприятия, направленные на создание и распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования

ФЦПРО. «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.

ФЦПРО. «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» современные модели доступного и качественного дошкольного и общего образования; модели региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием.

ФЦПРО. Повышение квалификации формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования; разработка примерных основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.

ФЦПРО. «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма; современные образовательные и организационно- правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; современные образовательные и организационно- правовые модели,

ФЦПРО. «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» обеспечивающие успешную социализацию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей; модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности; модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого- педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.

ФЦПРО. Обучение детей с ООП развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах; создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи; разработку и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.

Изменения структурных пропорций в российской экономике существенно повлияют на тенденции развития человеческого капитала установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности; готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям; высокая социальная активность; требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность; способность быстро адаптироваться к новым вызовам; компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

Смысл разработки ФГОС Создание условий для повышения качества российского образования, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность школы, готовность к новым социальным задачам: консолидации общества, формированию российской идентичности, выравниванию социальных возможностей людей

Разработка ФГОС Фиксирование в виде конвенциональной нормы - общественного договора современные запросы в отношении сферы образования со стороны личности, семьи, общества и государства

Стандарты - конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Разработка ФГОС Переход к «опережающей» модели развития российского образования с опорой на российскую ценностную, научную и культурную базу и учет национальных особенностей отечественной системы образования

Разработка ФГОС Формирование новой дидактической модели образования в условиях информационного общества, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса.

ФГОС НОО – СОВОКУПНОСТЬ ТРЕХ СИСТЕМ ТРЕБОВАНИЙ Структура требований к результатам Требования к личностным результатам Требования к предметным результатам Требования к метапредметным результатам Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализирован-ные цели образования. Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования

Концептуальные основы ФГОС 1.Единство преемственности и инновационности преемственно развивает многие идеи, реализованные (или декларированные) в предшествующих проектах образовательных стандартов (или их аналогах); обеспечивает преемственность, как ступеней общего образования, так и всей системы основных образовательных программ - от дошкольных до профессиональных. Инновационность ФГОС заключается, прежде всего, в том, что образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, системообразующего ресурса социокультурной модернизации России.

Концептуальные основы ФГОС 2. Переход от «догоняющей» модели развития образования и копирования западных моделей - к «опережающей» модели; 3. Гибкость и адаптивность системы образования по отношению к внешним запросам и мотивам личностного роста граждан России: системно-деятельностный подход, который позволяет на каждой ступени общего образования выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального и познавательного развития учащихся.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход Воспитание и развитие качеств личности, Переход к стратегии социального проектирования, Переход к стратегии социального проектирования, Ориентация на результаты образования, Признание решающей роли содержания образования, способов организации деятельности в достижении целей развития личности, Признание решающей роли содержания образования, способов организации деятельности в достижении целей развития личности, Учет индивидуальных особенностей,

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход Обеспечение преемственности, Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей обучающихся Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей обучающихся Гарантированность достижения планируемых результатов Гарантированность достижения планируемых результатов

Воспитание и развитие качеств личности воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества

Переход к стратегии социального проектирования переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся

Ориентация на результаты образования ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

Признание решающей роли содержания образования, способов организации деятельности в достижении целей развития личности признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся

Учет индивидуальных особенностей учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения

Обеспечение преемственности обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей обучающихся разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

Гарантированность достижения планируемых результатов гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениеСодержанияОбразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования

Результаты освоения основных образовательных программ как «приращения» в личностных ресурсах обучающихся: личностные результаты – фактор развития мотивационных личностных ресурсов; метапредметные результаты - фактор развития инструментальных ресурсов Предметные результаты – фактор развития когнитивных ресурсов.

Источники информации